Способы применения доводящей карточеки могут быть различными, в зависимости от задачи, решаемой учителем на данном занятии, и от типа занятий.
Рассмотрим несколько ситуаций:
1. Организация самостоятельной индивидуальной работы с «отстающими».
Учащийся или группа учащихся не освоили тему (по болезни, участие в выездных соревнованиях и т.д.)
2. Организация самостоятельной индивидуальной работы с «опережающими».
Некоторые учащиеся освоили определенную тему раньше других и готовы двигаться дальше. Эти «опережающие» учащиеся получают доводящие карточки по теме, которую можно освоить, пользуясь уже имеющимися знаниями, и работают самостоятельно индивидуально.
3. Организация групповой работы
Учащиеся объединяются в небольшую группу и получают одинаковые карточки. Один из учащихся читает вопросы и задания, а все, по очереди, на них отвечают. Если возникает несогласие по поводу отдельных заданий, они обсуждаются до тех пор, пока учащиеся в группе не придут к единому мнению.
4. Организация работы всего класса при изучении нового материала (групповая работа).
а). Учащиеся получают одинаковые доводящие карточки. Учитель по такой же карточке ведет беседу, во время которой каждый ученик обязательно на часть вопросов отвечает вслух, а ответы на остальные вопросы имеет возможность соотнести с ответами других.
б). Все учащиеся получают одинаковые карточки, позволяющие понять какой-то основной момент нового материала, и 8-10 минут работают самостоятельно или в постоянных парах. Затем организуется общее обсуждение.
Опыт показывает, что при такой организации введения нового материала удается обеспечить понимание материала большим количеством учащихся.
5. В ситуации организации изучения новой темы все учащиеся класса на уроке получают одинаковые карточки и работают с ними самостоятельно. По мере выполнения каждый из них подходит к учителю, отчитывается и получает задания на закрепление материала (самостоятельная индивидуальная форма организации).
6. Возмжно по теме подготовить несколько карточек, учащиеся в логической последовательности на нескольких занятиях осваивают их самостоятельно. После изучения каждой они отчитываются перед учителем. Те, кто справляется за меньшее время, выполняют творческие задания по всей теме.
7. Освоение нового материала с помощью доводящих карточек можно организовать в постоянной паре (индивидуальная работа).
Учащиеся разбиваются по парам, каждая из которых получает доводящую карточку. Обсуждая совместно каждый вопрос, напарники изучают тему и затем сдают ее учителю или ученику, который эту тему уже знает.