kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция физики и математики при изучении понятий: первообразная, производная и интеграл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены принципы и подходы интеграции физики и математики при изучении понятий: первообразная, производная и интеграл.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция физики и математики при изучении понятий: первообразная, производная и интеграл.»

Интеграция физики и математики при изучении понятий: первообразная, производная и интеграл.

Болычева Яна Константиновна

Магистрантка 2 курса кафедры алгебры, геометрии и теории обучения математике. Курский государственный университет,

г. Курск, Россия

Аннотация

В данной статье рассмотрены принципы и подходы интеграции физики и математики при изучении понятий: первообразная, производная и интеграл.

Ключевые слова: производная, интеграл, функции, скорость, ускорение


Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет принципиальное педагогическое значение; она состоит не в служебной роли одного учебного предмета по отношению к другому, а в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития мышления учащихся.

Изучение математики требует опоры не только на предшествующие знания по данному предмету, но и на знания из общественных и естественных наук.

В общеобразовательной школе изучение математики и естественных дисциплин идет параллельно, и таким образом, математика зачастую используется в физике и даже в какой-то мере определяет ход физического образования. Именно поэтому преподавание физики и математики необходимо строить на взаимном использовании элементов математики в курсе физики и физических представлений при изучении алгебры и начала анализа. Это способствует решению трех главных дидактических задач:

1. Повышение научности последовательности учебной информации;

2. Побуждения познавательных интересов и активного отношения школьников к усвоению знаний и вследствие чего ускорение их умственного развития;

3. Формирование у учащихся научного мировоззрения.

Математический аппарат, используемый на уроках физики необходимо предварительно определить в соответствии с фундаментальными фактами, понятиями и теориями, содержащимися в учебной информации курса физики.

При формировании таких понятий, как величина, функция, производная, первообразная и интеграл возникает ряд трудностей: во-первых, позднее изучение в курсе математики перечисленных выше понятий затрудняет преподавание, например, механики в курсе физики; во-вторых, изучению всего курса физики препятствует недостаточное использование математического аппарата, это связано либо из-за позднего его формирования у учащихся, либо из-за отсутствия согласованности действий преподавателей физики и математики в использовании общих физико-математических понятий.

Выход из подобной ситуации состоит в совместном формировании у школьников понятий математического анализа в курсе физики и математики. Именно при параллельном изучении основ механики и основ математического анализа открываются наибольшие возможности для формирования как физических понятий – мгновенная скорость, мгновенное ускорение, перемещение, работа и т. д., так и математических – производная, первообразная и интеграл.

Рассмотрим наиболее подробно межпредметные связи физики и математики при изучении понятий: производная, первообразная и интеграл.

Выясним физический смысл производной. Рассмотрим движение точки по прямой. Пусть задана координата точки в любой момент времени x(t). Известно (из курса физики), что средняя скорость за промежуток времени

[t0; t0+ ∆t] равна отношению расстояния, пройденного за этот промежуток времени, на время, т.е.

(1)

Перейдем к пределу в последнем равенстве при ∆t → 0.

(2)

- мгновенная скорость в момент времени t0.

Физический смысл производной заключается в следующем: произ­водная функции y = f(x) в точке x0 - это скорость изменения функции f (х) в точке x0.

Производная применяется в физике для нахождения скорости по известной функции координаты от времени, ускорения по известной функции скорости от времени. То есть получаем:

u(t) = x'(t) - скорость,

a(f) = n'(t) - ускорение, или

a(t) = x"(t).

Если известен закон движения материальной точки по окружности, то можно найти угловую скорость и угловое ускорение при вращатель­ном движении:

φ = φ(t) - изменение угла от времени,

ω = φ'(t) - угловая скорость,

ε = φ'(t) - угловое ускорение, или ε = φ"(t).

Если известен закон распределения массы неоднородного стержня, то можно найти линейную плотность неоднородного стержня:

m = m(х) - масса,

р = m'(х) - линейная плотность.

С помощью производной решаются задачи из теории упругости и гармонических колебаний. Так, по закону Гука:

(3)

где x – переменная координата, k - коэффициент упругости пружины. Положив, что

(4)

получим дифференциальное уравнение пружинного маятника:

(5)

гдечастота колебаний, k - жесткость пружины.

Уравнение вида:

(6)

называется уравнением гармонических колебаний (механических, электрических, электромагнитных). Решением таких уравнений является функция

(7)

или

, (8)

где

А - амплитуда колебаний,

ω - циклическая частота,

φ0 - начальная фаза.

Интеграл, одно из важнейших понятий математики, возникшее в связи с потребностью, с одной стороны, отыскивать функции по их производным (например, находить функцию, выражающую путь, пройденный движущейся точкой, по скорости этой точки), а с другой – измерять площади, объёмы, длины дуг, работу сил за определённый промежуток времени и т.п. Соответственно с этим различают неопределенные и определённые интегралы, вычисление которых является задачей интегрального исчисления.

Определенный интеграл – одно из основных понятий математического анализа – является мощным средством исследования в математике, физике, механике и других дисциплинах.

В качестве примера рассмотрим задачи, приводящие к понятию определенного интеграла:

Задача о пройденном пути. Требуется найти путь, пройденный движущейся по прямой точкой за отрезок времени [t0; T],если известен закон изменения мгновенной скорости v = v(t). Разобьем отрезок [t0; T], моментами времени (точками)на n отрезков времени (частичных отрезков) и положим, что

. (9)

Наибольшую из этих разностей обозначим через λ:

. (10)

Если эти отрезки достаточно малы, то без большой ошибки движение на каждом из них можно считать равномерным, что дает для пути приближенное выражении:

, (11)

где τk— одна из точек сегмента .

Эта сумма:

, (12)

тем точнее выражает искомый путь s, чем меньше каждый из временных отрезков ., k = 1, 2, ..., n. Поэтому за путь s, пройденный точкой в течение промежутка времени T-t0 со скоростью v = v (t), естественно принять предел указанной суммы при λ→0:

(13)

Как видно из выше изложенного именно знание понятия производной позволяет количественно оценить скорость изменения физических явлений и процессов во времени и пространстве, например скорость испарения жидкости, радиоактивного распада, изменения силы тока и др.

Умение дифференцировать и интегрировать открывает большие возможности для изучения колебаний и волн различной физической природы и вместе с тем для повторения основных понятий механики (скорости, ускорения) более глубоко, чем они трактовались при введении, а также для вывода формулы мощности переменного тока и др.



Литература

  1. Предмет методики преподавания математики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fmf.gasu.ru/kafedra/algebra/1/elib/mpm_t/1.htm

  2. Вся элементарная математика (средняя математическая интернет-школа) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bymath.net

  3. Межпредметные связи курса физики в средней школе / под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева и др. - М. : Просвещение, 1987 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Болычева Яна Константиновна

Дата: 25.09.2018

Номер свидетельства: 478868


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства