kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационно - исследовательская работа "Повышение мотивации обучающихся при изучении традиций малой родины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной в соответствии с ФГОС. Изучение истории, культуры и традиций малой родины  - одно из важнейших направлений развития региональной и отечественной  науки. Использование деятельностного подхода  в данном

Просмотр содержимого документа
«Инновационно - исследовательская работа "Повышение мотивации обучающихся при изучении традиций малой родины"»

В.А. Щипанова

МБОУ ОСШ № 4 г. Ульяновска

Симметрия в чувашских узорах

Идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной в соответствии с ФГОС. Изучение истории, культуры и традиций малой родины - одно из важнейших направлений развития региональной и отечественной науки. Использование деятельностного подхода в данном вопросе раскрывает неограниченные возможности для повышения познавательного интереса обучающихся, обеспечивая эффективную организацию творческой деятельности учащихся. При этом используются такие приемы и методы, в которых акцент ставится на: деятельностный характер обучения, ориентацию учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности, создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели, организацию продуктивной групповой работы,

Мне хотелось бы рассказать об использовании деятельностного подхода к изучению традиций и культуры чувашского народа на примере урока по теме «Осевая симметрия». Именно при изучении симметрии появляется редкая возможность для математики приобщить учащихся к национальной культуре. В качестве девиза урока мы выбрали слова Г. Вейля: «Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство». Эмоциональная атмосфера поддерживается красочными слайдами компьютерной презентации с изображением традиционных чувашских орнаментов, характерных элементов вышивки, с фотографиями людей в национальных костюмах.

Методы организации работы: словесные методы , наглядные, частично - поисковый, исследовательский, метод рефлексивной самоорганизации. Формы организации работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Учебное занятие начинается со вступительного слова учителя: «Слово симметрия издавна употреблялось в значении гармония, красота. Человек использовал симметрию в строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды. С древних времен у чувашей распространены резьба по дереву и вышивка. То и другое отличается богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии. Как вы считаете, надо ли совершенствовать знания по данной теме? Что же мы должны сделать сегодня на уроке? (Учащиеся определяет цели урока, включая социокультурную позицию).

Актуализация теоретических знаний и изученных способов действий происходит в ходе решения устных заданий.

Задание №1. Учащимся демонстрируются вырезанные из бумаги прямоугольник, ромб, квадрат, различные треугольники, круг. Требуется указать их ось симметрии или доказать, что их нет.

О бсуждение проходит за общим столом: проверяем, доказываем, делаем выводы. Выясняем какая фигура самая симметричная.

Задание №2. Найдите и покажите все оси симметрии

на вышитом узоре.

Сначала ребята видят только вертикальную и горизонтальную оси симметрии. (Позже обнаруживают ещё две, расположенные под углом 45 градусов.)

Эффективно сочетаются репродуктивная и поисковые методы обучения.

Выступление учащегося: Чувашия с древних времён славится своими талантливыми вышивальщицами, мастерами шитья серебром и бисером. Вышивка производилась в четырёх направлениях: по горизонтали, вертикали и по двум диагоналям. Это хорошо видно на рисунке (самостоятельное приобретение знаний, работа с доп. литературой).

Возвращаясь к математике, вспоминаем как построить точку, симметричную данной относительно прямой. Один из учащихся выполняет построение и объясняет как это сделать (осуществляется рефлексивное действие учащегося)

З адание №3. На доске изображена ломаная АВС и прямая m. Постройте ломанную, симметричную ломаной АВС относительно оси m.

Один из учащихся выполняет построение у доски, по ходу комментируя свои действия (выбор способа решения учебной задачи и его обоснование)

Время физкультминутки. Предлагаю эстафету, в которой примут участие все учащиеся класса (коллективная форма работы)

З адание 4. Нарисуйте от руки фигуру, симметричную одной из данных относительно вертикальной оси.

Класс делится на две команды. Каждый участник эстафеты выходит к доске и делает изображения, симметричные одной фигуре. Выигрывает та команда, которая первая и без ошибок справится со всеми заданиями (групповая форма работы, совершенствуются умения, осуществляется само-, взаимоконтроль).

Далее находим изображения на слайдах, салфетках (сравнение, обобщение, углубление знаний, перенос их на практику).

Сообщения учащихся: о назначении швов и узоров при вышивке и легенда о древе жизни в сопровождении презентации (работа с дополнительной литературой и подбор соответствующего материала).

Вывод учащихся: при вышивании древа жизни используется элементы, которые выполнялись во время проведения эстафеты.

Чувашские вышивальщицы начинали узоры с контура рисунка, который выполнялся черными нитками. Это ответственная часть работы, так как в случае ошибки на одну нитку, симметрия рисунка нарушится. В том, что работа трудная, требующая внимания, предлагаю учащимся убедиться на собственном опыте, «вышивая» на листе бумаги узоры цветными карандашами.

З адание 5. Каждый учащийся получает карточку, сделанную из клетчатой бумаги. На ней изображена часть узора, и проведены две его оси симметрии. Требуется восстановить весь узор (индивидуальная форма работы).

Сравнивая свой узор с образцами, обнаружили, что узор а – это традиционное украшение уголков салфетки, узор б - украшает рубаху кормящей матери.

Сообщение учащегося: значение цвета при вышивании.

Далее возвращаемся к словам Вейля о симметрии. Как вы их понимаете? Слушаем мнения каждого.

Д/з: составить свой узор - орнамент на клетчатой бумаге, а может быть кто-то сможетвышить салфетку или полотенце (творческое задание).

Этап рефлексии: что я понял? чему научился? что я узнал?

В заключении хочется отметить, что преимуществами деятельностного подхода являются то, что у обучающихся в наибольшей степени: развиваются навыки самостоятельной работы, формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи, возникает положительная мотивация к познавательной деятельности, интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет познания ребёнка не только в области данной науки, но и истории своей малой родины.

Список литературы

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия 7-9.М.: Просвещение, 2014

  2. Епишева О.Б. Технология обучения математики на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2003

3.Щипанова В.А. Фрагмент урока. Осевая симметрия. // Завуч.№2, 2006


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щипанова Валентина Александровна

Дата: 09.04.2020

Номер свидетельства: 545967

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства