kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторские математические сказки для внеклассных занятий по предмету

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говорят, все любят сказки. Точно не знаю, знаю, что не все любят математику…  А если это МАТЕМАТИЧЕСКАЯ сказка? Давайте проверим! Предлагаю Вашему вниманию две таких фантастических истории с математическим уклоном, написанные мной (и успешно опробованные). Попробуйте обыграть их с ребятами, ведь побыть артистами, пусть даже на школьной сцене, очень заманчиво! Каждая сказка - театрализованное представление. Для его постановки я привлекала обучающихся 7-8 классов. Наша школа - сельская, малокомплектная, поэтому в качестве зрителей мы приглашали обучающихся младшего и среднего звена. Так как наши спектакли-сказки предполагают участие присутствующих, задания для зала (шуточные вопросы, математические загадки, задачи) следует подобрать с учётом возраста зрителей. С помощью такой формы внеклассной работы можно привлечь к организации мероприятия обучающихся слабо успевающих по предмету. Ведь целью мероприятия является формирование интереса к предмету, развитие творческих способностей.уточные вопросы, гают участие исутствующих,заданиаестве зрителей можно пригласить обучающихся нассов.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторские математические сказки для внеклассных занятий по предмету »

Говорят, все любят сказки. Точно не знаю, знаю, что не все любят математику… А если это МАТЕМАТИЧЕСКАЯ сказка? Давайте проверим! Предлагаю Вашему вниманию две таких фантастических истории с математическим уклоном, написанные мной (и успешно опробованные). Попробуйте обыграть их с ребятами, ведь побыть артистами, пусть даже на школьной сцене, очень заманчиво! Каждая сказка - театрализованное представление. Для его постановки я привлекала обучающихся 7-8 классов. Наша школа - сельская, малокомплектная, поэтому в качестве зрителей мы приглашали обучающихся младшего и среднего звена. Так как наши спектакли-сказки предполагают участие присутствующих, задания для зала (шуточные вопросы, математические загадки, задачи) следует подобрать с учётом возраста зрителей. С помощью такой формы внеклассной работы можно привлечь к организации мероприятия обучающихся слабо успевающих по предмету. Ведь целью мероприятия является формирование интереса к предмету, развитие творческих способностей.уточные вопросы, гают участие исутствующих,заданиаестве зрителей можно пригласить обучающихся нассов.0000000000000000000000000

СКАЗКА ПЕРВАЯ

В СТРАНЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Действующие лица:

Мальчики Дима и Денис, Степень, Переменная, стражники Плюс и Минус, Королева Функция, тайный советник Синус, числа-слуги:0,5; 2;7, начальник королевской охраны Тангенс, пленные числа: 9,14,560, 1000.

На сцене два друга-семиклассника из параллельных классов Дима и Денис .Мальчики, возвращаясь из школы ведет разговор.

Дима: Я на эту алгебру смотреть не могу! Ну и темы!

Денис: Одна функция чего стоит! Я её три ночи подряд во сне вижу! Жуткая, злющая!,и лицоу неё такое…знакомое.

Дима: А мне математичка сегодня «2» поставила! Сказала, за «чёрный» юмор. Я независимую переменную аргументом назвал, а зависимую- фактом!

Денис: А наша Мария Ивановна меня определение графика попросила дать… По- моему, она сама его на днях выучила, не иначе… Разве можно такое в голове годами держать!

(Навстречу мальчикам выходит девушка. Это жительница страны МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК- Степень. Она обрадовано обращается к ребятам.)

Степень: Вот кто мне нужен! Вы, надеюсь, не отличники? (встревожено)

Дима: Что вы, что вы!

Денис: Хотите, дневник покажем?

Степень: Охотно верю! Значит, ошибки по математике допускаете?

Дима: Да на каждом уроке!

Степень: Приключения любите?

Денис и Дима: Конечно!

Степень: Тогда слушайте. Далеко- далеко отсюда находится страна МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК. Правит ею кровожадная и беспощадная королева Функция. Её подданные- числа. Очень страдают. Как только ученик допускает ошибку на уроке математики, её величество съедает какое-нибудь число. И хоть чисел бесконечное множество, ошибки вы допускаете так часто, что скоро, мне кажется, чисел совсем не останется! Я, Степень, потеряю и основание, и показатель… Чем же я без них буду?! Поспешите на помощь, милые друзья!

Дима: Мы согласны!

Денис: Правда, пока не знаем, чем мы можем помочь!

Степень: Тогда - в путь! Беритесь за руки, нам предстоит путешествие во времени и в пространстве!

(Гаснет свет, на экране меняются слайды: времена года, города и т.п.)

Степень: Прибыли!

(Ребята оглядываются, но Степень исчезла.)

Дима: Никого…

Денис: Смотри, тётенька какая- то грустная…

Переменная: Я не тётенька, я - Переменная. А грустная я от того, что скоро не придётся мне принимать никакие значения Количество чисел уменьшается с каждым днём.У её величества мерзкий характер и отменный аппетит!

Дима: Не волнуйтесь, уважаемая Переменная!

Денис: Будьте уверены, мы наведём в вашей стране порядок!

Дима: Только покажите нам дорогу во дворец!

Переменная: Идите вдоль реки Синусоиды и там, за деревьями- интегралами увидите замок. Счастливого пути! Учтите, у дворца- стража!

(Ребята отправляются в указанном направлении, навстречу им выходят часовые: Плюс и Минус, преграждают путь скрещенными алебардами, выкрикивают в один голос предостережение.)

Стражники: Стой!

Дима: Но нам необходимо войти!

Денис: Немедленно откройте скобки, то есть, двери!

Стражники: Нельзя!

Денис: Дим, ты помнишь эти правила?

Дима: Сейчас, сейчас… Если перед скобкой плюс, ошибиться не боюсь! Знак и скобку опускаем, знаки в скобках не меняем!

Денис: Правильно! А если перед скобкой минус, будьте осторожны! Знак и скобки опускаем, знаки в скобках поменяем!

(Стражники отступают.)

Стражники: Можете войти!

(Стражники удаляются, появляется королева Функция садится на заранее приготовленное место (трон),рядом с ней подобострастный тайный советник Синус. Ребята приближаются к трону.)

Функция : Это что ещё за делегация?

Синус: Извините, Ваше Величество, но я не в курсе… Вероятно, какие-нибудь послы или дипломаты хотят лицезреть Вашу Милость!

Функция (обращаясь к ребятам): Это верно?

Дима: Мы вообще-то троечники…

Денис: А кое-когда и двоечники…

(Функция оживляется.)

Функция: О, я рада вас видеть! Ведь это именно вам я обязана процветанием, силой и могуществом! Присядьте! Давайте знакомиться поближе. Я- умопомрачительная, головокружительная, сумасводительная королева Функция! А это- мой тайный советник Синус! Ужасно милый: трус, обманщик, ябеда и подлиза.(Целует в макушку) Ну просто душечка!(озабочено смотрит на часы) Кажется, наступает время обеда?

(Тайный советник спохватывается, достает свиток.)

Синус: Да, да, всё готово! (разворачивает свиток, читает) К обеду нашей умопомрачительной, головокружительной, сумасводительной королеве Функции будет подано… На 1-е: модуль числа пять под белым соусом! На 2-е: шашлык из целых чисел! На 3-е: координатная прямая, запечённая в тесте На десерт: десятичные дроби со взбитыми сливками!

(По мере озвучивания королевского меню, входят слуги-числа и ставят приготовленные блюда на стол ,почтительно останавливаются неподалёку. Мальчики возмущены.)

Дима: Вы это будете есть?!

Функция: О да! Прекрасный обед!

Денис: Но ведь это бесчеловечно, то есть, бесчисленно, то есть, просто невозможно!

Дима (с ужасом): Вы - людоедка?!

Функция: (с гордостью): Я - числоедка!

Денис (показывая на слуг): А как же эти выжили?

Функция: Семёрка –костлява, Двойка- мала, а это- вообще, дробь десятичная! Пусть поживут пока…

(Машет рукой, слуги уходят. Раздаётся барабанная дробь.)

Функция: Что это?

Синус (выглядывая за дверь): Новая партия пленных чисел! Прикажете ввести?

Функция: С удовольствием посмотрю на сегодняшний улов!

Синус: Тангенс, вводи!

Входят числа 9,14,560, 1000 со связанными сзади руками, опустив головы, выстраиваются вдоль стены. Вводит их начальник охраны королевского дворца Тангенс. Он вооружён- за поясом пистолет и рогатка.

Функция: То, что я люблю! Кругленькие! Натуральненькие! Многозначненькие! Из числа 1000 сделаем заливное! 560 пойдёт на начинку для праздничного пирога! 14 годится разве что для гарнира, а это…

Дима: Нет,нет! Вы не посмеете!

Денис: Освободите их немедленно!

Функция: Ну что же, если вам удастся ответить на мои каверзные вопросы и выполнить предложенные задания, пленников я отпущу! (Синусу с презрением) Эти безмозглые троечники нам не страшны…

Дима: Денис, а мы справимся?

Денис: Мы ведь в сказке! Возьмём помощь друга, вернее, зала!

Дима: Ребята, вы нам поможете?

Функция: Синус! Мою «заумную» книгу! Итак, вопрос первый!

(вопросы и задания подбираются с учётом возможностей обучающихся, присутствующих среди зрителей, они помогают Диме и Денису найти правильный ответ)

Функция (недовольно): Ну что ж, освободите число 9! Теперь второе задание!

(Зал помогает выполнить его.)

Функция (гневно) : Пусть число 14 уходит! Уверена, 3-я задача окажется вам не под силу!

(При желании можно предлагать от лица Функции по 2 и даже 3 вопроса на каждом этапе)

Функция: 560, уходи! Пропал мой праздничный пирог! На мой хитроумный 4-й вопрос никто из вас не сможет ответить!

(Присутствующие в зале дают правильный ответ)

Функция (расстроено):Последнее число…Это для меня такой удар! Прощай, заливное… Я этого не переживу!

Денис: А я за это время успел понять и запомнить определение графика функции и уверен, смогу дать его без единой ошибки!

Функция: Без ошибки! В моей стране это просто недопустимо! Ах! Кажется, я сейчас упаду в обморок! В голодный обморок! Уведите меня!

(Синус и Тангенс подхватывают Функцию под руки и уводят со сцены. Мальчики обращаются к залу.)

Дима: Спасибо, ребята, вам за помощь! Уверены, мы с вами после сегодняшнего путешествия станем больше любить математику, а значит, делать меньше ошибок!

Денис: И тогда королева Функция навсегда потеряет аппетит и не сможет губить ни в чём неповинные числа!

КОНЕЦ

СКАЗКА ВТОРАЯ

ПОТЕРЯННАЯ УЛЫБКА

Действующие лица:

Царица Математика, нянька, придворные дамы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, доктор, чародейка Считайкина- Непересчитайкина, иллюзионист Фигуркин, Фокусник с монетой, истопник Интеграл, незнакомец с цветами, ученик из зала.

Выходят придворные дамы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия.

Арифметика: Добрый день, дорогие друзья! Мы уверены, многие из вас любят математику! Алгебра: А знаете ли вы ,ребята, как возникла эта наука? Какие народы внесли свой вклад в её развитие?

Геометрия: О зарождении математики в Египте, Вавилоне, Индии, Греции мы расскажем вам сегодня.

Тригонометрия: И ещё покажем математическую сказку «Потерянная улыбка».

(Устный журнал о зарождении математики в разных странах)

Голос из зала: А почему вы такие грустные?

Арифметика: Вы правы, ребята, мы давно перестали улыбаться!

Алгебра: В нашем царстве большие неприятности!

Геометрия: А началось всё с того, что один мальчик, Ефим Алексеев, делил число 10 на 2. Он очень старался, но у него в ответе получился ноль!

Тригонометрия: Царица Математика так расстроилась по этому поводу, что с её лица исчезла улыбка. И теперь мы все, её подданные, пребываем в глубокой печали!

Тригонометрия: Да что там говорить, смотрите сами!

На троне восседает царица Математика, возле неё- нянька, рядом-придворные дамы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия.

Няня: Ну что, сердечная, не полегчало?

Математика: Ах, няня, мне так грустно… Расскажите мне что-нибудь приятное!

Алгебра: Область определения линейной функции- все действительные числа…

Геометрия: А у параллелограмма противоположные стороны равны!

Тригонометрия: Синус угла 30 градусов - одна вторая…

Арифметика: шестью восемь- сорок восемь!

Няня: Стойте, стойте! Давайте лучше народную мудрость, с математикой связанную!

Читают по очереди пословицы и поговорки с числительными.

«Горе на двоих- полгоря.» « Одна голова –хорошо, а две-лучше.» « Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.» « Семеро с сошкой, один- с ложкой» и т.п.

Математика: Какие сошки, какие ложки! Всхлипывает, закрывает лицо руками.

Няня: Может, корреспонденцию разберёшь? Телеграммы-то все сплошь хвалебные! Читает вслух высказывания великих людей о математике.

Математика: Всеобщее признание меня нисколько не радует…

Няня: Нет, без медицинского вмешательства здесь не обойтись! Да вот и доктор!

Постучав в дверь, входит доктор

Доктор (ослушивает, осматривает): Всё ясно, синусоидальный хандроз, переросший в меланхолическую прогрессию!

Няня: Лечить-то чем, милый? Может, горчичники на пятки или внутрь чего-нибудь горячительного?

Доктор: О нет! Всего лишь две в энной степени улыбки в день и болезнь как рукой снимет!

Откланивается, уходит.

Няня (спохватившись): А эн-то чему равно?

Голос доктора: Двум, а ещё лучше- трём!

Няня: А мы как раз заморских гостей ждём, может, они Ваше величество развеселят?

Стук в дверь. Арифметика выглядывает, сообщает:

Арифметика: Знаменитая чародейка Считайкина- Непересчитайкина!

Чародейка: Я покажу вам математический фокус- молниеносное сложение многозначных чисел. Прошу кого-нибудь из зала записать на доске два любых 556-значных числа. Теперь я записываю ещё одно. Трёх чисел мало. Кто запишет четвёртое? И снова я. Секунду мне на размышление и результат готов! Пусть кто-нибудь проверит его правильность!

Для того, чтобы фокус получился, исполнитель должен записать в третьем и пятом ряду такие цифры, чтобы в сумме с цифрами предыдущего ряда они составляли число 9.Остаётся подвести сумму. Сначала пишется цифра 2, затем переписываются цифры первого ряда, только из последней цифры надо вычесть двойку.

Вы довольны?

Математика: Ах, от этих чисел у меня рябит в глазах! Ох, цифры смешались в голове и распирают её изнутри!

Няня: Ну что же это за напасть на нас такая! Я ж тебя во втором веке до нашей эры, когда ты только зарождаться начала, в колыбели качала, нос тебе вытирала, косы заплетала…

Стук в дверь.

Тригонометрия: Опять стучат! Я приглашу гостя. О! Это известный иллюзионист Фигуркин!

Фигуркин: Позвольте продемонстрировать вам ловкость рук и чудеса математики!У меня в руках две геометрические фигуры: это- цилиндрическая поверхность, а эта поверхность называется «лист Мёбиуса» Я возьму ножницы и разрежу первую поверхность вот так! Что произойдёт? Да, она распадётся на две части. То же самое я проделаю со второй поверхностью.Что должно произойти? Распадётся? А теперь смотрите! (Показывает, что получилось) Вам понравилось, Ваше Величество?

Математика: Бросьте этот лист Мёбиуса в корзину для мусора! Он похож на белого плоского червяка, а я их с детства недолюбливаю! Ну, кто там следующий?

Фигуркин, расстроившись, уходит, Алгебра выглядывает за дверь.

Алгебра: Снова фокусник! Приглашать?

Няня: В борьбе с недугом все средства хороши! Зови!

Фокусник: Моё почтение всем присутствующим! Я покажу вам «рублёвый» фокус. Нет, нет, платить мне за него ничего не надо! У меня в руке рубль. Диаметр монеты, как видите, больше диаметра этого отверстия в листе бумаги. За последнее время рубль несколько уменьшился,и я смогу продеть его в эту дырочку, не порвав бумагу! (Проделывает фокус, перегнув лист по диаметру отверстия.) Дома попробуйте повторить этот фокус! Ну как?

Математика: Надоели мне эти фокусы, кажется, я сейчас заплачу-у-у…

Няня: Ну что ты, что ты! Прямо царица Несмеяна… Горе с тобой! Подождём, авось ещё кто-нибудь заявится…

Снова стук в дверь.

Геометрия: Ваше величество, придворный истопник Интеграл!

Математика: Пусть войдёт!

Истопник: Ваше Величество, помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле…

Математика: Ты что, истопник, стихами заговорил? Съел чего-нибудь за завтраком? Яснее можешь?

Истопник: Зима на носу, Ваше Величество, а у нас дров- три бревна на дворе в бурьяне валяются. Замёрзнем ведь! Может, распорядитесь насчёт подвоза?

Математика: Ах, ты меня расстроил! Я не в состоянии в таком состоянии отдавать какие-либо распоряжения!

Няня: Эх ты! Не так-то надо было сообщить, а с шуткою- прибауткою. Ишь, вырос, а ума не вынес! Иди-ка, мальчик, сюда! (Подзывает сидящего в зале ученика.) Выручай! Скажи громко тётеньке три раза: «На дворе- трава, на траве- дрова! Раз- дрова, два дрова, три дрова!» (Когда проговаривается скороговорка, Математика улыбается.)

Придворные дамы (радостно): Улыбнулась! Улыбнулась!

Математика: Ну что ж, Интеграл, отправляйтесь в лес за хворостом. (Няньке) Я чувствую себя значительно лучше!

Арифметика: Ну вот, все гости закончились, а наша царица Математика улыбнулась всего один раз…

Стук в дверь. Алгебра бежит открывать.

Алгебра: А вот и не все! Этот незнакомец говорит, что у него в корзине волшебные цветы!

Незнакомец: Да, это так! Мои цветы непростые. На лепестках каждого- шуточная загадка или задача. Я буду читать их вслух, а вы постарайтесь ответить на вопрос!

Задачи подбираются из расчёта возраста присутствующих в зале ребят. Заслушиваются ответы. Математика за это время успевает улыбнуться ещё 2 раза.

Няня: Спасибо тебе, добрый цветочник! Смотри, как повеселела наша царица!

Тригонометрия: Но улыбок было всего 3, до полного выздоровления не хватает ещё одной. Что же делать?

Голос из зала: Математика, можно я прочитаю стихотворение Бориса Заходера, оно весёлое и немного математическое!

Пошёл Серёжа в первый класс. С Серёжей не шути! Считать умеет он у нас почти до десяти! Не грех такому мудрецу задрать курносый нос! Вот как-то за столом отцу и задал он вопрос: -Два пирожка тут, папа, да? А хочешь на пари- Я доказать могу всегда, что их не два, а три! Считаем вместе: вот один, а вот и два, смотри! Один да два,- закончил сын,- как раз и будет три! – Вот молодец!- сказал отец,- И в самом деле три! И потому я два возьму, а третий ты бери!

Математика: Спасибо, друзья! И как могла я жить без улыбки всё это время?

Няня: Ну вот, все наши печали позади. Веселье, шутки снова с нами!

Алгебра: И никому не придёт в голову назвать математику сухой, чёрствой наукой!

Математика: Надеюсь, вы, ребята, будете открывать учебник математики с хорошим настроением и улыбаться, когда решите трудную задачу!

(Все артисты кланяются и покидают сцену)

КОНЕЦ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Авторские математические сказки для внеклассных занятий по предмету

Автор: Иванова Елена Ювенальевна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131076


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства