МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Секция: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МАТЕМАТИКА
  
 
  Тема: Математический портрет класса через работу с диаграммами
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Автор: Лебедева Виталина Игоревна
  
 
  Научный руководитель: Дорошенко Татьяна Александровна
  
 
  Место выполнения работы:  
  МБОУ Средняя общеобразовательная школа №6 г.Шебекино Белгородской области
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  2016
  Оглавление
  
 
     | I. Введение 
 | 3 | 
  | II. Основная часть 
 | 4 | 
  | 1. Понятие диаграммы | 4 | 
  | 2. Виды диаграмм | 4 | 
  | 3. Применение диаграмм | 6 | 
  | 
 | 
 | 
  | III. Практическая часть 
 | 7 | 
  | IV. Заключение 
 | 11 | 
  | Литература и интернет-ресурсы 
 | 12 | 
  | Приложение 
 | 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
  
 | 
 
  I.Введение
  Мы стараемся учиться
  И плясать, и веселиться,
  И наукой заниматься,
  И расти, и развиваться.  
  
 
  Я учусь в классе, и, по моему мнению, наш класс самый хороший, самый способный. Мы участвуем в различных конкурсах, олимпиадах, ходим в походы и просто отдыхаем вместе. В моём классе 22 человека. Из них 6 девочек и 16 мальчиков. Мы все очень разные: кто-то любит танцевать, кто-то петь, кто-то делает большие успехи в спорте, кто-то очень любит рисовать или работать на компьютере. А может у кого-то любимое занятие – читать? Я считаю, что все ребята нашего класса должны интересоваться успехами и достижениями друг друга. Помогать друг другу, выручать в трудной ситуации и самое главное быть терпимыми друг к другу. Я думаю, что моя исследовательская работа будет актуальна для работы классного руководителя, учителей, работающих в нашем классе и родителей. Думаю, она заинтересует и одноклассников, поможет лучше узнать друг друга.
  В современном мире нас везде окружает информация: на уроках, в учебниках и книгах, газетах, компьютере и телевизоре и т.д. Окружающая нас информация может выглядеть по-разному: в виде текста, рисунка, таблицы, схемы и т.д. На уроках математики мы познакомились еще с одним способом представления информации - в виде диаграмм. В 5 классе мы рассмотрели круговую диаграмму. И тогда я решила узнать, какие еще виды диаграмм бывают, когда их удобно применять, а также научиться строить диаграммы с помощью компьютерных программ. У меня возник вопрос: а где, кроме уроков математики, можно применить полученные знания о диаграммах. Отсюда возникла идея составить «портрет» нашего класса на основании опроса своих одноклассников.
  Цель моей работы: составить краткую характеристику класса с помощью разных видов диаграмм.
  Задачи:  
  - Ознакомиться с разными видами диаграмм и научиться их строить; 
- Собрать информацию об учащихся 5 класса; 
- Обработать полученную информацию в виде диаграмм; 
- Сделать соответствующий вывод по каждой диаграмме, извлекая из неё нужную информацию; 
- Обобщить результаты своих исследований в виде характеристики класса. 
 Объектом исследования стали диаграммы.
  Предметом исследования являются данные, полученные в результате анкетирования учащихся.
 В ходе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования:
 1. Изучение научно-методической литературы;
 2. Анкетирование учащихся;
 3. Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм с использованием компьютерной программы Excel;
 4. Анализ и сравнение полученных результатов.
  Ожидаемый результат: с помощью диаграмм наглядно ответить на вопрос: «Какие же мы, пятиклассники?»  
  II. Основная часть
  - Понятие диаграммы. 
 Слово «диаграмма» (от греч. diagramma – изображение-рисунок, чертеж) в энциклопедическом словаре означает графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.  
  Диаграмма представляет собой графическое изображение информации, наглядно показывающее соотношения между различными величинами или между значениями одной величины в разные моменты времени. Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить более наглядно, так как очень сложно работать быстро и качественно с большим объемом однотипной информации в текстовой форме.  
  Например, на уроке математики нам предложили провести опрос «Сколько времени ежедневно проводят ваши одноклассники за компьютером» и результаты оформить в виде текста, таблицы и диаграммы. После проведенной работы практически все ученики нашего класса выбрали более удобной формой представления информации – это диаграмму.  
  Таким образом, преимущество диаграмм перед другими типами наглядной информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных. Действительно, сами цифры, полученные в результате расчетов и опросов и представленные в таблицах, не являются достаточно наглядными, а если их много, они не производят достаточного впечатления.  
  2) Виды диаграмм.
  Существует много типов диаграмм. Тот или иной тип диаграммы используется в зависимости от требований к уровню информации, которому она должна соответствовать. Диаграммы в основном состоят из геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и цвета) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т.п.). Чаще всего используются столбчатые и круговые диаграммы разных вариантов.
  Гистограмма
  Гистограмма (столбчатая диаграмма) состоит из двух осей (абсцисс и ординат), а также из нескольких столбиков, отображающих данные. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Гистограмма бывает вертикальной и горизонтальной, с разноцветными и объемными столбиками. Столбчатые диаграммы используются, когда необходимо наглядно сопоставить результаты опроса, продемонстрировать динамику процесса, показать, как изменяются со временем интересующие явления и т. д.
  Линейная диаграмма
  Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Построение линейной диаграммы аналогично построению столбчатой. Но вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма — линейная). Вместо разной штриховки (закраски) столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий (сплошная, пунктирная и пр.), разный цвет.
  График
  График состоит из точек, располагающихся в зависимости от того, какие значения им соответствуют на горизонтальной и вертикальной оси. Каждая из точек отображает те или иные данные и соединяется с другими непрерывной линией.  
  
 
  Диаграмма с областями
  Отличается от линейчатых диаграмм тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом. Преимущество данного метода в том, что он позволяет оценивать вклад каждого элемента в рассматриваемый процесс.   
  
 
  
 
  Круговая диаграмма
  Она выглядит как круг, поделенный на несколько частей. Круг представляет собой 100%, а каждому из сегментов соответствует определенная доля в общей сумме, в зависимости от его значения. Её применяют в тех случаях, когда нужно представить соотношение между частями целого. Круговая диаграмма сохраняет наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Если частей диаграммы слишком много, её применение неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур.  
 
  Кольцевая диаграмма
  Так же, как и круговая, кольцевая диаграмма показывает долю отдельных частей в общей сумме. Правда, она может содержать несколько рядов данных. При этом каждому сегменту кольца диаграммы соответствует один ряд данных.
  
 
  Существуют и другие типы диаграмм. Это объемные диаграммы (выраженные объемными фигурами), ярусная диаграмма, областная диаграмма (диаграмма площадей) и многие другие. Прежде чем использовать диаграмму для наглядности представления информации, необходимо правильно выбрать тот или иной вид. В различных источниках, в основном, можно встретить линейчатые или столбчатые, круговые диаграммы.
  3)Применение диаграмм
 Диаграммы нашли широкое применение в повседневной жизни благодаря своей наглядности и удобству использования. В настоящее время, применяя компьютер, можно построить быстро и легко тот или иной тип диаграмм, что позволяет быстро сравнивать информацию. Где можно встретить диаграммы?
  - В средствах массовой информации: газетах, журналах, интернете, на телевидении (в новостях, рекламных роликах). 
- В научной, учебной литературе. 
- На конференциях при представлении докладов и сообщений. 
- На выпускных экзаменах (ГИА и ЕГЭ). 
- При оформлении отчетов в разных сферах деятельности. 
- При оформлении опросов общественного мнения, результатов голосования, то есть там, где можно встретиться с информацией. 
 
  III. Практическая часть
 Далее среди учеников 5 класса было проведено анкетирование для составления характеристики. В анкетировании участвовало 22 ученика. Ребятам были предложены вопросы, которые помогут нам определить «портрет» нашего класса. Затем вся собранная информация использовалась для составления таблиц и построения диаграмм. Для построения диаграмм мы выбрали программу Excel, так как она уже содержит в себе электронные таблицы.
  - В нашем классе обучается 22 человека, из которых 6 девочек и 16 мальчиков.   
 ![]()
  
 
  - Наша учеба 
 Я проанализировала успеваемость моего класса по итогам первой и второй четверти. В исследованиях приняли участие 22 учащихся. Была составлена сводная таблица оценок по всем предметам, определен средний балл класса, используя результаты исследования, построил диаграммы:  
            | Оценки |  5 |  4 |  
 |  
 | Средний балл | Отличники | Хорошисты | Неуспевающие | 
  | 1 четверть | 772 | 1116 | 550 | 0 | 4,09 | 2 | 12 | 0 | 
  | 2 четверть | 772 | 1116 | 550 | 0 | 4,09 | 2 | 12 | 0 | 
 
  Успеваемость класса.
  ![]()
  ![]()
  
 
  ![]()
   На диаграммах видно, что в нашем классе нет неуспевающих учащихся, и большая часть, получаемых оценок – это оценка «4», следом с небольшим отрывом идут оценки «5» и меньшее количество – это тройки. Также заметим, что успеваемость стабильна. Средний балл 4,09.
  Данные для исследования успеваемости мы брали из школьного журнала. А еще я узнала, что все эти сведения можно узнать на страницах Виртуальной школы.
  Любимые предметы
  ![]()
 Самыми любимыми предметами ученики 5 класса выбрали физическую культуру, математику, ИЗО.
  После окончания уроков мы не идём домой, так как в нашей школе организована внеурочная деятельность для учащихся 5 класса. Так мы посещаем кружки, спортивные секции.  
  Однако кроме школьных кружков некоторые учащиеся нашего класса посещают и другие заведения: ДК, музыкальную школу искусств, ФОК, где получают дополнительные знания и развивают свои разносторонние способности.
 ![]()
  19 человек занимаются в спортивных секциях.
  Также я проанализировала такие данные, как рост и вес одноклассников:
   Рост
  ![]()
  ![]()
  Классный руководитель нам рассказывал, что в нашем районе реализуется проект «Профилактика избыточного веса школьников Шебекинского района («Стройный и здоровый школьник»)». Мне стало интересно сравнить данные по району и по нашему классу.
  ![]()
![]()
  
 
  
 
  
 
  
 
  Данные примерно одинаковые. У некоторых учащихся имеются проблемы лишнего веса. Поэтому необходимо больше заниматься спортом, правильно питаться.
  И еще немного разной информации:
  ![]() 
 ![]()
![]()
  
 
  ![]()
  Самым последним вопросом в анкете был вопрос охарактеризовать наш класс. Из диаграммы видно, что большинство из учащихся считают наш класс всё-таки дружным, а также хорошим, добрым, активным, а два человека из 22 написали, что наш класс – нервный (наверно, скорее всего шумный). Одним словом, наш класс многообразен и интересен. Бывает он веселым и взбалмошным, а бывает и собранным, чтобы завоевать победу в конкурсе или с честью проиграть в справедливой борьбе.
  А вообще мы все такие разные, у нас разные интересы и увлечения, но все мы участвуем в жизни класса: кто-то поет, кто-то танцует или читает стихи, кто-то рисует, а кто-то болеет за победу своих одноклассников. В школе у нас много дел: уроки, перемены, завтраки и обеды в столовой, внеурочная деятельность, кружки после школы, а дома нас ждут невыученные уроки и друзья на улице. И чтобы всё нам успеть, необходимо всем ребятам нашего класса сплотиться в единый коллектив под руководством нашего классного руководителя. Тогда, несомненно, победа будет за нами!
  
 
 ![]()
  IV. Заключение
 В ходе своей работы я научилась строить диаграммы разного типа с помощью компьютерной программы Excel; самостоятельно выбирать наиболее подходящий тип диаграммы, ориентироваться и быстро читать готовые диаграммы, извлекая из них нужную информацию. Преимущество диаграмм перед другими типами представления информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных.  
  Данная информация, обработанная мною в ходе исследовательской работы и оформленная в виде различных диаграмм, предложена классному руководителю для работы с нашим классным коллективом. Оказывается, узнать, что же из себя представляет собой классный коллектив в целом, интересная работа, проделав которую, можно призадуматься над результатами.  
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Литература и интернет-ресурсы
  - Козлова С.А. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Часть 2/С.А. Козлова, А.Г. Рубин. – М.: Баласс, 2012. – 208 с. 
- Информатика: учебник для 6 класса: Бином. Лаборатория знаний, 2005. 
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма 
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1299091 
- http://tsm-nt.ru/termoizolyacia/Диаграмма 
- http://gendocs.ru/v40538/реферат_-_диаграммы,_гистограммы 
- http://nyagantel.ru/telecommunikacii/Диаграмма 
- http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/HP010342356.aspx 
 
 
  Приложение
  Анкета для учащихся
  - Ваши самые любимые предметы предметы. 
- Какие кружки, секции вне школы Вы посещаете? 
- Ваш рост 
- Ваш вес 
- Есть ли дома компьютер с выходом в интернет? 
- Чем Вы занимаетесь в свободное от школы и кружков время? 
- Знак зодиака 
- Любимый цвет 
- Опишите, какой ваш класс.