Инновационно - исследовательская работа "Повышение мотивации обучающихся при изучении традиций малой родины"
Инновационно - исследовательская работа "Повышение мотивации обучающихся при изучении традиций малой родины"
Идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной в соответствии с ФГОС. Изучение истории, культуры и традиций малой родины - одно из важнейших направлений развития региональной и отечественной науки. Использование деятельностного подхода в данном
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационно - исследовательская работа "Повышение мотивации обучающихся при изучении традиций малой родины"»
В.А. Щипанова
МБОУ ОСШ № 4 г. Ульяновска
Симметрия в чувашских узорах
Идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной в соответствии с ФГОС. Изучение истории, культуры и традиций малой родины - одно из важнейших направлений развития региональной и отечественной науки. Использование деятельностного подхода в данном вопросе раскрывает неограниченные возможности для повышения познавательного интереса обучающихся, обеспечивая эффективную организацию творческой деятельности учащихся. При этом используются такие приемы и методы, в которых акцент ставится на: деятельностный характер обучения, ориентацию учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности, создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели, организацию продуктивной групповой работы,
Мне хотелось бы рассказать об использовании деятельностного подхода к изучению традиций и культуры чувашского народа на примере урока по теме «Осевая симметрия». Именно при изучении симметрии появляется редкая возможность для математики приобщить учащихся к национальной культуре. В качестве девиза урока мы выбрали слова Г. Вейля: «Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство». Эмоциональная атмосфера поддерживается красочными слайдами компьютерной презентации с изображением традиционных чувашских орнаментов, характерных элементов вышивки, с фотографиями людей в национальных костюмах.
Методы организации работы: словесные методы , наглядные, частично - поисковый, исследовательский, метод рефлексивной самоорганизации. Формы организации работы: групповая,коллективная,индивидуальная.
Учебное занятие начинается со вступительного слова учителя: «Слово симметрия издавна употреблялось в значении гармония, красота. Человек использовал симметрию в строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды. С древних времен у чувашей распространены резьба по дереву и вышивка. То и другое отличается богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии. Как вы считаете, надо ли совершенствовать знания по данной теме? Что же мы должны сделать сегодня на уроке? (Учащиеся определяет цели урока, включая социокультурную позицию).
Актуализация теоретических знаний и изученных способов действий происходит в ходе решения устных заданий.
Задание №1. Учащимся демонстрируются вырезанные из бумаги прямоугольник, ромб, квадрат, различные треугольники, круг. Требуется указать их ось симметрии или доказать, что их нет.
О бсуждение проходит за общим столом: проверяем, доказываем, делаем выводы. Выясняем какая фигура самая симметричная.
Задание №2. Найдите и покажите все оси симметрии
на вышитом узоре.
Сначала ребята видят только вертикальную и горизонтальную оси симметрии. (Позже обнаруживают ещё две, расположенные под углом 45 градусов.)
Эффективно сочетаются репродуктивная и поисковые методы обучения.
Выступление учащегося: Чувашия с древних времён славится своими талантливыми вышивальщицами, мастерами шитья серебром и бисером. Вышивка производилась в четырёх направлениях: по горизонтали, вертикали и по двум диагоналям. Это хорошо видно на рисунке (самостоятельное приобретение знаний, работа с доп. литературой).
Возвращаясь к математике, вспоминаем как построить точку, симметричную данной относительно прямой. Один из учащихся выполняет построение и объясняет как это сделать (осуществляется рефлексивное действие учащегося)
З адание №3. На доске изображена ломаная АВС и прямая m. Постройте ломанную, симметричную ломаной АВС относительно оси m.
Один из учащихся выполняет построение у доски, по ходу комментируя свои действия (выбор способа решения учебной задачи и его обоснование)
Время физкультминутки. Предлагаю эстафету, в которой примут участие все учащиеся класса (коллективная форма работы)
З адание 4. Нарисуйте от руки фигуру, симметричную одной из данных относительно вертикальной оси.
Класс делится на две команды. Каждый участник эстафеты выходит к доске и делает изображения, симметричные одной фигуре. Выигрывает та команда, которая первая и без ошибок справится со всеми заданиями (групповая форма работы, совершенствуются умения, осуществляется само-, взаимоконтроль).
Далее находим изображения на слайдах, салфетках (сравнение, обобщение, углубление знаний, перенос их на практику).
Сообщения учащихся: о назначении швов и узоров при вышивке и легенда о древе жизни в сопровождении презентации (работа с дополнительной литературой и подбор соответствующего материала).
Вывод учащихся: при вышивании древа жизни используется элементы, которые выполнялись во время проведения эстафеты.
Чувашские вышивальщицы начинали узоры с контура рисунка, который выполнялся черными нитками. Это ответственная часть работы, так как в случае ошибки на одну нитку, симметрия рисунка нарушится. В том, что работа трудная, требующая внимания, предлагаю учащимся убедиться на собственном опыте, «вышивая» на листе бумаги узоры цветными карандашами.
Задание 5. Каждый учащийся получает карточку, сделанную из клетчатой бумаги. На ней изображена часть узора, и проведены две его оси симметрии. Требуется восстановить весь узор(индивидуальная форма работы).
Сравнивая свой узор с образцами, обнаружили, что узор а – это традиционное украшение уголков салфетки, узор б - украшает рубаху кормящей матери.
Сообщение учащегося: значение цвета при вышивании.
Далее возвращаемся к словам Вейля о симметрии. Как вы их понимаете? Слушаем мнения каждого.
Д/з: составить свой узор - орнамент на клетчатой бумаге, а может быть кто-то сможетвышить салфетку или полотенце (творческое задание).
Этап рефлексии: что я понял? чему научился? что я узнал?
В заключении хочется отметить, что преимуществами деятельностного подхода являются то, что у обучающихся в наибольшей степени: развиваются навыки самостоятельной работы, формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи, возникает положительная мотивация к познавательной деятельности, интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет познания ребёнка не только в области данной науки, но и истории своей малой родины.