Доклад "Сказкопедагогика одна из основных технологий обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью для успешной социализации личности"
Доклад "Сказкопедагогика одна из основных технологий обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью для успешной социализации личности"
Доклад о важности использования сказкопедагогики для успешной социализации детей. Дети с умеренной умственной осталостью никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Сказкопедагогика одна из основных технологий обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью для успешной социализации личности"»
Сказкопедагогика одна из основных технологий обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью для успешной социализации личности
Слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», справедливы и актуальны сегодня. Сказка способствовала всегда развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги и родители.
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе. Осложняется процесс социализации детей с умеренной умственной отсталостью и трудностями в общении. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Перечисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру. Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место. [3, с. 47]. Смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе. Задача учителя: показать ученикам, что знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе.
Отличительная особенность ФГОС состоит в том, что их главной целью выступает развитие личности учащегося, включённого в различные виды деятельности, а правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации ребенка с выраженной умственной отсталостью. [4, с. 21].
Решение проблемы социализации учащихся осуществляю в урочное и внеурочное время, я сегодня хочу отметить, что на уроках математики данную проблему можно активно использовать в разных аспектах. Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем («полёт» детской фантазии).
Сказкопедагогика – это возможность сделать обычный урок математики и математических представлений необычным, это многообразие форм и приёмов деятельности, это наглядность и результативность обучения. Я как учитель должна знать интересы, желания, потребности, нужды детей, и тогда ему удастся создать мотивацию к их деятельности. Одним из мотивов выступает практическая значимость и польза предлагаемых знаний для самих учеников.
Для моих учеников ведущей деятельностью остается – игровая, поэтому предоставляются возможности сочетать урочную форму с игровой на закрепление полученных знаний и развитие навыков их применения в различных ситуациях. Благодаря игре они получают возможность применить знания и навыки в конкретной деятельности, получить новый опыт общения и поведения. А значит, знания приобретают вкус и цвет жизни.
Моя задача - не просто воспитать определённые качества личности, а сделать так, чтобы ребёнок не потерялся в современном мире: научился находить выход из элементарных жизненных ситуаций, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к окружающим.
А «Сказкопедагогика» может стать ещё и отличным инструментом обучения. В математических сказках герои встречают магические цифры и невероятные геометрические фигуры. Благодаря добрым поступкам и чародейству у ребёнка складывается представление о времени, количестве, форме и прочих математических понятиях. Математические сказки — не средство запоминания информации, а способ успешного постижения азов науки. По мнению И.В. Вачкова педагогический подход к воспитанию ребенка с помощью сказки выполняет две задачи: «задачу зеркала» и «задачу кристалла». Сказка помогает взглянуть на себя, на свои отношения со стороны, тем самым развивает самосознание. Сказка помогает увидеть по другому свои отношения и отношения между людьми, тем самым способствуя выстраиванию новых более конструктивных отношений. [3, с. 117].
Я начинаю работу с стишков-потешек, которые способствуют развитию моторики, переходят к сказкам формирующие пространственные представления и представления границ. Сказка «Колобок» - формирует пространственное представление. Сказки «Рукавичка», «Теремок» формируют представления о границах. В сказках «Теремок» и «Рукавичка» нет главного героя, не отображены характеры, в них есть только проблемная ситуация и те кто ее создают. Следующий уровень сказок это сказки о социальных границах – правилах, например, «Кот, петух и лиса» или «Лиса и снегурочка». Эти сказки формируют противоположности можно-нельзя и свой-чужой, наглядно объясняя, почему так. Следующий уровень направлен на осознание эмоциональной сферы ребенка. Постепенно сказка переходит от взаимоотношений зверей к отношениям людей, затем к отношениям людей с разным социальным положением.
В любой из сказок присутствует целый ряд математических понятий. « Колобок» познакомит с порядковым счётом, « Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, да ещё и основы арифметических действий, ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких - либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере. А все эти знания могут пригодиться ребенку в реальной жизни- посчитать учеников в классе, выбрать большую или маленькую тарелочку, кружку.
Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?». Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.
По сказке «Цветик-Семицветик», при закреплении знания порядкового и количественного счёта, а также уравнивания количества предметов можно дать задание детям посчитать «Сколько игрушек у девочки Жени?», «На каком по счёту месте определённая игрушка». Затем, уже размещённые игрушки на полках, сравнить по количеству и определённым способом уравнять их. В сказках Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.п и в стихотворениях, например, С. Маршака «Веселый счет», Т.Ахмадовой «Урок счета», И. Токмаковой «Сколько?»; Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и дру учащиеся формируется знания о числе и цифре, они могут быстрее запомнить описания цифр, фигур, и тем самым узнавать и называть их в повседневной жизни (Номер дома, часы, возраст, количество предметов и людей).
Таким образом, сказки формируют представления о социальных взаимоотношениях. Сказки помогают осознанию себя, своей эмоциональной сферы, взаимоотношений людей, причин поведения людей, морально-этическому воспитанию, разрешению внутренних и социальных проблем. Сказки содержат в себе аккумулированный опыт людей, тем самым способствуют социализации. Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.
Сказкопедагогика обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Сказка владеет вниманием ребенка, возбуждает его любопытство, обогащает жизнь, стимулирует его воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствует повышению уверенности в себе и своем будущем.
Можно сделать вывод, что сказкопедагогика способствует формированию основ нравственности и социализации ребёнка, а продуманное учебно-методическое сопровождение позволяет использовать её педагогам с разным педагогическим опытом.
Список литературы:
Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.
Маркова Т. В., Евстифеева Д. О. Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 115-120.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002
Р. Р. Мухамедьянова//Проблемы теории и практики обучения математике: сб. науч. работ, представленных на междунар. науч. конф. «59-е Герценовские чтения». -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - С.167-169.
Тюкавкина Н.В. Воспитание толерантности в процессе социализации младшего школьника. //Педагогические технологии - 2009. - №5