Тема урока: Знакомство с уравнением. Решение уравнений методом подбора.
Тип урока: урок открытия детьми новых знаний.
Цель: введение понятия “уравнение”, решение уравнения методом подбора.
Задачи:
- познакомить с понятием “уравнение”;
- способствовать развитию математической речи, логического мышления, коммуникативных способностей;
- воспитывать внимание, стремление узнавать “новое”.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Урок ознакомления с новым материалом
Ход урока.
Формирование УУД
1.Мотивация учебной деятельности.
-Сегодня мы с вами побываем в сказочной стране математики.
(слайд 1.)
Великая страна математики готова раскрыть ещё одну свою тайну. Тайну, которая поможет вам ещё глубже узнать законы этой страны, сделать свои открытия. Внимательность и любознательность поможет сделать вас настоящими знатоками. Ну что, за дело?
(слайд 2.)
-У нас всегда должна быть цель, к чему мы стремимся.
- Прочитайте ,как бы вы продолжили это предложение?
Если не лениться… (можно многого добиться)
(слайд 3,4)
Устный счет (слайд5)
Заколдовал злая ведьма сказочную страну. Не может Иван-царевич найти свою невесту. Задала ведьма задания ему.
а) Расположи числа в порядке возрастания. (слайд 6)
б) Дополни до круглого числа. (слайд 7)
Личностные УУД
• личностное, жизненное самоопределение;
• действие смыслообразования;
, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний и фиксирование затруднений.
- Посмотрите на записи, что можете о них сказать? (Слайд 8)
3 + 4 > 5 4 – 3 < 3 + 1
4+2=6 х+4=12
10-4<5
-Здесь есть равенства и неравенства.
- В последнем неравенстве сравнивают два выражения.
- Есть выражения, суммы, разности.
- Есть записи верные и неверные.
- В одном равенстве вместо числа буква.
Какое задание вы могли бы предложить?
- Распределить в две группы: равенства и неравенства.
Познавательные УУД
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
• анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные УУД
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
Регулятивные УУД
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
1.Открытие новых знаний.
Про какую запись мы не можем сказать верная она или неверная?
Х+4=12
Что в этой записи вам знакомо?
- Это равенство, слева сумма, справа число.
Чем эта запись для вас необычна?
- Вместо числа на месте первого слагаемого стоит буква.
Ваша наблюдательность и умение работать с числами и числовыми выражениями приблизила нас к новому открытию.
Знаете, как называется эта запись?
Значит, нам предстоит узнать:
- Как называются равенства с буквами
- Как их решать. Посмотрите на следующие записи. (Слайд9)
x + 2 – 4 = 1
у+2=6
Что у них общего с нашим равенством?
- Это равенства, вместо чисел есть буква.
Название таких записей образуется от слова «равно».
Уравнение. (слайд 10)
Как понимаете смысл слова «уравнение»?
- Нужно что-то уравнять, сделать равным.
Что нужно уравнять?
Левую и правую часть.
Как вы думаете, что прячется за буквой?
- Неизвестное число.
Объясните, что такое уравнение.
- Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число. (слайд11)
Давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали.
(слайд 12)
Физминутка (слайд13)
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• постановка и формулирование проблемы
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Познавательные УУД
•анализ
•подведение под понятие на основе выделения существенных признаков
Регулятивные УУД
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
- А теперь открыли тетради .Записываем число
( слайд14)
Кто из вас теперь может распознать уравнение и найти его среди других записей?
Найдите уравнение среди записей. (Слайд15)
4+у=5 х-3=7
Х-2>8 3+6=9
Докажите, что вы правы.
Можно ли утверждать, что мы справились первой задачей урока?
- Да, мы узнали, что такое уравнение.
Как же нам можно уравнять левую и правую части уравнения?
- Вместо буквы подставить подходящее число.
Это и пробуют сделать ребята из №1 стр.80.
Кто из них прав? ( Слайд16)
- Прав Вова, потому что если вместо х- поставить число 5, получится верное равенство.
Проверим.
9 + х = 14
х = 5
9 + 5 = 14
Что значит «решить уравнение»?
- Найти такое число, при котором получается верное равенство.
Каким способом решили уравнение?
- Подбором.
Что нужно хорошо знать, чтобы быстро и правильно решать уравнения способом подбора?
- Нужно хорошо знать таблицу сложения и состав чисел.
Посмотрите результаты проверки таблицы сложения. Сделайте вывод, оцените себя.
(Дети просматривают свои работы, наличие в них ошибок, делают выводы.)
Познавательные УУД
• доказательство;
• синтез — составление целого из частей
Регулятивные УУД
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные УУД
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
1.Применение новых знаний и способов деятельности.
Составь верные равенства ,используя следующие выражения:
18+2; 34+14; 56-50; 70-50; 13-7.
Задача 6.
Прочитай условие задачи. О ком говорится в задаче?
( О Тане, маме и папе.)
- Что говорится о каждом?
(Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что ему столько лет, сколько Тане и маме вместе.)
- Запишите кратко условие задачи.
Тане – 5 лет
Маме - ?, на 19 лет больше чем
Сколько лет папе?
(Один ученик работает у доски)
Самостоятельная работа пример 5 стр.80
Коммуникативные УУД
• планирование учебного сотрудничества;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД
•классификация.
Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний.
- Посмотрите, пока мы были в сказочной стране, и у нас выросло одно деревце. Да какое –то странное.
-В чем? Не замечаете ?
(На снегу лежат, примеры на сложения и вычитания. На дереве остались, лишь уравнения.
Коммуникативные УУД
• планирование учебного сотрудничества;
• управление поведением партнёра.
Познавательные УУД
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Подведение итогов урока. Рефлексия.
А в сказке какое открытие мы сегодня совершили?
- Узнали, что такое уравнения,
- Научились их решать способом подбора,
- Привели примеры из жизни.
- Вот встретились Иван-царевич и Василиса .В этой стране царствует доброта. (слайд 17)
На партах у вас лежат смайлики, у них разные настроения.
А у вас какое настроение?
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;