Просмотр содержимого документа
«Дидактические возможности ЭОР для организации урочной и внеурочной деятельности по предмету»
Дидактические возможности ЭОР для организации урочной и внеурочной деятельности по предмету
Автор:
Жукова Татьяна Ивановна
Должность: учитель
2019 г.
В современных условиях существенно меняется содержательная основа учебных материалов, и в практику преподавания вводятся принципиально новые интерактивные технологии. Одним из перспективных направлений обеспечения интерактивности обучения является применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
ЭОР– это хранилище информации, в котором можно найти все ответы на нужные нам вопросы. Данные хранилища насчитывают более 130 000 образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования.
ЭОР – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.
Использование электронных образовательных ресурсов в обучении позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия и объем выполняемой работы; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; совершенствовать контроль знаний; проводить кросс - культурное сравнение; формировать навыки исследовательской деятельности обучаемых; обеспечить доступ к различным справочным материалам и т.д.
Электронные образовательные ресурсы являются хорошим средством обучения предмету: во-первых, благодаря педагогическим инструментам, которые заложены в ЭОР, во-вторых, из-за их внутренней структуры и, в-третьих, за счет используемых форм электронных образовательных ресурсов.
Педагогических инструментов, которые используются в ЭОР, пять - это:
их мультимедийность – т.е. представление учебных объектов с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, в электронных образовательных ресурсах используется всё, что человек способен воспринимать зрительно или на слух.
интерактивность электронных образовательных ресурсов, которая позволяет развивать активно - деятельностные формы обучения и давать реальную возможность расширения самостоятельной учебной работы обучаемых.
моделинг, как электронный образовательный ресурс, дает реальное представление фрагмента, существующего или воображаемого мира вместо традиционного символического описания.
коммуникативность – это возможность непосредственного общения, т.е. с точки зрения ЭОР это: во- первых, возможность online коммуникации пользователей при выполнении учебных заданий и, во-вторых, быстрый доступ ко всем образовательным ресурсам.
наконец, пятый педагогический инструмент – производительность труда, поскольку эффективность учебной деятельности обучаемых существенно возрастает благодаря автоматизации однообразных операций и использованию в них творческого компонента.
Рассмотрим дидактические возможности внутренней структуры электронных образовательных ресурсов. Известно, что структурной единицей ЭОР является тема, представленная тремя типами электронных учебных модулей: модуль информационный, модуль практический и модуль контроля. Другими словами, внутренняя структура ЭОР позволяет успешно реализовать формирование знаний, умений и навыков (ЗУН) на уроке информатики.
С точки зрения дидактических возможностей внутренней структуры электронных образовательных ресурсов, они применяются на разных этапах урока:
на этапе презентации нового материала можно использовать различные типы электронных образовательных ресурсов: анимации, иллюстрации, интерактивные таблицы, правила, учебные тексты и т.д.
на этапе отработки и практического использования могут применяться интерактивные задания, снабженные системой автоматической проверки
на этапе контроля, который осуществляется обычно при помощи тестов или интерактивных заданий.
Если подойти к ЭОР с точки зрения видов работы с ними, то они могут применяться для получения информации, для тренировочных упражнений на практических занятиях и как средство контроля.
В дополнение к рассмотренным выше примерам, которые, безусловно, не исчерпывают возможности ЭОР, укажу, что они могут использоваться как в классе, так и дистанционно при работе с домашними заданиями, а также при подготовке к урокам и внеклассным занятиям .
С точки зрения формы электронные образовательные ресурсы могут быть представлены:
1.Наглядными пособиями или демонстрационными материалами: иллюстрациями, рисунками, фотографиями, плакатами, презентациями, текстами и схемами с текстовым сопровождением. К демонстрационным материалам также относятся анимации или видеоролики. Анимации представляют собой анимированные рисунки, выполненные во flash-технологии, сюда же можно отнести видеоролики - результаты реальной видеосъемки.
2.Источниками учебной информации, т.е. интерактивными таблицами, правилами и учебными текстами.
Подобные интерактивные ресурсы обеспечивают обратную связь с учащимися, несут демонстрационную функцию, а также стимулируют их устные и письменные высказывания по изучаемой теме. Интерактивные источники учебной информации при выполнении учебных действий могут, например, анимировать рисунки или выделять фрагменты текста.
3.Тренажерами, средствами диагностики и контроля уровня сформированности умений и навыков. К данной категории ЭОР относятся электронные задания, которые могут быть ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу, в связи с чем, они снабжены функцией помощи и механизмом обратной связи. Основные функции таких заданий - тренировочная на этапе закрепления материала и контролирующая на этапе контроля его усвоения.
Дидактические принципы применения ЭОР
Как и в традиционном обучении, современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) базируются на известных дидактических принципах и правилах:
Интерактивность: во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию, их копирование, обращение к справочной системе, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;
Практическая ориентированность: по всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных заданий практической направленности – практические работы, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для обучающихся;
Доступность: методика изложения материала доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя, так и самостоятельно;
Научность изложения материала: изложение материала опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий
Последовательность: диалоговый интерфейс, система ссылок позволяет инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;
Модульность и вариативность: материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.
ЭОР очень удобно классифицировать, материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. ЭОР имеют хорошо построенную нелинейную систему навигации в виде гипертекстов, целиком состоят из визуального или звукового фрагмента. Учебные материалы представляются множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.
Таким образом, ЭОР представляет собой эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. Тестовое содержание лекций позволяет обучающимся самостоятельно проверить уровень усвоения материала. Для учителей использование наглядных моделей, интерактивных анимации помогает проще и доходчивее объяснить суть сложных явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты. Кроме того, ЭОР позволяют выполнять более полноценные домашние задания по предмету – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков.
Применение ЭОР на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. При помощи ЭОР стало возможным обогатить урок качественным иллюстративным материалом, показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве, моделировать процессы и явления, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.
Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты это быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.
В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплексы (УМК, мультимедиа курс). Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере.
Применение ЭОР во внеурочной деятельности позволяет сделать занятия более наглядными и интересными, повысить их эффективность. Обучающие и развивающие игры содержат разнообразные задания, в процессе которых дети развивают пространственное воображение, память и тонкие двигательные навыки.
Электронные энциклопедии поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; систему навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности обучающихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Заключение
Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс при условии их правильного сочетания с другими традиционными или инновационными средствами обучения расширяет возможности обучения предмету и способствует решению задачи достижения качественно новых образовательных результатов.
Использование ЭОР позволяет организовать интересную внеурочную деятельность и внеклассную работу, обеспечить подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, быстро и объективно проверить знания обучающихся. Они хорошо вписываются в традиционные методы обучения информатики на разных этапах учебного процесса. К ним применимы те же приемы, которые использовались на уроках с применением ТСО с учетом специфики мультимедиа средств.
ЭОР являются самым надежным, быстрым, удобным комплексом для нахождения материала. С помощью ЭОР можно внести разнообразие в учебный процесс, что способствует активному восприятию материала.
Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, выявить его закономерности, что ведёт к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя его параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы.