kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра как одна из форм коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками в общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления учащихся одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный пункт ее решения - рациональная организация всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и др.). В качестве же дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра как одна из форм коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками в общеобразовательной школе»















Тема:

«Игра как одна из форм коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками в общеобразовательной школе»





Выполнила:

учитель математики

Логинова Наталья Владимировна










Новокузнецк, 2016 г.

План

Игра как одна из форм коррекционно-развивающей работы с

детьми и подростками в общеобразовательной школе………. ….….3

Комплекс интеллектуальных игр по математике………………………………….4

Структура и проведение интеллектуальных игр по математике………….….…..4

Психолого-педагогические диагностики………………………..………….……..12

Диагностика особенностей эмоционально - волевой сферы………………….....13




















Игра как одна из форм коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками в общеобразовательной школе

Исследуя детей младшей подростковой группы, было замечено, что они характеризуются определенными личностно-психологическими, эмоциональными и поведенческими особенно­стями. Для них характерна ограниченность круга интересов и знаний, бедность эмоционального опыта, в связи с тем, что боль­шая их часть поступает из семей, где процветают жестокость, гру­бость, пьянство; многие дети отстают в психофизическом разви­тии, обнаруживают легко возникающие астенические реакции даже при незначительных эмоциональных и учебных нагрузках. Одновременно у них наблюдается неспособность следовать ин­струкциям или завершать предложенную работу, у них не удается на длительное время удерживать внимание на заданиях или игровой деятельности, они избегают заданий, которые требуют постоянных умственных усилий. В связи с этим возникают определенные сложности в организации коррекционно-воспитательной работы и коррекционно-развивающего обучения для таких детей.

Для решения данной проблемы, педагоги работают над темой "Развивающее обучение и воспитание через игровую деятельность". Основная идея заключается в том, что в психофизическом развитии детей с асоциальными формами пове­дения в соответствии с концепцией семейной депривации был пропущен важный этап развития в детстве - этап игры как спосо­ба жизнедеятельности ребенка. Лишенные игры, дети теряют воз­можности развития. По свидетельству психологов, дети, не умею­щие наблюдать, запоминать, мыслить, это дети, лишенные игры, дети, которые "не доиграли". В соответствие с таким подходом, именно через игру ребенок впервые постигает особен­ности окружающего его мира, открывает тайны межличностного общения, растет как личность. В игре накапливается опыт кол­лективных переживаний, контактность, рождается детское содру­жество, бескорыстие. Игра сближает детей, предотвращает кон­фликты и помогает их урегулированию, в игре ребенок чувствует себя защищенным. Поэтому через интересные и содержательные формы игровой деятельности ребенок сможет быть подготовлен и введен в сложные формы деятельности общения.

В последующих беседах сами дети отзы­вались об игре следующим образом:

Ира В. (11 лет): - "Игра - это радость. Я никогда так не играла раньше";

Костя М. (10 лет): - "В игре я мечтаю быть взрослым";

Женя Т. (10 лет): - "Игра меня подружила с другими девочками".

Исследование показало, что коррекционно-развивающая работа с детьми и младшими подростками через игру является необходимым и важным разделом коррекционно-реабилитационных программ. Игровая деятельность компенсирует недостатки их прошлого психосоциального развития и обеспечивает определен­ную охрану их психического здоровья.


Комплекс интеллектуальных игр по математике

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления учащихся одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный пункт ее решения - рациональная организация всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и др.). В качестве же дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления.

Структура и проведение интеллектуальных игр по математике

Отдельные интеллектуальные игры этого комплекса нами расположены в основном в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому вводить их целесообразно именно в такой последовательности.

Игровые занятия, как показала практика, наиболее удобно проводить с группой из пяти - десяти учащихся. Длительность одного занятия - 40 минут. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления участников и темпа их продвижения в выполнении игровых заданий. Материал для очередного варианта игры можно подбирать вместе с ее участниками, что, однако, не исключает необходимости наличия заранее составленных игровых “заготовок”.

На первом же занятии следует ознакомить участников с первыми двумя играми, дать каждому возможность подумать над заданиями и затем обменяться ответами. Мы советуем постоянно, особенно в начале, стимулировать мыслительную активность игроков, всячески их подбадривать и ненавязчиво вовлекать в деятельность тех, кто пока еще не проявил достаточной активности. Особое внимание уделить использованию преимуществ коллективности тренинга. Ведь едва ли не основной смысл этих игр состоит как раз в возможности взаимообмена различными подходами к выполнению заданий и тем самым в значительном расширении «мыслительного диапазона” каждого из участников. Одной из задач, естественным образом возникающей перед каждым при выполнении первых же заданий, оказывается сопоставление своего мышления с мышлением других, поиск и выделение в мышлении других игроков некоторых принципиально новых подходов (способов, тактик, стратегий), которые могут выводить на оригинальные ответы. Желательно на первых же занятиях помочь акцентировать внимание на новых, неожиданных подходах, раскрыть их суть и подчеркнуть желательность их использования при выполнении последующих заданий. Необходимо также последовательно проводить мысль о том, что в некоторых предлагаемых заданиях не существует одного- единственного решения, что хороши любые ответы и правильными могут быть разные решения, часто совсем не похожие друг на друга.

Опираясь на опыт работы, комплекс разбили на четыре вида игр-задач. А обязательным условием эффективности этого игрового тренинга является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно этот вариант ответа им понравился больше, чем другие.

I. Цель: активизировать уже сформированные операции: анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др., выступающих в качестве наиболее “дробных” элементов мышления.

Математические головоломки

Вот задача не для робких!

Вычитай, дели и множь,

Плюсы ставь, а также скобки!

Верим, к финишу придешь!


  1. Четыре семерки записать так, чтобы получилось в ответе «три».

Ответ:(7+7+7):7=3

  1. Четыре семерки записать так, чтобы в ответе получилось «восемь».

Ответ:(7*7+7):7=8

  1. Четыре семерки записать так, чтобы в ответе получилось «тринадцать».

Ответ:7+7-7:7=13


II. Цель: развить активность, раскованность мышления. Направить на множественность вариантов мышления, большего количества гипотез. Научить выражать свои мысли, идеи в речи, практически применять свои знания.

Игры с числами.
  1. Пользуясь тремя пятерками и какими угодно знаками математических действий, написать выражение, равное двойке. (Ответ (5+5):5=2).

  2. Записать четыре тремя пятерками. (Ответ 5-5:5=4).

  3. Записать пять тремя пятерками. (Ответ 5+5-5=5; 5*5:5=5).

  4. Записать ноль тремя пятерками. (Ответ 5*(5-5)=0; (5-5):5=0).

  5. Записать тридцать один пятью тройками (Ответ 33-3+3:3=31; 33-(3+3):3).

  6. В автобусе вам попался билет с номером 524127. Попробуйте, не меняя порядка цифр, расставить между ними знаки математических действий так, чтобы в итоге получилось 100. (Ответ 5*(-2+4)*(1+2+7)=100).

  7. Используя все цифры и математические действия записать число 1997. (Ответ -12+34*56+7+8+90=1997).

  8. С помощью единиц, знаков арифметических действий и скобок запишите число 1997, причем постарайтесь, как можно меньше использовать цифру 1. (Ответ 111*(11-1-1)*(1+1)-1=1997).

Эти игры развивают способность быстро устанавливать разнообразные связи между разрозненными элементами, приводя к заданному результату. При этом повторяется приоритетность математических действий. Заметим, что при этом необходимо, с одной стороны, стимулировать большое число разнообразных вариантов, с другой поощрять оригинальные творческие ответы.


III. Цель: развить свободу выдвижения нестандартных идей, гибкость переходов от одной к другой. Отшлифовать элементарные мыслительные операции. Отработать средства, обеспечивающие общую организованность мыслительного процесса.

Веселые задачки


  1. Сколько веток?

Прошу подумать в тишине,

Учтите случай редкий:

Сидела белка на сосне,

На самой средней ветке.

Потом вскочила вверх на пять,

Потом спустилась на семь.

(Вы все должны запомнить,

Как на уроке в классе!)

Затем проворно белка вновь

Вскочила на четыре,

Потом еще на девять

И ... уселась на вершине!

Сидит и смотрит с высоты

На пни, березы и кусты.


А сколько веток у сосны,

Мы с вами вычислить должны.

Ответ: 22 ветки.


  1. Плюсы и плюшки

Медведь с базара плюшки нес,

Но на лесной опушке,

Он половину плюшек съел

И плюс еще пол плюшки.


Шел, шел, уселся отдохнуть

И под “ку-ку” кукушки

Вновь половину плюшек съел

И плюс еще полплюшки.


Стемнело, он ускорил шаг,

Но на крыльце избушки

Он снова пол- остатка съел

И плюс еще полплюшки.


С пустой корзиною — увы!

Он в дом вошел уныло ...

Хочу, чтоб мне сказали вы,

А сколько плюшек было?

Ответ: 12 плюшек.


  1. Сколько лягушат?

Возле лужицы отряд

Длинноногих лягушат,

Очень стройная колонна:

По пять ровно — каждый ряд.


По два, по три, по четыре —

Как ни ставил командир,

Неизменно оставался

Лишним кто-нибудь один.


А сейчас в любой пятерке,

Все довольны, все в восторге!

Ну, а сколько лягушат

Не в ряду, а в целом?

Свой расчет произведи

С правильным прицелом.

Ответ: 25 лягушат.


  • Дележ

Разделить пять яблок между пятью мальчиками так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.

Ответ: Один мальчик забирает яблоко вместе с корзиной.


  1. Сколько кошек?

В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой по одной кошке. Сколько всего кошек?

Ответ: 4 кошки.


  1. Портной

Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок.

Ответ: по истечении 7 дней.

  1. Число 666

Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий.

Ответ: повернуть число на 180 градусов.


  1. Дробь

Может ли дробь, в которой числитель больше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель меньше знаменателя?

Ответ: Да, пример: а) -3/10=3/-10

б) -3/6=5/-10


  1. Разрубить подкову

Двумя ударами топора разрубить подкову на шесть частей, не перемещая частей после удара.


Эти игры способствуют развитию сообразительности и навыков логического мышления.


  1. Цель: организовать целенаправленность мышления. Ориентировать на выделение существенного, использование обобщенных схем анализа. Научить развивать собственные способы мышления и контроль за ними.


Кто первый скажет “сто”

Двое (можно играть как в паре, так и в группе) называют поочередно произвольные числа, не превышающие 10. Эти числа складываются одно за другим, выигрывает тот, кто первый достигнет “ста”.

Если первый скажет, например, “7”, а второй — “10”, получится “17” и т.д. Победитель будет тот, кто первый получит “100”. Как сделать так, чтобы наверняка первым сказать “сто”?

Эта игра дисциплинирует мышление, приучает анализировать. При этом закрепляется навык быстро производить в уме нехитрые математические вычисления.

На практике выяснилось, что игровой тренинг лучше проводить в группах не более чем из 10 игроков. Не следует настраивать на посещение этих занятий незаинтересованных учащихся. Количество игр на одном занятии целиком зависит от исходного уровня мышления участников и темпа их продвижения в выполнении игровых заданий.

Дети этого возраста (6-7 классы) очень эмоциональные, но особых проблем в проведении игрового тренинга не было, так как ребята, посещающие эти занятия, были по настоящему заинтересованные, творческие, увлекающиеся. На первом занятии им хотелось быстрее найти решение, как-то выделиться, первым достичь результата, ощутить себя победителем, поэтому они немного упрощали условия. Но после нескольких занятий предпочитали сложную игру более легкой, предлагали свои варианты заданий и стремление выиграть, найти решение было сильнее прежнего.

Для развития нестандартного мышления участникам игрового тренинга можно использовать на занятиях очень интересные, увлекательные задачи Григория Остера.

Ребятам нравятся веселые условия задач, и они с удовольствием включаются в поиск решения.

По сравнению с серьезной и общественно значимой учебной деятельностью, описанные интеллектуальные игры представляют собой довольно простые задачи, но именно в них развиваются и тренируются некоторые универсальные, всеобщие механизмы и свойства мышления, которые в качестве отдельных элементов или признаков присутствуют в каждом случае его проявления, являются его необходимыми предпосылками.

Представляется, что разработка и широкое внедрение различных видов игрового тренинга мышления, имеющих различные задачи и адресованных различным группам учащихся, может оказаться серьезным подспорьем учебному процессу.



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИАГНОСТИКИ

Изучение стимулов и антистимулов учения школьников


Цель: Выяснить конкретное отношение учащихся к процессу учения.

Ответить на следующие вопросы.

  1. Какое у вас отношение к похвале со стороны учителя?

  1. нравится;

  2. не нравится;

  3. безразлично;

  1. Какое у вас отношение к нареканиям со стороны учителя?

  1. не нравится;

  2. безразлично;

  1. Нравится ли вам, когда учитель просит сделать задание в конкретные временные рамки?

  1. да;

  2. нет;

  1. Нравится ли вам, когда учитель дает задание на догадку, сообразительность?

  1. да;

  2. нет;

  1. Какое у вас отношение к играм, помогающим понять учебный материал?

  1. нравится;

  2. не нравится;

  3. безразлично;

  1. Какие формы ответов вы предпочитаете?

  1. письменные;

  2. устные;

  1. Какова ваша учебная нагрузка в школе?

  1. 5 уроков;

  2. 6 уроков и т.д.

  1. Сколько времени тратите на домашние задания?

  2. Когда вам легче всего работать?

  1. в начале урока;

  2. в середине урока;

  3. в конце урока;

  1. Нравится ли вам когда учитель требует поля, подчеркивание карандашом, написание с красной строки, строгое оформление задач, упражнений, таблиц графиков?

  2. Читаете ли вы книги кроме учебников, если да то какие: фантастика, исторические, детективы, сказки, книги о войне, природе, различные энциклопедии и т.п.?

  3. Чувствуете ли вы тревогу перед ответом на уроке в классе?

  1. да;

  2. нет;

  3. иногда;

  1. Интересуются ли дома вашими успехами в школе?

  1. да;

  2. нет;

  3. иногда;

Внимательно проанализировав ответы учащихся, можно сделать вывод о том, что является стимулом для работы на уроке, что необходимо скорректировать учителю в своем стиле общения с учащимися.


Диагностика особенностей эмоционально - волевой сферы

В основе высшей нервной деятельности (ВДН) лежат 2 основных процесса: возбуждения и торможения. Они характеризуются силой, подвижностью и уравновешенностью. От этого зависит степень приспособляемости человека к условиям работы, быта, легкость приобретения умений, навыков и привычек.

Сила нервных процессов обуславливает работоспособность нервных клеток мозга, их выносливость к нагрузкам. Проявляется она в определенных качествах человека, которые мы определим по минимуму. Оцени данные качества по 5-бальной системе:

1. Выносливость

6. Храбрость

2. Решительность

7. Выраженность аппетита

3. Активность

8. Глубина сна

4. Работоспособность

9. Настойчивость

5. Целеустремленность

10. Выдержка

Выводится средний балл. Если средний балл превышает 3,5 - человек обладает сильным типом ВДН, отличается выносливостью, крепи оком, хорошим аппетитом, высокой работоспособностью, тяготеет к лидерству, инициативен, его легко возбудим, склонен к агрессии, повышенные нагрузки могут привести к неврозам.

Если средний балл меньше 3,5 - слабый тип ВДН. Именно он присутствует у тех, кто разочаровывается в профессии, особенно в первые годы работы.

Переходные состояния можно определить как "скорее сильный, чем слабый" или "скорее слабый, чем сильный".

Уравновешенность нервных процессов зависит от степени соответствия силы возбуждения силе торможения, от их баланса. Если преобладают тормозные реакции, то - тормозной тип; если о и равны - то тип уравновешенный. Сила возбудимости /оценка по 5-бальной системе/.

1. Инициативность

6. Горячность

(вспыльчивость)

2. Смелость

7. Готовность идти на встречу трудностям

3. Склонность к риску

8. Уверенность в себе

4. Склонность выкладываться на работе

9. Внутренняя собранность

5. Непокорность

10. Преобладающее настроение


Сила торможения:

1. Осторожность

6. Собранность в ожидании опасности

2. Терпение

7. Склонность к недоверчивости.

3. Самообладание

8. Умение хранить тайну

4. Предусмотрительность

9. Умение подчиняться

5. Умение выслушивать упреки

10. Умение соблюдать установленные правила


Выводится средний балл, и сравниваются полученные данные. Если сила возбуждения преобладает над силой торможения на 0,3 и более тип возбудимый; если наоборот - тормозной. Если цифры равны в пределах 0,3 - тип уравновешенный.

Если баллы возбудимости высоки, а "тормоза" слабые - это ведет к нервному напряжению, к неожиданным срывам. Такому типу нужна спокойная работа, и наоборот, чрезмерная тормозимость плоха там, где нужны быстрый темп частые перестройки и т.п. Этот тип сам не увлечен и не увлекает других. Для педагога более приемлем уравновешенный тип, но не инертный.

15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Логинова Наталья Владимировна

Дата: 23.04.2016

Номер свидетельства: 321878


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства