kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Технология проблемно-диалогического обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Технология проблемно-диалогического обучения»»

Технология проблемно-диалогического обучения


Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили


Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.


  1. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний.

  2. Место проблемно-диалогического обучения: урок изучения нового материала на любом предметном содержании и любой ступени

  3. Цели проблемно-диалогического обучения: - формировать знания;

- развивать интеллект и творческие способности;

- воспитывать активную личность

4. Задача проблемно-диалогического обучения: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.


Этап введения знаний организуется посредством методов – определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (творческой!) частью подготовки к уроку.






Классификация методов обучения



МЕТОДЫ


П Р

О Б Л Е

МНЫЕ


ТРАДИЦИ


«Классические»


«Сокращенные»

ОННЫЕ


сообщение

постановка

побуждаю-

подводящий

сообщение


Постановки

проблемы

проблемы

щий диалог

к теме

темы с


проблемы

учителем

учениками

от

диалог

мотивирующим

Сообщение


от

от

проблемной


приемом

темы


проблемной

проблемной

ситуации





ситуации

ситуации






сообщение

Выдвижение,

побуждаю-

подводящий

подводящий


Поиска

гипотез,

проверка

щий к гипо-

от проблемы

без проблемы


решения

проверки

гипотез

тезам и про-

диалог

диалог

Сообщение


учителем

учениками

верке диалог



знания


При проблемно-диалогическом введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

На каждом уроке изучения нового материала учитель проводит школьников через все звенья научного творчества: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и его реализацию. Из них первые два приходятся на этап введения знаний, а остальные – на этап воспроизведения (проговаривания) знаний.


Этапы научной творческой деятельности

Проблемная

ситуация

Содержание – противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью

Признак - эмоциональная реакция: удивление, затруднение

Название

Содержание этапа

Результат этапа

1. Постановка проблемы

-Возникновение проблемной ситуации;

-осознание противоречия;

-формулирование проблемы

Проблема-вопрос, охватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для её решения

2. Поиск решения

-Выдвижение гипотез;

-проверка гипотез

Решение – понимание нового знания

3.Выражение решения

Выражение нового знания научным языком в принятой форме

Продукт – рукопись (книги, статьи, диссертации, доклада)

4.Реализация продукта

Публичное представление продукта

Реализация – публикация, выступление


Технология подготовки проблемно-диалогического урока

открытия нового знания.

I.  Введение нового знания

1.      Постановка проблемы:

- побуждающий диалог;

- подводящий диалог;

- сообщение темы с мотивирующим эффектом.

2.      Поиск решения:

- если проблема есть: побуждающий и подводящий диалог

- если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог

 

II.  Воспроизведение новых знаний

  1. Продуктивные задания.





I. 1. Поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно» или «актуальность»). Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности учащихся и, следовательно, в развивающем эффекте.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс, при этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.

Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

I. 2. Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог (причем существуют два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный) и подводящий к знанию диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что открыл сам. Различие методов – в характере учебной деятельности учащихся и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

II. 1. Обеспечив открытие знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса – воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется вернуться с вновь открытым знанием к вопросу (и ответить на него!) или к формулировке темы урока (ключевые слова и т.п.).

Существуют некоторые опасения: при побуждающем к проблеме диалоге и побуждающем к проверке гипотез диалоге возможно появление неточных и даже ошибочных ученических формулировок учебной проблемы и ошибочной аргументации или неверного плана действий. Учителю необходимо в такой ситуации отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе? и т.п.». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль учащихся услышана и принята к сведению.

Так же следует опасаться того, что часто учителя используют довольно узкий диапазон проблемных методов, чаще всего – проблемно-монологические (сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации; сообщение темы с мотивирующим приемом; сообщение гипотезы и проверки), тем самым снижая обучающий и развивающий эффект введения знаний.

В технологии проблемно-диалогического обучения учитель лишь направляет деятельность учащихся, а в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые “проводят” учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемно-диалогическом обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад «Технология проблемно-диалогического обучения»

Автор: Кашуркина Татьяна Тимофеевна

Дата: 05.11.2019

Номер свидетельства: 525748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства