kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этноориентированное обучение в школах малочисленных народов Севера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:

  На основе изучения вычислительных формул рассмотреть возможность решения нестандартных задач с помощью измерений, расчетов, формул.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этноориентированное обучение в школах малочисленных народов Севера»

Этноориентированное обучение в школах малочисленных народов Севера



Т.А.Никитина

Учитель математики «МБОУ Боронукская СОШ»

В данной работе рассматривается участие народной педагогики в воспитании и развитии личности. Цель исследования заключается в обосновании развития личности на традициях народной педагогики. Идея работы связана с разработкой и применением этнокультурного подхода как средства развития личности в системе образования. Проанализирован опыт воспитания личности на основе содержания нравственного и этно-культурного воздействия народной педагогики. На основе эмпирического исследования определены цели, методы и приемы воздействия народной педагогики на процесс воспитания и благоразумного управления воспитанника. Путем экспериментальных исследований выявлен уровень знаний культурных исторических и народных традиций современной молодежи. В работе представлена модель для развития и воспитания у молодежи культурных и этнических ценностей.

Ключевые слова: этнопедагогика, личность, этническая культура, народная педагогика.

Особенности реализации этноориентированного обучения в школах малочисленных народов Севера раскроем на примере среднего звена школы (5-6классы). Содержание этноматематического компонента на средней ступени школы направлен на расширение знаний учащихся о регионе на макро- и мегауровне. По сравнению с основной школой на данном этапе усиливается его информационная и профориентационная направленность. Через решение профессионально ориентированных задач и заданий учащиеся получают общие политехнические знания и умения, дающие им возможность приобщиться к традиционным отраслям народного хозяйствования.



И поэтому, одна из целей образования общеобразовательной школы состоит в осознанном выборе будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов учащихся.

В этой связи этноориентированное обучение математике на средней ступени школ малочисленных народов Севера предполагает работу по профессиональной ориентации учащихся.

В настоящее время в северных районах Якутии обнаруживается острый недостаток и старение кадров живодноводства, отсутствие интереса молодого поколения к традиционному хозяйствованию, при одновременно возрастающей численности неработающей сельской молодежи из числа коренных и малочисленных народов. На сегодня не хватает специалистов, обладающих знаниями, умениями и опытом действия в условиях развивающейся рыночной экономики. Народам Севера необходимы собственные экономисты, ветеринары, зоотехники, охотоведы, специалисты по туристическому сервису.

Традиционная отрасль народного хозяйствования северных народов –коневодство и крупный рогатый скот– специфический вид хозяйствования в экстремальных природно-климатических условиях требуют постоянной подготовки и воспитания будущих кадров. Северное животноводство является единственной отраслью сельского хозяйства, в которой занято всѐ коренное население. Министерство сельского хозяйства ставит главной задачей сохранение подотрасли, увеличение рабочих мест и повышение эффективности труда за счѐт создания и обновления производственнотехнологической инфраструктуры, особенно в переработке продукции и сырья. Организуются мини-заводы по переработке и упаковке мяса, создаются производственные цеха по переработке кожевенно-мехового сырья.

Реализация этой задачи также требует подготовки квалифицированных кадров из местного населения, ориентированных на разработку и внедрение в производство инновационных технологий.

Однако как было отмечено ранее , актуальными проблемами профессиональной ориентации выпускников школ Арктики остаются: отсутствие приоритета профессий, необходимых в Арктике; узкий круг знаний выпускников и их родителей о профессиях, которые на сегодня необходимы в арктических улусах. Более того, психофизиолог В.В. Аршавский отмечал необходимость изменения методов преподавания в средних школах Северо-Востока таким образом, чтобы они могли максимально использовать возможности образного мышления детей, а также профориентации молодежи, оканчивающей средние школы.

Таким образом, одна из задач учителя математики школы малочисленных народов Севера – участие в профориентации и помощь обучающимся в обоснованном выборе будущей профессии. Учитель математики должен «показать важность и значимость профессий, связанных с землѐй, т.к. главным источником пополнения сѐл кадрами является школа. От того, сколько специалистов вернѐтся в родные места, станет настоящими хозяевами земли, зависит успех, дальнейшего развития сельскохозяйственного производства, экономического и духовного потенциала села»

Этноориентированное обучение математике на основе учѐта региональных, национальных и этнокультурных потребностей и особенностей учащихся старших классов школ малочисленных народов Севера в условиях профориентационной работы реализовывается в следующих этапах.

Ценностно-целевой этап. Осуществляется анализ региональных, национальных и этнокультурных особенностей обучения учащихся и актуализации их личностных качеств. Происходит постановка целей и задач изучения учебного предмета, его разделов в соответствии с необходимостью повышения качества математической подготовки, уровня мотивации к обучению математике, развития рефлексивных умений, снижения уровня тревожности и профессионального самоопределения учащегося.

Проектировочный этап. Происходит определение этноматематического наполнения содержания обучения отдельных учебных тем и разделов. Осуществляется выбор эффективных форм, методов и средств соответствующих этнопсихологическим особенностям детей.

Создаются условия для этноориентированного обучения математике.

Диагностический этап. Организуется профдиагностика учащихся совместно со школьным психологом и классным руководителем. Проводится диагностика и самодиагностика возможностей, склонностей, предпочтений, интересов, потребностей, первичных профнамерений, социальных установок учащихся. Исследуется возможность включения в учебное содержание профессионально ориентированных (прикладных) аспектов изучаемых тем и разделов.

Аналитический этап. На данном этапе проводится анализ материалов диагностики и самодиагностики, обобщение результатов. Делается вывод, позволяющий учащимся самоопределится с профессиональным предпочтением, а учителю выбрать профессии, с которыми следует знакомить учащихся в процессе обучения математике. Заполняется деятельностное портфолио.

Конструирующий этап. Основным средством реализации этноориентированной направленности курса математики в старшей школе является специально подобранная система профессионально ориентированных задач с этнорегиональным содержанием.

На данном этапе учителем осуществляется отбор и составление профессионально ориентированных задач и заданий с этнорегиональным содержанием в соответствии с требованиями и принципами. Эта работа выполняется за пределами аудитории и включает в себя научноисследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя.

Такие задачи способствуют повышению интереса к изучению математики, помогают устанавливать связь обучения математике с реальностью, развивать творческую активность учащихся, служат содержательной основой для обучения методу математического моделирования, способствуют профессиональной ориентации школьников.

При конструировании задач учитель должен стараться дать наглядное представление о характере деятельности наиболее показательных профессий – их типов, хотя бы в общих чертах. Учитель с помощью учащихся и родителей может составить необходимые профессиограммы. Рассмотрим профессию «ветеринар».

Ветеринар должен

знать

уметь

правила охраны здоровья сельскохозяйственных, промысловых и домашних животных;

признаки болезней животных

правила санитарной оценки продуктов животноводства

ветеринарно-гигиенические требования к животноводческим помещениям, к пастбищам, водопоям и т.д.

требования к качеству используемых и приготовляемых кормов на

животноводческом предприятии

лечить заболевших животных

проводить плановую вакцинацию

вести контроль над расходом, хранением и учѐтом медикаментов, биопрепаратов (вакцин, сывороток), дезинфицирующих

средств

обеспечить ветеринарно-санитарный надзор при заготовке и убое животных, хранении продуктов, торговле мясом и мясными продуктами

Анализ профессиограммы подскажет, какие из умений можно проиллюстрировать в процессе обучения математике. На примере анализа задач, решаемых специалистом той или иной отрасли, можно установить, какие математические знания, умения, навыки использовались при еѐ решении, а значит – применяются в данной профессии

Содержательный этап. Осуществляется знакомство учащихся с современными профессиями региона во время урочной деятельности, по мере изучения соответствующего математического материала, который позволяет школьнику справиться с прикладными задачами. Обучение с использованием профессионально ориентированных задач с этнорегиональным содержанием приводит к более прочному усвоению предметных знаний, умений и навыков. Такие задачи целесообразно использовать для: вывода формул зависимостей, встречающихся на практике; постановки вопросов, подводящих к необходимости изучения нового материала; воспитания экономической, экологической и валеологической культуры учащихся в процессе обучения математике; активизации познавательной деятельности на любом этапе урока; стимулирования творческой и исследовательской работы учащихся

Консультационно-коррекционный этап. Организуется помощь учащимся со стороны учителей, психологов, родителей и классных руководителей при выборе форм внеучебной деятельности и форм представления полученных результатов. Происходит коррекция компонентов педагогической системы.

Исполнительский этап. Учащиеся на основе индивидуальноличностных и содержательно-технологических предпочтений выбирают форму внеучебной деятельности (краеведческая работа, поисковые и научные исследования, учебно-исследовательская и проектная деятельность и т.п.) в котором продолжают знакомиться с характерными для Севера профессиями. Формой представления полученных результатов внеучебной деятельности могут быть реферат, презентация, научно-практическая конференция, конкурс и т.п. Полученные результаты вносятся в деятельностном портфолио. На данном этапе учитель выполняет информационно-контролирующую и консультационно-координирующую функции.

Этапы

Задачи

Рекомендации

Конечный продукт (результат)

I. Постановка задачи и изучение литературы

Ознакомиться с деятельностью организации, о которой говорится в задаче.

Составить резюме организации.

Составить профессиограмму экономиста.

Выделить из текста поставленной задачи экономические понятия и термины, ознакомиться с ними.

Актуализировать математические понятия необходимые для решения поставленной задачи.

Составить терминологический словарь, включающий все экономические и математические термины и обеспечивающий успешное решение задачи.

Изучение официального сайта организации.

Рекомендуемая литература: сборники задач по экономике, пособия по экономическим приложениям начал анализа, учебные пособия для углубленного изучения математики и т.д.

Резюме организации, Профессиограмма экономиста Терминологический словарь, включающий все экономические и математические термины и обеспечивающий успешное решение задачи.

II. Решение задачи

Составить план решения задачи.

Реализовать план.

Получить ответ.

Консультации с учителями математики и экономики.

Ответ поставленной экономической задачи

III. Наглядное моделирование результатов решения задачи

Изучить литературу по информатике для работы в Excel (MathCAD, CorelDraw).

Выбрать диапазон по осям координат.

Ввести формулы.

Работать с мастером диаграмм.

Построить функцию затрат и функцию предельной издержки.

Изучение необходимой литературы по информатике для работы в Excel; консультация с учителем информатики.

Графики функции затрат и функции предельной издержки выполненные в Excel (MathCAD, CorelDraw)

IV. Защита проекта

Оформить решение задачи.

Подготовить презентацию с результатами решения задачи.

Подготовить доклад к выступлению на мультимедийной пресс-конференции.

Оформление презентации с результатами решения задачи

Презентация решения поставленной экономической задачи



Одной из форм профессионально ориентированного обучения математике учащихся малочисленных народов Севера может быть выполнение учебных проектов. В качестве содержания проекта может быть выбрана тема «Применение производной в профессиях Крайнего Севера» («Поизводная в биохимии», «Производная в экономике сельского хозяйства», «Производная в зоотехнологии», «Производная в ветеринарии», «Производная в технике»)

Мною была предложена ученикам 5 классов следующая задача- подготовить проект по теме:

«Математика в сельском хозяйстве»

Актуальность:

Ориентация в мире сельскохозяйственных работ ,

Решение прикладных задач

Задачи проекта:

Изучить связь математики и сельского хозяйства. Рассмотреть элементы задач прикладного характера .

2. Представить различные типы нестандартных задач, которые решаются с помощью измерений.

3. К каждому типу подобрать соответствующие задачи.

4. Разработать презентацию

Цель проекта:

На основе изучения вычислительных формул рассмотреть возможность решения нестандартных задач с помощью измерений, расчетов, формул.

Задачи на вычисление величин, встречающихся в практической деятельности:

Определение живой массы коровы

(АВ) -длину полного обхвата

(СД)- длина от хвоста до шеи коровы ( в см),

(АВ)× (СД):50.

(160 ·180) : 50 = 576 кг





Определение живой массы лощади

Измеряем обхват груди за лопатками и расстояние от верхней точки холки до основания хвоста. Масса вычисляется по формуле: ЖМ=ОТ*ПД/100*К

ЖМ — живая масса;

ОТ — обхват груди за лопатками;

ПД — прямая длина туловища;

К— поправочный коэффициент (для молочно-мясных коэффициент — 2,5; для мясных – 2,8).



3. Задача на проценты

Из молока, жирность которого составляет 5%, изготовляют творог жирностью 15,5% при этом остается сыворотка жирностью 0,5%. Сколько творога получается из 1 т молока?

На водопой пригнали 220 лощадей и жеребят. Жеребята составляли 15% всего табуна. Сколько жеребят было в табуне?



4. Подсчет рациона коровы в стойловый период (В Крайнем Севере стойловый период=225 дней)

Чтобы вычислить среднесуточную норму потребления жвачного животного используют следующую формулу:
Масса тела (в кг) ∙ 0.025 = Полноценный дневной рацион.

Сколько потребуется сена на одну корову за стойловый период равном 225 дней ?

5. Вычисление объема стога

V=l∙l∙n∕72, где

l-длина окружности нижней части стога,

n-перекид







6. Вычисление объема скирды

О-объем

Д – длина

Ш – ширина

П – перекид

О=Д(П+Ш):4∙П+Ш):4



(На основе опытно-экспериментальных работ они сделали следующий вывод)

Заключение:

1.Собрали и систематизировали информацию по выбранной теме.

2. Рассмотрели применение математических формул в практических задачах, в задачах на выявление живых весов домашних животных

3. Данный проект имеет электронную презентацию и может быть использован при проведении математического кружка

4. Задачи практического характера укрепляют связь математики с жизнью, с сельским хозяйством и вызывает интерес к математике.

5. Данный проект имеет перспективу продолжения в старших классах на основе рассмотрения более сложных задач.

Таким образом, использование на уроках математики задач, в фабуле которых математика демонстрируется как средство, помогающее решению хозяйственных и производственных задач, способствует более прочному усвоению предметных знаний, умений и навыков, помимо этого учащиеся получают общие политехнические знания и умения, дающие им возможность приобщиться к традиционным отраслям народного хозяйствования.

Такие задачи целесообразно использовать для: формирования практических навыков составления расчетных таблиц и построения простейших номограмм; развития умений выполнять вычисления значений величин, встречающихся в хозяйственной и производственной деятельности; вывода формул зависимостей, встречающихся на практике; обоснования и применения эмпирических формул.

Проведённая опытно-экспериментальная работа учеников показала эффективность предлагаемой нами этноориентированной методики обучения математике в повышении качества математической подготовки, уровня учебной мотивации, становления и развития рефлексивных умений, снижения уровня школьной тревожности, самоопределения личности учащихся школ малочисленных народов Севера

Литература:



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден Приказом МОН РФ от 17.12. 2010 № 1897

  2. Балашов Ю. В. Организация процесса обучения математике учащихся 5-6 классов национальных школ Севера с учётом их этнопсихологических особенностей. Омск,2011

  3. Корощенко H. A. Региональный компонент математического образования в условиях его гуманитаризации (на примере 5-6 классов школ Тюменского региона). Тобольск, 1998

  4. Монгуш А. С. Использование прикладных задач с национально-региональным содержанием как фактор повышения качества математических знаний учащихся 5-9 классов. Новосибирск, 2002

  5. Дьячковская М. Д., Мерлина Н.И., Голуб Т.В. Этноматематика коренных малочисленных народов Севера (эвенков). Исторические, фольклорные и краеведческие математические задачи эвенков Республики Саха (Якутия): учеб. пособие. Чебоксары, 2015.

  6. Неустроев Н. Д. Деятельность сельских малокомплектных школ в условиях Крайнего Севера. Диссертация доктора педагогических наук. Москва, 1991.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Этноориентированное обучение в школах малочисленных народов Севера

Автор: Никитина Тамара Алексеевна

Дата: 08.01.2023

Номер свидетельства: 622506


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1190 руб.
1980 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1600 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства