kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактическии игры на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Ведь игра-это деятельность, труд и творчество. Дети играя, развиваются. Развивают ум и человеческие качества. На уроках математики активно используем  игры и игровые моменты. Самое важное, чтобы цель игры совпадала с учебной задачей, которую ставишь на урок. Умладших школьников  наглядно - образное мышление, поэтому на уроках много наглядности. Это и сказочные герои, и герои детских мультфильмов. Они создают нужное настроение. А чтобы поддерживать интерес к математике и повышать активность на уроке используем игры.

Дидактические игры можно разделить:

1) игры по образцу;

2) игры на отработку вычислительных навыков;

3) игры, которые изменяют;

4) игры, содержащие элементы поиска и творчества.

Каждая игра имеет структуру:

1)цель – что проверяем, что закрепляем, что изучаем;

2)правила – условие игры и как выполнять;

3)игровые действия.

Применение игр происходит на разных этапах урока. При объяснении нового материала, при частично – поисковых заданиях, при обобщении и закреплении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическии игры на уроках математики »

Дидактические игры

При изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка” используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру“Составим поезд”:

Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон,  и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”[2].

На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Также при знакомстве детей с приёмом образования чисел можно использовать игру “Живой уголок”.

Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”, “меньше”.

Средства обучения: изучение животных.

Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 21? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.[3]

При изучении нумерации в пределах десяти необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью следует проводить игры “Лучший счётчик”, “Хлопки”. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.

Лучший счётчик”

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

Хлопки”

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (учитель задаёт ритм хлопков).

Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число с последующим и наоборот. Для этого предназначены игры  “Лучший счётчик”, “Число и цифру знаю я”.

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число цифр в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.

Работа над составом числа начинается в разделе “Нумерация чисел первого десятка”. Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующем этапе дети знакомятся с составом чисел  на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.

В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра “Числа, бегущие навстречу друг другу”:

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:

0  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

0 + 10 = 10                10 + 0 = 10

1 +  9  = 10                   9 + 1 =10

Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.

При изучении нумерации чисел в пределах 20 можно выделить 4 этапа:

1. Образование чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитание единицы из последующего числа. Игра “Составим поезд”.

2.  Образование чисел из десятков и единиц. Здесь можно предложить игру “Математическая эстафета”.

3.  Анализ состава чисел в пределах 20. Можно использовать игру “Узнай, сколько палочек в другой руке” (описание игры в п.3).

4.  Письменная нумерация чисел в пределах 20. На этом этапе можно предложить игру “Стук-стук” (описание игры в п.3).

Математическая эстафета”

Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики  для подготовительного класса.

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.

Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра “Молчанка”.

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используются иллюстративные (с помощью цифр) рассказы “Спор цифр” и “Как запутался Серёжа?”.

Как запутался Серёжа?”

Серёжа научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отец положил перед Серёжей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Серёжа написал число 41. Правильно ли написал число Серёжа? Как он рассуждал?

Спор цифр”.

Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.

               - Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.

               - Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.

- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я  встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!

Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).

- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)

Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.

- Я  увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.

Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.

- Я  больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.

Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:

- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)

- Я  десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?

Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).

- Я  семь десятков, 70, понимаешь?

Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…

Учитель спрашивает:

- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?

- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки.

Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.

Примечание: на уроке инсценировку “Спор цифр” может прочитать учитель или ученик, а во внеклассной работе её можно и драматизировать: за автора читает учитель, один ученик становится нулём, девять детей изображают цифры. В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места.

Приведённые примеры далеко не исчерпывают всего разнообразия игр. Учитель может придумывать свои игры, используя местный материал, учитывая индивидуально-психологические особенности своих детей.

При написании курсовой работы использовался материал, накопленный при работе в подготовительном классе “А” школы 121, на уроках математики  в классе проводились различные дидактические игры. Например, на уроке по теме “Состав числа 5” проводилась дидактическая игра “Подарки Петрушки”:

Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.

Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?

Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.

При изучении темы состав числа 10 была проведена игра

 “Украсим ёлку игрушками”:

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся.

Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке  - звезда с числом 10.  Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе  сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.

