kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа «Практикум по решению задач повышенной сложности по математике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок по математики 9 класс, способствует подготовки учащихся к итоговой аттестации, развивает логическое мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Практикум по решению задач повышенной сложности по математике»»

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60 ГОРОДА ТЮМЕНИ


Принято

педагогическим советом

Протокол № _____

от «___» _________ 2016г.



Согласовано

Управляющим советом

Протокол № ____

от « ___ » __________ 2016г.







Утверждено

приказом № ___________

от « ____ » ___________ 2016г.

Директор_______Л.В. Кулиева





Дополнительная общеразвивающая

программа

«Практикум по решению задач повышенной сложности по математике»




Составитель программы:

А.М Боровинская учитель математики








Тюмень-2016


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка……………….............................................. .......

  2. Цель курса …………………………………………………..…..……….

  3. Задачи курса………………………………………………….……………

  4. Учебно-тематический план……………………..……………….….…....

  5. Содержание программы…………………………………………....……

  6. Годовой календарный учебный график……………………….……..…

  7. Организационно - педагогические условия реализации программы ...

  8. Планируемые результаты……………………………………….……….

  9. Оценочные и методические материалы…………………………………

  • Критерии отслеживания усвоения программы………………….………

  • Условия реализации программы…………………………………..………

  • Воспитательная работа………………………………………..…………...

  • Литература ……………………………………………….………………..















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа дополнительного образования «Практикум по решению задач повышенной сложности по математике» носит интегрированный характер.

Данная программа направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Курс освещает теорию графов, которая в настоящее время является интенсивно развивающимся разделом дискретной математики. Графы и связанные с ним методы исследований органически пронизывают на разных уровнях едва ли не всю современную математику. «В математике следует помнить не формулы, а процесс мышления», - эти слова русского математика Е.И.Игнатьева подчеркивают полезность данного курса. Навыки в решении задач с помощью графов необходимы любому ученику, желающему успешно подготовиться к математическим конкурсам и олимпиадам.

Данный курс предполагает компактное и чёткое изложение теории вопроса, решение задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Основные элементы теории графов» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса.

Курс построен с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении математики, информатики в 7– 9-х классах и имеющиеся у них навыки исследовательской деятельности.

Курс «Практикум по решению задач повышенной сложности по математике.» рассчитан на учеников 9-х классов.

Продолжительность курса 64 часа, состоит из 4-х модулей.


  1. ЦЕЛИ КУРСА:
  • Познакомить школьников на популярном уровне с разделом дискретной математики, который приобретает сегодня все большее значение в связи с развитием теории вероятностей, математической логики и информационных технологий.

  • Сформировать понимание необходимости знаний основ теории графов для решения большого круга задач, показав широту применения теории графов в реальной жизни.

  • Способствовать развитию универсальных учебных действий обучающихся.

  • Формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.

  • Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.


  1. ЗАДАЧИ КУРСА:
  • повышение уровня математического мышления учащихся;

  • развитие навыков исследовательской деятельности;

  • формирование знаний о прикладных возможностях математики;

  • формирование навыков использования информационных ресурсов и информационных технологий в практике;

  • повышение мотивации школьника к учебе;

  • повышение уровня математической культуры учащихся.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

История развития теории графов. Первое знакомство с графами: понятие графа, его элементов, виды графов, степень вершины, подсчет числа рёбер.

2

2

Основные теоремы и свойства.

2

3

Различные задачи о мостах.

2

4

Исследование своей росписи.

2

5

Проблема устроителей больших художественных выставок.

2

6

Эйлеровы и гамильтоновы циклы.

2

7

Логические задачи

4

8

Лабиринты.

4

9

Построение гамильтонова цикла – нахождение кратчайшего пути, проходящего через заданные пункты.

4

10

Комментированный разбор экономической задачи.

2

11

Дерево решений - основное понятие и принципы построения

2

12

Решение комбинаторных задач

6

13

Построение генеалогического древа своей семьи.

2

14

Построение генеалогического древа одного из известных исторических родов России

2

15

Задача о правильном раскрашивании карт.

2

16

Проблеме четырех красок.

2

17

Практическое занятие по составлению и раскрашиванию карт различных частей света на любой планете

2

18

Приложение теории графов в геометрии

2

19

Приложение теории графов в сетевом планировании и управлении

2

20

Приложение теории графов в физике и электротехнике

4

21

Приложение теории графов в химии, биологии, географии

4

22

Приложение теории графов в педагогике

2

23

Приложение теории графов в играх и головоломках.

2

24

Конкурс презентаций на применение теории графов

2

25

Заключительное занятие

2



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. История развития теории графов. Первое знакомство с графами: понятие графа, его элементов, виды графов, степень вершины, подсчет числа рёбер. Основные теоремы и свойства..

  2. Различные задачи о мостах. Исследование своей росписи. Эйлеровы и гамильтоновы циклы.

  3. Лабиринты.

  4. Построение гамильтонова цикла – нахождение кратчайшего пути, проходящего через заданные пункты. Комментированный разбор экономической задачи.

  5. Знакомство с важным классом графов, называемым деревом (связанный граф, который не имеет циклов), он используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов.

  6. Показать использование теории графов для составления карт

  7. Приложение теории графов в геометрии, в сетевом планировании и управлении, в физике и электротехнике, в химии, биологии, географии, в педагогике, в играх и головоломках.

  1. ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК



Сроки начала и окончания четверти

Количество учебных недель

Количество занятий

1 четверть

02.09.2015- 01.11.2015

6

12


2 четверть

09.11.2015-28.12.2015

8

16


3 четверть

14.01.2016-27.03.2016

10

20


4 четверть

04.04.2016-29.05.2016

8

16


Итого за учебный год:


34

64


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ


  1. Подготовительный этап (август):

разработка программы, составление плана мероприятий на год.

  1. Организационный этап (сентябрь):

индивидуальное собеседование.

  1. Основной этап (сентябрь-март): реализация программы.

  2. Заключительный этап (май): представление исследовательских и проектных работ (защита презентаций, докладов, рефератов), рефлексия (проведение анкетирования).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование ключевых компетенций:

В области учебных компетенций:

Уметь:

  • организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;

  • решать учебные и самообразовательные проблемы;

  • связывать воедино и использовать отдельные части знаний.

В области исследовательских компетенций:

Уметь:

  • получать и использовать информацию;

  • обращаться к различным источникам данных и их использование;

Знать:

  • способы поиска и систематизации информации в различных видах источника.

В области социально-личностных компетенций:

Уметь:

  • видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

В области коммуникативных компетенций:

Уметь:

  • выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;

  • выступать на публике;

  • читать графики, диаграммы и таблицы данных;

  • сотрудничать и работать в команде.

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Прежде всего, это исследовательская работа самих учащихся, составление таблиц с результатами опытов, буклетов с рекомендациями, презентаций, а также проведение лабораторного практикума.


Критерии отслеживания усвоения программы

Основной объективной оценкой эффективности работы педагога по реализации программы являются открытые учебные занятия, творческий отчёт перед родителями (законными представителями), участие в творческих конкурсах различных уровней.

Условия реализации программы

Занятия проводит педагог дополнительного образования. Для реализации программы будут использоваться кабинет математики, кабинет информатики, актовый зал. Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран, доска.

Воспитательная работа

Целью работы с детьми в процессе их обучения является развитие личностных качеств ребенка, воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники.


Литература

  1. Куликова Л.В., Шиловская С.А. «Теория графов». За страницами учебника математики, издательство «Панорама»,2006г

  2. Березина Л.Ю. «Графы и их применение», М., Просвещение, 1979г.

  3. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся

7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк:

Просвещение, 2005;

  1. Обучение элементам теории графов //Математика в школе. -2004. - №4

  2. Гамов Г. «Комбинаторные принципы в генетике», М., Мир, 1968г.

  3. Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера», М., Просвещение, 1996г.

  4. Гарднер М. «Математические головоломки и развлечения», М., Мир, 1971г.

  5. Гарднер М. «Математические досуги», М., 1972г.

  6. Моргунов И.Б. «Применение графов в разработке учебных планов и планировании учебного процесса», Советская педагогика, 1966г, №3

  7. Мудров В.И. «Задача о коммивояжере», М., Знание, 1969г.

  8. Сешу С., Рид М. «Линейные графы и электрические цепи», М., Высшая школа, 1971г.

  9. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.

  10. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.

  11. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.

  12. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.

  13. Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/;

  14. http://www.encyclopedia.ru/.

  15. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Боровинская Анна Михайловна

Дата: 20.12.2016

Номер свидетельства: 371641


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства