Дополнительный материал "Тайна квадратных уравнений" к урокам по теме "Квадратные уравнения"
Дополнительный материал "Тайна квадратных уравнений" к урокам по теме "Квадратные уравнения"
В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие приёмы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения. Данные приёмы решения заслуживают внимания, поскольку они не отражены в школьных учебниках математики и их можно использовать, так как сокращается время, затраченное на решение таких уравнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал "Тайна квадратных уравнений" к урокам по теме "Квадратные уравнения"»
Дополнительный материал
«Тайны квадратных уравнений»
к урокам по теме:
«Квадратные уравнения»
Основная часть:
1.Квадратные уравнения в школьном курсе математики:
1.1. Определение:
Квадратное уравнение – это уравнение вида a·x2+b·x+c=0, где x – переменная, a, b и c – некоторые числа, причем a отлично от нуля.
Числа a, b и c называют коэффициентами квадратного уравнения a·x2+b·x+c=0, причем коэффициент a называют первым, или старшим, или коэффициентом при x2, b – вторым коэффициентом, или коэффициентом при x, а c – свободным членом.
1.2. Виды:
Квадратное уравнение, в котором старший коэффициент равен 1, называют приведенным квадратным уравнением. В противном случае квадратное уравнение является неприведенным.
Квадратное уравнение a·x2+b·x+c=0 называют неполным, если хотя бы один из коэффициентов b, c равен нулю.
Полное квадратное уравнение – это уравнение, у которого все коэффициенты отличны от нуля.
1.3. Тайны квадратных уравнений:
Теорема 1. Если в квадратном уравнении aх2+вх+с=0 сумма коэффициентов равна нулю, то один из корней равен 1, а второй с/а.
Теорема 2. Если в квадратном уравнении ах2+вх+с=0 сумма коэффициентов равна нулю, а-в+с=0, то один из корней равен –1, а второй –с/а.
Обратные теоремы. Справедливы и теоремы, обратные только что доказанным. Они тоже применяются для решения задач.
Теорема 1. Если корни квадратного уравнения равны 1 или с/а, то а+в+с=0.
Теорема 2. Если корни квадратного уравнения равны –1 или –с/а, то а-в+с=0.
2.Способы решения уравнений в разные века:
2.1. История возникновения квадратного уравнения:
Как свидетельствуют раскопки, явление квадратного уравнения люди наблюдали ещё с древних времён. Тогда оно считалось знаком богов. Знак представлял необычное для древних людей сочетание палочек и крючочков.
По ошибке древние ассоциировали данный знак с числом один и приписывали его богу Одину. (Который, кстати говоря, считался главным из богов, что только лишний раз подтверждает важность квадратного уравнения для человечества.)
В средние века квадратное уравнение постепенно стало терять завесу тайны. Ученые знали, что богов не существует и принялись исследовать происхождение уравнения.
Впервые это удалось учёному Квадрату Олегу Лаврентьевичу, он ввёл и исследовал термин квадратного в 1313 году. Однако, как ни старался, К. О. Л. не смог стать свидетелем всеобщего признания его работы. По обидному совпадению, уравнение было признанно в день рождения автора 13 января 1414 года — всего лишь через год после смерти знаменитого в настоящее время человека. В дальнейшем теория квадратного уравнения развивалась последователями Квадрата.
2.2. Древний Вавилон (I тысячелетие до н.э.)
Имена математиков этого времени не сохранились. Вся информация у современных ученых заимствована из клинописных табличек. Математика в то время считалась знанием для избранных, ей владели жрецы, которые тщательно оберегали информацию от непосвященных. Основным принципом того времени было указание к действию (делай как Я). Объяснение при решении уравнений в то время отсутствует. Вывода формул нет. Дается только рецепт решения конкретного квадратного уравнения, алгоритм носит общий характер. Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
Задача 1.
Решение древних Современное решение
Я вычел из площади одну сторону х2 – bx – c = 0
моего квадрата и получил 870.
x2 – x = 870 b 0, c 0
x2 – x – 870 = 0 b / 2
Взял эту одну и разделил пополам
(b/2)2
Умножил на саму себя.
(b/2)2 + c
Сложить с 870 Добавили свободный член
Что является квадратом 29 ?
( = 29 )
Сложим то, что получили с первой половиной ( )
Прибавили то, что было и получили формулу для четного
Отсутствует второй корень квадратного уравнения x2 = – 29 (его легко найти по теореме, обратной теореме Виета). В древнем Вавилоне не оперировали с отрицательными числами, все задачи определялись практической жизнью. Поэтому получен только положительный корень.
2.3. Античный мир (II век до н. э. – IV век н.э., Архимед, Евклид)
Метод решения квадратных уравнений разработал Евклид. Раньше уравнения решали по образцу, ничего не объясняя (существовало правило – делай как я).
В Античности появляется обязательное требования объяснять решение (почему что-то случилось, что произошло?). Геометрия в то время считалась наукой всех наук.
Поэтому теперь посмотрим на квадратное уравнение с точки зрения геометрии.
Задача 3
Дано уравнение:
Отрицательных чисел в те века еще не знали, приблизился к ним только Диофант. Поэтому рассматриваем решение, используя только положительные числа.
В этом уравнении коэффициенты р 0, q 0. x = .
Записанное выражение напоминает теорему Пифагора. Если рассматривать , то проводя параллель с теоремой Пифагора можно догадаться, что находим катет (т.к. стоит знак минус). В этом случае гипотенуза равна , катет .
.
Выполним построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля:
С центром в точке Р построим полуокружность радиусом РА = (РА – гипотенуза). От точки Р отложим вправо отрезок РМ = (отрезок РМ – катет).
В этом случае расстояния СМ и КМ:
СМ = x1 = , КМ = x2 = , (РС = РА = РК = ).
Для решения алгебраической задачи использовалась геометрия. В древности часто встречался синтез алгебры с геометрией.
2.4. Средневековый Восток (IX век н.э. аль-Хорезми)
В эти века все вычисления производились в уме, все объяснялось на словах, поэтому за решение очень сложно уследить, т.к. всё считается устно и вся информация держится в голове.
Задачи решались геометрическим способом. Мы знаем среднеазиатского математика аль-Хорезми, он дал классификацию линейных и квадратных уравнений и способы их решения. Общее решение квадратного уравнения он не рассматривал, т.к. его не интересовали уравнения, у которых не было ни одного положительного корня. Он старался записать уравнение так, чтобы все его члены выступали в качестве слагаемых, а не вычитаемых. Аль-Хорезми рассматривал пять типов квадратных уравнений:
ax2 + bx = c ( квадраты и корни равны)
ax2 + c = bx (квадраты и числа равны корням)
ax2 = bx + c (корни и числа равны квадратам)
ax2 = bx (квадраты равны корням)
ax2 = c ( квадраты равны числу)
Почему? В то время еще не знали отрицательных чисел, Идея отрицательных чисел вносит общие методы решения, упрощает алгоритм. Кроме алгебраического способа нахождения корня уравнения аль-Хорезми обычно предлагал и геометрический.
Задача 4
Квадрат и десять его корней равны 39. Рассмотрим геометрическое решение уравнения х2 + 10х = 39.
Рисуем квадрат, сторона которого обозначается неизвестной величиной х.
x2 – площадь квадрата со стороной x, 10x – площадь прямоугольника со сторонами 10 и x
Раздвои число корней (корней 10, раздвоили, получили 5). Построй большой квадрат.
Площадь маленького квадрата 25.Площадь заштрихованной фигуры 39.
Что можем найти? Площадь большого квадрата равна 39 + 25 = 64
Вся площадь целиком SABCD = 64. т.е. (х + 5) 2= 64, х = 3
Возникает вопрос: «Где ещё один корень?». Второй корень отрицательный. (По теореме Виета – 39 : 3 = – 13 ). х2 = – 13
(Раздвоить прямоугольники удалось легко за счёт четного коэффициента. Этот наглядно, красиво, просто, но тяжело для других уравнений. Поэтому такой способ решения не развился дальше.)
2.5. Квадратные уравнения в Европе XIII-XVII вв.
Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе
были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202г. итальянским
математиком Леонардо Фибоначчи. Автор разработал самостоятельно некоторые
новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к
введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению
алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других
странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» переходили почти во все
европейские учебники XVI-XVII вв. и частично XVIII в.
2.6.Квадратные уравнения в ИНДИИ
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «АРИАБХАТТИАМ», составленном в 499г. индийским математиком и астрономом АРИБХАТТОЙ. Другой индийский ученый, БРАХМАГУПТА VII век, изложил общее правило решения квадратных уравнений приведенных к единой канонической форме. В уравнении коэффициенты, кроме положительных, могут быть и отрицательными. Правило БРАХМАГУПТЫ по существу совпадает с современным решением. В древней ИНДИИ были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких 5 соревнований следующие: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи»
Задачи часто облекались в стихотворную форму. Одна из задач знаменитого индийского математика XIIв. Бхаскары:
Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений.
2.7.Франсуа Виет:
Благодаря трудам Виета открылась возможность выражения свойств уравнений и их корней общими формулами. Виет нашёл общие методы решений уравнений второй, третьей и четвертой степени, унифицировал методы, найденный ранее Ферро и Феррари, а также вывел общеизвестные теперь формулы суммы и произведения корней квадратного уравнения (формулы Виета).
Теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями, носящая имя Виета, была им сформулирована впервые в 1591 г.
3. Способы решения:
1) Решение с помощью формул корней квадратного уравнения
Так как произведение равно нулю, то по крайне мере один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при х = 2, а также при х = - 12. это означает, что числа 2 и – 12 являются корнями уравнения х2 + 10х – 24 = 0.
3) Метод выделения полного квадрата
Пример
Решим уравнение:
х2 + 6х – 7 = 0
Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражение х2 + 6х в следующем виде:
х2 + 6х = х2 + 2• х •3.
В полученном выражении первое слагаемое – квадрат числа х, а второе – удвоенное произведение х на 3. поэтому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 32 , так как
Таким образом, данное уравнение можно записать так:
(х + 3)2 –16 = 0, т.е. (х + 3)2 = 16.
Следовательно, х = 3 = 4, х1 = 1, или х +3 = - 4, х2 = – 7.
4) Метод переброски
В некоторых случаях удобно решать сначала не данное уравнение ax2 + bx + c = 0, а приведенное y2+by+ac=0, которое получается из данного “переброской” коэффициента а, а затем разделить найденные корни на а для нахождения корней исходного уравнения.
Пример: решите уравнение
2х2-9х-5=0
заменим приведенным квадратным уравнением с “переброской” коэффициента а
Замечание: метод хорош для квадратных уравнений с “удобными” коэффициентами. В некоторых случаях позволяет решить квадратное уравнение устно.
5) Решение квадратного уравнения с помощью теоремы Виета
Познакомили поэта с теоремою Виета.
Оба корня он сложил, минус p он получил.
А корней произведенье дает q из уравнения
4. Квадратные уравнения в задачах:
А) В зрительном зале рядов в 2 раза больше, чем мест в каждом ряду. Если при перепланировке зала число рядов увеличить на 1, а число мест в каждом ряду увеличить на 8, то в зале будет 500 мест. Сколько мест в зале?
Решение:
Обозначим за – число мест в ряду. Тогда – число рядов. Число мест после перепланировки будет, а число рядов. Так как по условию задачи после перепланировки число мест в зале будет равно, то можем составить уравнение:
Б) Детская площадка имеет форму прямоугольника, площадь которого равна 140м2. Одна его сторона на 4 метров больше, чем другая. Детской площадке необходимо построить бордюр. В магазине продается материал для бордюра в упаковках. В одной упаковке имеется 20 метров материала.
1.Обозначим одну сторону детской площадки за x, а вторую — за x+4.
2. Используя данные величины, составляем уравнение:
x(x+4)=140
3. Сделав необходимые преобразования, получаем квадратное уравнение:
x2+4x−140=0
4. Вычисляем корни квадратного уравнения:
D=42−4⋅1⋅(−140)=16+560=576
x1=(−4+√576)/2=(−4+24)/2=10м
x2=(−4−√576)/2=(−4−24)/2=-14
5. Так как сторона не может быть отрицательным числом, то второй корень не подходит по условию задачи, поэтому меньшая сторона детской площадки равна 10 метрам, а большая сторона равна
10+4= 14 метрам.
6. Чтобы определить, сколько материала требуется для бордюра, находим периметр детской площадки:
P=2⋅(10+14)=2⋅24=48 м
7. Вычисляем, сколько упаковок материала для бордюра необходимо приобрести:
4820=2,4 (упаковок)
в) Найдите корень уравнения x2-17x+72=0:
Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них.
Решение:
По теореме, обратной теореме Виета, сумма корней уравнения равна 17, а их произведение равно 72. Тем самым, это числа 8 и 9.
Ответ: 8.
г) Решите уравнение: x4=(x-20)2
(x2)2-(x-20)2=0
(x2+(x-20))*(x2-(x-20)) =0
X2+(x-20) =0 или x2-(x-20) =0
X2+x-20=0 x2-x+20=0
D=81 D
X1=4
x2=-5
Ответ: 4;-5
д) Мяч брошен вертикально вверх с начальной скоростью 30 м/с. Считая ускорение земного притяжения равным 10 м/с в квадрате и не учитывая сопротивление воздуха, найдите, через сколько секунд мяч будет на высоте 25 м.
Решение:
е) Для нагревательного элемента некоторого прибора экспериментально была получена зависимость температуры (в кельвинах) от времени работы: T(t)=T0+bt+at2, где – время в минутах,T0=1400 К, a=-10 К/мин2, b=200 К/мин. Известно, что при температуре нагревателя свыше 1760 К прибор может испортиться, поэтому его нужно отключить. Определите, через какое наибольшее время после начала работы нужно отключить прибор. Ответ выразите в минутах.
Решение.
Найдем, в какой момент времени после начала работы температура станет равной 1760 К. Задача сводится к решению уравнения T(t)=1760 при заданных значениях параметров a и b:
1400+200t-10t2=1760
T2-20t+36=0
T1=2 по теореме Виета
T2=18
Через 2 минуты после включения прибор нагреется до 1760 К, и при дальнейшем нагревании может испортиться. Таким образом, прибор нужно выключить через 2 минуты.
Ответ: 2.
ж) Самые красивые мосты — вантовые. Вертикальные пилоны связаны огромной провисающей цепью. Тросы, которые свисают с цепи и поддерживают полотно моста, называются вантами.
На рисунке изображена схема одного вантового моста. Введем систему координат: ось Оу направим вертикально вдоль одного из пилонов, а ось Ox направим вдоль полотна моста, как показано на рисунке. В этой системе координат линия, по которой провисает цепь моста, имеет уравнение:
где и измеряются в метрах. Найдите длину ванты, расположенной в 100 метрах от пилона. Ответ дайте в метрах.