kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс:«Математические основы информатики» для 10-11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

элективного курса:  «Математические основы информатики» для 10-11 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс:«Математические основы информатики» для 10-11 класса»


Министерство образования Ставропольского края

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»












Аналитическая справка

«Диагностика профессиональных компетенций педагогических работников Ставропольского края (История, обществознание)»




Рассмотрено

на заседании Ученого Совета

от «13» апреля 2022 года протокол №3













г. Ставрополь


Аналитическая справка «Диагностика профессиональных компетенций педагогических работников Ставропольского края (История, обществознание)».

Ставрополь, министерство образования Ставропольского края, ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников 2021 г., 2022 г. - 10 с.











В аналитической справке «Диагностика профессиональных компетенций педагогических работников Ставропольского края (История, обществознание)» представлен анализ результатов исследования уровня сформированности по предметной, методической компетенциям, а также на определение уровня сформированности функциональной грамотности.

В справке систематизированы профессиональные затруднения дидактического и методического характера, а также адресные рекомендации, которые могут быть использованы для принятия управленческих решений по повышению уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания.



Диагностика профессиональных компетенций педагогических работников Ставропольского края проводилась в соответствии с приказом министерства образования Ставропольского края от 08.02.2021 года №187-пр «О создании и обеспечении функционирования центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогичекcких работников и управленческих кадров регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образования», приказа СКИРО ПК и ПРО от 03.09.2021 года №283-пр «Об утверждении плана («Дорожной карты») работы центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на 2021 года, приказа СКИРО ПК и ПРО от 09.02.2022 года №187-пр «Об утверждении плана («Дорожной карты») работы центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на 2022 года.

Цель исследования - выявление уровня сформированности общепредметных, методических компетенций учителей истории и обществознания общеобразовательных организаций Ставропольского края. Задачи исследования:

  1. оценить уровень сформированности общепредметных компетенций учителей истории и обществознания;

  2. оценить уровень сформированности методических компетенций учителей истории и обществознания;

  3. оценить уровень сформированности компетенций учителей истории и обществознания в области формирования финансовой грамотности обучающихся;

  4. выявить факторы, влияющие на уровень сформированности компетенций; определить направления совершенствования профессионального мастерства с учетом современных требований к образовательным результатам;

  5. определить перспективные направления работы методистов и тьюторов ЦНППМ с учителями истории и обществознания по преодолению профессиональных дефицитов.

Тестирование учителей проводилось по контрольно-измерительным материалам, размещенным в информационной системе ЦНППМ. Задания диагностической работы охватывают основное содержание учебных предметов «История» и «Обществознание» в единстве содержательного и деятельностного компонентов и опираются на теорию и методику обучения по предметам, а также на метапредметные планируемые образовательные результаты обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования.

Контрольно-измерительные материалы содержат задачи с простым и сложным, одиночным и множественным выбором ответов. Диагностическая работа по истории состоит из двух частей – предметной и методической. Общее количество заданий - 15. Задания 1ПК-10ПК нацелены на проверку уровня сформированности общепредметных компетенций учителей истории и обществознания.

Задание 1ПК предполагало выявление компетенций педагогов при работе с графическими объектами. Содержание задания: необходимо выбрать правильный ответ из предложенного перечня с опорой на представленное фото архитектурного сооружения или назвать страну, в которой находятся указанные на фото объекты. Процент выполнения задания – 82%, что является высоким показателем и свидетельствует о том, что предметные компетенции в области работы с графическими объектами сформированы у испытуемых на высоком уровне.

Задание 2ПК направлено на выявление соответствия между историческими событиями и персоналиями. Содержание задания: представляет собой блок из трех вопросов: а) следует установить соответствие между событиями и изображениями, исключив одно лишнее; б) прочитать отрывки из исторических источников и определить, о каких событиях (процессах) из предложенного перечня они повествуют; в) установить соответствие между историческими событиями и историческими личностями – современниками и участниками указанных событий. Справились с выполнением задания 52% участников. Средний результат объясняется сложностью построения задания. Анализу подобных конструкций уделяется особое внимание в период подготовки к ГИА и ЕГЭ по истории, поэтому ошибочные ответы дали педагоги, не имеющие подобного опыта работы.

Задание 3ПК было нацелено на определение уровня сформированности компетенций в области анализа исторического источника. Содержание задания:

предлагается изучить мнение отечественных историков по «трудному» вопросу истории России, на основе фото определить автора текста и дату его написания. Процент верного выполнения данного задания - 86%, что позволяет сделать вывод о высоком уровне сформированности указанной компетенции.

Задание 4ПК предполагало практическое применение знаний о событиях отечественной истории путем выбора верных суждений из предложенного списка или поиска ответа по карте. Задание выполнили верно 78% учителей. Данный показатель свидетельствует о том, что большая часть испытуемых безошибочно соотносит исторические события с исторической картой.

Задание 5ПК заключалось в реализации умения соотносить фрагмент исторического источника с именами трех современников описываемых событий. Правильно выполнили задание 75% испытуемых. Достаточно высокий показатель объясняется системным характером работы педагогов по формированию навыков работы с историческими источниками.

Задание 6ПК нацелено на определение уровня сформированности компетенций в области русской исторической лексики, характеризующей социально-исторические феномены, образованные от имен и фамилий исторических личностей. По итогам выполнения задания педагоги показали средний результат – 69%, что подтверждает достаточный уровень сформированности предметной компетенции.

Задание 7ПК предполагало выявление уровня сформированности у педагогов понятийного аппарата. 90% участников продемонстрировали достаточно высокий уровень владения историческими понятиями.

Задание 8ПК ориентировано на установление соответствия между событиями, процессами и явлениями. Содержание задания: в приведенном списке событий, явлений, процессов найдите два, связанных между собой как причина и следствие и запишите последовательно цифры, которыми они обозначены, отразив эту связь. Средний результат выполнения - 61% показывает, что около половины опрошенных неверно устанавливает взаимосвязь, что можно объяснить недостаточными знаниями об особенностях событий, процессов и явлений.

Задание 9ПК направлено на проверку сформированности компетенций в области владения историческими датами, умения соотносить события с образами и символами, изображенными на графических объектах, а также располагать их в хронологической последовательности. Серьезных затруднений при выполнении этого задания педагоги не испытывали, процент выполнения составил 84%.

Задание 10ПК нацелено на выявление компетенций в области владения теоретическими знаниями по курсу отечественной и всеобщей истории. Большинство педагогов показали устойчивый уровень знаний – 79%.

Задания 11МК-15МК проверяют уровень сформированности методических компетенций педагогов.

Задание 11МК нацелено на реализацию компетентности в области отбора дополнительного материала для проведения уроков в сильном и слабом классе. Процент верного выполнения заданий – 39%. Показатель ниже среднего и позволяет сделать вывод о том, что в практике работы учителя редко проводят дифференциацию организации работы и подбора учебного материала в классах с высоким и низким уровнем предметной подготовки.

Задание 12 МК предполагает реализацию компетентности в области планирования и организации процесса изучения учебного материала. С заданием справились 53% испытуемых. Средний показатель свидетельствует о том, что половина учителей не имеет опыта самостоятельного планирования учебного материала, что создает риски нарушения принципа системности обучения.

Задание 13МК направлено на изучение уровня сформированности методической компетентности учителя в плане работы над составлением рабочей программы, умения характеризовать логичность и целесообразность выбора учебных разделов и тем в целях эффективного достижения предметных результатов. 60% опрошенных верно выполнили данное задание, соответственно 40% испытывают дефицит данной компетенции.

Задание 14 МК ориентировано на умение педагога грамотно применять перечень «трудных вопросов истории», содержащихся в «Историко-культурном стандарте», в соответствии с возрастом обучающихся и рабочей программой. С заданием успешно справились 71% учителей. Высокий показатель свидетельствует о сформированности компетенций, определяющих построение учебной работы на основе принципов системности, последовательности, опоры на ранее изученный материал.

Задание 15МК нацелено на выявление умений учителя при организации учебной деятельности обучающихся выбирать те формы, методы и приемы, которые будут учитывать особенности организации урока. Только 36% учителей смогли верно выполнить задание. Данный результат подтверждает тот факт, что в практике работы больше половины испытуемых не учитывают уровень дифференциации качества знаний учеников. Соответственно данный фактор отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса.

Диагностическая работа по обществознанию состоит из двух частей – предметной и методической, включающей задания по функциональной грамотности (финансовой). Общее количество заданий - 15. Задания 1ПК-10ПК нацелены на проверку уровня сформированности общепредметных компетенций учителей истории и обществознания.

Задание 1ПК предполагало выявление уровня сформированности предметной компетенции в области работы с обществоведческими понятиями. Содержание задания: даётся описание ситуации, необходимо из списка выбрать термин, характеризующий ситуацию. Процент выполнения задания – 86%, что является высоким показателем и свидетельствует о том, что предметные компетенции в области работы с обществоведческими понятиями у испытуемых сформированы на высоком уровне.

Задание 2ПК было связано с работой с графическими объектами. Содержание задания: предлагается график и сопровождающий текст. Из предложенных вариантов ответов необходимо выбрать ситуацию, которую он отражает. Правильно выполнили задание 78% участников, что позволяет сделать вывод о владении большинством педагогов навыками работы с графическими объектами.

Задание 3ПК было нацелено на определение уровня сформированности компетенций в области знания терминологии. Содержание задания: участнику исследования предлагается понятие и список терминов. Необходимо найти термин, не связанный с данным понятием. Процент верного выполнения заданий - 86%. Данный высокий показатель позволяет констатировать сформированность у педагогов предметной компетенции в области терминологии.

Задание 4ПК направлено на оценивание умения педагога находить обобщающее понятие для представленного ряда. Процент выполнения задания - 68%. Данный результат свидетельствуем о том, что у большинства педагогов данная компетенция сформирована на достаточном уровне.

Задание 5ПК представляет собой задание-задачу с условием, на основе которого требуется выбрать несколько правильных ответов. Задание выполнено верно 72% учителей. Такой результат позволяет констатировать, что большая часть педагогов умеет решать правовые задачи.

Задание 6ПК заключалось в реализации умения соотносить термин и его качественные признаки. Сформированность компетенций в области знания терминологии подтверждается высоким показателем верных ответов – 90%.

Задание 7ПК направлено на проверку умения педагогов устанавливать соответствия между различными видами обществоведческих понятий и процессов, явлений. Верный ответ дали 82% слушателей. Высокий показатель объясняется системным характером работы педагогов по формированию навыков работы с обществоведческими понятиями.

Задание 8ПК нацелено на выявление компетенций в области определения верных суждений. Показатель правильных ответов – 63% - позволяет судить о достаточной сформированности общепредметных компетенций в данной области.

Задание 9ПК проверяет умение работать с несплошными текстами и соотносить информацию в сплошных текстах. Процент выполнения – 70%. Достаточно высокий показатель говорит о том, что затруднений при работе с гистограммами, таблицами педагоги практически не испытывают.

Задание 10ПК направлено на проверку умения педагогов определять термины в соответствии с их значениями в тексте. Верный ответ дали 87% слушателей. Показатель высокий – объясняется системным характером работы педагогов по формированию навыков работы с терминами, понятиями на основе текстов.

Задания 11МК-14МК проверяют уровень сформированности методических компетенций педагогов.

Задание 11МК нацелено на реализацию компетентности в области планирования и организации процесса изучения учебного материала. С заданием справились 57% испытуемых. Средний показатель свидетельствует о том, что половина учителей не имеет опыта самостоятельного планирования учебного материала, что создает риски нарушения принципа системности обучения.

Задание 12 МК предполагает анализ предложенного текста, проверку и оценку работ обучающихся по предложенным критериям. С заданием успешно справились 72% учителей. Высокий показатель свидетельствует о сформированности компетенций, определяющих умение оценивать работу учеников.

Задание 13МК направлено на изучение уровня сформированности методической компетентности учителя в плане работы над составлением рабочей программы, умения характеризовать логичность и целесообразность выбора учебных разделов и тем в целях эффективного достижения предметных результатов. 62% опрошенных верно выполнили данное задание, соответственно 38% испытывают дефицит данной компетенции.

Задание 14МК ориентировано на выявление умений учителя при организации учебной деятельности обучающихся выбирать те формы, методы и приемы, которые будут учитывать особенности организации урока. Только 41% учителей смогли верно выполнить задание. Данный результат подтверждает тот факт, что в практике работы больше половины испытуемых не учитывают уровень дифференциации качества знаний учеников. Соответственно данный фактор отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса.

Задание 15ФГ определяет уровень компетенций учителя в области формирования финансовой грамотности и предполагает анализ финансовой ситуации. С заданием справились 80% испытуемых. Этот результат позволяет сделать вывод о незначительных профессиональных дефицитах в области работы по формированию финансовой грамотности обучающихся.


В 2021 году оценку профессиональных компетенций прошли 49 учителей истории и 80 учителей обществознания. Из них показали по истории высокий уровень сформированности компетенций (выше 80% верных ответов) 10%, уровень выше среднего (60-80% верных ответов) - 61%. Средний уровень (30-59% верных ответов) выявлен у 25% испытуемых, низкий (0-29%) – у 4%.



По обществознанию высокий уровень сформированности компетенций (выше 80% верных ответов) 21%, уровень выше среднего (60-80% верных ответов) - 38%. Средний уровень (30-59% верных ответов) выявлен у 32% испытуемых, низкий (0-29%) – у 9%.



В 2022 году оценку профессиональных компетенций прошли 8 учителей истории. Из них показали уровень выше среднего (60-80% верных ответов) - 62%. Средний уровень (30-59% верных ответов) выявлен у 38% испытуемых%.

Объективность результатов обеспечивалась системой автоматизированного оценивания, разработанной специалистами ЦНППМ.

На основании полученных результатов исследования были выявлены профессиональные дефициты и сделаны следующие выводы:

  1. Учителя истории и обществознания показывают высокий уровень сформированности предметных компетенций.

  2. В области сформированности методических компетенций имеются дефициты при работе с несплошными текстами, особенно в части соотношения нескольких объектов. Часть опрошенных педагогов испытывает затруднения при дифференцировании методов, форм и приемов обучения в классах с сильным и слабым уровнем развития предметных компетенций. Некоторые педагоги затрудняются при самостоятельном планировании учебного материала.

  3. Уровень сформированности компетенций учителей в области формирования финансовой грамотности находится на достаточно высоком уровне.

На основе анализа результатов оценки уровня сформированности общепредметных, методических компетенций и компетенций в области формирования финансовой грамотности учителей истории и обществознания общеобразовательных организаций Ставропольского края были запланированы и реализованы следующие мероприятия:

  1. Составлены индивидуальные образовательные маршруты для педагогов, показавших низкий и недостаточный уровень сформированности предметных и методических компетенций, а также в области формирования финансовой грамотности.

  2. На основании выявленных дефицитов в области предметных компетенций педагогам рекомендовано пройти обучение по программам «Применение оборудования в центрах образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста»»: история», «Применение оборудования в центрах образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста»»: обществознание» (24 ч), «Новые векторы образования в школе: история и обществознание» (36 ч).

  3. Организована стажировка для работников педагогических организаций, включенных в реализацию программы «Модернизация школьных систем образования».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс:«Математические основы информатики» для 10-11 класса

Автор: Дидаева Таиса Могдановна

Дата: 14.05.2024

Номер свидетельства: 650542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства