kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальный проект «Геометрия в красоте национального орнамента» по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект "Геометрия в национальном орнаменте"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект «Геометрия в красоте национального орнамента» по математике»





Индивидуальный проект

«Геометрия в красоте национального орнамента»

по математике



Содержание

Введение…………………………………………………………………..……… 3

  1. Что такое орнамент………………………………………………...…… 4

  2. Виды орнаментов…………………………………………….…………. 5

  3. Геометрические принципы построения орнаментов…………………. 7

  4. Орнаменты разных народностей и их сравнение…..………………… 8

Заключение……………………………………………………………………… 14

Список использованной литературы………………………………………... 15

Приложение………………………………………………………….………… 17

































Введение

Человек почти всегда жаждет декорировать находящееся вокруг него место. И каждый раз люди пытаются придумать что­то уникальное. Восхищаясь красотой орнаментов, воплощенных в предметах искусства, мы не задумываемся о роли геометрии в создании данных предметов. Между тем талант мастера и его геометрические умения имеют важную роль в орнаментальном искусстве. Мне очень стало интересно, чем же отличаются орнаменты народов Поволжья с точки зрения геометрии.

Цель работы: Определение роли геометрии в национальных орнаментах народов Поволжья.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с видами национальных орнаментов народов Поволжья.

  2. Рассмотреть роль геометрии в национальных орнаментах.

  3. Сравнить орнаменты различных национальностей Поволжья.

Объект исследования: национальный орнамент.

Предмет исследования: геометрические принципы построения национальных орнаментов.

Актуальность темы: Данная тема является актуальной, так как сейчас множество людей начинают интересоваться своей культурой, пытаются узнать о ней побольше.

Метод изучения: поисковой, сравнительный анализ.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов в деятельности организации школьных музеев, в определении национальной принадлежности орнамента.







  1. Что такое орнамент

Орнамент — язык тысячелетий, он старше всех произведений искусства. Академик Б.А.Рыбаков так сказал об этом: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы». [5]

Слово «орнамент», которым называют один из древнейших видов художественной деятельности человека, происходит, как мы выяснили, от латинского слова ornamentum, что значит «украшение». В словаре В.И. Даля «орнамент – украшение, прикраса, особенно в зодчестве»; в Большой Советской Энциклопедии − это «узор, предназначенный для украшения различных предметов». [1]

Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы. [2]

Со временем орнамент стал нести все меньше смысла. С развитием монистической религии люди перестали придавать символике большое значение. Узоры и орнаменты на посуду наносились только в декоративных целях. Но все равно этот пласт культуры играет большую роль в развитии искусства.





  1. Виды орнаментов

В зависимости от элементов, из которых состоит орнамент его классифицируют по видам:

  1. Растительный;

  2. Зооморфный;

  3. Антропоморфный;

  4. Геометрический.

Растительный орнамент является самым распространенным после геометрического. Для него характерны мотивы, связанные с растительностью. По изображаемым элементам можно судить о месте использования этого орнамента: в Японии и Китае любимое растение – хризантема, в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Зооморфный орнамент составляют изобразительные мотивы из фантастических и реальных зверей и птиц или отдельных частей их фигур. Зарождение такого орнамента приходит ко времени поклонения и обожествления отдельных животных, в первую очередь хищных зверей и птиц за их качества (силу, быстроту, скорость и высоту полета и другое). Не меньшую роль в появлении зооморфного орнамента сыграли и представления многих Древнейших племен о том, что подобные животные в Древности были родоначальниками племени.

Антропоморфный орнамент использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Геометрический орнамент состоит из различных фигур (кругов, треугольников, ромбов, крестов) и линий, а также из более сложных элементов, полученных путем их симметричных преобразований. Как наиболее древний орнамент он помогал человеку выразить свое представление о мире. Основные знаки-символы: круг, квадрат или ромб (солнце); прямые горизонтальные линии (земля); волнистые линии (вода). Они располагались на предмете ритмически, обогащались реальными или фантастическими мотивами. Наскальные изображения, черепки, покрытые точками, спиралями, бороздами, кругами – это попытка первобытных людей что-то обозначить, сообщить на расстоянии о каком-либо событии.

Например, в славянском орнаменте солнце изображается в виде лучистой розетки, многогранника, ромба. Ромб в восточных орнаментах прочитывается как изображение человека. Изображение спирали считается символом водной стихии. Одновременно этот символ служил для передачи в изображении стихийных бедствий — наводнений, ураганов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида построения орнамента: ленточный, сетчатый и замкнутый.

Ленточный орнамент - украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с горизонтальным или вертикальным чередованием мотива.

Замкнутый орнамент - орнамент, который обычно помещают в конкретной форме: квадрате, прямоугольнике, окружности и т.д.

Сетчатый орнамент - основывается на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов. Композиция сетчатого орнамента строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов.









  1. Геометрические принципы построения орнаментов

В построении орнамента используют главным образом принцип симметрии. Рассматривая разные композиции можно легко увидеть, что орнамент можно продолжать в разные стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена и замкнута. Наряду с симметрией можно встретить другие виды движения плоскости: параллельный перенос, поворот.

Симметрия делится на: осевую, центральную, скользящую, зеркальную.

Осевая симметрия  - это симметрия относительно проведённой прямой (оси). Точки симметричны относительно некоторой прямой (оси симметрии), если эти они лежат на прямой, перпендикулярной данной, и на одинаковом расстоянии от оси симметрии.

Центральная симметрия – это симметрия относительно точки. В этом случае две точки симметричны относительно третьей, если все три они располагаются на одной прямой и расстояния от данных двух до третьей равны.

Параллельный перенос ― перемещение всех точек пространства в одном и том же направлении на одно и то же расстояние.

Скользящая симметрия - это преобразование, при котором последовательно выполняются осевая симметрия и параллельный перенос.

Поворот - это преобразование, при котором каждая точка А фигуры (тела) поворачивается на один и тот же угол α вокруг заданного центра О. Точка О называется центром вращения, а угол α - углом вращения.

Главное отличие орнамента от других видов художественного изображения, подчиненность расположения изобразительных мотивов законам симметрии и ритмам повторов. Повторение одной и той же группы элементов в узоре носит название мотива или раппорта.




4. Орнаменты разных народностей и их сравнение

Поволжье – край, где сплелись воедино древние корни русских, финно-угорских и тюркских традиций, породившие уникальную культуру. Культурное разнообразие, исторические традиции каждого региона, города, села – это наша национальная сокровищница. В ходе исследования, с целью изучения образцов национальных орнаментов Поволжья, мы обращали внимание на фигуры орнамента, в литературе нашли материал, о том, какое значение имели символы на вышитых орнаментах. Результаты проведенного исследования мы обобщили в таблице особенностей орнаментов, которые использовались народами Поволжья.

Образ жизни татарского народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Татарские орнаменты имеют два основных типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный. Орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты.

Геометрические мотивы в татарских орнаментах не являются самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

В большинстве случаев татарский орнамент выполняется в соответствие с симметрией, но в растительном мотиве допустима асимметрия элементов.

Самыми распространенными мотивами в калмыцком орнаменте являются растительный и зооморфный, но также присутствуют геометрический, астральный мотивы. Элементы астрального характера представляют звезды, крест, солнце и луна.

Каждому из калмыцких орнаментов, в декоративном искусстве, определены свои места и своя техника исполнения. На головных уборах, одежде и разных декоративных предметах наибольшего использования выполняются рисунки в растительном мотиве, в виде побегов, лозы, листьев и бутонов таких цветов, как тюльпан, лотос и роза. Войлоку присущ линейный геометрический, состоящий из ромбов и квадратов, треугольников и зигзагов, орнамент. А также встречается мотив меандра на сосудах из кожи.

В удмуртском орнаменте используются в основном геометрические, а также растительные мотивы. Рассмотрев орнаменты, можно заметить, что чаще всего в них встречаются простые геометрические фигуры: ромбы, треугольники, квадраты. А более поздний орнамент удмуртский уже имеет цветы. Появление красных маков, роз и других растений объясняется увеличением влияния украинской культуры.

Симметрия в удмуртских узорах в большинстве случаев встречается центральная и осевая.

Геометрический мотив преобладает в чувашском орнаменте, но и используются такие мотивы, как растительный и зооморфный.

Узор в большинстве случаев состоит из полос и зигзагов, многочисленных квадратов, прямоугольников и треугольников, а изредка - из небольших овалов и кругов.

Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Например, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Геометрический узор наделялся свойствами оберега. Затем традиционные узоры — ромбы, круги и розетки утратили своё назначение и стали использоваться только для украшения.

В марийском орнаменте используются в основном геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы. Орнаментальность узора проявляется в равномерном заполнении декорируемой поверхности различными комбинациями геометрических мотивов прямолинейных начертаний в виде прямых полос, пересечённых прямыми и косыми линиями, крестов, углов, треугольников, бордюров из зигзагов, наклонных линий, ромбов, квадратов.

В процессе длительного формирования вышивки у марийцев появился круг мотивов, где органично сочетались черты геометрического финно-угорского орнамента с чертами орнамента, состоящего из рогов и крючков, характерного для тюркских скотоводческих племен. Сдвоенные рога в вышитом орнаменте у марийцев являлись символом богатства и благополучия.

Не использовалось никаких округлых элементов. Ромбические знаки в древнем обществе воспринимались как символы небесных светил, плодородия, а треугольник повествовал о не самом лучшем состоянии семейных отношений.

Русский орнамент включает в себя геометрические, зооморфные, растительные мотивы. Составление композиции в данном орнаменте выстраивается по принципу чередования. Согласно древним поверьям, чем больше символичного чередования и повторения, тем быстрее желание исполнится.

Рассматривая именно геометрический мотив, можно заметить использование таких фигур, как треугольник, ромб, квадрат и линии. Все они несут определенный смысл, например, линии использовались для изображения воды, если изображался дождь — линии наносились вертикально, если реки — горизонтально, а треугольник использовали для изображения огня, жизни. Вообще геометрические символы часто использовались в русском орнаменте для передачи природных явлений.

Во всех рассмотренных выше орнаментах есть общие черты:

  1. Присутствует симметрия.

  2. Орнаменты выполняются в геометрическом и растительном мотивах.

  3. Используются геометрические фигуры, каждая из которых несет смысловую нагрузку.

Но есть и существенные различия, которые я представила в виде таблицы.

Таблица 1. Особенности национального орнамента народов Поволжья.

Орнамент


Особенности национального орнамента

Татарский

Имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Орнамент с растительным мотивом является наиболее распространенным и имеет три направления: степное, луговое и садовое. Простые геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги) встречаются лишь изредка. Тем не менее, для обрамления ведущих цветочно-растительных сюжетов вышивальщицы нередко используют сложные геометрические фигуры. Зооморфный орнамент для татар в целом является менее характерным, что, безусловно, связано с догмами ислама, запрещающими изображение живых существ. Геометрические мотивы не являются самостоятельным элементом изделия, выполняет вспомогательные функции.

Калмыцкий

Присутствуют зооморфный и астральный мотивы. Элементы астрального характера представляют звезды, крест, солнце и луна. Каждому из калмыцких орнаментов, в декоративном искусстве, определены свои места и своя техника исполнения. На головных уборах, одежде и разных декоративных предметах выполняются рисунки в растительном мотиве, в виде побегов, лозы, листьев и бутонов. Войлоку присущ линейный геометрический, состоящий из ромбов и квадратов, треугольников и зигзагов, орнамент. Мотив меандра встречается на сосудах из кожи.

Удмуртский

Чаще всего встречаются простые геометрические фигуры. Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Орнаменты были самыми разнообразными: звезды, розетки, параллельные линии, крестообразные фигуры, зигзаги, сильно стилизованные растительные элементы. Более поздний орнамент уже имеет цветы. Появление красных маков, роз и других растений объясняется увеличением влияния украинской культуры.

Чувашский

Орнамент в большинстве случаев состоит из полос и зигзагов, многочисленных квадратов, прямоугольников и треугольников, а изредка - из небольших овалов и кругов.

Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Например, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Геометрический узор наделялся свойствами оберега. Затем традиционные узоры — ромбы, круги и розетки утратили своё назначение и стали использоваться только для украшения.

Марийский

В основном выполняются в красном цвете. Орнаментальность узора проявляется в равномерном заполнении декорируемой поверхности различными комбинациями геометрических мотивов прямолинейных начертаний в виде прямых полос, пересечённых прямыми и косыми линиями, крестов, углов, треугольников. Не использовалось никаких округлых элементов.

Русский

Составление композиции в данном орнаменте выстраивается по принципу чередования, так как люди в древности считали, что чем больше символичного чередования и повторения, тем быстрее желание исполнится. Особое место занимает выбор цветовой гаммы, так как каждый цвет имеет свое значение.

Некоторые символы в орнаментальных узорах народов Поволжья повторяются это квадраты, круги, звезды, розетки, ромбы и различные вариации солярных знаков, тем не менее, геометрические фигуры преобладают в изделиях русских, марийцев и удмуртов. Удмуртские и марийские мастера отдавали предпочтение стилизованным изображениям животных и растений, а представители татар, преобладающим образом использовали цветочно-растительный орнамент и никогда не обращались к рисункам животных из-за догм ислама. У всех национальностей в основном преобладают симметричные узоры. Особое внимание этому уделяют представители марийцев. Хочется отметить, что значение одного и того же символа не всегда одинаково, что позволяет сделать вывод о различном восприятии мира у разных народов, населявших Поволжье.


















Заключение

В ходе выполнения работы я поняла, что геометрия играет немаловажную роль в орнаментах народов Поволжья. В основном такой узор строится по законам симметрии, а основой являются геометрические преобразования и различные геометрические фигуры.

Хочется отметить, что значение одного и того же символа не всегда одинаково, что позволяет сделать вывод о различном восприятии мира у разных народов, населявших Поволжье.

Тема, выбранная мной для работы по-настоящему интересна. Работая над ней, я почувствовала себя частью большого народа с его многовековой культурой.






















Список использованной литературы

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М., 1978

  2. Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1—8, СПБ, 1898—99;

  3. Родионов В. Г. О сообществе финно-угорских народов Урало-Поволжья и чувашей в поликультурном пространстве России XXI века Ежегодник финно-угорских исследований. — 2010. — Вып. 2. — С. 144—151.

  4. Русский народ: его обычаи, обряды, предсказания, суеверия и поэзия. /Собр. М. Забылина. Репринт. М., 1992.

  5. Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян», М.: Наука, 1980 10.Ягафова Е.А., Белевцова В.О., Сушков С.А. Народы Урало-поволжья Этническая история и культура. Год издания: 2012// http://nup.pgsa.ru

  6. https://www.syl.ru/article/419632/bashkirskiy-ornament-foto-i-opisanie-osobennosti-uzora-i-traditsionnyie-elementyi

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82

  8. https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/ornament

  9. https://www.tvorchistvo.ru/vidy-ornamenta/ https://moluch.ru/young/archive/5/328/

  10. https://www.shutterstock.com/ru/search/%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82

  11. https://pandia.ru/text/80/195/29965.php

  12. https://dropdoc.ru/doc/1193523/geometriya-v-ornamentah

  13. https://fb.ru/article/227435/ornament-udmurtskiy-taynyiy-znak-naroda-foto

  14. https://handsmake.ru/mariyskiy-ornament-uzory-znachenie.html

  15. https://zen.yandex.ru/media/vanillamuss/mariiskaia-vyshivka-ornamenty-materialy-cveta-i-nemnogo-istorii-60f50467116f4228d0aabb68

  16. http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/225221-raznoobrazie-i-znachenie-traditsionnogo-russkogo-ornamenta/





























Приложение 1

Движение плоскости в орнаментах

Вид движения

Вид в геометрии

Вид в орнаменте

Симметрия

Центральная

Удмуртский орнамент

Марийский орнамент

орнамент






Осевая

Татарский орнамент


Скользящая

Калмыцкий орнамент

Марийский орнамент


Параллельный перенос


Чувашский орнамент

Русский орнамент


Поворот


Чувашский орнамент

Удмуртский орнамент








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индивидуальный проект «Геометрия в красоте национального орнамента» по математике

Автор: Антонова Наталья Александровна

Дата: 03.06.2022

Номер свидетельства: 608837


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1350 руб.
2070 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1720 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства