kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронный образовательный ресурс по теме "Математический портрет класса через использование диаграмм" (Исследовательская работа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: создать математический портрет класса, используя различные диаграммы.

Задачи:

1.Изучить виды диаграмм и графиков.

2.Собрать необходимую информацию о своём классе для проведения исследования.

3.Составить таблицы, диаграммы по данным исследования.

4.Узнать, что такое успеваемость класса и как её рассчитать.

5.Научиться использовать компьютерные программы для представления результатов исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«математический портрет работа»


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»









Секция: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МАТЕМАТИКА


Тема: Математический портрет класса через работу с диаграммами









Автор: Лебедева Виталина Игоревна


Научный руководитель: Дорошенко Татьяна Александровна


Место выполнения работы:

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №6 г.Шебекино Белгородской области






2016

Оглавление


I. Введение


3

II. Основная часть


4

1. Понятие диаграммы

4

2. Виды диаграмм

4

3. Применение диаграмм

6



III. Практическая часть


7

IV. Заключение


11

Литература и интернет-ресурсы


12

Приложение


13




















I.Введение

Мы стараемся учиться

И плясать, и веселиться,

И наукой заниматься,

И расти, и развиваться.


Я учусь в классе, и, по моему мнению, наш класс самый хороший, самый способный. Мы участвуем в различных конкурсах, олимпиадах, ходим в походы и просто отдыхаем вместе. В моём классе 22 человека. Из них 6 девочек и 16 мальчиков. Мы все очень разные: кто-то любит танцевать, кто-то петь, кто-то делает большие успехи в спорте, кто-то очень любит рисовать или работать на компьютере. А может у кого-то любимое занятие – читать? Я считаю, что все ребята нашего класса должны интересоваться успехами и достижениями друг друга. Помогать друг другу, выручать в трудной ситуации и самое главное быть терпимыми друг к другу. Я думаю, что моя исследовательская работа будет актуальна для работы классного руководителя, учителей, работающих в нашем классе и родителей. Думаю, она заинтересует и одноклассников, поможет лучше узнать друг друга.

В современном мире нас везде окружает информация: на уроках, в учебниках и книгах, газетах, компьютере и телевизоре и т.д. Окружающая нас информация может выглядеть по-разному: в виде текста, рисунка, таблицы, схемы и т.д. На уроках математики мы познакомились еще с одним способом представления информации - в виде диаграмм. В 5 классе мы рассмотрели круговую диаграмму. И тогда я решила узнать, какие еще виды диаграмм бывают, когда их удобно применять, а также научиться строить диаграммы с помощью компьютерных программ. У меня возник вопрос: а где, кроме уроков математики, можно применить полученные знания о диаграммах. Отсюда возникла идея составить «портрет» нашего класса на основании опроса своих одноклассников.

Цель моей работы: составить краткую характеристику класса с помощью разных видов диаграмм.

Задачи:

  1. Ознакомиться с разными видами диаграмм и научиться их строить;

  2. Собрать информацию об учащихся 5 класса;

  3. Обработать полученную информацию в виде диаграмм;

  4. Сделать соответствующий вывод по каждой диаграмме, извлекая из неё нужную информацию;

  5. Обобщить результаты своих исследований в виде характеристики класса.

Объектом исследования стали диаграммы.

Предметом исследования являются данные, полученные в результате анкетирования учащихся.

В ходе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования:

1. Изучение научно-методической литературы;

2. Анкетирование учащихся;

3. Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм с использованием компьютерной программы Excel;

4. Анализ и сравнение полученных результатов.

Ожидаемый результат: с помощью диаграмм наглядно ответить на вопрос: «Какие же мы, пятиклассники?»

II. Основная часть

  1. Понятие диаграммы.

Слово «диаграмма» (от греч. diagramma – изображение-рисунок, чертеж) в энциклопедическом словаре означает графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.

Диаграмма представляет собой графическое изображение информации, наглядно показывающее соотношения между различными величинами или между значениями одной величины в разные моменты времени. Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить более наглядно, так как очень сложно работать быстро и качественно с большим объемом однотипной информации в текстовой форме.

Например, на уроке математики нам предложили провести опрос «Сколько времени ежедневно проводят ваши одноклассники за компьютером» и результаты оформить в виде текста, таблицы и диаграммы. После проведенной работы практически все ученики нашего класса выбрали более удобной формой представления информации – это диаграмму.

Таким образом, преимущество диаграмм перед другими типами наглядной информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных. Действительно, сами цифры, полученные в результате расчетов и опросов и представленные в таблицах, не являются достаточно наглядными, а если их много, они не производят достаточного впечатления.

2) Виды диаграмм.

Существует много типов диаграмм. Тот или иной тип диаграммы используется в зависимости от требований к уровню информации, которому она должна соответствовать. Диаграммы в основном состоят из геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и цвета) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т.п.). Чаще всего используются столбчатые и круговые диаграммы разных вариантов.

Гистограмма

Гистограмма (столбчатая диаграмма) состоит из двух осей (абсцисс и ординат), а так­же из нескольких столбиков, отобра­жающих данные. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Гистограмма бывает вертикальной и горизонтальной, с разноцветными и объемными стол­биками. Столбчатые диаграммы используются, когда необходимо наглядно сопоставить результаты опроса, продемонстрировать динамику процесса, показать, как изменяются со временем интересующие явления и т. д.

Линейная диаграмма

Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Построение линейной диаграммы аналогично построению столбчатой. Но вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма — линейная). Вместо разной штриховки (закраски) столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий (сплошная, пунктирная и пр.), разный цвет.

График

График состоит из точек, распола­гающихся в зависимости от того, какие значения им соответствуют на горизонтальной и вертикальной оси. Каждая из точек отображает те или иные данные и соединяется с другими непрерывной линией.


Диаграмма с областями

Отличается от линейчатых диаграмм тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом. Преимущество данного метода в том, что он позволяет оценивать вклад каждого элемента в рассматриваемый процесс.



Круговая диаграмма

Она выглядит как круг, по­деленный на несколько частей. Круг представляет собой 100%, а каждо­му из сегментов соответствует оп­ределенная доля в общей сумме, в зависимости от его значения. Её применяют в тех случа­ях, когда нужно представить соотношение между частями целого. Круговая диаграмма сохраняет наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Если частей диаграммы слишком много, её применение неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур.

Кольцевая диаграмма

Так же, как и круговая, кольцевая диаграмма показывает долю отдель­ных частей в общей сумме. Правда, она может содержать несколько ря­дов данных. При этом каждому сег­менту кольца диаграммы соответствует один ряд данных.


Существуют и другие типы диаграмм. Это объемные диаграммы (выраженные объемными фигурами), ярусная диаграмма, областная диаграмма (диаграмма площадей) и многие другие. Прежде чем использовать диаграмму для наглядности представления информации, необходимо правильно выбрать тот или иной вид. В различных источниках, в основном, можно встретить линейчатые или столбчатые, круговые диаграммы.

3)Применение диаграмм

Диаграммы нашли широкое применение в повседневной жизни благодаря своей наглядности и удобству использования. В настоящее время, применяя компьютер, можно построить быстро и легко тот или иной тип диаграмм, что позволяет быстро сравнивать информацию. Где можно встретить диаграммы?

  1. В средствах массовой информации: газетах, журналах, интернете, на телевидении (в новостях, рекламных роликах).

  2. В научной, учебной литературе.

  3. На конференциях при представлении докладов и сообщений.

  4. На выпускных экзаменах (ГИА и ЕГЭ).

  5. При оформлении отчетов в разных сферах деятельности.

  6. При оформлении опросов общественного мнения, результатов голосования, то есть там, где можно встретиться с информацией.


III. Практическая часть

Далее среди учеников 5 класса было проведено анкетирование для составления характеристики. В анкетировании участвовало 22 ученика. Ребятам были предложены вопросы, которые помогут нам определить «портрет» нашего класса. Затем вся собранная информация использовалась для составления таблиц и построения диаграмм. Для построения диаграмм мы выбрали программу Excel, так как она уже содержит в себе электронные таблицы.

  1. В нашем классе обучается 22 человека, из которых 6 девочек и 16 мальчиков.


  1. Наша учеба

Я проанализировала успеваемость моего класса по итогам первой и второй четверти. В исследованиях приняли участие 22 учащихся. Была составлена сводная таблица оценок по всем предметам, определен средний балл класса, используя результаты исследования, построил диаграммы:

Оценки

5

4



Средний

балл

Отличники

Хорошисты

Неуспевающие

1 четверть

772

1116

550

0

4,09

2

12

0

2 четверть

772

1116

550

0

4,09

2

12

0

Успеваемость класса.


На диаграммах видно, что в нашем классе нет неуспевающих учащихся, и большая часть, получаемых оценок – это оценка «4», следом с небольшим отрывом идут оценки «5» и меньшее количество – это тройки. Также заметим, что успеваемость стабильна. Средний балл 4,09.

Данные для исследования успеваемости мы брали из школьного журнала. А еще я узнала, что все эти сведения можно узнать на страницах Виртуальной школы.

Любимые предметы

Самыми любимыми предметами ученики 5 класса выбрали физическую культуру, математику, ИЗО.

После окончания уроков мы не идём домой, так как в нашей школе организована внеурочная деятельность для учащихся 5 класса. Так мы посещаем кружки, спортивные секции.

Однако кроме школьных кружков некоторые учащиеся нашего класса посещают и другие заведения: ДК, музыкальную школу искусств, ФОК, где получают дополнительные знания и развивают свои разносторонние способности.

19 человек занимаются в спортивных секциях.

Также я проанализировала такие данные, как рост и вес одноклассников:

Рост

Классный руководитель нам рассказывал, что в нашем районе реализуется проект «Профилактика избыточного веса школьников Шебекинского района («Стройный и здоровый школьник»)». Мне стало интересно сравнить данные по району и по нашему классу.





Данные примерно одинаковые. У некоторых учащихся имеются проблемы лишнего веса. Поэтому необходимо больше заниматься спортом, правильно питаться.

И еще немного разной информации:


Самым последним вопросом в анкете был вопрос охарактеризовать наш класс. Из диаграммы видно, что большинство из учащихся считают наш класс всё-таки дружным, а также хорошим, добрым, активным, а два человека из 22 написали, что наш класс – нервный (наверно, скорее всего шумный). Одним словом, наш класс многообразен и интересен. Бывает он веселым и взбалмошным, а бывает и собранным, чтобы завоевать победу в конкурсе или с честью проиграть в справедливой борьбе.

А вообще мы все такие разные, у нас разные интересы и увлечения, но все мы участвуем в жизни класса: кто-то поет, кто-то танцует или читает стихи, кто-то рисует, а кто-то болеет за победу своих одноклассников. В школе у нас много дел: уроки, перемены, завтраки и обеды в столовой, внеурочная деятельность, кружки после школы, а дома нас ждут невыученные уроки и друзья на улице. И чтобы всё нам успеть, необходимо всем ребятам нашего класса сплотиться в единый коллектив под руководством нашего классного руководителя. Тогда, несомненно, победа будет за нами!


IV. Заключение

В ходе своей работы я научилась строить диаграммы разного типа с помощью компьютерной программы Excel; самостоятельно выбирать наиболее подходящий тип диаграммы, ориентироваться и быстро читать готовые диаграммы, извлекая из них нужную информацию. Преимущество диаграмм перед другими типами представления информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных.

Данная информация, обработанная мною в ходе исследовательской работы и оформленная в виде различных диаграмм, предложена классному руководителю для работы с нашим классным коллективом. Оказывается, узнать, что же из себя представляет собой классный коллектив в целом, интересная работа, проделав которую, можно призадуматься над результатами.











Литература и интернет-ресурсы

  1. Козлова С.А. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Часть 2/С.А. Козлова, А.Г. Рубин. – М.: Баласс, 2012. – 208 с.

  2. Информатика: учебник для 6 класса: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма

  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1299091

  5. http://tsm-nt.ru/termoizolyacia/Диаграмма

  6. http://gendocs.ru/v40538/реферат_-_диаграммы,_гистограммы

  7. http://nyagantel.ru/telecommunikacii/Диаграмма

  8. http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/HP010342356.aspx



Приложение

Анкета для учащихся

  1. Ваши самые любимые предметы предметы.

  2. Какие кружки, секции вне школы Вы посещаете?

  3. Ваш рост

  4. Ваш вес

  5. Есть ли дома компьютер с выходом в интернет?

  6. Чем Вы занимаетесь в свободное от школы и кружков время?

  7. Знак зодиака

  8. Любимый цвет

  9. Опишите, какой ваш класс.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация МБОУ СОШ №6»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»  Математический портрет класса через работу с диаграммами МБОУ Средняя общеобразовательная школа №6 г.Шебекино Белгородской области Автор: Лебедева Виталина Игоревна Научный руководитель:  Дорошенко Татьяна Александровна

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»

Математический портрет класса

через работу с диаграммами

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №6 г.Шебекино Белгородской области

Автор: Лебедева Виталина Игоревна

Научный руководитель:

Дорошенко Татьяна Александровна

Цель моей работы:  составить краткую характеристику класса с помощью разных видов диаграмм.

Цель моей работы:

составить краткую характеристику класса

с помощью разных видов диаграмм.

Задачи: Ознакомиться с разными видами диаграмм и научиться их строить; Собрать информацию об учащихся  5 класса; Обработать полученную информацию  в виде диаграмм;

Задачи:

  • Ознакомиться с разными видами диаграмм и научиться их строить;
  • Собрать информацию об учащихся

5 класса;

  • Обработать полученную информацию

в виде диаграмм;

  • Сделать соответствующий вывод по каждой диаграмме, извлекая из неё нужную информацию;
  • Обобщить результаты своих исследований в виде характеристики класса.
Объект исследования диагаммы Предмет исследования данные, полученные в результате анкетирования учащихся.

Объект исследования

диагаммы

Предмет исследования

данные, полученные в результате анкетирования учащихся.

Предмет исследования данные, полученные в результате анкетирования учащихся.

Предмет исследования

данные, полученные в результате анкетирования учащихся.

:

:

Диаграмма –  это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежение за изменением этих значений и т.д.

Диаграмма –

это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежение за изменением этих значений и т.д.

Диаграмма - графическое представление числовых данных. Диаграммы наглядно отображают зависимость между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении результатов

Диаграмма - графическое представление числовых данных.

Диаграммы

наглядно отображают зависимость между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении результатов

Виды диаграмм: 1 .   Гистограмма . (Столбчатая диаграмма)  Гистограмму удобно использовать, когда необходимо получить наглядную сравнительную характеристику каких-либо данных.

Виды диаграмм:

1 .   Гистограмма .

(Столбчатая диаграмма)

Гистограмму удобно использовать, когда необходимо получить наглядную сравнительную характеристику каких-либо данных.

2. Линейная диаграмма . Линейная диаграмма отображает значения различных категорий.

2. Линейная диаграмма . Линейная диаграмма отображает значения различных категорий.

3.    График. Отображает развитие процесса во времени или по категориям

3.    График. Отображает развитие процесса во времени или по категориям

4.    Диаграмма с областями. Отображает изменение значений ряда с течением времени

4.    Диаграмма с областями. Отображает изменение значений ряда с течением времени

5 .  Круговая диаграмма. Круговую диаграмму удобно использовать для просмотра распределения какого-либо процесса во времени.

5 .  Круговая диаграмма. Круговую диаграмму удобно использовать для просмотра распределения какого-либо процесса во времени.

Анкета для учащихся

Анкета для учащихся

  • Ваши самые любимые предметы предметы.
  • Какие кружки, секции вне школы Вы посещаете?
  • Ваш рост
  • Ваш вес
  • Есть ли дома компьютер с выходом в интернет?
  • Чем Вы занимаетесь в свободное от школы и кружков время?
  • Знак зодиака
  • Любимый цвет
  • Опишите, какой ваш класс.
6.   Кольцевая диаграмма. Сходна с круговой диаграммой, но может отображать несколько рядов данных.

6.   Кольцевая диаграмма. Сходна с круговой диаграммой, но может отображать несколько рядов данных.

Где можно встретить диаграммы?

Где можно встретить диаграммы?

Оценки 55 1 четверть 2 четверть 44 772 3 772 1116 2 1116 550 Средний балл 550 0 Отличники 4,09 0 Хорошисты 4,09 2 12 Неуспевающие 2 12 0 0

Оценки

55

1 четверть

2 четверть

44

772

3

772

1116

2

1116

550

Средний

балл

550

0

Отличники

4,09

0

Хорошисты

4,09

2

12

Неуспевающие

2

12

0

0

Проект «ПРОФИЛАКТИКА ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА ШКОЛЬНИКОВ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА («СТРОЙНЫЙ И ЗДОРОВЫЙ ШКОЛЬНИК»)»

Проект «ПРОФИЛАКТИКА ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА

ШКОЛЬНИКОВ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА

(«СТРОЙНЫЙ И ЗДОРОВЫЙ ШКОЛЬНИК»)»

Количество обучающихся имеющих избыточную массу тела (по данным ежегодных медицинских осмотров), человек.

Количество обучающихся имеющих избыточную массу тела (по данным ежегодных медицинских осмотров), человек.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дорошенко Татьяна Александровна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402155


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1220 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства