kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронный образовательный ресурс по теме "ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель – это помощь обучающимся при запоминании «сухих» математических фактов, для прочного усвоения и сохранения знаний, для создания каждому ребёнку комфортной атмосферы на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс по теме "ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"»

Применения метода ассоциаций на уроках математики


Дорошенко Татьяна Александровна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Шебекино Белгородской области», учитель математики


Известно, что всех людей можно подразделить на три группы – это люди с математическим (аналитическим) складом ума, гуманитарным и смешанным. Исследования показали, что полушария нашего головного мозга развиваются неодинаково. Левое отвечает за анализ, логическое, техническое и пространственное мышление, а правое – за образы, эмоции, чувства, художественное воображение и интуицию. В силу того, что всегда есть небольшой перевес в развитии правого или левого полушария одни ученики становятся «математиками», а другие – «гуманитариями». Очевидно, неправильно говорить о том, что одни лучше других. Необходимо правильно оценить, знать и использовать свои преимущества.

Данные особенности нужно учитывать при обучении детей на уроках математики. Одним ребятам на уроке математики достаточно один раз услышать, прочитать, другим просто необходим целый ряд мыслительной деятельности.

При работе на уроке математики очень хорошо помогают ассоциации и аналогии.

По определению большого толкового словаря русского языка,

Ассоциация  - связь  между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Аналогия – сходство, соответствие в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями.

Ассоциации непроизвольно запоминаются учениками и облегчают запоминание материала. Если ученик припоминает, у него возникают образы, а если просто повторяет – получается, что он заучивает материал. Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что ребенок привязывает новые знания к уже известной ему информации.

Ассоциативное мышление – это мышление, основанное на ассоциациях. Такое мышление делает возможным обобщение, воспроизведение информации без какого-либо логического анализа. Например, слово «лето» у детей ассоциируется с отдыхом, наряженная елка – с новым годом.

Главная цель – это помощь обучающимся при запоминании «сухих» математических фактов, для прочного усвоения и сохранения знаний, для создания каждому ребёнку комфортной атмосферы на уроке.

На уроке учитель может, как предложить свои ассоциации, связанные с тем или иным определением, действием, так и попросить учащимся немного подумать и придумать свои образы, которые у него возникают при связи одного понятия, рисунка и т.д. с другим.

Предлагаю некоторые из ассоциаций, которые использую на уроках математики

  1. Часто учащиеся путают, где в дроби находится числитель, а где знаменатель (сами слова). Можно предложить следующую ассоциацию

Говорим о том, что Человек стоит на Земле, а не наоборот 

2. При прохождении неравенств в 8 классе учащиеся путают, когда на схематичном рисунке пустая точка, когда закрашенная, когда круглая скобка, когда квадратная. Здесь я предлагаю следующую ассоциацию

Здесь знак – это клюв цыпленка. Видит перед собой сухую, пустую горошину – закрыл клюв. (при строгом знаке – точка не закрашена) Увидел сочную – открыл клюв (нестрогий знак – точка закрашена).

Дальше ассоциация с точкой и скобкой

Закрашенная точка – как футбольный мяч – попадает в квадратные ворота. Пустой как воздушный шарик – увидели, улыбнулись – смайл.

  1. В 7 классе появляются термины «абсцисса» и «ордината» . Дети путают, что из них х, что у. Запоминаем так, Х (икс) ,Y (игрек), в словах икс и абсцисса есть одинаковая буква С. В словах Игрек и ордината буква Р. Все и больше не путаем.

  2. Обязательным заданием в ОГЭ по математике является задание с графиками. Одно из заданий – расположение прямых в системе координат. Как по расположению прямой, узнать, является ли коэффициент к положительным и отрицательным. Хорошо помогает следующая ассоциация – наклон вправо (право - ассоциация с +, положительно), значит к0, наклон влево (лево – отрицательно, -), значит к

Дорисуем человечка так, чтобы голова находилась, как и положено вверху, можно увидеть, что человечек «падает» влево или вправо. И проблема определения «вправо» и «влево» решается. Наклон человека вправо, значит к положительно, знак . Достаточно показать 2-3 рисунка и дети больше не путаются.

  1. При переносе слагаемых из одной части уравнения в другую, ребята очень часто допускают ошибку, забывая менять знаки на противоположные. Можно предложить им под знаком «=» подразумевать границу нашей страны, чтобы поехать за границу нам обязательно надо поменять российский паспорт на заграничный. И решая уравнения, нужно внимательно определить «едет» ли данное слагаемое за границу (нужно поменять знак на противоположный) или только поменяло место жительства в стране (оставляем с тем же знаком).

  2. При решении систем неравенств, обращая внимание на двойную штриховку, прошу записать ответ промежуток, где «выросла елка».

  3. Изучая неравенства, ребята часто путают знаки и  или . Тогда легко убедиться, что стрелка показывает направление штриховки на оси.

Литература

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по математике. – М.:Сфера, 2006. – 240 с.

  2. Баландин Б.Б.10000 вопросов для очень умных. – М.: РИПОЛ-классик, 2007.-512 с.

  3. Гачев Г.Д. Математика глазами гуманитария. – М.:СГУ, 2006. – 360 с.

  4. Дорофеев А.В. Гуманитарные аспекты преподавания математики.// Математика в школе.- 2000.-№6.

  5. Панишова О.В. Математика для гуманитариев.- Волгоград: Учитель, 2010.-271с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дорошенко Татьяна Александровна

Дата: 10.06.2018

Номер свидетельства: 472823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства