Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет принципиальное педагогическое значение; она состоит не в служебной роли одного учебного предмета по отношению к другому, а в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития мышления учащихся.
Изучение математики требует опоры не только на предшествующие знания по данному предмету, но и на знания из общественных и естественных наук.
В общеобразовательной школе изучение математики и естественных дисциплин идет параллельно, и таким образом, математика зачастую используется в физике и даже в какой-то мере определяет ход физического образования. Именно поэтому преподавание физики и математики необходимо строить на взаимном использовании элементов математики в курсе физики и физических представлений при изучении алгебры и начала анализа. Это способствует решению трех главных дидактических задач:
1. Повышение научности последовательности учебной информации;
2. Побуждения познавательных интересов и активного отношения школьников к усвоению знаний и вследствие чего ускорение их умственного развития;
3. Формирование у учащихся научного мировоззрения.
Математический аппарат, используемый на уроках физики необходимо предварительно определить в соответствии с фундаментальными фактами, понятиями и теориями, содержащимися в учебной информации курса физики.
При формировании таких понятий, как величина, функция, производная, первообразная и интеграл возникает ряд трудностей: во-первых, позднее изучение в курсе математики перечисленных выше понятий затрудняет преподавание, например, механики в курсе физики; во-вторых, изучению всего курса физики препятствует недостаточное использование математического аппарата, это связано либо из-за позднего его формирования у учащихся, либо из-за отсутствия согласованности действий преподавателей физики и математики в использовании общих физико-математических понятий.
Выход из подобной ситуации состоит в совместном формировании у школьников понятий математического анализа в курсе физики и математики. Именно при параллельном изучении основ механики и основ математического анализа открываются наибольшие возможности для формирования как физических понятий – мгновенная скорость, мгновенное ускорение, перемещение, работа и т. д., так и математических – производная, первообразная и интеграл.
Рассмотрим наиболее подробно межпредметные связи физики и математики при изучении понятий: производная, первообразная и интеграл.
Выясним физический смысл производной. Рассмотрим движение точки по прямой. Пусть задана координата точки в любой момент времени x(t). Известно (из курса физики), что средняя скорость за промежуток времени
[t0; t0+ ∆t] равна отношению расстояния, пройденного за этот промежуток времени, на время, т.е.
(1)
Перейдем к пределу в последнем равенстве при ∆t → 0.
(2)
- мгновенная скорость в момент времени t0.
Физический смысл производной заключается в следующем: производная функции y = f(x) в точке x0 - это скорость изменения функции f (х) в точке x0.
Производная применяется в физике для нахождения скорости по известной функции координаты от времени, ускорения по известной функции скорости от времени. То есть получаем:
u(t) = x'(t) - скорость,
a(f) = n'(t) - ускорение, или
a(t) = x"(t).
Если известен закон движения материальной точки по окружности, то можно найти угловую скорость и угловое ускорение при вращательном движении:
φ = φ(t) - изменение угла от времени,
ω = φ'(t) - угловая скорость,
ε = φ'(t) - угловое ускорение, или ε = φ"(t).
Если известен закон распределения массы неоднородного стержня, то можно найти линейную плотность неоднородного стержня:
m = m(х) - масса,
р = m'(х) - линейная плотность.
С помощью производной решаются задачи из теории упругости и гармонических колебаний. Так, по закону Гука:
(3)
где x – переменная координата, k - коэффициент упругости пружины. Положив, что
называется уравнением гармонических колебаний (механических, электрических, электромагнитных). Решением таких уравнений является функция
(7)
или
, (8)
где
А - амплитуда колебаний,
ω - циклическая частота,
φ0 - начальная фаза.
Интеграл, одно из важнейших понятий математики, возникшее в связи с потребностью, с одной стороны, отыскивать функции по их производным (например, находить функцию, выражающую путь, пройденный движущейся точкой, по скорости этой точки), а с другой – измерять площади, объёмы, длины дуг, работу сил за определённый промежуток времени и т.п. Соответственно с этим различают неопределенные и определённые интегралы, вычисление которых является задачей интегрального исчисления.
Определенный интеграл – одно из основных понятий математического анализа – является мощным средством исследования в математике, физике, механике и других дисциплинах.
В качестве примера рассмотрим задачи, приводящие к понятию определенного интеграла:
Задача о пройденном пути. Требуется найти путь, пройденный движущейся по прямой точкой за отрезок времени [t0; T],если известен закон изменения мгновенной скорости v = v(t). Разобьем отрезок [t0; T], моментами времени (точками)на n отрезков времени (частичных отрезков) и положим, что
. (9)
Наибольшую из этих разностей обозначим через λ:
. (10)
Если эти отрезки достаточно малы, то без большой ошибки движение на каждом из них можно считать равномерным, что дает для пути приближенное выражении:
, (11)
где τk— одна из точек сегмента .
Эта сумма:
, (12)
тем точнее выражает искомый путь s, чем меньше каждый из временных отрезков ., k = 1, 2, ..., n. Поэтому за путь s, пройденный точкой в течение промежутка времени T-t0 со скоростью v = v (t), естественно принять предел указанной суммы при λ→0:
(13)
Как видно из выше изложенного именно знание понятия производной позволяет количественно оценить скорость изменения физических явлений и процессов во времени и пространстве, например скорость испарения жидкости, радиоактивного распада, изменения силы тока и др.
Умение дифференцировать и интегрировать открывает большие возможности для изучения колебаний и волн различной физической природы и вместе с тем для повторения основных понятий механики (скорости, ускорения) более глубоко, чем они трактовались при введении, а также для вывода формулы мощности переменного тока и др.
Литература
Предмет методики преподавания математики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fmf.gasu.ru/kafedra/algebra/1/elib/mpm_t/1.htm
Вся элементарная математика (средняя математическая интернет-школа) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bymath.net
Межпредметные связи курса физики в средней школе / под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева и др. - М. : Просвещение, 1987 г.