Данные дидактические игры помогли учащимся осмысленно усвоить состав числа. Дети чувствовали себя свободно, непринуждённо, с интересом участвовали в играх.

 Способы использования дидактических игр при закреплении материала

На уроках закрепления нового материала важно применять игры  на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице  на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков, учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра  “Цепочка”, при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.

Цепочка”

Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:


Дес.

Ед.


Дес.

Ед.


Дес.

Ед.






























Учащиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.

Выигрывает команда, которая допустит  меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.

Для закрепления состава чисел можно предложить следующие игры: “Арифметический лабиринт”, “Угадай-ка!”, Эстафета”. Смысл этих игр заключается в том, что дети проговаривают все случаи состава числа 10 и выигрывает тот, кто назовёт наибольшее число комбинаций. Можно провести игру в виде соревнования по рядам. Также здесь можно предложить игру“Контролёры”. 

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй  - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

При закреплении состава десятичного состава двузначных чисел используются игры “Сколько палочек в другой руке?”, “Хлопки”.

Сколько палочек в другой руке?”

Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.

Хлопки”

Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.

Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

Как уже упоминалось в п.2 при изучении нумерации чисел в пределах 20 выделяют  4 этапа. Один из этапов – это письменная нумерация чисел в пределах 20. Здесь можно предложить игру “Стук-стук”.

Дидактическая цель: закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.

Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:


Десятки

Единицы



Содержание игры: учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.

Для закрепления навыков счёта можно предложить игру  “Слушай и считай”:

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами  от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.

В теме “Нумерация чисел первой сотни” для усвоения порядка следования чисел при счёте, порядковых и количественных отношений между смежными числами можно использовать игры “Считай дальше с любого числа”, “Назови соседей числа”,“Кто быстрей сосчитает? ”.

Считай дальше с любого числа”

Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).

Назови соседей числа”

Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно,  а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа

10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

Кто быстрей сосчитает?”

Игра развивает зоркость, внимание.

Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице  по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик.

Примерный вид плаката:


90

75

71

63

66

67

82

86

68

76

87

61

73

89

81

74

88

65

77

84

80

69

78

62

70

64

83

72

79

85

Также на этапе закрепления можно предложить следующие игры:

Загадка”

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.



5 ед.

6 ед.

8 ед.



3 дес.

К

Д

Ч


76,  98,  75,  38,  95,  35

7 дес.

Т

Л

М



9 дес.

И

Ю

Ё


Ответ: лётчик.

Гном”

Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.

Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.



4

5

7



80

В

Ё

П


84,  87,  27,  55,  85,  54

50

Д

Р

М



20

О

О

Е


Ответ: вперёд.

По порядку номеров”

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

Сбежавшие числа”

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

Материал игры: таблички с числами.


1


3



6



9














11


13



16



19














2


6




10


14



Содержание игры:

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа.  Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома.” Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

При закреплении темы “Двузначные числа” была проведение игра “Рыболовы”:

Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

При изучении и закреплении темы “Числа от 21 до 100” была использована игра “Весёлый счёт” или “Борьба за цифру”.

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.

Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.

Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.

Пример таблицы:


14

8

12

4


65

59

63

55

10

23

1

15


61

74

52

66

3

17

21

7


54

68

72

58

19

6

9

11


70

57

60

62

24

2

16

22


75

53

67

73

13

20

5

18


64

71

56

69

С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры “Весёлый счёт” развивалось также и зрительное восприятие детей.

 Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся

На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

При обобщении темы “Нумерация чисел в пределах 20” можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра “Поймай бабочку”:

Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа.

Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

Потом все отправляются в магазин, (проголодались на прогулке). Далее проходит игра в “Магазин”:

Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о составе числа.

Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.

Также при обобщении знаний по теме “Нумерация чисел в пределах 100” можно использовать следующие игры:

Войди в ворота”

Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.

Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами.  В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.

Учитель школы №147 г.Санкт-Петербурга Е.А.Бочек на уроке обобщения знаний использовала игру-соревнование “Если вместе, если дружно” в 1 классе.[4] Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от чёткости и взаимодействия зависит общий результат.

Дидактическая цель: развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навыков.

Ход игры: учитель объявляет, что урок пройдёт в виде игры под девизом “Если вместе, если дружно”. Класс делится на две команды. Обе команды  носят имена великих математиков прошлого: “Пифагоры”, “Архимеды” (желательны эмблемы). Учитель предупреждает, что соревнования будут эстафетными, поэтому будьте готовы проявить взаимопонимание и взаимовыручку.

Эстафета №1 “Очень длинный пример”

На доске  написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?

Эстафета №2 “Собери робота”

Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?

Эстафета №3 “Каждому по примеру”

Количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.

Эстафета №4: “Найди цифру”

На доске два плаката, где в беспорядке прикреплены цифры от 1 до 30. Участники команд по очереди снимают цифры  по порядку и составляют числовой ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.

Эстафета №5: “Без права на ошибку”

Команда выстраивается в шеренгу, у каждого в руках листок и карандаш. Ведущий читает задачу:

1. На одной жужаре к нам приехали 15 мямзиков, а на другой – на 7 мямзиков меньше. Сколько мямзиков приехало к нам на второй жужаре?

2. Когда Слюник видит, что кто-то нашёл пусик, он сразу начинает умирать от зависти. В четверг Мряка в присутствии Слюника нашла сначала 6 пусиков, а потом ещё 12 пусиков. Сколько раз Слюник умирал от зависти?

Каждый участник пишет ответ на листочке и показывает жюри, которое отмечает количество правильных ответов и неправильных. Ответ, не показанный до сигнала ведущего, не засчитывается.

Затем выстраивается другая команда и решает следующие задачи:

3. У Кости было 20 больших хрямзиков и 7 маленьких. Когда он узнал, что это такое, он всё побросал и отскочил подальше. Сколько хрямзиков бросил Костя?

4. Волк съел на своём Дне рождения трёх поросят, семерых козлят и одну Красную шапочку. Сколько сказочных героев съел Волк?

Побеждает команда, давшая большее количество верных ответов.

Эстафета №6: “Математическая сказка”

Все участники команды, говоря по одному предложению, продолжают сказку, которую начинает ведущий: первая команда “Однажды в математическом королевстве случилась беда…”, вторая команда “У Пятёрки был День рождения, и она пригласила на него своих друзей…”

После подводятся итоги урока. Какая команда была самая дружная, кому удалось лучше всех справится с трудными математическими заданиями? Награждение. Очень важно, чтобы ученики поняли в процессе игры: если вместе взяться за дело, то даже самые трудные примеры можно решить.

Если такая игра проводится в классе впервые, то учителю надо заранее позаботиться о помощниках (старшеклассниках, родителях), которые при необходимости  помогли бы погасить возможные конфликты.

При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи, проявления дружбы.

Состав команд в играх-соревнованиях в 1 классе должен меняться в каждой игре, чтобы у участников не появился конкретный постоянный соперник.

Важный педагогический момент игры – помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.

Также при обобщении знаний детей довольно эффективно проходят игры “Освободи птичку” и “Незадачливый математик”.

Освободи птичку”

Дидактическая цель: обобщение знания чисел от 21 до 100.

Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку  из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 6 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.

Незадачливый математик”

Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.

Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.


43 =  + 3

 = 20 + 9

57 = 50 + 

35 = 30  5

1 = 10 + 5

4 = 40 + 

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему.” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактическии игры на уроках математики

Автор: Дьяченко Наталья Сергеевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Дидактические игры по математике."
    ["seo_title"] => string(40) "didaktichieskiie-ighry-po-matiematikie-1"
    ["file_id"] => string(6) "312244"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459322383"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Дидактические игры на уроках немецкого языка "
    ["seo_title"] => string(54) "didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-niemietskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "127808"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415377590"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Дидактическая игра по математике на тему "Действия с обыкновенными дробями" (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(92) "didaktichieskaia-ighra-po-matiematikie-na-tiemu-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "222631"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436561217"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Дидактические игры на уроках для детей с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(87) "didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "107577"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403328763"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация. Дидактические игры по математике. "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-didaktichieskiie-ighry-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "112675"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408817249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства