Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА По математическим играм в школе раннего развития «Веселый счет»»
Отдел образования Администрации Тацинского района
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования дом детского творчества
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
протокол от «18» мая 2023г.
№ 4
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ДДТ
Гончарова О.В.
приказ от«18» мая 2023г.
№____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
По математическим играм в школе раннего развития
«Веселый счет»
социально-гуманитарная направленность
Уровень программы: ознакомительный
Вид программы: модифицированная
Уровень программы: модульная
Возраст детей: 6 лет
Срок реализации: 1 год, 36 часов
(1 год-36 часов)
Разработчик: педагог дополнительного образования
Бирюкова Елена Анатольевна
ст. Тацинская
2023 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК. 5
2.1 Учебный план,содержание программы,планируемые результаты,календарный учебный график 1 года обучения 5
2.2Учебный план, содержание программы, планируемые результаты, календарный учебный график 2 года обучения ………………………………… .9
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13
3.1 Условия реализации программы 13
3.2 Формы контроля и аттестации 13
3.3 Методическое обеспечение 14
3.4. Диагностический инструментарий 15
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
V.ПРИЛОЖЕНИЯ 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Веселый счет» отнесена к социально-гуманитарной направленности в связи с реализацией в школе раннего развития для детей дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая игровая деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта, а самое главное сохранять психическое и физическое развитие ребенка.
Актуальность образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на интеллектуальное развитие личности.
Новизна данной программы выражается в попытке реализации предшкольной подготовки детей, как посещающих так и не посещающих детский сад, в области начальных математических знаний в контексте новых ФГОС дошкольного образования.
Цель данной программы - повышение уровня познавательной активности обучающихся, развитие элементарных математических представлений.
Задачи программы:
обучающие:
создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка;
формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения;
формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
развивающие:
развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление);
развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности);
формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма);
воспитательные:
воспитание интереса к предмету, трудолюбия, самостоятельности;
воспитание у обучающихся аккуратности во время записи в тетрадь;
повышение мотивации к изучению математики;
воспитание внимательности, аккуратности.
Характеристика программы
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселый счет» - социально-гуманитарная.
Тип программы «Веселый счет» - модульная
Программа является модифицированной. Уровень программы – ознакомительный.
Объем и срок освоения программы: 1 год, 36 часов
Режим занятий:
1 год обучения 1 раз в неделю, по 1 учебному часу (25 минут).
Тип занятий: программа подразумевает комбинированные занятия, теоретические и практические, диагностические и контрольные, тренировочные и другие.
Форма обучения: очная. Основная форма реализации программы– традиционная (занятие, групповая деятельность с элементами индивидуальной работы). Занятия проходят во второй половине дня.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 6 лет.
Условия набора в детское объединение - принимаются все желающие дети по заявлению родителей, без предварительного отбора. Программа доступна для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями слуха (слабослышащие), с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Наполняемость группы 10 -14 человек.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации / контроля
Всего
Теория
Практика
1
Количество и счет в пределах десяти
16
3
13
Интеллектуальная игра, олимпиада, соревнование
2
Величина, сравнение предметов по размеру и форме
5
0
5
Конкурс, олимпиада, открытое занятие
3
Ознакомление с временными отношениями
2
1
1
Олимпиада, соревнование, конкурс
4
Ориентировка в пространстве
3
1
2
Конкурс, праздник
5
Геометрические фигуры
6
1
5
Соревнование, олимпиада, интеллектуальная игра
6
Логические задачи
3
0
3
Олимпиада, соревнование, конкурс, открытое занятие, праздник
7
Обобщающие занятия
1
0
1
Интеллектуальная игра
Итого
36
6
30
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Количество и счет в пределах 10
Теория: Числа от 1 до 10.
Практика: Счет по образцу и названному числу. Независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета. Воспроизведение количества движений по названному числу. Написание цифр от 1 до 9 и число 10. Математические загадки. Запись решения задачи с помощью математических знаков и цифр. Соответствие между количеством предметов и цифрой. Решение логических задач на основе зрительного восприятия информации.
Раздел 2. Величина, сравнение предметов по размеру и форме
Теория: Часть и целое. Большой – маленький. Высокий – низкий. Широкий – узкий. Толстый – тонкий.
Практика: Расположение предметов в порядке убывания и возрастания по величине, ширине, высоте и толщине. Сравнение предметов. Деление предмета на части. Соотношение части и целого. Развитие глазомера.
Практика: Представление о геометрических фигурах. Геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Работа с тетрадью в клетку. Преобразование фигур. Рисование в тетради в клетку геометрических фигур. Схематические изображения из геометрических фигур. Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур.
Раздел 4. Ориентировка во времени
Теория: Части суток. Времена года. Дни недели. Вчера, сегодня, завтра. Название месяцев
Практика: Определение частей суток, времён года, различение дней недели. Временные отношения.
Раздел 5. Ориентировка в пространстве
Теория: Вправо, влево, вверх, вниз. Ближе, дальше. Выше, ниже. Прямо, под наклоном.
Практика: Ориентация на листе бумаги. Положение предмета по отношению к себе, другому лицу.
Раздел 6. Логические задачи
Теория: Логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Практика: Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Раздел 7. Обобщающие занятия
Практика: Систематизация и обобщение имеющихся знаний, умений, навыков.
Планируемые результаты 1 года обучения
Предметные
Обучающиеся знают последовательность чисел от 1 до 10, записывать числа от 1 до 10, конструировать геометрические тела, решать простые математические задачи в пределах данной программы.
Личностные
Обучающиеся проявляют готовность к самостоятельным занятиям и к взаимодействию в группах. Ребенок способен к диалогу в познавательной деятельности и рефлексии итогов освоения программы.
Метапредметные
Обучающиеся познают внешние , наглядные свойства предметов и явлений, овладевают способом анализа и решения математических и логических задач, демонстрируют множество идей, развивается мелкая моторика, смекалка, воображение и любознательность.
Календарный учебный график образовательной программы «Разноцветный мир» 1 года обучения.
Календарный учебный график реализации программы определяется в соответствии с годовым календарным учебным графиком учреждения и расписанием занятий, включает 36 учебных недель.
№
п/п
Дата
Тема занятия
Кол-вочасов
1.
Сентябрь
Один и много: сравнение множеств. Большой и маленький. Круг
1
2.
Сентябрь
Сравнение чисел 3 и 4, счет по образцу.
1
3.
Сентябрь
Установление соответствия между числом и количеством предметов
1
4.
Сентябрь
Число и цифра 0.
1
5.
Октябрь
Число и цифра 1.
1
6.
Октябрь
Число и цифра 2.
1
7.
Октябрь
Закрепление знаний о цифре 2.
1
8.
Октябрь
Решение задач.
1
9.
Ноябрь
Число и цифра 3.
1
10.
Ноябрь
Сравнение чисел 2 и 3.
1
11.
Ноябрь
Математические знаки.
1
12.
Ноябрь
Сравнение предметов.
1
13.
Ноябрь
Число и цифра 4.
1
14.
Декабрь
Сравнение чисел 3 и 4.
1
15.
Декабрь
Число и цифра 5.
1
16.
Декабрь
Цифра, число, количество.
1
17.
Декабрь
Число и цифра 6.
1
18.
Январь
Закрепление знаний о числе и цифре 6.
1
19.
Январь
Число и цифра 7.
1
20.
Январь
Решение задач.
1
21.
Февраль
Число и цифра 8.
1
22.
Февраль
Закрепление знаний о числе и цифре 8.
1
23.
Февраль
Число и цифра 9.
1
24.
Март
Геометрические тела.
1
25.
Март
Число 10.
1
26.
Март
Отношения «больше», «меньше» и «равно».
1
27.
Март
Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Цифра 0.
1
28.
Апрель
Количественный счет в пределах 10. Состав числа
1
29.
Апрель
Сложение и вычитание в пределах 10.
1
30.
Апрель
Порядковый счет.
1
31.
Апрель
Цифры от 0 до 9; сложение числа 10 из двух меньших.
1
32.
Май
Целое и часть.
1
33.
Май
Временные отношения
1
34.
Май
Повторение изученного. Конкурс «Лучший математик»
1
35.
Май
Повторение изученного. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры
1
36.
Май
Повторение изученного. Графические диктанты.
1
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
1. Геометрические фигуры и тела.
2. Наборы разрезных картинок.
3. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
12. Геометрическая мозаика.
13. Счётные палочки.
14. Счётный материал.
15. Предметные картинки.
16. Знаки – символы.
17. Игры на составление плоскостных изображений предметов.
18. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
22. Простой карандаш; набор цветных карандашей.
23 Набор цифр.
Кадровое обеспечение
Требования к педагогу дополнительного образования, к уровню образования, квалификации в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
3.2Формы контроля и аттестации
Формы входного контроля-выполнение тестовых заданий
Формы текущего контроля- решение математических задач.
Форма подведения итогов реализации программы (итоговая аттестация): .
Средства контроля: устный опрос, педагогическая диагностика, наблюдение, логические задания.
Методическое обеспечение
При проведении учебных занятий по программе « Веселый счет» используются Формы организации работы с учащимися: фронтальные, групповые, индивидуальные, теоретические и практические.
Методы обучения, применяемые в обучении по программе можно классифицировать следующим образом
по источнику получения знаний
словестные (рассказ, беседа)
наглядные (демонстрация дидактических пособий по изученной теме, наблюдение).
Практические: выполнение работ по заданию педагога, заполнение прописей, упражнения на развитие зрительной памяти и моторики рук.
Методические разработки.
1.Словарик юного художника.
2.Мультимедийные презентации и мультфильмы:
Основы математического счета.
Интерактивная игра «Страна математика»
Геометрические фигуры.
Времена года
Математика в жизни людей
Кроме того в реализации программы используются: (печатные пособия, звукозаписи, комплекс физминуток, сценарии праздников и игровых программ).
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями (высокий уровень мотивации ОВЗ) обучаются в инклюзивных группах с использованием комбинированных форм взаимодействия участников образовательного процесса. В случае необходимости для них разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.
3.4. Диагностический инструментарийДиагностика детей .
1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности .
2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого
3. Умение использовать для записи сравнения знаки ,
4. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10
5. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, ─, =.
6.Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц .
7. Умение наряду с квадратом, кругом, треугольником, овалом узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, конус .
8. Умение по заданному образцу конструировать более сложные формы из простых .
Диагностический инструментарий: Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений» (средняя группа 4-5 лет) Воспитатели: Кузьмина И.И. Фильманович Е.Н
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53.
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» // Компьютерная справочная правовая система в России - https://www.consultant.ru/ - 2022 – 14 апреля.
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
4. Распоряжение Правительства РФ от31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников / А.К. Звонкин. - М.: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), 2017.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Из каких геометрических фигур состоит солнце?
Из каких – деревья? Из каких – замок?
Посчитай, сколько на рисунке кругов и сколько квадратов. Раскрась рисунок.