kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

         Лейтмотивом курса является понятие симметрии, играющей (есть мнение) ведущую, роль в современной науке, искусстве, технике и окру­жающей нас жизни. Симметрия пронизывает буквально все вокруг, захватывая, казалось бы, совершенно неожиданные области и объекты. 

      С симметрией мы встречаемся повсюду - в природе, технике, искусстве, науке, например, симметрия, свойственная бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета, симметрия в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров.

     Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картинами явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Эрудит" »










Программа

элективного курса

для учащихся 6 класса

«Эрудит»

















с. Садовое 2012

Содержание


  1. Пояснительная записка…………………………………………3

  2. Цель и задачи курса……………………………………………..4

3. Требования к уровню усвоения курса………………………….5

4. Содержание программы курса………………………………….6

5. Тематический план……………………………………................7

6. Терминологический словарь…………………………………….9

7. Литература……………………………………………………….10

8. Приложение………………………………………………….11-21























2

Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.

Герман Вейль

Пояснительная записка


Лейтмотивом курса является понятие симметрии, играющей (есть мнение) ведущую, роль в современной науке, искусстве, технике и окру­жающей нас жизни. Симметрия пронизывает буквально все вокруг, захватывая, казалось бы, совершенно неожиданные области и объекты.

С симметрией мы встречаемся повсюду - в природе, технике, искусстве, науке, например, симметрия, свойственная бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета, симметрия в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров.

Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картинами явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.

Содержание курса обеспечивает развитие творческих способностей ребенка, обогащает и развивает геометрическую интуицию, развивает личность ученика, его способности. Курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, развития пространственного воображения, смекалки и наблюдательности.

Вопросы геометрического содержания рассматриваются на основе практических работ, связанных со сгибание листа бумаги, вычерчиванием фигур и пр.

Курс предполагает интеграцию между несколькими учебными предметами: геометрией, биологией, ИЗО, МХК, литературой и т. д.

Материал курса позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, инициировать исследовательскую деятельность учащихся, делать обобщения, высказывать собственные суждения, задумываться над загадками природы, и искать тропинку к истине.

Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы и архитектуры, получить дополнительную информацию из материалов (художественные альбомы,


3

видеоматериалы, информация Интернет), провести небольшое самостоятельное исследование (индивидуально или в группе). Средствами для осуществления этой работы являются задания для учащихся, а также темы рефератов на выбор учащихся.

Элективный курс «Мир симметрии» рассчитан на 17 часов. В программе приводится распределение учебного времени.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, беседа, практическая работа, презентация. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.

Элективный курс «Мир симметрии» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собственных внутренних закономерностей. Материал данного курса может использован учителем, как на уроках математики, так и на занятиях кружков.

Цель курса

Подготовка учащихся к систематическому изучению геометрии в основной школе, создание условий для развивающего и непрерывного геометрического образования и расширение геометрических компетенций в процессе практической и исследовательской деятельности.


Задачи курса состоят в следующем:

- ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;

- создание условий для саморазвития, самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

- приобретение навыков работы с различными чертежами инструментами;

-развитие конструкторской смекалки, точности, аккуратности при построении геометрических фигур.

- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства их с лучшими образцами произведений искусства, формировать общекультурные компетентности;

- показать возможности применения полученных знаний в профессии художника, архитектора, инженера-строителя.






4

Требования к уровню усвоения курса:

- знать первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;

- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры;

- уметь изображать геометрические фигуры и определять геометрическое тело по рисунку, видеть его свойства;

-овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;

- уметь приобретать знания из различных источников.


Ожидаемые результаты:

- повышение качества обучения учащихся геометрии;

- развитие интереса у учащихся, предполагающих связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с математикой;

- умение проводить небольшие самостоятельные исследования и выполнять практические работы.



Результатами освоения учащимися 6 класса данного курса, могут стать следующие умения:

1) использовать геометрический материал для описания и решения задач в учебной деятельности;

2) применять приобретенные геометрические представления для описания закономерностей, существующих в окружающем мире;

3) владея геометрическим языком и изобразительными навыками, понимать и уметь изображать рисунки, схемы;

5) уметь находить информацию в разнообразных источниках;

6) уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
















5

Содержание программы курса


Тема 1. Симметрия (8часа).

Симметрия. Виды симметрий: осевая симметрия, центральная симметрия, зеркальная симметрия.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений, решение задач.

Форма контроля: практическая работа.

Тема 2. Симметрия в природе (8 часа).

Симметрия в природе. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире насекомых, птиц, животных. Симметрия в неживой природе. Симметрия в технике, в быту. Асимметрия.

Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; презентация; обсуждение тем сообщений и рефератов; выступления.

Форма контроля: проверка творческих заданий и рефератов; практическая работа.

Тема 3. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства (6часа).

Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма. Орнамент. Бордюры.

Методы обучения: беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий; презентация.

Форма контроля: проверка творческих заданий.

Тема 4. Симметрия в искусстве (8 часа).

Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке. Работа в программе Microsoft Paint.

Методы обучения: учебная беседа с использованием компьютера; сообщения, работа на компьютере.

Форма контроля: проверка творческих заданий; практическая работа.



Защита творческих проектов учащихся (4часа).










6

Тематический план

п/п

Наименование тем курса

Количество

часов


Тема 1. Симметрия (8 часа).


1-2

Симметрия, ее виды. Презентация: «Удивительный мир симметрии»

2

3-4

Симметричные фигуры. Осевая симметрия. Практическая работа.

2

5-6

Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Практическая работа.

2

7-8

Симметрия помогает решать задачи.

2


Тема 2. Симметрия в природе (8 часа).


9-10

Симметрия в природе. Симметрия в мире растений.

2

11-12

Симметрия в мире насекомых, животных.

2

13-14

Симметрия в неживой природе. Симметрия в технике, в быту.

2

15-16

Об асимметрии.

2


Тема 3. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства 6 часа).


17-18

Орнаменты.

2

19-20

Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма.

2

21-22

Паркеты. Бордюры.

2


Тема 4. Симметрия в искусстве (8 часа).


23-24

Симметрия в архитектуре.

2

25-26

Симметрия на улицах г. Саранска. Презентация.

2

27-28

Симметрия в литературе. Симметрия в алфавите.

2

29-30

Творческие работы по теме: «Симметричные фигуры на экране компьютера». Работа в программе Microsoft Paint.

2

31-32-33-34

Защита творческих проектов учащихся.

4


Итого:

34








7

Терминологический словарь


Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии.


Бордюр – это линейный орнамент, полученный параллельным переносом некоторой фигуры.


Геометрия, раздел математики, занимающийся изучением свойств различных фигур, их размеров и взаимного расположения. Для удобства преподавания геометрию подразделяют на планиметрию и стереометрию. В планиметрии рассматриваются фигуры на плоскости; в стереометрии изучаются пространственные фигуры.

Окружностью называется геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, удалённых от данной точки на данное расстояние. Данная точка называется центром окружности, а данное расстояние - радиусом окружности.


Орнамент (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных).


Паркет — натуральное деревянное напольное покрытие. Современный паркет многолик — от привычного штучного паркета, уложенного строгой палубой, до искусственного заменителя — ламинированного паркета (ламината).


Симметрия - [греч. symmetria] - полное зеркальное соответствие в расположении частей целого относительно средней линии, центра; соразмерность.

Словарь С.И. Ожегова: «Симметрия - соразмерность, пропорциональность частей чего-нибудь, расположенных по обе стороны от середины, центра».








8

Литература


  1. Гильде В. Зеркальный мир. — М.: Мир, 1982г.

  2. Вейль Г. Симметрия. Изд.2-е, стереотипное - М.: Едиториал УРСС,2003.

  3. Волошинов А.В. Математика и искусство. - М.: Просвещение, 2000.

  4. Зенкевич, И. Г. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.

  5. Тарасов Л.В. Симметрия в окружающем мире/ Л.В.Тарасов.- М.:ООО Издательство “Мир и Образование”, 2005.

  6. Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991.

  7. Юшкин Ю.Ф. Мордовия Народное искусство. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.

  8. Математика в школе, №7-2006, с. 40. Ходот Т.Г., Ходот А.Ю. Наглядная геометрия V-VI.

  9. Советский энциклопедический словарь — М.: Советская энциклопедия, 1980г.

  10. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии — М.: Мысль, 1974г.

  11. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 1998. - 192 с.

  12. Интернет ресурсы: www. festival.1september.ru, http://golovolomka.yard.ru/golovolomka_052.php

  13. Художественные альбомы.



Список литературы, рекомендуемой учащимся

1. Вейль, Г. Симметрия. Пер. с англ. – М.: Наука, 1968.

2. Волошинов, А. В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992.

3. Гарднер, М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1994.

4. Гарднер, М. Этот правый, левый мир. Пер. с англ. – М.: Мир, 1967.

5. Депман, И. Я., Виленкин, Н. Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.

6. Кеплер, И. О. О шестиугольных снежинках. – М., 1985.

7. Левитан, К. Геометрическая рапсодия. – М., 1976.

8. Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991.

9.Юшкин Ю.Ф. Мордовия. Народное искусство. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.





9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс "Эрудит"

Автор: Бауман Ирина Анатольевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Элективный курс Эрудит"
    ["seo_title"] => string(21) "eliektivnyikurserudit"
    ["file_id"] => string(6) "309614"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458827395"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Элективный курс. Реальная математика"
    ["seo_title"] => string(35) "eliektivnyikursriealnaiamatiematika"
    ["file_id"] => string(6) "310902"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459122199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства