Авторские математические сказки для внеклассных занятий по предмету
Авторские математические сказки для внеклассных занятий по предмету
Говорят, все любят сказки. Точно не знаю, знаю, что не все любят математику… А если это МАТЕМАТИЧЕСКАЯ сказка? Давайте проверим! Предлагаю Вашему вниманию две таких фантастических истории с математическим уклоном, написанные мной (и успешно опробованные). Попробуйте обыграть их с ребятами, ведь побыть артистами, пусть даже на школьной сцене, очень заманчиво! Каждая сказка - театрализованное представление. Для его постановки я привлекала обучающихся 7-8 классов. Наша школа - сельская, малокомплектная, поэтому в качестве зрителей мы приглашали обучающихся младшего и среднего звена. Так как наши спектакли-сказки предполагают участие присутствующих, задания для зала (шуточные вопросы, математические загадки, задачи) следует подобрать с учётом возраста зрителей. С помощью такой формы внеклассной работы можно привлечь к организации мероприятия обучающихся слабо успевающих по предмету. Ведь целью мероприятия является формирование интереса к предмету, развитие творческих способностей.уточные вопросы, гают участие исутствующих,заданиаестве зрителей можно пригласить обучающихся нассов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторские математические сказки для внеклассных занятий по предмету »
Говорят, все любят сказки. Точно не знаю, знаю, что не все любят математику… А если это МАТЕМАТИЧЕСКАЯ сказка? Давайте проверим! Предлагаю Вашему вниманию две таких фантастических истории с математическим уклоном, написанные мной (и успешно опробованные). Попробуйте обыграть их с ребятами, ведь побыть артистами, пусть даже на школьной сцене, очень заманчиво! Каждая сказка - театрализованное представление. Для его постановки я привлекала обучающихся 7-8 классов. Наша школа - сельская, малокомплектная, поэтому в качестве зрителей мы приглашали обучающихся младшего и среднего звена. Так как наши спектакли-сказки предполагают участие присутствующих, задания для зала (шуточные вопросы, математические загадки, задачи) следует подобрать с учётом возраста зрителей. С помощью такой формы внеклассной работы можно привлечь к организации мероприятия обучающихся слабо успевающих по предмету. Ведь целью мероприятия является формирование интереса к предмету, развитие творческих способностей.уточные вопросы, гают участие исутствующих,заданиаестве зрителей можно пригласить обучающихся нассов.0000000000000000000000000
СКАЗКА ПЕРВАЯ
В СТРАНЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
Действующие лица:
Мальчики Дима и Денис, Степень, Переменная, стражники Плюс и Минус, Королева Функция, тайный советник Синус, числа-слуги:0,5; 2;7, начальник королевской охраны Тангенс,пленныечисла: 9,14,560, 1000.
На сцене два друга-семиклассника из параллельных классов Дима и Денис .Мальчики, возвращаясь из школы ведет разговор.
Дима: Я на эту алгебру смотреть не могу! Ну и темы!
Денис: Одна функция чего стоит! Я её три ночи подряд во сне вижу! Жуткая, злющая!,и лицоу неё такое…знакомое.
Дима: А мне математичка сегодня «2» поставила! Сказала, за «чёрный» юмор. Я независимую переменную аргументом назвал, а зависимую- фактом!
Денис: А наша Мария Ивановна меня определение графика попросила дать… По- моему, она сама его на днях выучила, не иначе… Разве можно такое в голове годами держать!
(Навстречу мальчикам выходит девушка. Это жительница страны МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК- Степень. Она обрадовано обращается к ребятам.)
Степень: Вот кто мне нужен! Вы, надеюсь, не отличники? (встревожено)
Дима: Что вы, что вы!
Денис: Хотите, дневник покажем?
Степень: Охотно верю! Значит, ошибки по математике допускаете?
Дима: Да на каждом уроке!
Степень: Приключения любите?
Денис и Дима: Конечно!
Степень: Тогда слушайте. Далеко- далеко отсюда находится страна МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК. Правит ею кровожадная и беспощадная королева Функция. Её подданные- числа. Очень страдают. Как только ученик допускает ошибку на уроке математики, её величество съедает какое-нибудь число. И хоть чисел бесконечное множество, ошибки вы допускаете так часто, что скоро, мне кажется, чисел совсем не останется! Я, Степень, потеряю и основание, и показатель… Чем же я без них буду?! Поспешите на помощь, милые друзья!
Дима: Мы согласны!
Денис: Правда, пока не знаем, чем мы можем помочь!
Степень: Тогда - в путь! Беритесь за руки, нам предстоит путешествие во времени и в пространстве!
(Гаснет свет, на экране меняются слайды: времена года, города и т.п.)
Степень: Прибыли!
(Ребята оглядываются, но Степень исчезла.)
Дима: Никого…
Денис: Смотри, тётенька какая- то грустная…
Переменная: Я не тётенька, я - Переменная. А грустная я от того, что скоро не придётся мне принимать никакие значения Количество чисел уменьшается с каждым днём.У её величества мерзкий характер и отменный аппетит!
Дима: Не волнуйтесь, уважаемая Переменная!
Денис: Будьте уверены, мы наведём в вашей стране порядок!
Дима: Только покажите нам дорогу во дворец!
Переменная: Идите вдоль реки Синусоиды и там, за деревьями- интегралами увидите замок. Счастливого пути! Учтите, у дворца- стража!
(Ребята отправляются в указанном направлении, навстречу им выходят часовые: Плюс и Минус, преграждают путь скрещенными алебардами, выкрикивают в один голос предостережение.)
Стражники: Стой!
Дима: Но нам необходимо войти!
Денис: Немедленно откройте скобки, то есть, двери!
Стражники: Нельзя!
Денис: Дим, ты помнишь эти правила?
Дима: Сейчас, сейчас… Если перед скобкой плюс, ошибиться не боюсь! Знак и скобку опускаем, знаки в скобках не меняем!
Денис: Правильно! А если перед скобкой минус, будьте осторожны! Знак и скобки опускаем, знаки в скобках поменяем!
(Стражники отступают.)
Стражники: Можете войти!
(Стражники удаляются, появляется королева Функция садится на заранее приготовленное место (трон),рядом с ней подобострастный тайный советник Синус. Ребята приближаются к трону.)
Функция : Это что ещё за делегация?
Синус: Извините, Ваше Величество, но я не в курсе… Вероятно, какие-нибудь послы или дипломаты хотят лицезреть Вашу Милость!
Функция(обращаясь к ребятам): Это верно?
Дима: Мы вообще-то троечники…
Денис: А кое-когда и двоечники…
(Функция оживляется.)
Функция: О, я рада вас видеть! Ведь это именно вам я обязана процветанием, силой и могуществом! Присядьте! Давайте знакомиться поближе. Я- умопомрачительная, головокружительная, сумасводительная королева Функция! А это- мой тайный советник Синус! Ужасно милый: трус, обманщик, ябеда и подлиза.(Целует в макушку) Ну просто душечка!(озабочено смотрит на часы) Кажется, наступает время обеда?
(Тайный советник спохватывается, достает свиток.)
Синус: Да, да, всё готово! (разворачивает свиток, читает) К обеду нашей умопомрачительной, головокружительной, сумасводительной королеве Функции будет подано… На 1-е: модуль числа пять под белым соусом! На 2-е: шашлык из целых чисел! На 3-е: координатная прямая, запечённая в тесте На десерт: десятичные дроби со взбитыми сливками!
(По мере озвучивания королевского меню, входят слуги-числа и ставят приготовленные блюда на стол ,почтительно останавливаются неподалёку. Мальчики возмущены.)
Дима: Вы это будете есть?!
Функция: О да! Прекрасный обед!
Денис: Но ведь это бесчеловечно, то есть, бесчисленно, то есть, просто невозможно!
Синус(выглядывая за дверь): Новая партия пленных чисел! Прикажете ввести?
Функция: С удовольствием посмотрю на сегодняшний улов!
Синус: Тангенс, вводи!
Входят числа 9,14,560, 1000 со связанными сзади руками, опустив головы, выстраиваются вдоль стены. Вводит их начальник охраны королевского дворца Тангенс. Он вооружён- за поясом пистолет и рогатка.
Функция: То, что я люблю! Кругленькие! Натуральненькие! Многозначненькие! Из числа 1000 сделаем заливное! 560 пойдёт на начинку для праздничного пирога! 14 годится разве что для гарнира, а это…
Дима: Нет,нет! Вы не посмеете!
Денис: Освободите их немедленно!
Функция: Ну что же, если вам удастся ответить на мои каверзные вопросы и выполнить предложенные задания, пленников я отпущу! (Синусу с презрением) Эти безмозглые троечники нам не страшны…
Дима: Денис, а мы справимся?
Денис: Мы ведь в сказке! Возьмём помощь друга, вернее, зала!
Дима: Ребята, вы нам поможете?
Функция: Синус! Мою «заумную» книгу! Итак, вопрос первый!
(вопросы и задания подбираются с учётом возможностей обучающихся, присутствующих среди зрителей, они помогают Диме и Денису найти правильный ответ)
Функция(недовольно): Ну что ж, освободите число 9! Теперь второе задание!
(Зал помогает выполнить его.)
Функция(гневно) : Пусть число 14 уходит! Уверена, 3-я задача окажется вам не под силу!
(При желании можно предлагать от лица Функции по 2 и даже 3 вопроса на каждом этапе)
Функция: 560, уходи! Пропал мой праздничный пирог! На мой хитроумный 4-й вопрос никто из вас не сможет ответить!
(Присутствующие в зале дают правильный ответ)
Функция (расстроено):Последнее число…Это для меня такой удар! Прощай, заливное… Я этого не переживу!
Денис: А я за это время успел понять и запомнить определение графика функции и уверен, смогу дать его без единой ошибки!
Функция: Без ошибки! В моей стране это просто недопустимо! Ах! Кажется, я сейчас упаду в обморок! В голодный обморок! Уведите меня!
(Синус и Тангенс подхватывают Функцию под руки и уводят со сцены. Мальчики обращаются к залу.)
Дима: Спасибо, ребята, вам за помощь! Уверены, мы с вами после сегодняшнего путешествия станем больше любить математику, а значит, делать меньше ошибок!
Денис: И тогда королева Функция навсегда потеряет аппетит и не сможет губить ни в чём неповинные числа!
КОНЕЦ
СКАЗКА ВТОРАЯ
ПОТЕРЯННАЯ УЛЫБКА
Действующие лица:
Царица Математика, нянька, придворные дамы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, доктор,чародейка Считайкина- Непересчитайкина, иллюзионист Фигуркин, Фокусник с монетой, истопник Интеграл, незнакомец с цветами, ученик из зала.
Арифметика: Добрый день, дорогие друзья! Мы уверены, многие из вас любят математику! Алгебра: А знаете ли вы ,ребята, как возникла эта наука? Какие народы внесли свой вклад в её развитие?
Геометрия: О зарождении математики в Египте, Вавилоне, Индии, Греции мы расскажем вам сегодня.
Тригонометрия: И ещё покажем математическую сказку «Потерянная улыбка».
(Устный журнал о зарождении математики в разных странах)
Голос из зала: А почему вы такие грустные?
Арифметика: Вы правы, ребята, мы давно перестали улыбаться!
Алгебра: В нашем царстве большие неприятности!
Геометрия: А началось всё с того, что один мальчик, Ефим Алексеев, делил число 10 на 2. Он очень старался, но у него в ответе получился ноль!
Тригонометрия: Царица Математика так расстроилась по этому поводу, что с её лица исчезла улыбка. И теперь мы все, её подданные, пребываем в глубокой печали!
Тригонометрия: Да что там говорить, смотрите сами!
На троне восседает царица Математика, возле неё- нянька, рядом-придворные дамы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия.
Няня: Ну что, сердечная, не полегчало?
Математика: Ах, няня, мне так грустно… Расскажите мне что-нибудь приятное!
Алгебра: Область определения линейной функции- все действительные числа…
Геометрия: А у параллелограмма противоположные стороны равны!
Тригонометрия: Синус угла 30 градусов - одна вторая…
Арифметика: шестью восемь- сорок восемь!
Няня: Стойте, стойте! Давайте лучше народную мудрость, с математикой связанную!
Читают по очереди пословицы и поговорки с числительными.
«Горе на двоих- полгоря.» « Одна голова –хорошо, а две-лучше.» « Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.» « Семеро с сошкой, один- с ложкой» и т.п.
Математика: Какие сошки, какие ложки! Всхлипывает, закрывает лицо руками.
Няня: Может, корреспонденцию разберёшь? Телеграммы-то все сплошь хвалебные! Читает вслух высказывания великих людей о математике.
Математика: Всеобщее признание меня нисколько не радует…
Няня: Нет, без медицинского вмешательства здесь не обойтись! Да вот и доктор!
Постучав в дверь, входит доктор
Доктор (ослушивает, осматривает): Всё ясно, синусоидальный хандроз, переросший в меланхолическую прогрессию!
Няня: Лечить-то чем, милый? Может, горчичники на пятки или внутрь чего-нибудь горячительного?
Доктор: О нет! Всего лишь две в энной степени улыбки в день и болезнь как рукой снимет!
Откланивается, уходит.
Няня(спохватившись): А эн-то чему равно?
Голос доктора: Двум, а ещё лучше- трём!
Няня: А мы как раз заморских гостей ждём, может, они Ваше величество развеселят?
Чародейка: Я покажу вам математический фокус- молниеносное сложение многозначных чисел. Прошу кого-нибудь из зала записать на доске два любых 556-значных числа. Теперь я записываю ещё одно. Трёх чисел мало. Кто запишет четвёртое? И снова я. Секунду мне на размышление и результат готов! Пусть кто-нибудь проверит его правильность!
Для того, чтобы фокус получился, исполнитель должен записать в третьем и пятом ряду такие цифры, чтобы в сумме с цифрами предыдущего ряда они составляли число 9.Остаётся подвести сумму. Сначала пишется цифра 2, затем переписываются цифры первого ряда, только из последней цифры надо вычесть двойку.
Вы довольны?
Математика: Ах, от этих чисел у меня рябит в глазах! Ох, цифры смешались в голове и распирают её изнутри!
Няня: Ну что же это за напасть на нас такая! Я ж тебя во втором веке до нашей эры, когда ты только зарождаться начала, в колыбели качала, нос тебе вытирала, косы заплетала…
Стук в дверь.
Тригонометрия: Опять стучат! Я приглашу гостя. О! Это известный иллюзионист Фигуркин!
Фигуркин: Позвольте продемонстрировать вам ловкость рук и чудеса математики!У меня в руках две геометрические фигуры: это- цилиндрическая поверхность, а эта поверхность называется «лист Мёбиуса» Я возьму ножницы и разрежу первую поверхность вот так! Что произойдёт? Да, она распадётся на две части. То же самое я проделаю со второй поверхностью.Что должно произойти? Распадётся? А теперь смотрите! (Показывает, что получилось) Вам понравилось, Ваше Величество?
Математика: Бросьте этот лист Мёбиуса в корзину для мусора! Он похож на белого плоского червяка, а я их с детства недолюбливаю! Ну, кто там следующий?
Фигуркин, расстроившись, уходит, Алгебра выглядывает за дверь.
Алгебра: Снова фокусник! Приглашать?
Няня: В борьбе с недугом все средства хороши! Зови!
Фокусник: Моё почтение всем присутствующим! Я покажу вам «рублёвый» фокус. Нет, нет, платить мне за него ничего не надо! У меня в руке рубль. Диаметр монеты, как видите, больше диаметра этого отверстия в листе бумаги. За последнее время рубль несколько уменьшился,и я смогу продеть его в эту дырочку, не порвав бумагу! (Проделывает фокус, перегнув лист по диаметру отверстия.) Дома попробуйте повторить этот фокус! Ну как?
Математика: Надоели мне эти фокусы, кажется, я сейчас заплачу-у-у…
Няня: Ну что ты, что ты! Прямо царица Несмеяна… Горе с тобой! Подождём, авось ещё кто-нибудь заявится…
Истопник: Ваше Величество, помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле…
Математика: Ты что, истопник, стихами заговорил? Съел чего-нибудь за завтраком? Яснее можешь?
Истопник: Зима на носу, Ваше Величество, а у нас дров- три бревна на дворе в бурьяне валяются. Замёрзнем ведь! Может, распорядитесь насчёт подвоза?
Математика: Ах, ты меня расстроил! Я не в состоянии в таком состоянии отдавать какие-либо распоряжения!
Няня: Эх ты! Не так-то надо было сообщить, а с шуткою- прибауткою. Ишь, вырос, а ума не вынес! Иди-ка, мальчик, сюда! (Подзывает сидящего в зале ученика.) Выручай! Скажи громко тётеньке три раза: «На дворе- трава, на траве- дрова! Раз- дрова, два дрова, три дрова!» (Когда проговаривается скороговорка, Математика улыбается.)
Математика: Ну что ж, Интеграл, отправляйтесь в лес за хворостом. (Няньке) Я чувствую себя значительно лучше!
Арифметика: Ну вот, все гости закончились, а наша царица Математика улыбнулась всего один раз…
Стук в дверь. Алгебра бежит открывать.
Алгебра: А вот и не все! Этот незнакомец говорит, что у него в корзине волшебные цветы!
Незнакомец: Да, это так! Мои цветы непростые. На лепестках каждого- шуточная загадка или задача. Я буду читать их вслух, а вы постарайтесь ответить на вопрос!
Задачи подбираются из расчёта возраста присутствующих в зале ребят. Заслушиваются ответы. Математика за это время успевает улыбнуться ещё 2 раза.
Няня: Спасибо тебе, добрый цветочник! Смотри, как повеселела наша царица!
Тригонометрия: Но улыбок было всего 3, до полного выздоровления не хватает ещё одной. Что же делать?
Голос из зала: Математика, можно я прочитаю стихотворение Бориса Заходера, оно весёлое и немного математическое!
Пошёл Серёжа в первый класс. С Серёжей не шути! Считать умеет он у нас почти до десяти! Не грех такому мудрецу задрать курносый нос! Вот как-то за столом отцу и задал он вопрос: -Два пирожка тут, папа, да? А хочешь на пари- Я доказать могу всегда, что их не два, а три! Считаем вместе: вот один, а вот и два, смотри! Один да два,- закончил сын,- как раз и будет три! – Вот молодец!- сказал отец,- И в самом деле три! И потому я два возьму, а третий ты бери!
Математика: Спасибо, друзья! И как могла я жить без улыбки всё это время?
Няня: Ну вот, все наши печали позади. Веселье, шутки снова с нами!
Алгебра: И никому не придёт в голову назвать математику сухой, чёрствой наукой!
Математика: Надеюсь, вы, ребята, будете открывать учебник математики с хорошим настроением и улыбаться, когда решите трудную задачу!