kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельностный подход как фактор формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена формированию учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках математики. Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся на основе деятельностного подхода. Математика через решение теоретических и практических задач учит выделять проблему, находить ее решение, реализовывать его, давать оценку, что является важнейшим компонентом учебно-познавательной компетенции. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход как фактор формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики »

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ



Система образования в области математики в России направлена на приучение школьников к строгому обоснованию своих решений. В результате, имея достаточно высокий уровень предметных знаний, они значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике. Отсюда вытекают проблемы:

1. Сама система преподавания «загоняет» школьников в рамки стандартного решения и не позволяет им применять свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях, то есть формирует ЗУНы, а не компетенции.

2. Стандартные формулировки заданий в учебниках приучают к тому, что ученики не умеют внимательно читать текст, и выделять в нем только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.

3. В методике преподавания, (в частности в учебниках), рассматривается ограниченное количество способов решений, например, мало заданий, которые направлены на выработку умений использовать такие эффективные способы как методы прикидки, «проб и ошибок», исключение.

В качестве основы решения данной проблемы многие современные ученые, методисты-математики называют деятельностный подход к обучению математике учащихся. Положение о ведущей роли деятельности в развитии человека исследовали Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и развивали их П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов. Психологическую основу деятельностного подхода к обучению составляет положение о том, что развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Деятельностный подход к обучению математике заключается в формировании у учащихся обобщенных структур учебно-познавательной компетенции в процессе активного изучения ими математики.

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций учащихся. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Хуторский Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии определил следующие виды компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная. «Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Исходя  из определения, которое дает А.В.Хуторской значение учебно-познавательной компетенции можно представить как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; как фактор, позволяющий решать возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности; как фактор добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся на основе деятельностного подхода. Математика через решение теоретических и практических задач учит выделять проблему, находить ее решение, реализовывать его, давать оценку, что является важнейшим компонентом учебно-познавательной компетенции. Математика, как никакой другой предмет, позволяет не просто решать сформулированную задачу, а делать это различными способами. Общеизвестно, что математика развивает воображение и интуицию, вкус к исследованию и творчеству. Таким образом, для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на основе деятельностного подхода я рекомендую решать задачи , используя следующие методы и приёмы:

– новый учебный материал при решении задач представлять в противоречии с предыдущей темой и предлагать найти способ его разрешения.

- излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать к высказываниям личного мнения учащихся и предлагать в практической деятельности выбрать правильное решение.

-предлагать классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации.

-ставить конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования.

-давать проблемные теоретические и практические задачи исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением)

-давать задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.

Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями необходимо организовать коллективную деятельность на уроке. Для включения учащихся в активную познавательную коллективную деятельность, необходимо:

-связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

-планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

-привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

-оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Уровень учебно-познавательной компетенции учащихся повышает использование таких методов организации урока, как: уроки-лекции, уроки-практикумы, семинарские занятия, уроки-драматизации, ролевые игры, уроки-решения ключевых задач, уроки-имитации, уроки-презентации. При деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.

Рассмотрим урок алгебры в 7 классе по теме «Умножение и деление дробей».

Цель: вывести правила умножения и деления степеней, познакомить с историей появления первых степеней, развить логическое мышление учащихся, воспитать трудолюбие и всесторонний интерес к предмету.

Структура урока

  1. Организация класса.

  2. Актуализация опорных знаний и умений.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Проверочная самостоятельная работа.

  6. Задание на дом.

Ход урока

1.Оргмомент. Объявление темы и цели урока. Запись в тетрадях даты, темы. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными свойствами степеней-умножение и деление, которые значительно упрощают нахождение значений выражений, содержащих степени. Рассмотрим историю появления степени.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Назовите основание и показатель степени.


2.Проверь учителя.



)2=2 , 115=1, (-3)2=-9.


3.Объяснение.

1)а) Создание проблемной ситуации: найдите произведение степеней

Записываем различные версии ответов ребят и оставляем вопрос открытым, пока не проведем исследовательскую работу. Используя определение степени, запишите каждый множитель как произведение одинаковых множителей:


Найдите закономерность. Сделайте вывод. После выполнения всех заданий учащиеся с помощью учителя формулируют правило умножения степеней. Чтобы перемножить степени с одинаковыми основаниями, надо основание оставить тем же, а показатели степеней сложить. Записывается формула


б)Найдем произведение


Тогда по определению частного получим

Записывается формула, m, a

Чтобы выполнить деление степеней с одинаковыми основаниями, надо основание оставить тем же, а из показателя делимого вычесть показатель делителя.

в) Создание проблемной ситуации. Чему равно значение степени a0 ?

Записываем различные версии ответов ребят и оставляем вопрос открытым, пока не проведем исследовательскую работу. Вычислите 25:25=1 , 52:52=1 , 52:52=52-2=50=1.

Таким образом, am:am=am-m=a0=1, где a≠0.

Выражение 00 не имеет смысла.

2)Историческая справка.

Возведение в степень называют пятой математической операцией. Представление о возведении в степень как о самостоятельной операции у математиков сложилось не сразу, хотя задачи на вычисление степенней встречаются в самых древних математических текстах. Своеобразно описывает первые натуральные степени чисел Диофант Александрийский в своей знаменитой «Арифметике». «Все числа, как ты знаешь, состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются, увеличиваясь до бесконечности. Так вот среди них находятся: квадраты, получающиеся от умножения некоторого числа самого на себя, это же число называют стороной квадрата; затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону. Далее квадрато-квадраты- от умножения квадратов на себя; далее квадрато-кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны; далее кубы-кубы- от умножения кубов самих на себя»

Одним из первых, кто в конце 16-начале 17 века предпринял шаги к построению современной теории степеней – был нидерландский математик Симон Стевин. Он обозначал неизвестную величину кружком, а внутри его указывал показатель степени. Стевин отверг Диофантовы составные выражения «квадраты-кубы» и предложил указывать степени по их показателям – 4, 5 и т.д. Современно обозначение степеней мы находим у Рене Декарта (1596-1650 г.г.) – французский математик, который ввел многие алгебраические обозначения.

4.Закрепление.

Работа по учебнику.

№570 (б, е), 571, 572 (а), 565 (а, б) стр. 101.

5. Проверочная самостоятельная работа.

Вариант I . Вариант II.

1. Найти значения выражения



2.Упростить выражение



5.Задание на дом. : Iуровень--№428(а,б), №433, №431.

IIуровень--№431, №569(а,б), №436(б), №572(б).

IIIуровень—№573, №568(а,б), №463(а), №565.


Библиографический список

1.Зуева, М.Л. Формирование содержания школьного математического образования в рамках компетентностного подхода // Ярославский педагогический вестник. 2005. № 2 (43).

2.Иванов, И.Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании// Библиотека «Первого сентября». Москва. Чистые пруды.2007.

3.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмыобразования // Народное образование.2003. № 2.

4.Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. –Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

5. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании. –Режим доступа:

http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Айзикович Анна Георгиевна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140672


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1280 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства