kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cистемно – деятельностный подход как методологическая основа при моделировании учебных занятий по математике, в рамках ФГОС нового поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовете по теме "Cистемно – деятельностный подход как методологическая основа при моделировании учебных занятий по математике, в рамках ФГОС нового поколения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cистемно – деятельностный подход как методологическая основа при моделировании учебных занятий по математике, в рамках ФГОС нового поколения»

Выступление на педсовете

Cистемно – деятельностный подход как методологическая основа при моделировании учебных занятий по математике, в рамках ФГОС нового поколения

Шаяхметова Фания Габбасовна, учитель МОБУ ООШ д. Шарлык

Сегодня, чтобы сделать уроки интересней и как то мотивировать обучающихся к изучению предмета, учителя стараются применять различные технологии. Одной из таких технологий является системно- деятельностный подход. В своем выступлении я постараюсь рассказать, как нужно спланировать цель урока, провести актуализацию знаний, расскажу о каждом этапе урока.

Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной деятельности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Для моделирования учебных занятий в рамках ФГОС необходимо знать принципы построения урока, его структуру и особенности некоторых его этапов. Итак, особенности некоторых этапов.

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. С малой удачи начинается большой успех.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

4. «Открытие нового знания

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами.

5. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

8. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

В качестве примера приведу фрагменты нескольких уроков. Изучение теории – один из наиболее трудных вопросов преподавания математики.

Теорема Виета. (8 класс) В начале урока учащимся предлагается рассмотреть приведенное квадратное уравнение x2 + px + q = 0 и найти сумму и произведение его корней. В результате выполнения нескольких уравнений приходим к формулировке данной теоремы.

При изучении темы «Взаимно обратные числа» (6 класс) ученики находят произведение взаимно обратных чисел. В ходе выполнения нескольких заданий ученики сами делают вывод и формулируют определение данных чисел.

На уроке геометрии(7 класс) ученики рассматривают несколько видов треугольников, при помощи транспортира измеряют углы и в результате работы делают вывод о сумме углов треугольника

В результате выполнения подобных заданий у учащихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе.

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».

Стандарт ориентирован также на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и свое Отечество, уважающий свой народ, его культуру, духовные традиции.

Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования, существенно усиливает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, но и формирование компетентностей в любой предметной области и познания.


Литература

Асмолов А.Г. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт.

Творогова Г.А. Системно – деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.

Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Шилкунова – М.:ВИТА ПРЕСС ,2010


Правильно использовать системно- деятельностный подход на уроках. Проводить уроки современного типа, в основе которого лежит системно- деятельностный подход.



















Системно-деятельностный подход как мтодологическая основа ФГОС


Шаяхметова Фания Габбасовна ,учитель математики МОБУ ООШ д.Шарлык


Принципиальным отличием современного подхода в обучении является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в жизни.

«Цель учителя: не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нём огонь познания», - говорил Сенека Луций Анней, римский писатель, философ.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

· анализировать свои действия;

· самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

· отличаются мобильностью;

· способны сотрудничать.

Перед учителем встают вопросы: для чего учить? чему учить? как учить?

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение, отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения на практике.

Чем же отличается традиционное обучение от развивающего?

Традиционное обучение

1) базируется на принципе доступности;

2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы

6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

Развивающее обучение

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:


Требования к уроку


Традиционный урок


Урок современного типа


Объявление темы урока


Учитель сообщает учащимся


Формулируют сами учащиеся



Сообщение целей и задач


Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться


Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания


Планирование


Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели


Планирование учащимися способов достижения намеченной цели


Практическая деятельность учащихся


Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)


Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)


Осуществление контроля



Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы


Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции


Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию


Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно


Оценивание учащихся


Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке


Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)


Итог урока


Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили


Проводится рефлексия


Домашнее задание


Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)


Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей



При подробном анализе уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» эти слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

· наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

· ыполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

· выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.

Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, нацеленная на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

· - принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

· - принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

· -принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

· - принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

· - принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

· - принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

· - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

· - урок открытия нового знания;

· - урок рефлексии;

· - урок построения системы знаний;

· - урок развивающего контроля.

К современному уроку предъявляются следующие требования:

· - учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;

· - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

· -учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

· - вывод делают сами учащиеся;

· - максимум творчества и сотворчества;

· - времясбережение и здоровьесбережение;

· - умение демонстрировать методическое искусство учителя;

· - планирование обратной связи;

· - урок должен быть добрым.

Правильное использование системно-деятельностного подхода на уроках в школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом

. Литература

1.Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- №4, 2011.

2. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы. - №10, 2012 г.

3.http://festival.1september.ru/


Правильно использовать системно- деятельностный подход на уроках. Проводить уроки современного типа, в основе которого лежит системно- деятельностный подход.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаяхметова Фания Габбасовна

Дата: 08.01.2020

Номер свидетельства: 534865


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства