Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках математики»
Нравственность – это правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни.
Социологи утверждают, что для современной молодежи всё большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. Поэтому очень важно формировать у детей представление о нравственных ценностях, учить различать истинные и мнимые ценности, побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Корни нравственности зарождаются и произрастают из семьи. На базе, созданной родителями, в учебных учреждениях к формированию нравственности подключаются воспитатели, а затем учителя.
Каким же образом можно реализовывать духовно-нравственное воспитание на уроках математики?
Математическая наука сама по себе неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт нравственного характера таких как, трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики может осуществляться через отдельное занятие, посвященное нравственной теме, а можно использовать только одно задание на определенном этапе урока, посредством которого и будет происходить реализация духовно-нравственного воспитания.
Примерами таких заданий могут служить различные шифровки: ученикам предлагается решить несколько уравнений или найти значения выражений, после этого они должны найти совпадение корней уравнений или значений выражений. В результате получаются отдельные слова нравственной тематики или целые фразы, смысл которых можно разобрать с учениками. Так можно зашифровывать фразы нравственной тематики; фамилии людей, которые проявили себя как высоконравственные личности; события, через которые можно осуществить нравственное воспитание.
Например, следующее задание можно использовать на устном счёте. В результате его выполнения ученики получают фамилию нашего земляка Д.А.Разумовского, героя РФ, который ценой собственной жизни спас людей во время теракта в г.Беслан.
Рассказы о воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество, способствуют формированию гражданственности, воспитанию патриотизма, любви к Родине, уважения к истории своей страны. Можно составить задачи, связанные с разными историческими событиями.
Например,
Можно зашифровывать не только фразы, отдельные слова, но и даты: в следующем упражнении ученикам нужно решить уравнения и выписать корни по порядку. В результате получается число 1961. Учитель спрашивает, какое событие мирового масштаба произошло в данном году. Конечно, это первый полёт человека в космос, который совершил Юрий Алексеевич Гагарин – человек столетия, пример мужества, стойкости и храбрости, ведь вероятность того, что Гагарин мог не вернуться на землю, составляла 25 %.
Таким образом, учитель может осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках математики не только через особенности математической науки, но и посредством использования разнообразных заданий.