Просмотр содержимого документа
«Этноориентированное обучение в школах малочисленных народов Севера»
Этноориентированное обучение в школах малочисленных народов Севера
Т.А.Никитина
Учитель математики «МБОУ Боронукская СОШ»
В данной работе рассматривается участие народной педагогики в воспитании и развитии личности. Цель исследования заключается в обосновании развития личности на традициях народной педагогики. Идея работы связана с разработкой и применением этнокультурного подхода как средства развития личности в системе образования. Проанализирован опыт воспитания личности на основе содержания нравственного и этно-культурного воздействия народной педагогики. На основе эмпирического исследования определены цели, методы и приемы воздействия народной педагогики на процесс воспитания и благоразумного управления воспитанника. Путем экспериментальных исследований выявлен уровень знаний культурных исторических и народных традиций современной молодежи. В работе представлена модель для развития и воспитания у молодежи культурных и этнических ценностей.
Ключевые слова: этнопедагогика, личность, этническая культура, народная педагогика.
Особенности реализации этноориентированного обучения в школах малочисленных народов Севера раскроем на примере среднего звена школы (5-6классы). Содержание этноматематического компонента на средней ступени школы направлен на расширение знаний учащихся о регионе на макро- и мегауровне. По сравнению с основной школой на данном этапе усиливается его информационная и профориентационная направленность. Через решение профессионально ориентированных задач и заданий учащиеся получают общие политехнические знания и умения, дающие им возможность приобщиться к традиционным отраслям народного хозяйствования.
И поэтому, одна из целей образования общеобразовательной школы состоит в осознанном выборе будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов учащихся.
В этой связи этноориентированное обучение математике на средней ступени школ малочисленных народов Севера предполагает работу по профессиональной ориентации учащихся.
В настоящее время в северных районах Якутии обнаруживается острый недостаток и старение кадров живодноводства, отсутствие интереса молодого поколения к традиционному хозяйствованию, при одновременно возрастающей численности неработающей сельской молодежи из числа коренных и малочисленных народов. На сегодня не хватает специалистов, обладающих знаниями, умениями и опытом действия в условиях развивающейся рыночной экономики. Народам Севера необходимы собственные экономисты, ветеринары, зоотехники, охотоведы, специалисты по туристическому сервису.
Традиционная отрасль народного хозяйствования северных народов –коневодство и крупный рогатый скот– специфический вид хозяйствования в экстремальных природно-климатических условиях требуют постоянной подготовки и воспитания будущих кадров. Северное животноводство является единственной отраслью сельского хозяйства, в которой занято всѐ коренное население. Министерство сельского хозяйства ставит главной задачей сохранение подотрасли, увеличение рабочих мест и повышение эффективности труда за счѐт создания и обновления производственнотехнологической инфраструктуры, особенно в переработке продукции и сырья. Организуются мини-заводы по переработке и упаковке мяса, создаются производственные цеха по переработке кожевенно-мехового сырья.
Реализация этой задачи также требует подготовки квалифицированных кадров из местного населения, ориентированных на разработку и внедрение в производство инновационных технологий.
Однако как было отмечено ранее , актуальными проблемами профессиональной ориентации выпускников школ Арктики остаются: отсутствие приоритета профессий, необходимых в Арктике; узкий круг знаний выпускников и их родителей о профессиях, которые на сегодня необходимы в арктических улусах. Более того, психофизиолог В.В. Аршавский отмечал необходимость изменения методов преподавания в средних школах Северо-Востока таким образом, чтобы они могли максимально использовать возможности образного мышления детей, а также профориентации молодежи, оканчивающей средние школы.
Таким образом, одна из задач учителя математики школы малочисленных народов Севера – участие в профориентации и помощь обучающимся в обоснованном выборе будущей профессии. Учитель математики должен «показать важность и значимость профессий, связанных с землѐй, т.к. главным источником пополнения сѐл кадрами является школа. От того, сколько специалистов вернѐтся в родные места, станет настоящими хозяевами земли, зависит успех, дальнейшего развития сельскохозяйственного производства, экономического и духовного потенциала села»
Этноориентированное обучение математике на основе учѐта региональных, национальных и этнокультурных потребностей и особенностей учащихся старших классов школ малочисленных народов Севера в условиях профориентационной работы реализовывается в следующих этапах.
Ценностно-целевой этап. Осуществляется анализ региональных, национальных и этнокультурных особенностей обучения учащихся и актуализации их личностных качеств. Происходит постановка целей и задач изучения учебного предмета, его разделов в соответствии с необходимостью повышения качества математической подготовки, уровня мотивации к обучению математике, развития рефлексивных умений, снижения уровня тревожности и профессионального самоопределения учащегося.
Проектировочный этап. Происходит определение этноматематического наполнения содержания обучения отдельных учебных тем и разделов. Осуществляется выбор эффективных форм, методов и средств соответствующих этнопсихологическим особенностям детей.
Создаются условия для этноориентированного обучения математике.
Диагностический этап. Организуется профдиагностика учащихся совместно со школьным психологом и классным руководителем. Проводится диагностика и самодиагностика возможностей, склонностей, предпочтений, интересов, потребностей, первичных профнамерений, социальных установок учащихся. Исследуется возможность включения в учебное содержание профессионально ориентированных (прикладных) аспектов изучаемых тем и разделов.
Аналитический этап. На данном этапе проводится анализ материалов диагностики и самодиагностики, обобщение результатов. Делается вывод, позволяющий учащимся самоопределится с профессиональным предпочтением, а учителю выбрать профессии, с которыми следует знакомить учащихся в процессе обучения математике. Заполняется деятельностное портфолио.
Конструирующий этап. Основным средством реализации этноориентированной направленности курса математики в старшей школе является специально подобранная система профессионально ориентированных задач с этнорегиональным содержанием.
На данном этапе учителем осуществляется отбор и составление профессионально ориентированных задач и заданий с этнорегиональным содержанием в соответствии с требованиями и принципами. Эта работа выполняется за пределами аудитории и включает в себя научноисследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя.
Такие задачи способствуют повышению интереса к изучению математики, помогают устанавливать связь обучения математике с реальностью, развивать творческую активность учащихся, служат содержательной основой для обучения методу математического моделирования, способствуют профессиональной ориентации школьников.
При конструировании задач учитель должен стараться дать наглядное представление о характере деятельности наиболее показательных профессий – их типов, хотя бы в общих чертах. Учитель с помощью учащихся и родителей может составить необходимые профессиограммы. Рассмотрим профессию «ветеринар».
Ветеринар должен
знать
уметь
правила охраны здоровья сельскохозяйственных, промысловых и домашних животных;
признаки болезней животных
правила санитарной оценки продуктов животноводства
ветеринарно-гигиенические требования к животноводческим помещениям, к пастбищам, водопоям и т.д.
требования к качеству используемых и приготовляемых кормов на
животноводческом предприятии
лечить заболевших животных
проводить плановую вакцинацию
вести контроль над расходом, хранением и учѐтом медикаментов, биопрепаратов (вакцин, сывороток), дезинфицирующих
средств
обеспечить ветеринарно-санитарный надзор при заготовке и убое животных, хранении продуктов, торговле мясом и мясными продуктами
Анализ профессиограммы подскажет, какие из умений можно проиллюстрировать в процессе обучения математике. На примере анализа задач, решаемых специалистом той или иной отрасли, можно установить, какие математические знания, умения, навыки использовались при еѐ решении, а значит – применяются в данной профессии
Содержательный этап. Осуществляется знакомство учащихся с современными профессиями региона во время урочной деятельности, по мере изучения соответствующего математического материала, который позволяет школьнику справиться с прикладными задачами. Обучение с использованием профессионально ориентированных задач с этнорегиональным содержанием приводит к более прочному усвоению предметных знаний, умений и навыков. Такие задачи целесообразно использовать для: вывода формул зависимостей, встречающихся на практике; постановки вопросов, подводящих к необходимости изучения нового материала; воспитания экономической, экологической и валеологической культуры учащихся в процессе обучения математике; активизации познавательной деятельности на любом этапе урока; стимулирования творческой и исследовательской работы учащихся
Консультационно-коррекционный этап. Организуется помощь учащимся со стороны учителей, психологов, родителей и классных руководителей при выборе форм внеучебной деятельности и форм представления полученных результатов. Происходит коррекция компонентов педагогической системы.
Исполнительский этап. Учащиеся на основе индивидуальноличностных и содержательно-технологических предпочтений выбирают форму внеучебной деятельности (краеведческая работа, поисковые и научные исследования, учебно-исследовательская и проектная деятельность и т.п.) в котором продолжают знакомиться с характерными для Севера профессиями. Формой представления полученных результатов внеучебной деятельности могут быть реферат, презентация, научно-практическая конференция, конкурс и т.п. Полученные результаты вносятся в деятельностном портфолио. На данном этапе учитель выполняет информационно-контролирующую и консультационно-координирующую функции.
Этапы
Задачи
Рекомендации
Конечный продукт (результат)
I. Постановка задачи и изучение литературы
Ознакомиться с деятельностью организации, о которой говорится в задаче.
Составить резюме организации.
Составить профессиограмму экономиста.
Выделить из текста поставленной задачи экономические понятия и термины, ознакомиться с ними.
Актуализировать математические понятия необходимые для решения поставленной задачи.
Составить терминологический словарь, включающий все экономические и математические термины и обеспечивающий успешное решение задачи.
Изучение официального сайта организации.
Рекомендуемая литература: сборники задач по экономике, пособия по экономическим приложениям начал анализа, учебные пособия для углубленного изучения математики и т.д.
Резюме организации, Профессиограмма экономиста Терминологический словарь, включающий все экономические и математические термины и обеспечивающий успешное решение задачи.
II. Решение задачи
Составить план решения задачи.
Реализовать план.
Получить ответ.
Консультации с учителями математики и экономики.
Ответ поставленной экономической задачи
III. Наглядное моделирование результатов решения задачи
Изучить литературу по информатике для работы в Excel (MathCAD, CorelDraw).
Выбрать диапазон по осям координат.
Ввести формулы.
Работать с мастером диаграмм.
Построить функцию затрат и функцию предельной издержки.
Изучение необходимой литературы по информатике для работы в Excel; консультация с учителем информатики.
Графики функции затрат и функции предельной издержки выполненные в Excel (MathCAD, CorelDraw)
IV. Защита проекта
Оформить решение задачи.
Подготовить презентацию с результатами решения задачи.
Подготовить доклад к выступлению на мультимедийной пресс-конференции.
Оформление презентации с результатами решения задачи
Презентация решения поставленной экономической задачи
Одной из форм профессионально ориентированного обучения математике учащихся малочисленных народов Севера может быть выполнение учебных проектов. В качестве содержания проекта может быть выбрана тема «Применение производной в профессиях Крайнего Севера» («Поизводная в биохимии», «Производная в экономике сельского хозяйства», «Производная в зоотехнологии», «Производная в ветеринарии», «Производная в технике»)
Мною была предложена ученикам 5 классов следующая задача- подготовить проект по теме:
«Математика в сельском хозяйстве»
Актуальность:
Ориентация в мире сельскохозяйственных работ ,
Решение прикладных задач
Задачи проекта:
Изучить связь математики и сельского хозяйства. Рассмотреть элементы задач прикладного характера .
2. Представить различные типы нестандартных задач, которые решаются с помощью измерений.
3. К каждому типу подобрать соответствующие задачи.
4. Разработать презентацию
Цель проекта:
На основе изучения вычислительных формул рассмотреть возможность решения нестандартных задач с помощью измерений, расчетов, формул.
Задачи на вычисление величин, встречающихся в практической деятельности:
Определение живой массы коровы
(АВ) -длину полного обхвата
(СД)- длина от хвоста до шеи коровы ( в см),
(АВ)× (СД):50.
(160 ·180) : 50 = 576 кг
Определение живой массы лощади
Измеряем обхват груди за лопатками и расстояние от верхней точки холки до основания хвоста. Масса вычисляется по формуле: ЖМ=ОТ*ПД/100*К
ЖМ — живая масса;
ОТ — обхват груди за лопатками;
ПД — прямая длина туловища;
К— поправочный коэффициент (для молочно-мясных коэффициент — 2,5; для мясных – 2,8).
3. Задача на проценты
Из молока, жирность которого составляет 5%, изготовляют творог жирностью 15,5% при этом остается сыворотка жирностью 0,5%. Сколько творога получается из 1 т молока?
На водопой пригнали 220 лощадей и жеребят. Жеребята составляли 15% всего табуна. Сколько жеребят было в табуне?
4. Подсчет рациона коровы в стойловый период (В Крайнем Севере стойловый период=225 дней)
Чтобы вычислить среднесуточную норму потребления жвачного животного используют следующую формулу: Масса тела (в кг) ∙ 0.025 = Полноценный дневной рацион.
Сколько потребуется сена на одну корову за стойловый период равном 225 дней ?
5. Вычисление объема стога
V=l∙l∙n∕72, где
l-длина окружности нижней части стога,
n-перекид
6. Вычисление объема скирды
О-объем
Д – длина
Ш – ширина
П – перекид
О=Д(П+Ш):4∙П+Ш):4
(На основе опытно-экспериментальных работ они сделали следующий вывод)
Заключение:
1.Собрали и систематизировали информацию по выбранной теме.
2. Рассмотрели применение математических формул в практических задачах, в задачах на выявление живых весов домашних животных
3. Данный проект имеет электронную презентацию и может быть использован при проведении математического кружка
4. Задачи практического характера укрепляют связь математики с жизнью, с сельским хозяйством и вызывает интерес к математике.
5. Данный проект имеет перспективу продолжения в старших классах на основе рассмотрения более сложных задач.
Таким образом, использование на уроках математики задач, в фабуле которых математика демонстрируется как средство, помогающее решению хозяйственных и производственных задач, способствует более прочному усвоению предметных знаний, умений и навыков, помимо этого учащиеся получают общие политехнические знания и умения, дающие им возможность приобщиться к традиционным отраслям народного хозяйствования.
Такие задачи целесообразно использовать для: формирования практических навыков составления расчетных таблиц и построения простейших номограмм; развития умений выполнять вычисления значений величин, встречающихся в хозяйственной и производственной деятельности; вывода формул зависимостей, встречающихся на практике; обоснования и применения эмпирических формул.
Проведённая опытно-экспериментальная работа учеников показала эффективность предлагаемой нами этноориентированной методики обучения математике в повышении качества математической подготовки, уровня учебной мотивации, становления и развития рефлексивных умений, снижения уровня школьной тревожности, самоопределения личности учащихся школ малочисленных народов Севера
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден Приказом МОН РФ от 17.12. 2010 № 1897
Балашов Ю. В. Организация процесса обучения математике учащихся 5-6 классов национальных школ Севера с учётом их этнопсихологических особенностей. Омск,2011
Корощенко H. A. Региональный компонент математического образования в условиях его гуманитаризации (на примере 5-6 классов школ Тюменского региона). Тобольск, 1998
Монгуш А. С. Использование прикладных задач с национально-региональным содержанием как фактор повышения качества математических знаний учащихся 5-9 классов. Новосибирск, 2002
Дьячковская М. Д., Мерлина Н.И., Голуб Т.В. Этноматематика коренных малочисленных народов Севера (эвенков). Исторические, фольклорные и краеведческие математические задачи эвенков Республики Саха (Якутия): учеб. пособие. Чебоксары, 2015.
Неустроев Н. Д. Деятельность сельских малокомплектных школ в условиях Крайнего Севера. Диссертация доктора педагогических наук. Москва, 1991.