kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические возможности ЭОР для организации урочной и внеурочной деятельности по предмету

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические возможности ЭОР для организации урочной и внеурочной деятельности по предмету

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические возможности ЭОР для организации урочной и внеурочной деятельности по предмету»











Дидактические возможности ЭОР для организации урочной и внеурочной деятельности по предмету

















Автор:

Жукова Татьяна Ивановна

Должность: учитель





2019 г.

















В современных условиях существенно меняется содержательная основа учебных материалов, и в практику преподавания вводятся принципиально новые интерактивные технологии. Одним из перспективных направлений обеспечения интерактивности обучения является применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

ЭОР– это хранилище информации, в котором можно найти все ответы на нужные нам вопросы. Данные хранилища насчитывают более 130 000 образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования.

ЭОР – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Использование электронных образовательных ресурсов в обучении позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия и объем выполняемой работы; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; совершенствовать контроль знаний; проводить кросс - культурное сравнение; формировать навыки исследовательской деятельности обучаемых; обеспечить доступ к различным справочным материалам и т.д.

Электронные образовательные ресурсы являются хорошим средством обучения предмету: во-первых, благодаря педагогическим инструментам, которые заложены в ЭОР, во-вторых, из-за их внутренней структуры и, в-третьих, за счет используемых форм электронных образовательных ресурсов.

Педагогических инструментов, которые используются в ЭОР, пять - это:

  • их мультимедийность – т.е. представление учебных объектов с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, в электронных образовательных ресурсах используется всё, что человек способен воспринимать зрительно или на слух.

  • интерактивность электронных образовательных ресурсов, которая позволяет развивать активно - деятельностные формы обучения и давать реальную возможность расширения самостоятельной учебной работы обучаемых.

  • моделинг, как электронный образовательный ресурс, дает реальное представление фрагмента, существующего или воображаемого мира вместо традиционного символического описания.

  • коммуникативность – это возможность непосредственного общения, т.е. с точки зрения ЭОР это: во- первых, возможность online коммуникации пользователей при выполнении учебных заданий и, во-вторых, быстрый доступ ко всем образовательным ресурсам.

  • наконец, пятый педагогический инструмент – производительность труда, поскольку эффективность учебной деятельности обучаемых существенно возрастает благодаря автоматизации однообразных операций и использованию в них творческого компонента.

Рассмотрим дидактические возможности внутренней структуры электронных образовательных ресурсов. Известно, что структурной единицей ЭОР является тема, представленная тремя типами электронных учебных модулей: модуль информационный, модуль практический и модуль контроля. Другими словами, внутренняя структура ЭОР позволяет успешно реализовать формирование знаний, умений и навыков (ЗУН) на уроке информатики.

      С точки зрения дидактических возможностей внутренней структуры электронных образовательных ресурсов, они применяются на разных этапах урока:

  • на этапе презентации нового материала можно использовать различные типы электронных образовательных ресурсов: анимации, иллюстрации, интерактивные таблицы, правила, учебные тексты и т.д.

  • на этапе отработки и практического использования могут применяться интерактивные задания, снабженные системой автоматической проверки

  • на этапе контроля, который осуществляется обычно при помощи тестов или интерактивных заданий.

Если подойти к ЭОР с точки зрения видов работы с ними, то они могут применяться для получения информации, для тренировочных упражнений на практических занятиях и как средство контроля.

В дополнение к рассмотренным выше примерам, которые, безусловно, не исчерпывают возможности ЭОР, укажу, что они могут использоваться как в классе, так и дистанционно при работе с домашними заданиями, а также при подготовке к урокам и внеклассным занятиям .

С точки зрения формы электронные образовательные ресурсы могут быть представлены:

1.Наглядными пособиями или демонстрационными материалами: иллюстрациями, рисунками, фотографиями, плакатами, презентациями, текстами и схемами с текстовым сопровождением. К демонстрационным материалам также относятся анимации или видеоролики. Анимации представляют собой анимированные рисунки, выполненные во flash-технологии, сюда же можно отнести видеоролики - результаты реальной видеосъемки.

2.Источниками учебной информации, т.е. интерактивными таблицами, правилами и учебными текстами.

Подобные интерактивные ресурсы обеспечивают обратную связь с учащимися, несут демонстрационную функцию, а также стимулируют их устные и письменные высказывания по изучаемой теме. Интерактивные источники учебной информации при выполнении учебных действий могут, например, анимировать рисунки или выделять фрагменты текста.

3.Тренажерами, средствами диагностики и контроля уровня сформированности умений и навыков. К данной категории ЭОР относятся электронные задания, которые могут быть ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу, в связи с чем, они снабжены функцией помощи и механизмом обратной связи. Основные функции таких заданий - тренировочная на этапе закрепления материала и контролирующая на этапе контроля его усвоения.

Дидактические принципы применения ЭОР

Как и в традиционном обучении, современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) базируются на известных дидактических принципах и правилах:

  • Интерактивность: во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию, их копирование, обращение к справочной системе, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;

  • Практическая ориентированность: по всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных заданий практической направленности – практические работы, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для обучающихся;

  • Доступность: методика изложения материала доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя, так и самостоятельно;

  • Научность изложения материала: изложение материала опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий

  • Последовательность: диалоговый интерфейс, система ссылок позволяет инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;


  • Модульность и вариативность: материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.

ЭОР очень удобно классифицировать, материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. ЭОР имеют хорошо построенную нелинейную систему навигации в виде гипертекстов, целиком состоят из визуального или звукового фрагмента. Учебные материалы представляются множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.

Таким образом, ЭОР представляет собой эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. Тестовое содержание лекций позволяет обучающимся самостоятельно проверить уровень усвоения материала. Для учителей использование наглядных моделей, интерактивных анимации помогает проще и доходчивее объяснить суть сложных явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты. Кроме того, ЭОР позволяют выполнять более полноценные домашние задания по предмету – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков.

Применение ЭОР на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. При помощи ЭОР стало возможным обогатить урок качественным иллюстративным материалом, показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве, моделировать процессы и явления, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.

Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты это быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.

В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплексы (УМК, мультимедиа курс). Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере.

Применение ЭОР во внеурочной деятельности позволяет сделать занятия более наглядными и интересными, повысить их эффективность. Обучающие и развивающие игры содержат разнообразные задания, в процессе которых дети развивают пространственное воображение, память и тонкие двигательные навыки.

Электронные энциклопедии поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; систему навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности обучающихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Заключение

Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс при условии их правильного сочетания с другими традиционными или инновационными средствами обучения расширяет возможности обучения предмету и способствует решению задачи достижения качественно новых образовательных результатов.

Использование ЭОР позволяет организовать интересную внеурочную деятельность и внеклассную работу, обеспечить подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, быстро и объективно проверить знания обучающихся. Они хорошо вписываются в традиционные методы обучения информатики на разных этапах учебного процесса. К ним применимы те же приемы, которые использовались на уроках с применением ТСО с учетом специфики мультимедиа средств.

ЭОР являются самым надежным, быстрым, удобным комплексом для нахождения материала. С помощью ЭОР можно внести разнообразие в учебный процесс, что способствует активному восприятию материала.

Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, выявить его закономерности, что ведёт к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя его параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жукова Татьяна Ивановна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504579


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1350 руб.
2070 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1530 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства