kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задачи на подсчет перестановок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия "Задачи на подсчет перестановок"

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: практикум по решению задач

Цели урока:

образовательная

  • обучать решению задач по комбинаторике

развивающая

  • развивать логическое мышление
  • расширять математический кругозор
  • развивать навыки научно-исследовательской деятельности

воспитательная

  • воспитывать культуру письма, речи
  • развивать умения работать в группе
  • формировать чувство ответственности за принятое решение

Задачи урока:

  • отработать умения решать простейшие комбинаторные задачи
  • проверить понимание материала, изученного на уроках

ТСО

Используется мультимедийная презентация, в которой сохранена структура занятия, изложенная в данной разработке. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задачи на подсчет перестановок. »

Тема: Задачи на подсчет числа перестановок.  г. Елец  ГА ПОУ «Елецкий медицинский колледж»  Преподаватель математики Абреимова Анна Александровна  2014 г.

Тема: Задачи на подсчет числа перестановок.

г. Елец

ГА ПОУ «Елецкий медицинский колледж»

Преподаватель математики Абреимова Анна Александровна

2014 г.

Тип занятия:  изучение нового материала Форма занятия:  практикум по решению задач Цели урока: образовательная обучать решению задач по комбинаторике развивающая развивать логическое мышление расширять математический кругозор развивать навыки научно-исследовательской деятельности воспитательная воспитывать культуру письма, речи развивать умения работать в группе формировать чувство ответственности за принятое решение Задачи урока:

Тип занятия:  изучение нового материала

Форма занятия:  практикум по решению задач

Цели урока:

образовательная

  • обучать решению задач по комбинаторике

развивающая

  • развивать логическое мышление
  • расширять математический кругозор
  • развивать навыки научно-исследовательской деятельности

воспитательная

  • воспитывать культуру письма, речи
  • развивать умения работать в группе
  • формировать чувство ответственности за принятое решение

Задачи урока:

  • отработать умения решать простейшие комбинаторные задачи
  • проверить понимание материала, изученного на уроках
План занятия:

План занятия:

  • Факториал.
  • Перестановки (определение).
  • Формула числа перестановок из n элементов.
  • Решение задач.
Факториал числа - это произведение натуральных чисел от 1 до самого числа (включая данное число).  Обозначается факториал восклицательным знаком «!». Пример: 3! = 1 · 2 · 3 = 6 6! = 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 = 720

Факториал числа - это произведение натуральных чисел от 1 до самого числа (включая данное число). Обозначается факториал восклицательным знаком «!».

Пример:

3! = 1 · 2 · 3 = 6

6! = 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 = 720

1. Факториал определён только для натуральных чисел и нуля. 2. Факториал нуля и единицы это 1.  0! = 1  1! = 1

1. Факториал определён только для натуральных чисел и нуля.

2. Факториал нуля и единицы это 1.

0! = 1

1! = 1

Пример: Задание: Вычислить  Решение: Вынесем в числителе 6!  за скобки:

Пример:

Задание: Вычислить

Решение: Вынесем в числителе 6!  за скобки:

Вычислить:

Вычислить:

Пример: Пусть имеются три книги.  Обозначим их буквами a , b и с.  Эти книги можно расставить на полке по-разному.          a  b   с

Пример:

Пусть имеются три книги. Обозначим их буквами a , b и с. Эти книги можно расставить на полке по-разному. a b с

Если первой поставить книгу a , то возможны такие расположения книг: a bc , a cb .        a  b  c  a  c  b

Если первой поставить книгу a , то возможны такие расположения книг: a bc , a cb . a b c a c b

Если первой поставить книгу b , то возможными являются такие расположения:  b ac , b ca .          b  a  c  b  c  a

Если первой поставить книгу b , то возможными являются такие расположения: b ac , b ca . b a c b c a

И наконец, если первой поставить книгу с, то получим такие расположения:   c ab , c ba .        c  a  b  c  b  a   Каждое из этих расположений называют перестановкой из трёх элементов.

И наконец, если первой поставить книгу с, то получим такие расположения: c ab , c ba . c a b c b a Каждое из этих расположений называют перестановкой из трёх элементов.

Перестановкой из n элементов называется каждое расположение этих элементов в определённом порядке.    Число перестановок из n элементов обозначают символом Р n (читается «Р из n »).

Перестановкой из n элементов называется каждое расположение этих элементов в определённом порядке. Число перестановок из n элементов обозначают символом Р n (читается «Р из n »).

Число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле:

Число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле:

Пример.  Сколькими способами могут быть расставлены 8 участников финального забега на восьми беговых дорожках?

Пример.

Сколькими способами могут быть расставлены 8 участников финального забега на восьми беговых дорожках?

Решение. Число способов равно числу перестановок из 8 элементов. По формуле числа перестановок находим, что   P 8 =8!=1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7 ·8 = 40 320. Значит, существует 40 320 способов расстановки участников забега на восьми беговых дорожках.

Решение.

Число способов равно числу перестановок из 8 элементов.

По формуле числа перестановок находим, что P 8 =8!=1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7 ·8 = 40 320.

Значит, существует 40 320 способов расстановки участников забега на восьми беговых дорожках.

Практическое задание 1: Составить все возможные перестановки из элементов: 1.) 1; 2.) 5, 6; 3.) a, b , c .

Практическое задание 1:

Составить все возможные перестановки из элементов:

1.) 1;

2.) 5, 6;

3.) a, b , c .

Практическое задание 2: Сколькими способами можно расставит на подоконнике 5 горшков с цветами?

Практическое задание 2:

Сколькими способами можно расставит на подоконнике 5 горшков с цветами?

Дайте определение ФАКТОРИАЛА. Каким ЗНАКОМ обозначается факториал. Дайте определение ПЕРЕСТАНОВКИ. Назовите ФОРМУЛУ ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЕРЕСТАНОВОК.
  • Дайте определение ФАКТОРИАЛА.
  • Каким ЗНАКОМ обозначается факториал.
  • Дайте определение ПЕРЕСТАНОВКИ.
  • Назовите ФОРМУЛУ ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЕРЕСТАНОВОК.
1. Теория. Учебник: Математика : учеб. для ссузов / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. – 5 – е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 395, [5] с. : ил. Глава 16. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. § 93. Пункт 2, стр. 371 - 372. 2. Практика. Сборник задач по математике:  учеб. Пособие для ссузов/ Н.В. Богомолов. – 8 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, - 204, [4] с.: ил. Глава 6. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. § 41. № 311, 316, стр. 65

1. Теория.

Учебник:

Математика : учеб. для ссузов / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. – 5 – е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 395, [5] с. : ил.

Глава 16. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

§ 93. Пункт 2,

стр. 371 - 372.

2. Практика.

Сборник задач по математике:

учеб. Пособие для ссузов/ Н.В. Богомолов. – 8 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, - 204, [4] с.: ил.

Глава 6. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

§ 41. № 311, 316,

стр. 65

Сколько различных четырёхзначных чисел,  в которых цифры не повторяются, можно составить из цифр 0, 2, 4, 6?

Сколько различных четырёхзначных чисел,

в которых цифры не повторяются, можно составить из цифр 0, 2, 4, 6?

Из цифр 0, 2, 4, 6 можно получить Р 4 перестановок. Из этого числа надо исключить те перестановки, которые начинаются с 0, так как натуральное число не может начинаться с цифры 0. Число таких перестановок равно Р 3. Значит, искомое число четырёхзначных чисел (без повторения цифр), которые можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, равно  Р 4 - Р 3 = 4! – 3! = 24 – 6 = 18.

Из цифр 0, 2, 4, 6 можно получить Р 4 перестановок. Из этого числа надо исключить те перестановки, которые начинаются с 0, так как натуральное число не может начинаться с цифры 0. Число таких перестановок равно Р 3. Значит, искомое число четырёхзначных чисел (без повторения цифр), которые можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, равно

Р 4 - Р 3 = 4! – 3! = 24 – 6 = 18.

Имеется девять различных книг, четыре из которых – учебники.  Сколькими способами можно расставить эти книги на полке так, чтобы все учебники стояли рядом?

Имеется девять различных книг, четыре из которых – учебники.

Сколькими способами можно расставить эти книги на полке так, чтобы все учебники стояли рядом?

Сначала будем рассматривать учебники как одну книгу. Тогда на полке надо расставить не девять, а шесть книг. Это можно сделать Р 6 способами. В каждой из полученных комбинаций можно выполнить Р 4 перестановок учебников. Значит, искомое число способов расположения книг на полке равно произведению Р 6 · Р 4. Получаем:  Р 6 · Р 4 = 6! · 4! = = 17 280.

Сначала будем рассматривать учебники как одну книгу. Тогда на полке надо расставить не девять, а шесть книг. Это можно сделать Р 6 способами. В каждой из полученных комбинаций можно выполнить Р 4 перестановок учебников. Значит, искомое число способов расположения книг на полке равно произведению Р 6 · Р 4. Получаем:

Р 6 · Р 4 = 6! · 4! = = 17 280.

Задачи на закрепление пройденного материала.

Задачи на закрепление пройденного материала.

  • Сколькими способами могут встать в очередь в билетную кассу: 1) 3 человека; 2) 5 человек?
  • Сколько существует вариантов рассаживания вокруг стола: 1) 6 гостей на 6 стульях; 2) 7 гостей на 7 стульях?
  • Сколькими способами можно с помощью букв K, L, M и N обозначить вершины четырехугольника?
  • Сколько различных пятизначных чисел, все цифры которых различны, можно записать с помощью цифр 4, 5, 6, 7 и 8?
  • Сколькими способами можно расставить на полке 8 книг, среди которых 2 книги одного автора, которые при любых перестановках должны стоять рядом?
  • В расписании на понедельник шесть уроков: алгебра, геометрия, биология, история, физкультура, химия. Сколькими способами можно составить расписание уроков на этот день так, чтобы два урока математики стояли рядом?
Вычислить:

Вычислить:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задачи на подсчет перестановок.

Автор: Абреимова Анна Александровна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний."
    ["seo_title"] => string(80) "osnovnyie_poniatiia_kombinatoriki_zadachi_na_podschiet_chisla_razmieshchienii_pi"
    ["file_id"] => string(6) "414807"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494584650"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства