kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА По математическим играм в школе раннего развития «Веселый счет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА По математическим играм в школе раннего развития «Веселый счет»»

Отдел образования Администрации Тацинского района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования дом детского творчества




ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол от «18» мая 2023г.

№ 4

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО ДДТ

Гончарова О.В.

приказ от«18» мая 2023г.

№____




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

По математическим играм в школе раннего развития

«Веселый счет»

социально-гуманитарная направленность




Уровень программы: ознакомительный

Вид программы: модифицированная

Уровень программы: модульная

Возраст детей: 6 лет

Срок реализации: 1 год, 36 часов

(1 год-36 часов)


Разработчик: педагог дополнительного образования

Бирюкова Елена Анатольевна










ст. Тацинская

2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК. 5

2.1 Учебный план,содержание программы,планируемые результаты,календарный учебный график 1 года обучения 5

2.2Учебный план, содержание программы, планируемые результаты, календарный учебный график 2 года обучения ………………………………… .9

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13

3.1 Условия реализации программы 13

3.2 Формы контроля и аттестации 13

3.3 Методическое обеспечение 14

3.4. Диагностический инструментарий 15

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

V.ПРИЛОЖЕНИЯ 18




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Веселый счет» отнесена к социально-гуманитарной направленности в связи с реализацией в школе раннего развития для детей дошкольного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая игровая деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта, а самое главное сохранять психическое и физическое развитие ребенка.

Актуальность образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на интеллектуальное развитие личности.

Новизна данной программы выражается в попытке реализации предшкольной подготовки детей, как посещающих так и не посещающих детский сад, в области начальных математических знаний в контексте новых ФГОС дошкольного образования.


Цель данной программы - повышение уровня познавательной активности обучающихся, развитие элементарных математических представлений.


Задачи программы:

обучающие:

  • создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка;

  • формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения;

  • формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);


развивающие:

  • развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление);

  • развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности);

  • формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма);


воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету, трудолюбия, самостоятельности;

  • воспитание у обучающихся аккуратности во время записи в тетрадь;

  • повышение мотивации к изучению математики;

  • воспитание внимательности, аккуратности.

Характеристика программы

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселый счет» - социально-гуманитарная.

Тип программы «Веселый счет» - модульная

Программа является модифицированной. Уровень программы – ознакомительный.

Объем и срок освоения программы: 1 год, 36 часов

Режим занятий:

1 год обучения 1 раз в неделю, по 1 учебному часу (25 минут).

Тип занятий: программа подразумевает комбинированные занятия, теоретические и практические, диагностические и контрольные, тренировочные и другие.

Форма обучения: очная. Основная форма реализации программы– традиционная (занятие, групповая деятельность с элементами индивидуальной работы). Занятия проходят во второй половине дня.

Адресат программы: обучающиеся в возрасте 6 лет.

Условия набора в детское объединение - принимаются все желающие дети по заявлению родителей, без предварительного отбора. Программа доступна для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями слуха (слабослышащие), с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наполняемость группы 10 -14 человек.











  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

  2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Количество и счет в пределах  десяти

16

3

13

Интеллектуальная игра, олимпиада, соревнование

2

Величина, сравнение предметов по размеру и форме

5

0

5

Конкурс, олимпиада, открытое занятие

3

Ознакомление с временными отношениями

2

1

1

Олимпиада, соревнование, конкурс

4

Ориентировка в пространстве

3

1

2

Конкурс, праздник

5

Геометрические фигуры

6

1

5

Соревнование, олимпиада, интеллектуальная игра

6

Логические задачи

3

0

3

Олимпиада, соревнование, конкурс, открытое занятие, праздник

7

Обобщающие занятия

1

0

1

Интеллектуальная игра

 

Итого

36

6

30

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Количество и счет в пределах 10

Теория: Числа от 1 до 10.

Практика: Счет по образцу и названному числу.  Независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета. Воспроизведение количества движений по названному числу. Написание цифр от 1 до 9 и число 10. Математические загадки. Запись решения задачи с помощью математических знаков и цифр.  Соответствие между количеством предметов и цифрой. Решение логических задач на основе зрительного восприятия информации.

Раздел 2. Величина, сравнение предметов по размеру и форме

Теория: Часть и целое. Большой – маленький. Высокий – низкий. Широкий – узкий. Толстый – тонкий.

Практика: Расположение предметов в порядке убывания и возрастания по величине, ширине, высоте и толщине. Сравнение предметов. Деление  предмета на части. Соотношение части и целого. Развитие глазомера.

Раздел 3. Геометрические фигуры

Теория: Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. Овал. Трапеция.

Практика: Представление о геометрических фигурах. Геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Работа с тетрадью в клетку. Преобразование фигур. Рисование в тетради в клетку геометрических фигур. Схематические изображения из геометрических фигур. Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур.

Раздел 4. Ориентировка во времени

Теория: Части суток. Времена года. Дни недели. Вчера, сегодня, завтра. Название месяцев

Практика: Определение частей суток, времён года, различение дней недели. Временные отношения.

Раздел 5. Ориентировка в пространстве

Теория: Вправо, влево, вверх, вниз. Ближе, дальше. Выше, ниже. Прямо, под наклоном.

Практика: Ориентация на листе бумаги. Положение предмета по отношению к себе, другому лицу.

Раздел 6. Логические задачи

Теория: Логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Практика: Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Раздел 7. Обобщающие занятия

Практика: Систематизация и обобщение имеющихся знаний, умений, навыков.

 


Планируемые результаты 1 года обучения

Предметные

Обучающиеся знают последовательность чисел от 1 до 10, записывать числа от 1 до 10, конструировать геометрические тела, решать простые математические задачи в пределах данной программы.

Личностные

Обучающиеся проявляют готовность к самостоятельным занятиям и к взаимодействию в группах. Ребенок способен к диалогу в познавательной деятельности и рефлексии итогов освоения программы.

Метапредметные

Обучающиеся познают внешние , наглядные свойства предметов и явлений, овладевают способом анализа и решения математических и логических задач, демонстрируют множество идей, развивается мелкая моторика, смекалка, воображение и любознательность.


Календарный учебный график образовательной программы «Разноцветный мир» 1 года обучения.

Календарный учебный график реализации программы определяется в соответствии с годовым календарным учебным графиком учреждения и расписанием занятий, включает 36 учебных недель.


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-вочасов

1.

Сентябрь

Один и много: сравнение множеств. Большой и маленький. Круг

1

2.

Сентябрь

Сравнение чисел 3 и 4, счет по образцу.

1

3.

Сентябрь

Установление соответствия между числом и количеством предметов

1

4.

Сентябрь

Число и цифра 0.

1

5.

Октябрь

Число и цифра 1.

1

6.

Октябрь

Число и цифра 2.

1

7.

Октябрь

Закрепление знаний о цифре 2.

1

8.

Октябрь

Решение задач.

1

9.

Ноябрь

Число и цифра 3.

1

10.

Ноябрь

Сравнение чисел 2 и 3.

1

11.

Ноябрь

Математические знаки.

1

12.

Ноябрь

Сравнение предметов.

1

13.

Ноябрь

Число и цифра 4.

1

14.

Декабрь

Сравнение чисел 3 и 4.

1

15.

Декабрь

Число и цифра 5.

1

16.

Декабрь

Цифра, число, количество.

1

17.

Декабрь

Число и цифра 6.

1

18.

Январь

Закрепление знаний о числе и цифре 6.

1

19.

Январь

Число и цифра 7.

1

20.

Январь

Решение задач.

1

21.

Февраль

Число и цифра 8.

1

22.

Февраль

Закрепление знаний о числе и цифре 8.

1

23.

Февраль

Число и цифра 9.

1

24.

Март

Геометрические тела.

1

25.

Март

Число 10.

1

26.

Март

Отношения «больше», «меньше» и «равно».

1

27.

Март

Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Цифра 0.

1

28.

Апрель

Количественный счет в пределах 10. Состав числа

1

29.

Апрель

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

30.

Апрель

Порядковый счет.

1

31.

Апрель

Цифры от 0 до 9; сложение числа 10 из двух меньших.

1

32.

Май

Целое и часть.

1

33.

Май

Временные отношения

1

34.

Май

Повторение изученного. Конкурс «Лучший математик»

1

35.

Май

Повторение изученного. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры

1

36.

Май

Повторение изученного. Графические диктанты.

1


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1 Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

1.    Геометрические фигуры и тела.

2.    Наборы разрезных картинок.

3.    Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

4.    Полоски, ленты разной длины и ширины.

5.    Цифры от 1 до 10.

6.    Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка,

пирамидка и др.

7.    Магнитная доска .

8.    Чудесный мешочек.

9.    Палочки Кюизенера.

11.  Пластмассовый и деревянный строительный материал.

12.  Геометрическая мозаика.

13.   Счётные палочки.

14.  Счётный материал.

15.   Предметные картинки.

16.  Знаки – символы.

17.  Игры на составление плоскостных изображений предметов.

18.   Задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы.

22.  Простой карандаш; набор  цветных карандашей.

23  Набор цифр.


Кадровое обеспечение

Требования к педагогу дополнительного образования, к уровню образования, квалификации в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».


3.2Формы контроля и аттестации


  1. Формы входного контроля-выполнение тестовых заданий

  2. Формы текущего контроля- решение математических задач.

  3. Форма подведения итогов реализации программы (итоговая аттестация): .

Средства контроля: устный опрос, педагогическая диагностика, наблюдение, логические задания.

    1. Методическое обеспечение
При проведении учебных занятий по программе « Веселый счет» используются Формы организации работы с учащимися: фронтальные, групповые, индивидуальные, теоретические и практические.

Методы обучения, применяемые в обучении по программе можно классифицировать следующим образом

по источнику получения знаний

словестные (рассказ, беседа)

наглядные (демонстрация дидактических пособий по изученной теме, наблюдение).

Практические: выполнение работ по заданию педагога, заполнение прописей, упражнения на развитие зрительной памяти и моторики рук.

Методические разработки.

1.Словарик юного художника.

2.Мультимедийные презентации и мультфильмы:

  • Основы математического счета.

  • Интерактивная игра «Страна математика»

  • Геометрические фигуры.

  • Времена года

  • Математика в жизни людей

Кроме того в реализации программы используются: (печатные пособия, звукозаписи, комплекс физминуток, сценарии праздников и игровых программ).

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями (высокий уровень мотивации ОВЗ) обучаются в инклюзивных группах с использованием комбинированных форм взаимодействия участников образовательного процесса. В случае необходимости для них разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.

3.4. Диагностический инструментарий Диагностика  детей .

1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности .

2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого

3. Умение использовать для записи сравнения знаки ,

4. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10

5. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, ─, =.

6.Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц .

7. Умение наряду с квадратом, кругом, треугольником, овалом узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, конус .

8. Умение по заданному образцу конструировать более сложные формы из простых .

9.Диагностика воспитанности.

10.Диагностика обученности.

11.Тест «Расставь цифры на свои места».

12.Тест «Сравни дорожки» сравни числа.

13.Составление сюжетной картинки.

diagnosticheskiy_instrumentariy_srednyaya_gruppa.pdf (ulan-ude-dou.ru)


Диагностический инструментарий: Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений» (средняя группа 4-5 лет) Воспитатели: Кузьмина И.И. Фильманович Е.Н




  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53.

2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» // Компьютерная справочная правовая система в России - https://www.consultant.ru/ - 2022 – 14 апреля.

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).

4. Распоряжение Правительства РФ от31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

  2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.

  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  5. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».

  6. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).

  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

  9. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников / А.К. Звонкин. - М.: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), 2017.





















  1. ПРИЛОЖЕНИЯ



ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Из каких геометрических фигур состоит солнце?

Из каких – деревья? Из каких – замок?

Посчитай, сколько на рисунке кругов и сколько квадратов. Раскрась рисунок.

















ПОСТАВЬ ЗНАКИ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елена Анатольевна Бирюкова

Дата: 07.05.2024

Номер свидетельства: 650086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1460 руб.
2090 руб.
1310 руб.
1870 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства