Просмотр содержимого документа
««Формирование эмпатии и толерантности у обучающихся, как необходимое условие личностно-ориентированного воспитания»»
Управление образования города Алматы
Алматинский автомеханический колледж
Доклад
на тему: «Формирование эмпатии и толерантности у обучающихся, как необходимое условие личностно-ориентированного воспитания»
подготовил:
Маметсупиев Н.А.
Куратор группы №79
Алматы, 2020 г.
Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее.
Василий Александрович Сухомлинский
Проблема культуры общения — одна из самых острых в колледже, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной учебном заведении.
Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Смысл деятельности педагога в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности обучающихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и обучающегося, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Для первого курса проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в группе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в группе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «педагог — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение педагогом определенных демократических механизмов в организации воспитательного процесса и общения обучающихся друг с другом и с педагогом.
Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения студентов, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на мой взгляд, является коллективная творческая деятельностьс общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и обучающийся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы обучающихся, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.
Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в группе, микрогруппе. Для этого необходимо:
▪ при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции;
▪ обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
▪ создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения;
▪ не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;
▪ с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы;
▪ добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
▪ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.
Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.
Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.
Любой воспитательный процесс должен иметь положительный результат в виде полноценной и высокоорганизованной личности.
Современному миру нужно получать «качественную» и уникальную личность, которая должна соответствовать его требованием. Только такой человек способен подниматься по ступеням развития и достигнуть совершенства.