kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА По математическим играм в школе раннего развития «Веселый счет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА По математическим играм в школе раннего развития «Веселый счет»»

Отдел образования Администрации Тацинского района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования дом детского творчества




ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол от «18» мая 2023г.

№ 4

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО ДДТ

Гончарова О.В.

приказ от«18» мая 2023г.

№____




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

По математическим играм в школе раннего развития

«Веселый счет»

социально-гуманитарная направленность




Уровень программы: ознакомительный

Вид программы: модифицированная

Уровень программы: модульная

Возраст детей: 6 лет

Срок реализации: 1 год, 36 часов

(1 год-36 часов)


Разработчик: педагог дополнительного образования

Бирюкова Елена Анатольевна










ст. Тацинская

2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК. 5

2.1 Учебный план,содержание программы,планируемые результаты,календарный учебный график 1 года обучения 5

2.2Учебный план, содержание программы, планируемые результаты, календарный учебный график 2 года обучения ………………………………… .9

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13

3.1 Условия реализации программы 13

3.2 Формы контроля и аттестации 13

3.3 Методическое обеспечение 14

3.4. Диагностический инструментарий 15

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

V.ПРИЛОЖЕНИЯ 18




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Веселый счет» отнесена к социально-гуманитарной направленности в связи с реализацией в школе раннего развития для детей дошкольного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая игровая деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта, а самое главное сохранять психическое и физическое развитие ребенка.

Актуальность образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на интеллектуальное развитие личности.

Новизна данной программы выражается в попытке реализации предшкольной подготовки детей, как посещающих так и не посещающих детский сад, в области начальных математических знаний в контексте новых ФГОС дошкольного образования.


Цель данной программы - повышение уровня познавательной активности обучающихся, развитие элементарных математических представлений.


Задачи программы:

обучающие:

  • создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка;

  • формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения;

  • формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);


развивающие:

  • развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление);

  • развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности);

  • формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма);


воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету, трудолюбия, самостоятельности;

  • воспитание у обучающихся аккуратности во время записи в тетрадь;

  • повышение мотивации к изучению математики;

  • воспитание внимательности, аккуратности.

Характеристика программы

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселый счет» - социально-гуманитарная.

Тип программы «Веселый счет» - модульная

Программа является модифицированной. Уровень программы – ознакомительный.

Объем и срок освоения программы: 1 год, 36 часов

Режим занятий:

1 год обучения 1 раз в неделю, по 1 учебному часу (25 минут).

Тип занятий: программа подразумевает комбинированные занятия, теоретические и практические, диагностические и контрольные, тренировочные и другие.

Форма обучения: очная. Основная форма реализации программы– традиционная (занятие, групповая деятельность с элементами индивидуальной работы). Занятия проходят во второй половине дня.

Адресат программы: обучающиеся в возрасте 6 лет.

Условия набора в детское объединение - принимаются все желающие дети по заявлению родителей, без предварительного отбора. Программа доступна для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями слуха (слабослышащие), с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наполняемость группы 10 -14 человек.











  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

  2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Количество и счет в пределах  десяти

16

3

13

Интеллектуальная игра, олимпиада, соревнование

2

Величина, сравнение предметов по размеру и форме

5

0

5

Конкурс, олимпиада, открытое занятие

3

Ознакомление с временными отношениями

2

1

1

Олимпиада, соревнование, конкурс

4

Ориентировка в пространстве

3

1

2

Конкурс, праздник

5

Геометрические фигуры

6

1

5

Соревнование, олимпиада, интеллектуальная игра

6

Логические задачи

3

0

3

Олимпиада, соревнование, конкурс, открытое занятие, праздник

7

Обобщающие занятия

1

0

1

Интеллектуальная игра

 

Итого

36

6

30

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Количество и счет в пределах 10

Теория: Числа от 1 до 10.

Практика: Счет по образцу и названному числу.  Независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета. Воспроизведение количества движений по названному числу. Написание цифр от 1 до 9 и число 10. Математические загадки. Запись решения задачи с помощью математических знаков и цифр.  Соответствие между количеством предметов и цифрой. Решение логических задач на основе зрительного восприятия информации.

Раздел 2. Величина, сравнение предметов по размеру и форме

Теория: Часть и целое. Большой – маленький. Высокий – низкий. Широкий – узкий. Толстый – тонкий.

Практика: Расположение предметов в порядке убывания и возрастания по величине, ширине, высоте и толщине. Сравнение предметов. Деление  предмета на части. Соотношение части и целого. Развитие глазомера.

Раздел 3. Геометрические фигуры

Теория: Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. Овал. Трапеция.

Практика: Представление о геометрических фигурах. Геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Работа с тетрадью в клетку. Преобразование фигур. Рисование в тетради в клетку геометрических фигур. Схематические изображения из геометрических фигур. Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур.

Раздел 4. Ориентировка во времени

Теория: Части суток. Времена года. Дни недели. Вчера, сегодня, завтра. Название месяцев

Практика: Определение частей суток, времён года, различение дней недели. Временные отношения.

Раздел 5. Ориентировка в пространстве

Теория: Вправо, влево, вверх, вниз. Ближе, дальше. Выше, ниже. Прямо, под наклоном.

Практика: Ориентация на листе бумаги. Положение предмета по отношению к себе, другому лицу.

Раздел 6. Логические задачи

Теория: Логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Практика: Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Раздел 7. Обобщающие занятия

Практика: Систематизация и обобщение имеющихся знаний, умений, навыков.

 


Планируемые результаты 1 года обучения

Предметные

Обучающиеся знают последовательность чисел от 1 до 10, записывать числа от 1 до 10, конструировать геометрические тела, решать простые математические задачи в пределах данной программы.

Личностные

Обучающиеся проявляют готовность к самостоятельным занятиям и к взаимодействию в группах. Ребенок способен к диалогу в познавательной деятельности и рефлексии итогов освоения программы.

Метапредметные

Обучающиеся познают внешние , наглядные свойства предметов и явлений, овладевают способом анализа и решения математических и логических задач, демонстрируют множество идей, развивается мелкая моторика, смекалка, воображение и любознательность.


Календарный учебный график образовательной программы «Разноцветный мир» 1 года обучения.

Календарный учебный график реализации программы определяется в соответствии с годовым календарным учебным графиком учреждения и расписанием занятий, включает 36 учебных недель.


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-вочасов

1.

Сентябрь

Один и много: сравнение множеств. Большой и маленький. Круг

1

2.

Сентябрь

Сравнение чисел 3 и 4, счет по образцу.

1

3.

Сентябрь

Установление соответствия между числом и количеством предметов

1

4.

Сентябрь

Число и цифра 0.

1

5.

Октябрь

Число и цифра 1.

1

6.

Октябрь

Число и цифра 2.

1

7.

Октябрь

Закрепление знаний о цифре 2.

1

8.

Октябрь

Решение задач.

1

9.

Ноябрь

Число и цифра 3.

1

10.

Ноябрь

Сравнение чисел 2 и 3.

1

11.

Ноябрь

Математические знаки.

1

12.

Ноябрь

Сравнение предметов.

1

13.

Ноябрь

Число и цифра 4.

1

14.

Декабрь

Сравнение чисел 3 и 4.

1

15.

Декабрь

Число и цифра 5.

1

16.

Декабрь

Цифра, число, количество.

1

17.

Декабрь

Число и цифра 6.

1

18.

Январь

Закрепление знаний о числе и цифре 6.

1

19.

Январь

Число и цифра 7.

1

20.

Январь

Решение задач.

1

21.

Февраль

Число и цифра 8.

1

22.

Февраль

Закрепление знаний о числе и цифре 8.

1

23.

Февраль

Число и цифра 9.

1

24.

Март

Геометрические тела.

1

25.

Март

Число 10.

1

26.

Март

Отношения «больше», «меньше» и «равно».

1

27.

Март

Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Цифра 0.

1

28.

Апрель

Количественный счет в пределах 10. Состав числа

1

29.

Апрель

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

30.

Апрель

Порядковый счет.

1

31.

Апрель

Цифры от 0 до 9; сложение числа 10 из двух меньших.

1

32.

Май

Целое и часть.

1

33.

Май

Временные отношения

1

34.

Май

Повторение изученного. Конкурс «Лучший математик»

1

35.

Май

Повторение изученного. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры

1

36.

Май

Повторение изученного. Графические диктанты.

1


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1 Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

1.    Геометрические фигуры и тела.

2.    Наборы разрезных картинок.

3.    Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

4.    Полоски, ленты разной длины и ширины.

5.    Цифры от 1 до 10.

6.    Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка,

пирамидка и др.

7.    Магнитная доска .

8.    Чудесный мешочек.

9.    Палочки Кюизенера.

11.  Пластмассовый и деревянный строительный материал.

12.  Геометрическая мозаика.

13.   Счётные палочки.

14.  Счётный материал.

15.   Предметные картинки.

16.  Знаки – символы.

17.  Игры на составление плоскостных изображений предметов.

18.   Задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы.

22.  Простой карандаш; набор  цветных карандашей.

23  Набор цифр.


Кадровое обеспечение

Требования к педагогу дополнительного образования, к уровню образования, квалификации в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».


3.2Формы контроля и аттестации


  1. Формы входного контроля-выполнение тестовых заданий

  2. Формы текущего контроля- решение математических задач.

  3. Форма подведения итогов реализации программы (итоговая аттестация): .

Средства контроля: устный опрос, педагогическая диагностика, наблюдение, логические задания.

    1. Методическое обеспечение
При проведении учебных занятий по программе « Веселый счет» используются Формы организации работы с учащимися: фронтальные, групповые, индивидуальные, теоретические и практические.

Методы обучения, применяемые в обучении по программе можно классифицировать следующим образом

по источнику получения знаний

словестные (рассказ, беседа)

наглядные (демонстрация дидактических пособий по изученной теме, наблюдение).

Практические: выполнение работ по заданию педагога, заполнение прописей, упражнения на развитие зрительной памяти и моторики рук.

Методические разработки.

1.Словарик юного художника.

2.Мультимедийные презентации и мультфильмы:

  • Основы математического счета.

  • Интерактивная игра «Страна математика»

  • Геометрические фигуры.

  • Времена года

  • Математика в жизни людей

Кроме того в реализации программы используются: (печатные пособия, звукозаписи, комплекс физминуток, сценарии праздников и игровых программ).

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями (высокий уровень мотивации ОВЗ) обучаются в инклюзивных группах с использованием комбинированных форм взаимодействия участников образовательного процесса. В случае необходимости для них разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.

3.4. Диагностический инструментарий Диагностика  детей .

1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности .

2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого

3. Умение использовать для записи сравнения знаки ,

4. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10

5. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, ─, =.

6.Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц .

7. Умение наряду с квадратом, кругом, треугольником, овалом узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, конус .

8. Умение по заданному образцу конструировать более сложные формы из простых .

9.Диагностика воспитанности.

10.Диагностика обученности.

11.Тест «Расставь цифры на свои места».

12.Тест «Сравни дорожки» сравни числа.

13.Составление сюжетной картинки.

diagnosticheskiy_instrumentariy_srednyaya_gruppa.pdf (ulan-ude-dou.ru)


Диагностический инструментарий: Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений» (средняя группа 4-5 лет) Воспитатели: Кузьмина И.И. Фильманович Е.Н




  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53.

2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» // Компьютерная справочная правовая система в России - https://www.consultant.ru/ - 2022 – 14 апреля.

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).

4. Распоряжение Правительства РФ от31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

  2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.

  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  5. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».

  6. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).

  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

  9. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников / А.К. Звонкин. - М.: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), 2017.





















  1. ПРИЛОЖЕНИЯ



ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Из каких геометрических фигур состоит солнце?

Из каких – деревья? Из каких – замок?

Посчитай, сколько на рисунке кругов и сколько квадратов. Раскрась рисунок.

















ПОСТАВЬ ЗНАКИ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елена Анатольевна Бирюкова

Дата: 07.05.2024

Номер свидетельства: 650086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства