kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительный материал "Тайна квадратных уравнений" к урокам по теме "Квадратные уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие приёмы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения. Данные приёмы решения заслуживают внимания, поскольку они не отражены в школьных учебниках математики и их можно использовать, так как сокращается время, затраченное на решение таких уравнений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал "Тайна квадратных уравнений" к урокам по теме "Квадратные уравнения"»










Дополнительный материал

«Тайны квадратных уравнений»

к урокам по теме:

«Квадратные уравнения»




















  1. Основная часть:

1.Квадратные уравнения в школьном курсе математики:

1.1. Определение:

Квадратное уравнение – это уравнение вида a·x2+b·x+c=0, где x – переменная, a, b и c – некоторые числа, причем a отлично от нуля.

Числа a, b и c называют коэффициентами квадратного уравнения a·x2+b·x+c=0, причем коэффициент a называют первым, или старшим, или коэффициентом при x2, b – вторым коэффициентом, или коэффициентом при x, а c – свободным членом.

1.2. Виды:

Квадратное уравнение, в котором старший коэффициент равен 1, называют приведенным квадратным уравнением. В противном случае квадратное уравнение является неприведенным.

Квадратное уравнение a·x2+b·x+c=0 называют неполным, если хотя бы один из коэффициентов b, c равен нулю.

Полное квадратное уравнение – это уравнение, у которого все коэффициенты отличны от нуля.

1.3. Тайны квадратных уравнений:

Теорема 1. Если в квадратном уравнении aх2+вх+с=0 сумма коэффициентов равна нулю, то один из корней равен 1, а второй с/а.

Теорема 2. Если в квадратном уравнении ах2+вх+с=0 сумма коэффициентов равна нулю, а-в+с=0, то один из корней равен –1, а второй –с/а.

Обратные теоремы. Справедливы и теоремы, обратные только что доказанным. Они тоже применяются для решения задач.

Теорема 1. Если корни квадратного уравнения равны 1 или с/а, то а+в+с=0.

Теорема 2. Если корни квадратного уравнения равны –1 или –с/а, то а-в+с=0.

2.Способы решения уравнений в разные века:

2.1. История возникновения квадратного уравнения:

Как свидетельствуют раскопки, явление квадратного уравнения люди наблюдали ещё с древних времён. Тогда оно считалось знаком богов. Знак представлял необычное для древних людей сочетание палочек и крючочков.

По ошибке древние ассоциировали данный знак с числом один и приписывали его богу Одину. (Который, кстати говоря, считался главным из богов, что только лишний раз подтверждает важность квадратного уравнения для человечества.)

В средние века квадратное уравнение постепенно стало терять завесу тайны. Ученые знали, что богов не существует и принялись исследовать происхождение уравнения.

Впервые это удалось учёному Квадрату Олегу Лаврентьевичу, он ввёл и исследовал термин квадратного в 1313 году. Однако, как ни старался, К. О. Л. не смог стать свидетелем всеобщего признания его работы. По обидному совпадению, уравнение было признанно в день рождения автора 13 января 1414 года — всего лишь через год после смерти знаменитого в настоящее время человека. В дальнейшем теория квадратного уравнения развивалась последователями Квадрата.

2.2. Древний Вавилон (I тысячелетие до н.э.)

Имена математиков этого времени не сохранились. Вся информация у современных ученых заимствована из клинописных табличек. Математика в то время считалась знанием для избранных, ей владели жрецы, которые тщательно оберегали информацию от непосвященных. Основным принципом того времени было указание к действию (делай как Я). Объяснение при решении уравнений в то время отсутствует. Вывода формул нет. Дается только рецепт решения конкретного квадратного уравнения, алгоритм носит общий характер. Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.

Задача 1.

Решение древних Современное решение

Я вычел из площади одну сторону х2 – bx – c = 0

моего квадрата и получил 870.

x2 – x = 870 b 0, c 0

x2 – x – 870 = 0 b / 2

Взял эту одну и разделил пополам

(b/2)2

Умножил на саму себя.

(b/2)2 + c

Сложить с 870 Добавили свободный член

Что является квадратом 29 ?

( = 29 )

Сложим то, что получили с первой половиной ( )

Прибавили то, что было и получили формулу для четного

Коэффициента

x1 = 30.

Задаем вопрос: «Что настораживает, кажется странным?»

Отсутствует второй корень квадратного уравнения x2 = – 29 (его легко найти по теореме, обратной теореме Виета). В древнем Вавилоне не оперировали с отрицательными числами, все задачи определялись практической жизнью. Поэтому получен только положительный корень.

2.3. Античный мир (II век до н. э. – IV век н.э., Архимед, Евклид)

Метод решения квадратных уравнений разработал Евклид. Раньше уравнения решали по образцу, ничего не объясняя (существовало правило – делай как я).

В Античности появляется обязательное требования объяснять решение (почему что-то случилось, что произошло?). Геометрия в то время считалась наукой всех наук.

Поэтому теперь посмотрим на квадратное уравнение с точки зрения геометрии.

Задача 3

Дано уравнение:

Отрицательных чисел в те века еще не знали, приблизился к ним только Диофант. Поэтому рассматриваем решение, используя только положительные числа.

В этом уравнении коэффициенты р 0, q 0. x = .

Записанное выражение напоминает теорему Пифагора. Если рассматривать , то проводя параллель с теоремой Пифагора можно догадаться, что находим катет (т.к. стоит знак минус). В этом случае гипотенуза равна , катет .

.

Выполним построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля:

С центром в точке Р построим полуокружность радиусом РА = (РА – гипотенуза). От точки Р отложим вправо отрезок РМ = (отрезок РМ – катет).

В этом случае расстояния СМ и КМ:

СМ = x1 = , КМ = x2 = , (РС = РА = РК = ).

Для решения алгебраической задачи использовалась геометрия. В древности часто встречался синтез алгебры с геометрией.

2.4. Средневековый Восток (IX век н.э. аль-Хорезми)

В эти века все вычисления производились в уме, все объяснялось на словах, поэтому за решение очень сложно уследить, т.к. всё считается устно и вся информация держится в голове.

Задачи решались геометрическим способом. Мы знаем среднеазиатского математика аль-Хорезми, он дал классификацию линейных и квадратных уравнений и способы их решения. Общее решение квадратного уравнения он не рассматривал, т.к. его не интересовали уравнения, у которых не было ни одного положительного корня. Он старался записать уравнение так, чтобы все его члены выступали в качестве слагаемых, а не вычитаемых. Аль-Хорезми рассматривал пять типов квадратных уравнений:

ax2 + bx = c ( квадраты и корни равны)

ax2 + c = bx (квадраты и числа равны корням)

ax2 = bx + c (корни и числа равны квадратам)

ax2 = bx (квадраты равны корням)

ax2 = c ( квадраты равны числу)

Почему? В то время еще не знали отрицательных чисел, Идея отрицательных чисел вносит общие методы решения, упрощает алгоритм. Кроме алгебраического способа нахождения корня уравнения аль-Хорезми обычно предлагал и геометрический.

Задача 4

Квадрат и десять его корней равны 39. Рассмотрим геометрическое решение уравнения х2 + 10х = 39.

Рисуем квадрат, сторона которого обозначается неизвестной величиной х.

x2 – площадь квадрата со стороной x, 10x – площадь прямоугольника со сторонами 10 и x

Раздвои число корней (корней 10, раздвоили, получили 5). Построй большой квадрат.

Площадь маленького квадрата 25.Площадь заштрихованной фигуры 39.

Что можем найти? Площадь большого квадрата равна 39 + 25 = 64

Вся площадь целиком SABCD = 64. т.е. (х + 5) 2= 64, х = 3

Возникает вопрос: «Где ещё один корень?». Второй корень отрицательный. (По теореме Виета – 39 : 3 = – 13 ). х2 = – 13



(Раздвоить прямоугольники удалось легко за счёт четного коэффициента. Этот наглядно, красиво, просто, но тяжело для других уравнений. Поэтому такой способ решения не развился дальше.)

2.5. Квадратные уравнения в Европе XIII-XVII вв.

Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе

были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202г. итальянским

математиком Леонардо Фибоначчи. Автор разработал самостоятельно некоторые

новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к

введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению

алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других

странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» переходили почти во все

европейские учебники XVI-XVII вв. и частично XVIII в.

2.6.Квадратные уравнения в ИНДИИ

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «АРИАБХАТТИАМ», составленном в 499г. индийским математиком и астрономом АРИБХАТТОЙ. Другой индийский ученый, БРАХМАГУПТА VII век, изложил общее правило решения квадратных уравнений приведенных к единой канонической форме. В уравнении коэффициенты, кроме положительных, могут быть и отрицательными. Правило БРАХМАГУПТЫ по существу совпадает с современным решением. В древней ИНДИИ были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких 5 соревнований следующие: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи»

Задачи часто облекались в стихотворную форму. Одна из задач знаменитого индийского математика XIIв. Бхаскары:

Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений.

2.7.Франсуа Виет:

Благодаря трудам Виета открылась возможность выражения свойств уравнений и их корней общими формулами. Виет нашёл общие методы решений уравнений второй, третьей и четвертой степени, унифицировал методы, найденный ранее Ферро и Феррари, а также вывел общеизвестные теперь формулы суммы и произведения корней квадратного уравнения (формулы Виета).

Теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями, носящая имя Виета, была им сформулирована впервые в 1591 г.

3. Способы решения:

1) Решение с помощью формул корней квадратного уравнения

2) Разложение левой части уравнения на множители.

Примеры. 1.

Решим уравнение:

х2 + 10х – 24 = 0.

Разложим левую часть уравнения на множители:

х 2 + 10х – 24 = х2 + 12х – 2х – 24 = х (х + 12) – 2 (х +12) = (х + 12)(х – 2).

Следовательно, уравнение можно переписать так:

(х + 12)(х – 2) = 0.

Так как произведение равно нулю, то по крайне мере один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при х = 2, а также при х = - 12. это означает, что числа 2 и – 12 являются корнями уравнения х2 + 10х – 24 = 0.



3) Метод выделения полного квадрата

Пример

Решим уравнение:

х2 + 6х – 7 = 0

Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражение х2 + 6х в следующем виде:

х2 + 6х = х2 + 2• х •3.

В полученном выражении первое слагаемое – квадрат числа х, а второе – удвоенное произведение х на 3. поэтому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 32 , так как

х 2 + 2• х •3 + 32 = (х + 3)2 .

Преобразуем теперь левую часть уравнения

х 2 + 6х – 7 = 0,

прибавляя к ней и вычитая 32. Имеем:

х 2 + 6х – 7 = х2 + 2• х •3 + 32 – 32 – 7 = (х + 3)2 – 9 – 7 = (х + 3)2 – 16.

Таким образом, данное уравнение можно записать так:

(х + 3)2 –16 = 0, т.е. (х + 3)2 = 16.

Следовательно, х = 3 = 4, х1 = 1, или х +3 = - 4, х2 = – 7.

4) Метод переброски

В некоторых случаях удобно решать сначала не данное уравнение ax2 + bx + c = 0, а приведенное y2+by+ac=0, которое получается из данного “переброской” коэффициента а, а затем разделить найденные корни на а для нахождения корней исходного уравнения.

Пример: решите уравнение

2-9х-5=0

заменим приведенным квадратным уравнением с “переброской” коэффициента а

( D0 ), по теореме, обратной теореме Виета, подбором найдем корни

вернемся к корням исходного уравнения

Ответ: 5; -0,5

Замечание: метод хорош для квадратных уравнений с “удобными” коэффициентами. В некоторых случаях позволяет решить квадратное уравнение устно.

5) Решение квадратного уравнения с помощью теоремы Виета

Познакомили поэта с теоремою Виета.

Оба корня он сложил, минус p он получил.

А корней произведенье дает q из уравнения

4. Квадратные уравнения в задачах:

А) В зрительном зале рядов в 2 раза больше, чем мест в каждом ряду. Если при перепланировке зала число рядов увеличить на 1, а число мест в каждом ряду увеличить на 8, то в зале будет 500 мест. Сколько мест в зале?

Решение:

Обозначим за – число мест в ряду. Тогда – число рядов. Число мест после перепланировки будет, а число рядов. Так как по условию задачи после перепланировки число мест в зале будет равно, то можем составить уравнение:

Б) Детская площадка имеет форму прямоугольника, площадь которого равна 140м2. Одна его сторона на 4 метров больше, чем другая. Детской площадке необходимо построить бордюр. В магазине продается материал для бордюра в упаковках. В одной упаковке имеется 20 метров материала.

1.Обозначим одну сторону детской площадки за x, а вторую — за x+4.

2. Используя данные величины, составляем уравнение:

x(x+4)=140

3. Сделав необходимые преобразования, получаем квадратное уравнение:

x2+4x−140=0

4. Вычисляем корни квадратного уравнения:

D=42−4⋅1⋅(−140)=16+560=576

x1=(−4+√576)/2=(−4+24)/2=10м

x2=(−4−√576)/2=(−4−24)/2=-14

5. Так как сторона не может быть отрицательным числом, то второй корень не подходит по условию задачи, поэтому меньшая сторона детской площадки равна 10 метрам, а большая сторона равна

10+4= 14 метрам.

6. Чтобы определить, сколько материала требуется для бордюра, находим периметр детской площадки:

P=2⋅(10+14)=2⋅24=48 м

7. Вычисляем, сколько упаковок материала для бордюра необходимо приобрести:

4820=2,4 (упаковок)

в) Найдите корень уравнения x2-17x+72=0:

Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них.

Решение:

По теореме, обратной теореме Виета, сумма корней уравнения равна 17, а их произведение равно 72. Тем самым, это числа 8 и 9.

Ответ: 8.

г) Решите уравнение: x4=(x-20)2

(x2)2-(x-20)2=0

(x2+(x-20))*(x2-(x-20)) =0

X2+(x-20) =0 или x2-(x-20) =0

X2+x-20=0 x2-x+20=0

D=81 D

X1=4

x2=-5

Ответ: 4;-5

д) Мяч брошен вертикально вверх с начальной скоростью 30 м/с. Считая ускорение земного притяжения равным 10 м/с в квадрате и не учитывая сопротивление воздуха, найдите, через сколько секунд мяч будет на высоте 25 м.

Решение:

е) Для нагревательного элемента некоторого прибора экспериментально была получена зависимость температуры (в кельвинах) от времени работы: T(t)=T0+bt+at2, где – время в минутах,T0=1400 К, a=-10 К/мин2, b=200 К/мин. Известно, что при температуре нагревателя свыше 1760 К прибор может испортиться, поэтому его нужно отключить. Определите, через какое наибольшее время после начала работы нужно отключить прибор. Ответ выразите в минутах.

Решение.

Найдем, в какой момент времени после начала работы температура станет равной 1760 К. Задача сводится к решению уравнения T(t)=1760 при заданных значениях параметров a и b:

1400+200t-10t2=1760

T2-20t+36=0

T1=2 по теореме Виета

T2=18

Через 2 минуты после включения прибор нагреется до 1760 К, и при дальнейшем нагревании может испортиться. Таким образом, прибор нужно выключить через 2 минуты.

Ответ: 2.

ж) Самые красивые мосты — вантовые. Вертикальные пилоны связаны огромной провисающей цепью. Тросы, которые свисают с цепи и поддерживают полотно моста, называются вантами.

На рисунке изображена схема одного вантового моста. Введем систему координат: ось Оу направим вертикально вдоль одного из пилонов, а ось Ox направим вдоль полотна моста, как показано на рисунке. В этой системе координат линия, по которой провисает цепь моста, имеет уравнение:

где и измеряются в метрах. Найдите длину ванты, расположенной в 100 метрах от пилона. Ответ дайте в метрах.

Решение:

Х=100

Y(100)=0,0061*1002-0,692*100+29=20,8

Ответ: 20,8 метров.





Список используемых ресурсов:

https://ege.sdamgia.ru/test?theme=72

http://www.microarticles.ru/article/kvadratnie-yravnenija.html

https://refdb.ru/look/1101379.html

http://mirznanii.com/a/313879/10-sposobov-resheniya-kvadratnykh-uravneniy

Алгебра 8 класс

Математика ОГЭ 2017 год

Математика ЕГЭ 2017 год









10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клюева Любовь Ивановна

Дата: 28.01.2022

Номер свидетельства: 599049


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2400 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1190 руб.
1980 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства