kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронный образовательный ресурс по теме "Математический портрет класса через использование диаграмм" (Исследовательская работа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: создать математический портрет класса, используя различные диаграммы.

Задачи:

1.Изучить виды диаграмм и графиков.

2.Собрать необходимую информацию о своём классе для проведения исследования.

3.Составить таблицы, диаграммы по данным исследования.

4.Узнать, что такое успеваемость класса и как её рассчитать.

5.Научиться использовать компьютерные программы для представления результатов исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«математический портрет работа»


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»









Секция: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МАТЕМАТИКА


Тема: Математический портрет класса через работу с диаграммами









Автор: Лебедева Виталина Игоревна


Научный руководитель: Дорошенко Татьяна Александровна


Место выполнения работы:

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №6 г.Шебекино Белгородской области






2016

Оглавление


I. Введение


3

II. Основная часть


4

1. Понятие диаграммы

4

2. Виды диаграмм

4

3. Применение диаграмм

6



III. Практическая часть


7

IV. Заключение


11

Литература и интернет-ресурсы


12

Приложение


13




















I.Введение

Мы стараемся учиться

И плясать, и веселиться,

И наукой заниматься,

И расти, и развиваться.


Я учусь в классе, и, по моему мнению, наш класс самый хороший, самый способный. Мы участвуем в различных конкурсах, олимпиадах, ходим в походы и просто отдыхаем вместе. В моём классе 22 человека. Из них 6 девочек и 16 мальчиков. Мы все очень разные: кто-то любит танцевать, кто-то петь, кто-то делает большие успехи в спорте, кто-то очень любит рисовать или работать на компьютере. А может у кого-то любимое занятие – читать? Я считаю, что все ребята нашего класса должны интересоваться успехами и достижениями друг друга. Помогать друг другу, выручать в трудной ситуации и самое главное быть терпимыми друг к другу. Я думаю, что моя исследовательская работа будет актуальна для работы классного руководителя, учителей, работающих в нашем классе и родителей. Думаю, она заинтересует и одноклассников, поможет лучше узнать друг друга.

В современном мире нас везде окружает информация: на уроках, в учебниках и книгах, газетах, компьютере и телевизоре и т.д. Окружающая нас информация может выглядеть по-разному: в виде текста, рисунка, таблицы, схемы и т.д. На уроках математики мы познакомились еще с одним способом представления информации - в виде диаграмм. В 5 классе мы рассмотрели круговую диаграмму. И тогда я решила узнать, какие еще виды диаграмм бывают, когда их удобно применять, а также научиться строить диаграммы с помощью компьютерных программ. У меня возник вопрос: а где, кроме уроков математики, можно применить полученные знания о диаграммах. Отсюда возникла идея составить «портрет» нашего класса на основании опроса своих одноклассников.

Цель моей работы: составить краткую характеристику класса с помощью разных видов диаграмм.

Задачи:

  1. Ознакомиться с разными видами диаграмм и научиться их строить;

  2. Собрать информацию об учащихся 5 класса;

  3. Обработать полученную информацию в виде диаграмм;

  4. Сделать соответствующий вывод по каждой диаграмме, извлекая из неё нужную информацию;

  5. Обобщить результаты своих исследований в виде характеристики класса.

Объектом исследования стали диаграммы.

Предметом исследования являются данные, полученные в результате анкетирования учащихся.

В ходе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования:

1. Изучение научно-методической литературы;

2. Анкетирование учащихся;

3. Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм с использованием компьютерной программы Excel;

4. Анализ и сравнение полученных результатов.

Ожидаемый результат: с помощью диаграмм наглядно ответить на вопрос: «Какие же мы, пятиклассники?»

II. Основная часть

  1. Понятие диаграммы.

Слово «диаграмма» (от греч. diagramma – изображение-рисунок, чертеж) в энциклопедическом словаре означает графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.

Диаграмма представляет собой графическое изображение информации, наглядно показывающее соотношения между различными величинами или между значениями одной величины в разные моменты времени. Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить более наглядно, так как очень сложно работать быстро и качественно с большим объемом однотипной информации в текстовой форме.

Например, на уроке математики нам предложили провести опрос «Сколько времени ежедневно проводят ваши одноклассники за компьютером» и результаты оформить в виде текста, таблицы и диаграммы. После проведенной работы практически все ученики нашего класса выбрали более удобной формой представления информации – это диаграмму.

Таким образом, преимущество диаграмм перед другими типами наглядной информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных. Действительно, сами цифры, полученные в результате расчетов и опросов и представленные в таблицах, не являются достаточно наглядными, а если их много, они не производят достаточного впечатления.

2) Виды диаграмм.

Существует много типов диаграмм. Тот или иной тип диаграммы используется в зависимости от требований к уровню информации, которому она должна соответствовать. Диаграммы в основном состоят из геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и цвета) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т.п.). Чаще всего используются столбчатые и круговые диаграммы разных вариантов.

Гистограмма

Гистограмма (столбчатая диаграмма) состоит из двух осей (абсцисс и ординат), а так­же из нескольких столбиков, отобра­жающих данные. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Гистограмма бывает вертикальной и горизонтальной, с разноцветными и объемными стол­биками. Столбчатые диаграммы используются, когда необходимо наглядно сопоставить результаты опроса, продемонстрировать динамику процесса, показать, как изменяются со временем интересующие явления и т. д.

Линейная диаграмма

Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Построение линейной диаграммы аналогично построению столбчатой. Но вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма — линейная). Вместо разной штриховки (закраски) столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий (сплошная, пунктирная и пр.), разный цвет.

График

График состоит из точек, распола­гающихся в зависимости от того, какие значения им соответствуют на горизонтальной и вертикальной оси. Каждая из точек отображает те или иные данные и соединяется с другими непрерывной линией.


Диаграмма с областями

Отличается от линейчатых диаграмм тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом. Преимущество данного метода в том, что он позволяет оценивать вклад каждого элемента в рассматриваемый процесс.



Круговая диаграмма

Она выглядит как круг, по­деленный на несколько частей. Круг представляет собой 100%, а каждо­му из сегментов соответствует оп­ределенная доля в общей сумме, в зависимости от его значения. Её применяют в тех случа­ях, когда нужно представить соотношение между частями целого. Круговая диаграмма сохраняет наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Если частей диаграммы слишком много, её применение неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур.

Кольцевая диаграмма

Так же, как и круговая, кольцевая диаграмма показывает долю отдель­ных частей в общей сумме. Правда, она может содержать несколько ря­дов данных. При этом каждому сег­менту кольца диаграммы соответствует один ряд данных.


Существуют и другие типы диаграмм. Это объемные диаграммы (выраженные объемными фигурами), ярусная диаграмма, областная диаграмма (диаграмма площадей) и многие другие. Прежде чем использовать диаграмму для наглядности представления информации, необходимо правильно выбрать тот или иной вид. В различных источниках, в основном, можно встретить линейчатые или столбчатые, круговые диаграммы.

3)Применение диаграмм

Диаграммы нашли широкое применение в повседневной жизни благодаря своей наглядности и удобству использования. В настоящее время, применяя компьютер, можно построить быстро и легко тот или иной тип диаграмм, что позволяет быстро сравнивать информацию. Где можно встретить диаграммы?

  1. В средствах массовой информации: газетах, журналах, интернете, на телевидении (в новостях, рекламных роликах).

  2. В научной, учебной литературе.

  3. На конференциях при представлении докладов и сообщений.

  4. На выпускных экзаменах (ГИА и ЕГЭ).

  5. При оформлении отчетов в разных сферах деятельности.

  6. При оформлении опросов общественного мнения, результатов голосования, то есть там, где можно встретиться с информацией.


III. Практическая часть

Далее среди учеников 5 класса было проведено анкетирование для составления характеристики. В анкетировании участвовало 22 ученика. Ребятам были предложены вопросы, которые помогут нам определить «портрет» нашего класса. Затем вся собранная информация использовалась для составления таблиц и построения диаграмм. Для построения диаграмм мы выбрали программу Excel, так как она уже содержит в себе электронные таблицы.

  1. В нашем классе обучается 22 человека, из которых 6 девочек и 16 мальчиков.


  1. Наша учеба

Я проанализировала успеваемость моего класса по итогам первой и второй четверти. В исследованиях приняли участие 22 учащихся. Была составлена сводная таблица оценок по всем предметам, определен средний балл класса, используя результаты исследования, построил диаграммы:

Оценки

5

4



Средний

балл

Отличники

Хорошисты

Неуспевающие

1 четверть

772

1116

550

0

4,09

2

12

0

2 четверть

772

1116

550

0

4,09

2

12

0

Успеваемость класса.


На диаграммах видно, что в нашем классе нет неуспевающих учащихся, и большая часть, получаемых оценок – это оценка «4», следом с небольшим отрывом идут оценки «5» и меньшее количество – это тройки. Также заметим, что успеваемость стабильна. Средний балл 4,09.

Данные для исследования успеваемости мы брали из школьного журнала. А еще я узнала, что все эти сведения можно узнать на страницах Виртуальной школы.

Любимые предметы

Самыми любимыми предметами ученики 5 класса выбрали физическую культуру, математику, ИЗО.

После окончания уроков мы не идём домой, так как в нашей школе организована внеурочная деятельность для учащихся 5 класса. Так мы посещаем кружки, спортивные секции.

Однако кроме школьных кружков некоторые учащиеся нашего класса посещают и другие заведения: ДК, музыкальную школу искусств, ФОК, где получают дополнительные знания и развивают свои разносторонние способности.

19 человек занимаются в спортивных секциях.

Также я проанализировала такие данные, как рост и вес одноклассников:

Рост

Классный руководитель нам рассказывал, что в нашем районе реализуется проект «Профилактика избыточного веса школьников Шебекинского района («Стройный и здоровый школьник»)». Мне стало интересно сравнить данные по району и по нашему классу.





Данные примерно одинаковые. У некоторых учащихся имеются проблемы лишнего веса. Поэтому необходимо больше заниматься спортом, правильно питаться.

И еще немного разной информации:


Самым последним вопросом в анкете был вопрос охарактеризовать наш класс. Из диаграммы видно, что большинство из учащихся считают наш класс всё-таки дружным, а также хорошим, добрым, активным, а два человека из 22 написали, что наш класс – нервный (наверно, скорее всего шумный). Одним словом, наш класс многообразен и интересен. Бывает он веселым и взбалмошным, а бывает и собранным, чтобы завоевать победу в конкурсе или с честью проиграть в справедливой борьбе.

А вообще мы все такие разные, у нас разные интересы и увлечения, но все мы участвуем в жизни класса: кто-то поет, кто-то танцует или читает стихи, кто-то рисует, а кто-то болеет за победу своих одноклассников. В школе у нас много дел: уроки, перемены, завтраки и обеды в столовой, внеурочная деятельность, кружки после школы, а дома нас ждут невыученные уроки и друзья на улице. И чтобы всё нам успеть, необходимо всем ребятам нашего класса сплотиться в единый коллектив под руководством нашего классного руководителя. Тогда, несомненно, победа будет за нами!


IV. Заключение

В ходе своей работы я научилась строить диаграммы разного типа с помощью компьютерной программы Excel; самостоятельно выбирать наиболее подходящий тип диаграммы, ориентироваться и быстро читать готовые диаграммы, извлекая из них нужную информацию. Преимущество диаграмм перед другими типами представления информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных.

Данная информация, обработанная мною в ходе исследовательской работы и оформленная в виде различных диаграмм, предложена классному руководителю для работы с нашим классным коллективом. Оказывается, узнать, что же из себя представляет собой классный коллектив в целом, интересная работа, проделав которую, можно призадуматься над результатами.











Литература и интернет-ресурсы

  1. Козлова С.А. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Часть 2/С.А. Козлова, А.Г. Рубин. – М.: Баласс, 2012. – 208 с.

  2. Информатика: учебник для 6 класса: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма

  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1299091

  5. http://tsm-nt.ru/termoizolyacia/Диаграмма

  6. http://gendocs.ru/v40538/реферат_-_диаграммы,_гистограммы

  7. http://nyagantel.ru/telecommunikacii/Диаграмма

  8. http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/HP010342356.aspx



Приложение

Анкета для учащихся

  1. Ваши самые любимые предметы предметы.

  2. Какие кружки, секции вне школы Вы посещаете?

  3. Ваш рост

  4. Ваш вес

  5. Есть ли дома компьютер с выходом в интернет?

  6. Чем Вы занимаетесь в свободное от школы и кружков время?

  7. Знак зодиака

  8. Любимый цвет

  9. Опишите, какой ваш класс.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация МБОУ СОШ №6»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»  Математический портрет класса через работу с диаграммами МБОУ Средняя общеобразовательная школа №6 г.Шебекино Белгородской области Автор: Лебедева Виталина Игоревна Научный руководитель:  Дорошенко Татьяна Александровна

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»

Математический портрет класса

через работу с диаграммами

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №6 г.Шебекино Белгородской области

Автор: Лебедева Виталина Игоревна

Научный руководитель:

Дорошенко Татьяна Александровна

Цель моей работы:  составить краткую характеристику класса с помощью разных видов диаграмм.

Цель моей работы:

составить краткую характеристику класса

с помощью разных видов диаграмм.

Задачи: Ознакомиться с разными видами диаграмм и научиться их строить; Собрать информацию об учащихся  5 класса; Обработать полученную информацию  в виде диаграмм;

Задачи:

  • Ознакомиться с разными видами диаграмм и научиться их строить;
  • Собрать информацию об учащихся

5 класса;

  • Обработать полученную информацию

в виде диаграмм;

  • Сделать соответствующий вывод по каждой диаграмме, извлекая из неё нужную информацию;
  • Обобщить результаты своих исследований в виде характеристики класса.
Объект исследования диагаммы Предмет исследования данные, полученные в результате анкетирования учащихся.

Объект исследования

диагаммы

Предмет исследования

данные, полученные в результате анкетирования учащихся.

Предмет исследования данные, полученные в результате анкетирования учащихся.

Предмет исследования

данные, полученные в результате анкетирования учащихся.

:

:

Диаграмма –  это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежение за изменением этих значений и т.д.

Диаграмма –

это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежение за изменением этих значений и т.д.

Диаграмма - графическое представление числовых данных. Диаграммы наглядно отображают зависимость между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении результатов

Диаграмма - графическое представление числовых данных.

Диаграммы

наглядно отображают зависимость между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении результатов

Виды диаграмм: 1 .   Гистограмма . (Столбчатая диаграмма)  Гистограмму удобно использовать, когда необходимо получить наглядную сравнительную характеристику каких-либо данных.

Виды диаграмм:

1 .   Гистограмма .

(Столбчатая диаграмма)

Гистограмму удобно использовать, когда необходимо получить наглядную сравнительную характеристику каких-либо данных.

2. Линейная диаграмма . Линейная диаграмма отображает значения различных категорий.

2. Линейная диаграмма . Линейная диаграмма отображает значения различных категорий.

3.    График. Отображает развитие процесса во времени или по категориям

3.    График. Отображает развитие процесса во времени или по категориям

4.    Диаграмма с областями. Отображает изменение значений ряда с течением времени

4.    Диаграмма с областями. Отображает изменение значений ряда с течением времени

5 .  Круговая диаграмма. Круговую диаграмму удобно использовать для просмотра распределения какого-либо процесса во времени.

5 .  Круговая диаграмма. Круговую диаграмму удобно использовать для просмотра распределения какого-либо процесса во времени.

Анкета для учащихся

Анкета для учащихся

  • Ваши самые любимые предметы предметы.
  • Какие кружки, секции вне школы Вы посещаете?
  • Ваш рост
  • Ваш вес
  • Есть ли дома компьютер с выходом в интернет?
  • Чем Вы занимаетесь в свободное от школы и кружков время?
  • Знак зодиака
  • Любимый цвет
  • Опишите, какой ваш класс.
6.   Кольцевая диаграмма. Сходна с круговой диаграммой, но может отображать несколько рядов данных.

6.   Кольцевая диаграмма. Сходна с круговой диаграммой, но может отображать несколько рядов данных.

Где можно встретить диаграммы?

Где можно встретить диаграммы?

Оценки 55 1 четверть 2 четверть 44 772 3 772 1116 2 1116 550 Средний балл 550 0 Отличники 4,09 0 Хорошисты 4,09 2 12 Неуспевающие 2 12 0 0

Оценки

55

1 четверть

2 четверть

44

772

3

772

1116

2

1116

550

Средний

балл

550

0

Отличники

4,09

0

Хорошисты

4,09

2

12

Неуспевающие

2

12

0

0

Проект «ПРОФИЛАКТИКА ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА ШКОЛЬНИКОВ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА («СТРОЙНЫЙ И ЗДОРОВЫЙ ШКОЛЬНИК»)»

Проект «ПРОФИЛАКТИКА ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА

ШКОЛЬНИКОВ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА

(«СТРОЙНЫЙ И ЗДОРОВЫЙ ШКОЛЬНИК»)»

Количество обучающихся имеющих избыточную массу тела (по данным ежегодных медицинских осмотров), человек.

Количество обучающихся имеющих избыточную массу тела (по данным ежегодных медицинских осмотров), человек.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дорошенко Татьяна Александровна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402155


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства