Игра-творчество,игра - труд(Дидактические игры на уроках математики)
Игра-творчество,игра - труд(Дидактические игры на уроках математики)
Игра –творчество, игра – труд.
Современная школа в своём настойчивом стремлении качественного изменения содержания и результата обучения ищет новые пути сотрудничества с учениками. Одним из таких плодотворных путей могут стать дидактические игры на уроках, которые способствуют развитию учащихся, склонных к творческой деятельности и самостоятельному поиску. Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – эта искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Подлинная цель игры – приобретение осмысленного опыта. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во- вторых, от целенаправленности игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, обобщать, уметь владеть собой. В структуре учебного предмета на основе игры можно выделить четыре этапа: ориентация, подготовка к проведению игры, проведение игры, обсуждение. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Эффективным средством решения этой проблемы и является использование игровых форм. Для ученика игра является целенаправленным движением вперёд, а для учителя – средством развития способностей ребёнка. Все игровые ситуации можно разделить на:
1. Ситуации, в которых используются те или иные готовые пособия или модели. К ним относятся игры с использованием специальных «числовых» карточек, лото, кубики, камешки, палочки и т.д.
2. Ситуации, в которых имеет место лишь умственная деятельность школьников, причём «фигурами в такой игре являются сами дети.
В каждой игровой ситуации должно быть задействовано максимальное количество участников (желательно весь класс). Например, известная телевизионная игра «Брейк- ринг» вполне может быть использована в дидактических целях. Она может проводиться как внутри одного класса, так и внутри параллели и между классами разных параллелей. Материал для игры учитель подбирает самостоятельно с учётом особенностей класса, изучаемой темы. Вызывают интерес следующие игры : «Математическое лото», «Домино», «Пасьянс». Они, прежде всего, могут быть использованы при закреплении и повторении учебного материала, для отработки формул. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету, становятся незаменимым рычагом развития ребёнка. И с полным правом можно сказать, что успех в игре для каждого ребёнка – первый шаг к большому успеху.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра-творчество,игра - труд(Дидактические игры на уроках математики) »
Игра –творчество, игра – труд.
Современная школа в своём настойчивом стремлении качественного изменения содержания и результата обучения ищет новые пути сотрудничества с учениками. Одним из таких плодотворных путей могут стать дидактические игры на уроках, которые способствуют развитию учащихся, склонных к творческой деятельности и самостоятельному поиску. Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – эта искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Подлинная цель игры – приобретение осмысленного опыта. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во- вторых, от целенаправленности игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, обобщать, уметь владеть собой. В структуре учебного предмета на основе игры можно выделить четыре этапа: ориентация, подготовка к проведению игры , проведение игры, обсуждение. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Эффективным средством решения этой проблемы и является использование игровых форм. Для ученика игра является целенаправленным движением вперёд, а для учителя – средством развития способностей ребёнка. Все игровые ситуации можно разделить на:
1. Ситуации, в которых используются те или иные готовые пособия или модели. К ним относятся игры с использованием специальных «числовых» карточек, лото, кубики, камешки, палочки и т.д.
2. Ситуации, в которых имеет место лишь умственная деятельность школьников, причём «фигурами в такой игре являются сами дети.
В каждой игровой ситуации должно быть задействовано максимальное количество участников (желательно весь класс). Например, известная телевизионная игра «Брейк- ринг» вполне может быть использована в дидактических целях. Она может проводиться как внутри одного класса, так и внутри параллели и между классами разных параллелей. Материал для игры учитель подбирает самостоятельно с учётом особенностей класса, изучаемой темы. Вызывают интерес следующие игры : «Математическое лото», «Домино», «Пасьянс». Они, прежде всего, могут быть использованы при закреплении и повторении учебного материала, для отработки формул. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету, становятся незаменимым рычагом развития ребёнка. И с полным правом можно сказать, что успех в игре для каждого ребёнка – первый шаг к большому успеху.