Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.
Шалва Амонашвили
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Технология проблемно-диалогического обучения»»
Технология проблемно-диалогического обучения
Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.
Шалва Амонашвили
Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний.
Место проблемно-диалогического обучения: урок изучения нового материала на любом предметном содержании и любой ступени
Цели проблемно-диалогического обучения: - формировать знания;
- развивать интеллект и творческие способности;
- воспитывать активную личность
4. Задача проблемно-диалогического обучения: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.
Этап введения знаний организуется посредством методов – определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (творческой!) частью подготовки к уроку.
Классификация методов обучения
МЕТОДЫ
П Р
О Б Л Е
МНЫЕ
ТРАДИЦИ
«Классические»
«Сокращенные»
ОННЫЕ
сообщение
постановка
побуждаю-
подводящий
сообщение
Постановки
проблемы
проблемы
щий диалог
к теме
темы с
проблемы
учителем
учениками
от
диалог
мотивирующим
Сообщение
от
от
проблемной
приемом
темы
проблемной
проблемной
ситуации
ситуации
ситуации
сообщение
Выдвижение,
побуждаю-
подводящий
подводящий
Поиска
гипотез,
проверка
щий к гипо-
от проблемы
без проблемы
решения
проверки
гипотез
тезам и про-
диалог
диалог
Сообщение
учителем
учениками
верке диалог
знания
При проблемно-диалогическом введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.
На каждом уроке изучения нового материала учитель проводит школьников через все звенья научного творчества: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и его реализацию. Из них первые два приходятся на этап введения знаний, а остальные – на этап воспроизведения (проговаривания) знаний.
Этапы научной творческой деятельности
Проблемная
ситуация
Содержание – противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью
Проблема-вопрос, охватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для еёрешения
2. Поиск решения
-Выдвижение гипотез;
-проверка гипотез
Решение – понимание нового знания
3.Выражение решения
Выражение нового знания научным языком в принятой форме
Продукт – рукопись (книги, статьи, диссертации, доклада)
4.Реализация продукта
Публичное представление продукта
Реализация – публикация, выступление
Технология подготовки проблемно-диалогического урока
открытия нового знания.
I. Введение нового знания
1. Постановка проблемы:
- побуждающий диалог;
- подводящий диалог;
- сообщение темы с мотивирующим эффектом.
2. Поиск решения:
- если проблема есть: побуждающий и подводящий диалог
- если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог
II. Воспроизведение новых знаний
Продуктивные задания.
I. 1. Поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно» или «актуальность»). Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности учащихся и, следовательно, в развивающем эффекте.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс, при этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.
Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.
I. 2. Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог (причем существуют два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный) и подводящий к знанию диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что открыл сам. Различие методов – в характере учебной деятельности учащихся и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
II. 1. Обеспечив открытие знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса – воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется вернуться с вновь открытым знанием к вопросу (и ответить на него!) или к формулировке темы урока (ключевые слова и т.п.).
Существуют некоторые опасения: при побуждающем к проблеме диалоге и побуждающем к проверке гипотез диалоге возможно появление неточных и даже ошибочных ученических формулировок учебной проблемы и ошибочной аргументации или неверного плана действий. Учителю необходимо в такой ситуации отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе? и т.п.». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль учащихся услышана и принята к сведению.
Так же следует опасаться того, что часто учителя используют довольно узкий диапазон проблемных методов, чаще всего – проблемно-монологические (сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации; сообщение темы с мотивирующим приемом; сообщение гипотезы и проверки), тем самым снижая обучающий и развивающий эффект введения знаний.
В технологии проблемно-диалогического обучения учитель лишь направляет деятельность учащихся, а в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.
Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые “проводят” учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемно-диалогическом обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.