kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция урочной деятельности по математике и внеурочной деятельности по шахматам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка отражает процесс интеграции обучения математике и шахматам как одного из действенных средств решения проблем математического образования в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция урочной деятельности по математике и внеурочной деятельности по шахматам»

Введение

Данная методическая разработка отражает процесс интеграции обучения математике и шахматам как одного из действенных средств решения проблем математического образования в начальной школе. Поскольку математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, то изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. В XXI веке человечеству придётся решать ряд сложнейших проблем, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества, ведь недаром XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов. Курс «Шахматы» реализует общее интеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, представляющая собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

  Цель настоящей Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

 Департаментом образования и молодежной политики Югры утверждена Концепция развития математического образования в автономном округе (приказ ДОиМП от 27 июня 2013 года № 676 «Об утверждении Концепции математического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).

Задачами развития математического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре являются:

  • модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики;

  • обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей», обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;

  • обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;

  • повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования), усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;

  • поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров;

  • обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;

  • популяризация математических знаний и математического образования.


По инициативе Губернатора ХМАО-Югры Н.В. Комаровой в школах региона с 1 сентября 2016 года было введено обязательное обучение шахматам. В нашей школе этот курс введен за счет внеурочной деятельности. Шахматы - это развивающая игра, требующая нестандартного творческого мышления. Увлеченный этой игрой ребенок становится собраннее, учится самостоятельно думать. Совершенствуются такие мыслительные качества у детей, как восприятие, память, воображение. Как учителю математики мне стало понятным, что именно внеурочные занятия шахматами - тот инструмент деятельности, который позволит «обеспечить отсутствие пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей».

Поэтому я считаю, что тема, выбранная мной, актуальна и значима, а гипотеза жизнеспособна.




















Содержание

Цели и задачи обучения математике согласно ФГОС достигаются различными средствами: обеспечением системно-деятельностного подхода к преподаванию, современными технологиями (проблемное обучение, ТРИЗ, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии). Считаем, что обучение шахматам является тем средством, которое помогает достигать цели математического образования.

Цели и задачи:

Выявить и обосновать условия для повышения качества математического образования посредством новых технологий, а также с помощью программного комплекса дистанционного обучения school.chessplanet.ru, компьютерного курса "Динозаврики учат шахматам".

Гипотеза:

Если объединить математическое и шахматное образование, то повысится качество успеваемости детей по математике, будет обеспечено достижение предметных, метапредметных, личностных результатов.

Предполагаемый результат:

- повышение познавательного интереса учащихся как к шахматам, так и к математике;

- повышение активности младших школьников в процессе урочно-внеурочной деятельности;

- формирование нестандартного творческого мышления, развитие воображения, восприятия, памяти;

- овладение навыками игры в шахматы;

- интеллектуальное развитие детей;

- результативное участие в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах различных уровней.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу (июнь-август 2016г.);

  2. Создать рабочие программы по математике и внеурочной деятельности по курсу «Шахматы»;

  3. Отобрать технологии для реализации проекта (август 2016 г.).

  1. Деятельностный

Задачи:

  1. Провести диагностики (сентябрь, май 2016-2017 гг.).

  2. Проводить мониторинги (октябрь-май 2016-2017гг.).

  1. Аналитический

Задачи:

  1. Провести анализ полученных результатов (май 2017г.)



Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаем, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса, акцентируется внимание на необходимость создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно - деятельностный подход.

Эффективными технологиями по формированию УУД являются: проблемное обучение, групповая работа, учебный диалог, ТРИЗ, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике применяем проблемное обучение. Суть его в том, что перед учениками ставится проблема (учебная задач) и вместе с ними рассматривается. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Любой изучаемый предмет в школе, по нашему мнению, начинается вовсе не со счета, не с изучения букв, понятий, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы.

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Групповая работа на уроках привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми;

– укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

– сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;

– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

На уроках используем следующие виды групповой работы:

– работа в парах;

– мозговой штурм;

– игра “Продолжи”;

– снежный ком;

В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы.

Учебный диалог можно считать специфическим видом педагогической технологии. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения. Считаем, что использование учебного диалога, позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта. Важно в структуру подводящего диалога включать разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение), которые позволят вспомнить пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволит ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся, если же это происходит, возникает принимающая реакция (“Так, кто думает иначе?”).

Приемы ТРИЗ - технологии:

Приём “Составь меню для Робина-Бобина-Барабека”.

Описание: прием для учащихся начальных классов ценен тем, что связан с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”. Начинается игра со слов: Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами: Ест он фрукты с овощами. 10 килограммов он вносит за день в рацион. Что ж при этом он съедает? Кто ж из вас скорей узнает?

Пример.

На плакате изображены фрукты и овощи. под каждым рисунком пример на сложение и вычитание. Задача детей: решить примеры так, чтоб сумма ответов составила определенное число. Например, сегодня меню для Робин-Бобин-Барабека составит 15 баллов.

Приём “Лови ошибку”.

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

•умение анализировать информацию;

•умение применять знания в нестандартной ситуации;

•умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Учитель дал несколько решенных примеров. Один или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Приём “Маша-растеряша”.

Описание: универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.

Формирует:

•умение определять проблему;

•умение находить разные пути решения проблемы;

•умение осуществлять поиск ресурсов для решения проблемы.

Пример.

Ученик, играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла (называет объект) – Как мне теперь выполнить (называет функцию)?») Другие дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования. Тот, кто предложил подходящий ресурс, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему).

Пример.

– Ой!

– Что с тобой?

– Потеряла!

– Что?!

– Число 5. Как я теперь 15 на 5 увеличу (уменьшу, умножу,...). Предлагается использовать вместо 5 сумму 1 и 4, 2 и 3 или разность (6–1; 9–4).

Приём “Морфологический ящик”.

Описание: прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах

Пример.

Сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;

Приём “Создай паспорт”.

Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Пример.

Может быть использован для создания характеристик:

Геометрических фигур, математических величин;

Приём “Развивающий канон”.

Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Пример.

Слагаемое – сумма = множители - ? Круг – окружность = шар -? Береза – дерево = стихотворение - ? Песня – композитор = самолет - ? Прямоугольник – плоскость = куб - ?

Приём “Ложная альтернатива”.

Описание: Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

•Сколько будет 8 и 4: 11 или 12?

•Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

•Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

•Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Приём “Игровая цель”.

Описание: универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Формирует:

•учебные умения;

•умение работать в команде;

•умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Пример.

На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Информационные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю, оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т. д.) помогает избежать таких проблем. В современной практике постоянно растет роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами последнего сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. В отличие от оценки, “Электронное тестирование” определяет уровень развития ребенка по каждому навыку. Динамика развития класса и индивидуально каждого ученика, как в целом по контрольным работам, так и по отдельным навыкам позволяет своевременно вносить коррективы в учебный процесс.

Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю, приходится решать проблему оказания помощи каждому ребенку в организации его личной самостоятельной деятельности в урочное время. Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальные возможности позволяют глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы. Каждый ребенок индивидуален, поэтому всегда нужно помнить о том, что требуется создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Каждый работает над своим заданием. Разные дети – разные задания, как правило, 2-3 уровней. Это время Тихой Самостоятельной Работы. Есть вопрос – подними руку, я подойду. Для индивидуальной самостоятельной работы подготовлены специальные дидактические пособия. Они содержат задания разной трудности. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он проявляет при этом максимум усилий, ответственности, рассчитывает на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Задания могут быть сформулированы и предложены учащимся как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход – примечательная черта демократизации обучения.

Организовать самостоятельную работу учащимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Нередко домашняя работа учащихся носит индивидуальный характер. Домашние задания могут иметь разные цели: закрепление знаний и практических умений, систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений, подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, учитель имеет возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода индивидуальные домашние работы носят и проверочный, и пропедевтический характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала

Обучение в школе — это очень тяжелый труд, и если не учитывать индивидуальные особенности ребенка, то можно надолго отбить охоту учиться в школе.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления трудностей в учебе.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, проводим физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Реализовывая ФГОС, для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности, которую применяем в своей работе. Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности.

Интеграция является фактором успешной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Изучив исторический опыт и опыт современных педагогов, приходим к выводу, что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга. Содержание программы внеурочной деятельности «Шахматы» связано с предметом «Математика».

Школьная программа "Шахматы" реализуется на базе компьютерного курса "Динозаврики учат шахматам" (автор Сергей Петрович Абрамов). Игра «Динозаврики учат шахматам» позволяет обучать как группу детей, так и в индивидуальном порядке. Игра очень эффективна для обучения. Она помогает достичь базовых знаний. Пройдя ее, ребенок знакомится с шахматной доской, с названиями и ходами фигур, основными шахматными понятиями: рокировка, мат, пат, шах, горизонтали, диагонали. Узнает основные принципы игры в начале партии. Главным достоинством данной программы является то, что ребенок может свои знания применять на практике, играя с динозаврами (с компьютером) (Приложение I). Для психологической поддержки ребенка на первых уровнях ему дается перевес. Таким образом, подобный метод позволяет преодолеть страх ребёнка перед игрой. Всего в программе шесть уровней. При прохождении всех шести ребенок достигает уровня 5-4 разрядов по шахматам. После каждого занятия детям дается практическое задание в игровой форме. При прохождении каждого задания герой, которым играет малыш, подрастает. Это очень важный момент в игре. Все дети мечтают быть взрослыми и всячески стараются копировать их поведение. А желание подрасти, то есть стать взрослым, мотивирует ребенка играть дальше. В игре ребенок растет, чтобы победить динозавра. Данное отступление от занятий дает ребенку возможность отдохнуть от тренировки и наглядно увидеть результат своего труда.

Программа очень эффективная и мотивирует ребенка продолжать занятия шахматами. Игра детям очень нравится, их сложно оторвать от нее (Приложение I)

Также используем программный комплекс дистанционного обучения на school.chessplanet.ru. Дистанционные уроки проводит Югорская Шахматная Академия. Каждый урок для начинающих включает теоретический материал, который подготовлен Тренером Высшей категории международным мастером Сергеем Слугиным, а также практический материал для тестирования школьников (задания для работы в классе, дома и повышенной сложности). Работать с программным комплексом можно в любое время (не привязываясь к любому расписанию), когда в школе есть доступ к сети Интернет или есть возможность у учеников работать дома. Этот комплекс включает 102 анимированных урока для начинающих (3 года обучения; 102 урока в сумме - по 34 урока для каждого года. Каждый урок в курсе включает следующие составляющие: анимированную и озвученную теорию (5-15 минут), задания для практической работы в классе, дома и задания повышенной сложности) (Приложение II).

Активно применяем демонстрационную шахматную доску (Приложение III).

Большую помощь в реализации курса «Шахматы» оказывает сотрудничество с городским МО «Шахматы» под руководством Марата Мансуровича Мухаммадиярова (являюсь членом МО). Марат Мансурович проводит семинары, интернет-сессии шахматного мастерства (слушали: выступление по SKYPE Генерального директора московской компьютерной фирмы ОАО «Дайв», специализирующейся на создании обучающих шахматных программ Сергея Петровича Абрамова, создателя знаменитых «Динозавриков»; доклад учителя МБОУ «СШ №12» г. Нижневартовска Соколовой Тамары Владимировны на тему «Компьютерные шахматы как идеальный способ овладения обучающимися начальной школы универсальными учебными действиями», имеющего опыт работы во Всесоюзных лагерях «Артек» и «Орленок»; выступление Сергея Петровича Абрамова, главы одного из мировых лидеров по созданию компьютерных программ, позволило адаптировать к собственной деятельности «Методические рекомендации для педагогов» по предмету «Компьютерные шахматы», Сергей Петрович поделился со слушателями превосходной подборкой примеров, при решении которых ребёнок лучше всего осознаёт возможности каждой фигуры).

Урок математики и шахматы - это поле деятельности, где наиболее полно могут раскрываться интеллектуальные, духовные, нравственные способности ученика. Шахматы - это развивающая игра, требующая нестандартного творческого мышления. Увлеченный этой игрой ребенок становится собраннее, привыкает самостоятельно думать. Совершенствуются такие качества у детей, как восприятие, память, воображение. Именно использование шахмат на уроке математики способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

В 1 классе на уроке математики используем шахматы при изучении тем:

- Сравнение предметов.

- Числа от 1 до 10. В этой теме рассматриваются такие вопросы:

а) счет реальных предметов, полей, линий.

б) получение числа путем прибавления 1 к предыдущему числу, вычитание 1 из числа, непосредственного за ним при счете действия с шахматными фигурами.

в) состав чисел от 2 до 10. Отработка состава чисел из двух слагаемых. Предметная наглядность - шахматные фигуры.

г) геометрический материал - прямая, отрезок, ломаная.

При усвоении пространственных понятий «вверху», «внизу» вводит слово диаграмма - это изображение доски с фигурами. В диаграмме расстановка белых фигур в начальном положении находится внизу, а черные фигуры вверху. При изучении шахматной доски дети знакомятся с понятием «справа», «слева». Перед игрой необходимо правильно сесть за шахматную доску. Она должна лежать так, чтобы справа от играющего был белый квадрат, а слева черный. При знакомстве с цифрами показать горизонтальные линии, которые идут слева направо или справа налево. Эти линии отмечаются цифрами от 1 до 8. А при знакомстве с числами ученики сами начинают понимать прием образования следующего числа с помощью шахматных фигур.

Для усвоения и уточнения счета даются такие задания:

а) первая ситуация: «Что изменилось?» Дети закрывают глаза, а учитель в это время изменяет количество фигур или переставляет их.

б) найти сходство и различие фигур. На шахматной доске пешки (сходство - все пешки. Отличаются по цвету).

в) соотнесение числа и шахматной комбинации - Что показывает число 1,2,4,8 в этой комбинации. (Количество 1 - ладья, 2 - короля, 4 - слона, 8 - пешек.) г) что обозначает число 8, 16, 32, 64 (8 - количество шахматных линий, по вертикали или по горизонтали, 16 - количество белых фигур или черных, 32 - количество всех шахматных фигур, 32 - количество белых полей или черных, 64 - всего полей.).

Для установления отношений между числами «больше» или меньше», «равно» можно использовать шахматные фигуры, закрепляя понятия «столько же» можно предложить такие задания:

- Что вы видите? (Белых пешек 7, а черных 8)

- Что надо сделать, чтобы их количество стало одинаковое?

(Чтобы белых пешек стало столько же, что и черных можно добавить одну белую пешку или убрать одну черную).

В первом классе дети получают первоначальное представление о линиях - прямая, отрезок, ломаная. После знакомства с правилами передвижения фигур на шахматной доске дети чертят в тетрадях ход каждой фигуры. Например, ход ладьи - самый простой и легче всего осваиваемый детьми. Ладья ходит по горизонталям и вертикалям, на любое количество клеток, только по свободным полям. У детей получаются в тетради прямые, отрезки. А ход коня напоминает букву «Г» поворачиваемую в разные стороны 2 поля вперед, одно вбок, или 2 поля вбок, одно вперед - получается ломаная Г.

В конце 1 класса дети уже хорошо знают название шахматных фигур, ходы и взятие фигур, начальную расстановку.

Во 2 классе, после изучения темы «Умножение» можно предложить детям упражнения на запоминание шахматных полей. Их 64. Учитель спрашивает: 3х4. Дети отвечают С7, - 6х6 (е 4), - 8х7 (f2). По принципу таблица Пифагора и Шахматная доска. Эта работа помогает запомнить таблицу умножения и хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно находить названные шахматные поля.

Симметрия в шахматах. Симметрия, как общий принцип гармонии в живой природе имеет глубокий смысл. Изучение ее проявлений, закономерностей играет важную роль в математике, физике, химии, биологии. Если каждую точку данной фигуры сместить каким-нибудь образом, то мы получим новую фигуру. Говорят, что эта фигура получена преобразованием из данной (Приложение IV).

Четность и нечетность. Цифры 2, 4, 6, 8 называются четными, а цифры 1, 3, 5, 7, 9 нечетными. Из признака делимости на 2 следует, что натуральные числа, которые делятся на 2, называются четными, остальные – нечетными. На шахматной доске также есть чётность и нечётность. Тут они связаны с номером хода.

В четвертой четверти проводим турнир по шахматам, в котором принимают участие все дети класса. Турнир покажет, насколько ученики овладели основами шахматной игры. (Приложение V). Планируется также турнир с родителями-шахматистами, участие в турнире «Белая ладья».

Участие детей в разборе шахматных комбинаций этюдов партий и игра между собой способствуют сплочению их в дружный коллектив, воспитывают отзывчивость, товарищество. На перемене можно видеть, как они играют в шахматы. Преимущество этой системы работы в том, что за 4 года детей обучаем основам мудрой игры. Она положительно влияет на развитие учащихся: учит логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, воспитывает волю и характер развивает память, т.е. активизирует мыслительную деятельность. Это как раз необходимо для повышения качества знаний по математике.













Заключение

С переходом муниципальной системы образования на новые образовательные стандарты, где приоритетом является способность молодых людей самостоятельно решать поставленные перед ними новые, еще неизвестные задачи, введение курса шахмат в школьную программу считается актуальным. Стандарты нового поколения предусматривают системно-деятельностный подход, который ставит задачу – учить искусству, приобретать знания с затруднениями (проблемные ситуации). А в игре шахмат как раз и ставится задача - разрешить проблемные ситуации, где они являются игрой (соревнованием), и в то же время у детей активизируется умственная деятельность, в процессе которой развивается интеллект, внимание и усидчивость. Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста. Ребята, сами того не замечая, приучаются к самоорганизации. Именно в этом феномене заключается успех шахмат. Еще в свое время об этом говорил В.А. Сухомлинский: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». Шахматы не подменяют, а дополняют традиционное обучение.

Гипотеза моя подтвердилась, интегрированные уроки дают положительные результаты, это видно по итогам проведения контроля. В качестве новой формы контроля регулярно провожу педагогическую диагностику в начале и в конце года. Она направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Диагностика дает возможность совершенствовать процесс обучения, приучить их думать, сомневаться, рассуждать. Результаты педагогической диагностики позволяют определить уровень достижений каждого ученика, дают возможность оказать необходимую помощь каждому ученику. Педагогическая диагностика и ее анализ помогает формировать универсальные учебные действия. Представленная диагностика показывает положительную динамику.


Средний балл в начале года

Средний балл в конце года

1 класс

61

65

2 класс

65

67

3класс

68

74



(Приложение VI-VIII).

Положительная динамика также наблюдается и в оценке предметных результатов по математике (Приложение IX).


Успеваемость

за 1 четверть

Успеваемость

за 2 четверть

Успеваемость

за 3 четверть

Успеваемость

за 4 четверть

2 класс

60%

65%

70%

72%

3 класс

71%

79%

82%




Данная методическая разработка может использоваться не только учителями начальных классов, но и педагогами, организующими внеурочную деятельность и занятия по дополнительному образованию.









































Литература:

  1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011г.

  2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р.

  3. Концепция развития математического образования в автономном округе (приказ ДОиМП от 27 июня 2013 года № 676 «Об утверждении Концепции математического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).

  4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских

Задач (ТРИЗ). - М.: изд-во «Советское радио», 1979г.

  1. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009г.

  2. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012г.

  3. Диагностические работы. Авторский коллектив: Журова Л. Е., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Кочурова Е. Э. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.

  4. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразват.учреждений/ Е.И.Булин-Соколова, Т.А,Рудченко, А.Л.Семенов, Е.Н.Хохлова. – М.: Просвещение, 2012г.

  5. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность: проблемно-ценностное общение. / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2013г.

  6. Проектные задачи в начальной школе /Под ред. А.Б. Воронцова, - М.: Просвещение, 2011г.

  7. И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений": Издательство "Духовное возрождение" (Обнинск), 2013г.

  8. И.Г. Сухин «Там клетки черно белые чудес и тайн полны»: Издательство "Духовное возрождение" (Обнинск), 2013г.

  9. http://school.chessplanet.ru/Authentication/SignIn?ReturnUrl=%2f

  10. https://smallgames.ws/3968-dinozavry_uchat_shakhmatam.html



















Приложение I





Приложение II







Приложение III























Приложение IV

Фрагмент урока математики.

Тема «Симметрия на клетчатой бумаге», 3 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»

После того как изучили тему и сделали вывод, что симметричные относительно оси точки находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, для закрепления пройденного материала предлагаю обратить внимание на изображение шахматной доски.

- Что заметили? (шахматная доска похожа на клетчатую бумагу, фигуры расположены симметрично относительно цетральной линии)

Даю задание: расположить фигуры противоположного цвета так, чтобы они были симметричны относительно центральной линии.



  1. 2.



3. 4.

(на 1 рис. - Са6, Lc6, Kg6; на 2 рис. - Сa1, Kb8, Kg3; на 3 рис. – Kc5, Lc3, Lf6; на 4 рис. – Ka8, Ca2, Cd5, Kf2, Lg8, Lh1. ) Такие задания детям нравятся и они помогают лучше усвоить материал.

Приложение V

Шахматный турнир 3б класс



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

1

Аббасов





1






0







0,5








1

1



2

Багатова



0,5




0

0



0



0,5




1


О,5




1

1


0.5

1


3

Бойко


0,5





0,5



0.5

0




0

1


1








0,5




4

Бурангулова






0





0




0





0,5







0,5

0


5

Бычихин

0








0.5


0






0,5




0





1



0

6

Гарковик




1


















0,5





1

0,5


7

Гимазов


1

0,5







1



0,5



1

1


1


0.5






1



8

Долгова


1









0

0,5


1









1

0.5

0,5




1

9

Дувалова





0,5







0,5



0




0





0,5






10

Дускаев



0,5








0




0












1

1


11

Иштыбаев

1

1

1

1

1



1


1


1



1

1

1

1

1


1

1

1



1


1


12

Канайкина








0,5

0,5


0



0,5



1

0.5





0.5







13

Кичайкин







0,5












0,5











14

Кудрявцева


0.5






0




0,5












0



0,5



15

Кузьмин



1

1



1


1

1

0





1




1

0,5









16

Маликов



0




0




0




0




0

0,5

0





0




17

Поташова





0,5


0




0

0















0,5



18

Суднякова

0,5

0

0








0

0,5








0,5








0,5


19

Салмин







0


1


0


0,5



1














20

Силантьева


0,5


0,5










0


0,5


0,5












21

Смехнов


1



1


0,5




0




0,5

1







1







22

Соловьева






0,5





0












0





0,5


23

Тимофеева



1





0



0

0,5









0

1




0




24

Умирзакова


0






0.5

0,5





1














0,5


25

Фатеева


0






0,5






















26

Хусеинов

0


0,5


0






0





1







1







27

Шевелёва

0

0,5


0,5


0




0




0,5



0,5













28

Юсупхажиева


0


1


0,5





0







0,5




0,5


0,5






29

Швец





1



0














































Приложение VI

Приложение VII

Приложение VIII

Приложение IX

Успеваемость по математике за 2015-2016 и 2016-2017 учебный год























26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интеграция урочной деятельности по математике и внеурочной деятельности по шахматам

Автор: Хрусталева Надежда Михайловна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414323


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства