4
I педагогическая научно-практическая конференция
МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа»
«Моя любимая школа: актуальный опыт инновационной педагогической деятельности в контексте реализации ФГОС ОО»
Тема ««Применение информационно-коммуникативных
технологий при подготовке к ГИА по математике»
(из опыта работы)
Выполнила: Жданова Мария Власовна,
учитель математики высшей
квалификационной категории
д. Кондратово, 2013г.
Применение информационно-коммуникативных технологий
при подготовке к ГИА по математике (из опыта работы).
Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание «подталкивает», цель «манит», а увлечение «движет». Применение ИКТ дает возможность учителю внести в урок толику занимательности, интереса, сократить время за счет наглядности и быстроты выполнения, увеличивает объем выполняемой работы.
ИКТ может быть использован при обучении математике в различных формах:
самостоятельное обучение;
использование дополнительного материала;
использование тренировочных программ;
использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
использование игровых и занимательных программ;
использование информационно-справочных программ и т.д.
Все выпускники основной школы сдают экзамен по математике в форме ГИА.
И перед учителем встает проблема: как организовать подготовку так, чтобы все
обучающиеся успешно сдали экзамен, получили удовлетворение от работы, а не говорили, что «мы таких задач не решали»?
Целью применения ИКТ при подготовке обучающихся к сдаче ГИА является повышение эффективности работы педагога.
Задача учителя: выявить и систематизировать знания по математике, направить их на положительный результат.
При подготовке своих учеников, весь учебный материал разбиваю на крупные темы на основе Кодификатора элементов содержания для проведения государственной (итоговой) аттестации по МАТЕМАТИКЕ.
На повторение теории одной темы уходит 10-15 минут. С помощью компьютера вывожу теоретический материал на экран проектора, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал по пособиям, рекомендованным ФИПИ для подготовки к ГИА. Проектирую на экран задания по изучаемой теме. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный. Повторяю темы на факультативе и на уроках повторения. Надо отметить, что при подготовке к экзамену невозможно пользоваться лишь одним учебником. Многие темы и типы экзаменационных заданий не находят в нем отражения. Должное внимание стараюсь уделять геометрической подготовке. Материал беру из Интернет ресурсов. Скачиваю сборники, рекомендуемые ФИПИ для подготовки ГИА, причем бесплатно. Рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки в режиме он-лайн. Материал по видам заданий беру из Открытого банка заданий ГИА по математике. Для своих учеников создала папку «ГИА-2013», где помещала учебные пособия, тесты, справочную литературу для подготовки к ГИА. Для индивидуальной работы использовала тестовую программу «ГЕНЕРАТОР ГИА», что позволяло быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ГИА «погружает» обучающихся в ситуации, максимально приближенные к реальной ситуации экзамена. По повторению тем провожу диагностические, тренировочные работы. Отслеживаю уровень обученности в виде таблиц, где можно увидеть динамику достижений ученика. Основываясь на полученную диагностику можно прогнозировать результаты ГИА каждого ученика и класса.
Некоторые методики использования ИКТ при подготовке к ГИА:
методика дифференцированного подхода с применением ИКТ;
методика организации и проведения контроля знаний с применением электронных тестов, контрольных работ;
методика организации и проведения интерактивных лабораторных работ и практикумов;
методика работы с электронными справочниками, энциклопедиями;
методика использования коллекций цифровых учебно-наглядных пособий при подготовке к ГИА;
методика внедрение учебных занятий с использованием ресурсов Интернет;
При работе использую Интернет-ресурсы:
ФИПИ
Федеральный институт педагогических измерений – Контрольно-измерительные материалы, открытый сегмент ФБТЗ, методические письма, издания, рекомендованные при подготовке к ГИА
Центр оценки качества образования – распорядительные и нормативные документы, информационно-справочные материалы, демоверсии, результаты ГИА.
Образовательные ресурсы Интернета – математика - демонстрационный вариант ГИА, типовые варианты ГИА, типовые тематические задания ГИА, учебные (справочные) пособия для подготовки к ГИА по математике
http://matgia.ru - открытый банк заданий по математике ГИА –тренировочные работы и диагностические работы
http://www.alleng.ru/edu/math
http://reshuege.ru
http://alexlarin.net
http://uztest.ru/
http://www.egeru.ru/
Особенности психологической подготовки также важно учитывать при подготовке к экзаменам:
Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат обучения, на какую оценку он должен сдать экзамен
Уровень сложности заданий в некоторых случаях следует объявлять заранее, а в некоторых – только после его выполнения
Следует учить школьника «технике сдачи экзамена».
Рекомендую памятку учителю математики при подготовке к ГИА.
«Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников
основной школы по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений»;
«Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования»;
Повторение «больших тем» курса математики 5-9 классы.
Решать, как можно больше тренировочных и диагностических работ.
При подготовке к экзамену ни в коем случае нельзя
ориентироваться только на демонстрационный вариант и ограничиваться решением многочисленных его копий.
Некоторые выводы: положительными моментами в использовании ИКТ являются следующие:
интенсивность обучения; большая наглядность и активизация зрительной памяти;
рост объема выполненных заданий;
экономия времени по выполнению чертежей и записей;
возможность получения различного рода материалов;
помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах;
уроки с применением компьютера позволяют выполнить больший объем заданий;
экономия времени на уроке по выполнению чертежей и записей;
компьютер служит демонстрантом решения задач.
Но есть и отрицательные моменты:
трудоемкость процесса; подготовка каждого урока требует значительных затрат времени;
требуется дополнительное образование (самообразование). Применение информационных технологий при изучении различных предметов в первую очередь требует высокой подготовки учителя.
Выпускаемые программные продукты разного уровня. Требуются затраты времени на их просмотр и сортировку.
Представляю вам результаты ГИА выпускников 9 класса поточного обучения, 1 группы. Средняя отметка по математике, полученная на экзамене, 4,57, округляем до целого т.е. «5». Средняя отметка по алгебре 4,52, округляем до целого т.е. «5». Средняя отметка по геометрии 4,19, округляем до целого т.е. «4» не дотянули, но тоже не плохо.
В современных условиях актуальны слова Л.Г. Петерсона
«Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею», а где есть тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю».
Выбирать формы и методы работы с применением ИКТ необходимо каждому учителю самостоятельно.
Формирование ИКТ компетенций, развитие и формирование универсальных учебных действий – это современные требования времени, требования ФГОС.
20.11.2013. Учитель математики: /Жданова М.В./