МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МАТЕМАТИКА
Тема: Математический портрет класса через работу с диаграммами
Автор: Лебедева Виталина Игоревна
Научный руководитель: Дорошенко Татьяна Александровна
Место выполнения работы:
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №6 г.Шебекино Белгородской области
2016
Оглавление
I. Введение | 3 |
II. Основная часть | 4 |
1. Понятие диаграммы | 4 |
2. Виды диаграмм | 4 |
3. Применение диаграмм | 6 |
| |
III. Практическая часть | 7 |
IV. Заключение | 11 |
Литература и интернет-ресурсы | 12 |
Приложение | 13 |
I.Введение
Мы стараемся учиться
И плясать, и веселиться,
И наукой заниматься,
И расти, и развиваться.
Я учусь в классе, и, по моему мнению, наш класс самый хороший, самый способный. Мы участвуем в различных конкурсах, олимпиадах, ходим в походы и просто отдыхаем вместе. В моём классе 22 человека. Из них 6 девочек и 16 мальчиков. Мы все очень разные: кто-то любит танцевать, кто-то петь, кто-то делает большие успехи в спорте, кто-то очень любит рисовать или работать на компьютере. А может у кого-то любимое занятие – читать? Я считаю, что все ребята нашего класса должны интересоваться успехами и достижениями друг друга. Помогать друг другу, выручать в трудной ситуации и самое главное быть терпимыми друг к другу. Я думаю, что моя исследовательская работа будет актуальна для работы классного руководителя, учителей, работающих в нашем классе и родителей. Думаю, она заинтересует и одноклассников, поможет лучше узнать друг друга.
В современном мире нас везде окружает информация: на уроках, в учебниках и книгах, газетах, компьютере и телевизоре и т.д. Окружающая нас информация может выглядеть по-разному: в виде текста, рисунка, таблицы, схемы и т.д. На уроках математики мы познакомились еще с одним способом представления информации - в виде диаграмм. В 5 классе мы рассмотрели круговую диаграмму. И тогда я решила узнать, какие еще виды диаграмм бывают, когда их удобно применять, а также научиться строить диаграммы с помощью компьютерных программ. У меня возник вопрос: а где, кроме уроков математики, можно применить полученные знания о диаграммах. Отсюда возникла идея составить «портрет» нашего класса на основании опроса своих одноклассников.
Цель моей работы: составить краткую характеристику класса с помощью разных видов диаграмм.
Задачи:
Ознакомиться с разными видами диаграмм и научиться их строить;
Собрать информацию об учащихся 5 класса;
Обработать полученную информацию в виде диаграмм;
Сделать соответствующий вывод по каждой диаграмме, извлекая из неё нужную информацию;
Обобщить результаты своих исследований в виде характеристики класса.
Объектом исследования стали диаграммы.
Предметом исследования являются данные, полученные в результате анкетирования учащихся.
В ходе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение научно-методической литературы;
2. Анкетирование учащихся;
3. Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм с использованием компьютерной программы Excel;
4. Анализ и сравнение полученных результатов.
Ожидаемый результат: с помощью диаграмм наглядно ответить на вопрос: «Какие же мы, пятиклассники?»
II. Основная часть
Понятие диаграммы.
Слово «диаграмма» (от греч. diagramma – изображение-рисунок, чертеж) в энциклопедическом словаре означает графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.
Диаграмма представляет собой графическое изображение информации, наглядно показывающее соотношения между различными величинами или между значениями одной величины в разные моменты времени. Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить более наглядно, так как очень сложно работать быстро и качественно с большим объемом однотипной информации в текстовой форме.
Например, на уроке математики нам предложили провести опрос «Сколько времени ежедневно проводят ваши одноклассники за компьютером» и результаты оформить в виде текста, таблицы и диаграммы. После проведенной работы практически все ученики нашего класса выбрали более удобной формой представления информации – это диаграмму.
Таким образом, преимущество диаграмм перед другими типами наглядной информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных. Действительно, сами цифры, полученные в результате расчетов и опросов и представленные в таблицах, не являются достаточно наглядными, а если их много, они не производят достаточного впечатления.
2) Виды диаграмм.
Существует много типов диаграмм. Тот или иной тип диаграммы используется в зависимости от требований к уровню информации, которому она должна соответствовать. Диаграммы в основном состоят из геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и цвета) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т.п.). Чаще всего используются столбчатые и круговые диаграммы разных вариантов.
Гистограмма
Гистограмма (столбчатая диаграмма) состоит из двух осей (абсцисс и ординат), а также из нескольких столбиков, отображающих данные. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Гистограмма бывает вертикальной и горизонтальной, с разноцветными и объемными столбиками. Столбчатые диаграммы используются, когда необходимо наглядно сопоставить результаты опроса, продемонстрировать динамику процесса, показать, как изменяются со временем интересующие явления и т. д.
Линейная диаграмма
Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Построение линейной диаграммы аналогично построению столбчатой. Но вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма — линейная). Вместо разной штриховки (закраски) столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий (сплошная, пунктирная и пр.), разный цвет.
График
График состоит из точек, располагающихся в зависимости от того, какие значения им соответствуют на горизонтальной и вертикальной оси. Каждая из точек отображает те или иные данные и соединяется с другими непрерывной линией.
Диаграмма с областями
Отличается от линейчатых диаграмм тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом. Преимущество данного метода в том, что он позволяет оценивать вклад каждого элемента в рассматриваемый процесс.
Круговая диаграмма
Она выглядит как круг, поделенный на несколько частей. Круг представляет собой 100%, а каждому из сегментов соответствует определенная доля в общей сумме, в зависимости от его значения. Её применяют в тех случаях, когда нужно представить соотношение между частями целого. Круговая диаграмма сохраняет наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Если частей диаграммы слишком много, её применение неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур.
Кольцевая диаграмма
Так же, как и круговая, кольцевая диаграмма показывает долю отдельных частей в общей сумме. Правда, она может содержать несколько рядов данных. При этом каждому сегменту кольца диаграммы соответствует один ряд данных.
Существуют и другие типы диаграмм. Это объемные диаграммы (выраженные объемными фигурами), ярусная диаграмма, областная диаграмма (диаграмма площадей) и многие другие. Прежде чем использовать диаграмму для наглядности представления информации, необходимо правильно выбрать тот или иной вид. В различных источниках, в основном, можно встретить линейчатые или столбчатые, круговые диаграммы.
3)Применение диаграмм
Диаграммы нашли широкое применение в повседневной жизни благодаря своей наглядности и удобству использования. В настоящее время, применяя компьютер, можно построить быстро и легко тот или иной тип диаграмм, что позволяет быстро сравнивать информацию. Где можно встретить диаграммы?
В средствах массовой информации: газетах, журналах, интернете, на телевидении (в новостях, рекламных роликах).
В научной, учебной литературе.
На конференциях при представлении докладов и сообщений.
На выпускных экзаменах (ГИА и ЕГЭ).
При оформлении отчетов в разных сферах деятельности.
При оформлении опросов общественного мнения, результатов голосования, то есть там, где можно встретиться с информацией.
III. Практическая часть
Далее среди учеников 5 класса было проведено анкетирование для составления характеристики. В анкетировании участвовало 22 ученика. Ребятам были предложены вопросы, которые помогут нам определить «портрет» нашего класса. Затем вся собранная информация использовалась для составления таблиц и построения диаграмм. Для построения диаграмм мы выбрали программу Excel, так как она уже содержит в себе электронные таблицы.
В нашем классе обучается 22 человека, из которых 6 девочек и 16 мальчиков.
Наша учеба
Я проанализировала успеваемость моего класса по итогам первой и второй четверти. В исследованиях приняли участие 22 учащихся. Была составлена сводная таблица оценок по всем предметам, определен средний балл класса, используя результаты исследования, построил диаграммы:
Оценки | 5 | 4 | | | Средний балл | Отличники | Хорошисты | Неуспевающие |
1 четверть | 772 | 1116 | 550 | 0 | 4,09 | 2 | 12 | 0 |
2 четверть | 772 | 1116 | 550 | 0 | 4,09 | 2 | 12 | 0 |
Успеваемость класса.
На диаграммах видно, что в нашем классе нет неуспевающих учащихся, и большая часть, получаемых оценок – это оценка «4», следом с небольшим отрывом идут оценки «5» и меньшее количество – это тройки. Также заметим, что успеваемость стабильна. Средний балл 4,09.
Данные для исследования успеваемости мы брали из школьного журнала. А еще я узнала, что все эти сведения можно узнать на страницах Виртуальной школы.
Любимые предметы
Самыми любимыми предметами ученики 5 класса выбрали физическую культуру, математику, ИЗО.
После окончания уроков мы не идём домой, так как в нашей школе организована внеурочная деятельность для учащихся 5 класса. Так мы посещаем кружки, спортивные секции.
Однако кроме школьных кружков некоторые учащиеся нашего класса посещают и другие заведения: ДК, музыкальную школу искусств, ФОК, где получают дополнительные знания и развивают свои разносторонние способности.
19 человек занимаются в спортивных секциях.
Также я проанализировала такие данные, как рост и вес одноклассников:
Рост
Классный руководитель нам рассказывал, что в нашем районе реализуется проект «Профилактика избыточного веса школьников Шебекинского района («Стройный и здоровый школьник»)». Мне стало интересно сравнить данные по району и по нашему классу.
Данные примерно одинаковые. У некоторых учащихся имеются проблемы лишнего веса. Поэтому необходимо больше заниматься спортом, правильно питаться.
И еще немного разной информации:
Самым последним вопросом в анкете был вопрос охарактеризовать наш класс. Из диаграммы видно, что большинство из учащихся считают наш класс всё-таки дружным, а также хорошим, добрым, активным, а два человека из 22 написали, что наш класс – нервный (наверно, скорее всего шумный). Одним словом, наш класс многообразен и интересен. Бывает он веселым и взбалмошным, а бывает и собранным, чтобы завоевать победу в конкурсе или с честью проиграть в справедливой борьбе.
А вообще мы все такие разные, у нас разные интересы и увлечения, но все мы участвуем в жизни класса: кто-то поет, кто-то танцует или читает стихи, кто-то рисует, а кто-то болеет за победу своих одноклассников. В школе у нас много дел: уроки, перемены, завтраки и обеды в столовой, внеурочная деятельность, кружки после школы, а дома нас ждут невыученные уроки и друзья на улице. И чтобы всё нам успеть, необходимо всем ребятам нашего класса сплотиться в единый коллектив под руководством нашего классного руководителя. Тогда, несомненно, победа будет за нами!
IV. Заключение
В ходе своей работы я научилась строить диаграммы разного типа с помощью компьютерной программы Excel; самостоятельно выбирать наиболее подходящий тип диаграммы, ориентироваться и быстро читать готовые диаграммы, извлекая из них нужную информацию. Преимущество диаграмм перед другими типами представления информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных.
Данная информация, обработанная мною в ходе исследовательской работы и оформленная в виде различных диаграмм, предложена классному руководителю для работы с нашим классным коллективом. Оказывается, узнать, что же из себя представляет собой классный коллектив в целом, интересная работа, проделав которую, можно призадуматься над результатами.
Литература и интернет-ресурсы
Козлова С.А. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Часть 2/С.А. Козлова, А.Г. Рубин. – М.: Баласс, 2012. – 208 с.
Информатика: учебник для 6 класса: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1299091
http://tsm-nt.ru/termoizolyacia/Диаграмма
http://gendocs.ru/v40538/реферат_-_диаграммы,_гистограммы
http://nyagantel.ru/telecommunikacii/Диаграмма
http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/HP010342356.aspx
Приложение
Анкета для учащихся
Ваши самые любимые предметы предметы.
Какие кружки, секции вне школы Вы посещаете?
Ваш рост
Ваш вес
Есть ли дома компьютер с выходом в интернет?
Чем Вы занимаетесь в свободное от школы и кружков время?
Знак зодиака
Любимый цвет
Опишите, какой ваш класс.