kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность по математике "В царстве смекалки". Занятия 1-8.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлено приложение в форме презентации к рабочей программе по внеурочной деятельности  по математике в 5 классе. Рабочая программа разработана из расчета 34 часов. В данном материале представлены задачи для первых восьми занятий.  Каждый набор задач содержит "легкую задачу", чтобы с первых занятий создать ситуацию успеха для всех. Мои пятиклассники с увлечением решали эти задачи, по времени укладывались практически на всех занятиях. Иногда одна из задач оставалась на дом. Интерес к этим задачам возрос, когда они увидели похожие задачи в своем учебнике (Никольского) и в различных конкурсах на эрудицию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по математике "В царстве смекалки". Занятия 1-8. »

Внеурочная деятельность по математике  «В царстве смекалки».  Занятия 1-8.  (5-6 кл.)      учитель математики  МБОУ СОШ №86 г. Ульяновск   Бурина Ирина Анатольевна

Внеурочная деятельность по математике «В царстве смекалки». Занятия 1-8. (5-6 кл.) учитель математики МБОУ СОШ №86 г. Ульяновск Бурина Ирина Анатольевна

Занятие №1 . 1. Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка  доберётся от подножья до вершины столба?  2. Кот в Сапогах поймал четырех щук и ещё половину улова. Сколько щук поймал Кот в Сапогах?  3. Дедка вдвое сильнее Бабки, Бабка втрое сильнее Внучки, Внучка  вчетверо сильнее Жучки, Жучка впятеро сильнее Кошки, Кошка вшестеро сильнее Мышки. Дедка, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка вместе  с Мышкой могут вытащить Репку, а без Мышки — не могут.  Сколько надо позвать Мышек, чтобы они смогли сами вытащить  Репку?

Занятие №1 .

1. Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба?

2. Кот в Сапогах поймал четырех щук и ещё половину улова. Сколько щук поймал Кот в Сапогах?

3. Дедка вдвое сильнее Бабки, Бабка втрое сильнее Внучки, Внучка вчетверо сильнее Жучки, Жучка впятеро сильнее Кошки, Кошка вшестеро сильнее Мышки. Дедка, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка вместе с Мышкой могут вытащить Репку, а без Мышки — не могут. Сколько надо позвать Мышек, чтобы они смогли сами вытащить Репку?

4.Чук и Гек вместе с мамой наряжали елку. Чтобы они не подрались, мама выделила каждому из братьев по одинаковому числу веточек и по одинаковому числу игрушек. Чук попробовал на каждую ветку повесить по одной игрушке, но ему не хватило для этого одной ветки. Гек попробовал на каждую ветку повесить по две игрушки, но одна ветка у него оказалась пустой. Как вы думаете, сколько веток и сколько игрушек выделила мама сыновьям?  5. Найдите два следующих числа:  а) 2, 3, 4, 5, 6, 7 . . . г) 6, 9, 12, 15, 18 . . .  б) 10, 9, 8, 7, 6, 5 . .. д) 8, 8, 6, 6, 4, 4 . . .  в) 5, 10, 15, 20, 25 . ..

4.Чук и Гек вместе с мамой наряжали елку.

Чтобы они не подрались, мама выделила каждому

из братьев по одинаковому числу веточек и по одинаковому числу игрушек. Чук попробовал на каждую

ветку повесить по одной игрушке, но ему не хватило для этого одной ветки. Гек попробовал на каждую ветку повесить по две игрушки, но одна ветка у него оказалась пустой. Как вы думаете, сколько веток и сколько игрушек выделила мама сыновьям?

5. Найдите два следующих числа:

а) 2, 3, 4, 5, 6, 7 . . . г) 6, 9, 12, 15, 18 . . .

б) 10, 9, 8, 7, 6, 5 . .. д) 8, 8, 6, 6, 4, 4 . . .

в) 5, 10, 15, 20, 25 . ..

Подсказки к занятию №1: 1. Где будет находиться улитка к концу третьей ночи? А к началу третьей ночи?  2. Какую часть улова составляют 4 щуки?  3. Скольких Мышек заменяет Кошка? А Внучка?  4. Попробуйте поступить как Чук — повесить на каждую ветку по одной игрушке.  5. Единственный совет — будьте внимательны.

Подсказки к занятию №1:

1. Где будет находиться улитка к концу третьей ночи? А к началу

третьей ночи?

2. Какую часть улова составляют 4 щуки?

3. Скольких Мышек заменяет Кошка? А Внучка?

4. Попробуйте поступить как Чук — повесить на каждую ветку по одной игрушке.

5. Единственный совет — будьте внимательны.

Ответы к занятию №1: 1. Через 5 с половиной суток. 2. 8 щук. 3. 1237 Мышек. 4. 3 ветки, 4 игрушки. 5. а) 8, 9; б) 4, 3;  в) 25, 30; г) 21, 24;  д) 2, 2.

Ответы к занятию №1:

1. Через 5 с половиной суток.

2. 8 щук.

3. 1237 Мышек.

4. 3 ветки, 4 игрушки.

5. а) 8, 9; б) 4, 3;

в) 25, 30; г) 21, 24;

д) 2, 2.

Занятие №2. 1 . Кирпич весит 2 кг и ещё треть собственного веса. Сколько весит  кирпич? 2 . Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? 3. Бублик режут на сектора. Сделали 10 разрезов. Сколько получилось кусков? 4. Чем объяснить, что в задачах 2 и 3 ответы разные? 5.На большом круглом торте сделали 10 разрезов так, что каждый разрез идёт от края до края и проходит через центр торта. Сколько получилось кусков? 6. Найдите два следующих числа:  а) 3, 7, 11, 15, 19, 23 . . . г) 25, 25, 21, 21, 17, 17 . . .  б )9, 1, 7, 1, 5, 1 . . . д) 1, 2, 4, 8, 16, 32 . . .  в) 4, 5, 8, 9, 12, 13 . ..

Занятие №2.

1 . Кирпич весит 2 кг и ещё треть собственного веса. Сколько весит кирпич?

2 . Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков?

3. Бублик режут на сектора. Сделали 10 разрезов. Сколько получилось кусков?

4. Чем объяснить, что в задачах 2 и 3 ответы разные?

5.На большом круглом торте сделали 10 разрезов так, что каждый разрез идёт от края до края и проходит через центр торта. Сколько получилось кусков?

6. Найдите два следующих числа:

а) 3, 7, 11, 15, 19, 23 . . . г) 25, 25, 21, 21, 17, 17 . . .

б )9, 1, 7, 1, 5, 1 . . . д) 1, 2, 4, 8, 16, 32 . . .

в) 4, 5, 8, 9, 12, 13 . ..

7.— У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон.  ...А потом позвонил Крокодил...  ...А потом позвонили Зайчатки...  ...А потом позвонили Мартышки...  ...А потом позвонил Медведь...  ...А потом позвонили Цапли...  Итак, у Слона, Крокодила, Зайчиков, Мартышек, Медведя, Цапель и у меня установлены телефоны. Каждые два телефонных аппарата соединены проводом. Как сосчитать, сколько для этого понадобилось проводов?

7.— У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

...А потом позвонил Крокодил...

...А потом позвонили Зайчатки...

...А потом позвонили Мартышки...

...А потом позвонил Медведь...

...А потом позвонили Цапли...

Итак, у Слона, Крокодила, Зайчиков, Мартышек,

Медведя, Цапель и у меня установлены телефоны.

Каждые два телефонных аппарата соединены

проводом. Как сосчитать, сколько для этого

понадобилось проводов?

Подсказки к занятию №2: 1. Вспомните задачу про щук и улов. 2. На сколько частей бревно делится первым распилом? Как изменяется число кусков после каждого следующего распила? 3-4. Обратите внимание: чтобы из бублика «сделать» бревно, понадобится один разрез. 5. Заметьте: десять разрезов — это 20 радиусов. 6. Единственный совет — будьте внимательны. 7. Заметьте, каждый провод соединяет два аппарата.

Подсказки к занятию №2:

1. Вспомните задачу про щук и улов.

2. На сколько частей бревно делится первым распилом? Как изменяется число кусков после каждого следующего распила?

3-4. Обратите внимание: чтобы из бублика «сделать» бревно, понадобится один разрез.

5. Заметьте: десять разрезов — это 20 радиусов.

6. Единственный совет — будьте внимательны.

7. Заметьте, каждый провод соединяет два аппарата.

Ответы к занятию №2 1. 3 кг. 2. 11 чурбачков. 3. 10 кусков. 5. 20 кусков. 6. а)27, 31; б) 3, 1; в) 16, 17;  г) 13, 13; д) 64, 128. 7. 21 провод.

Ответы к занятию №2

1. 3 кг.

2. 11 чурбачков.

3. 10 кусков.

5. 20 кусков.

6. а)27, 31; б) 3, 1; в) 16, 17;

г) 13, 13; д) 64, 128.

7. 21 провод.

Занятие №3 1.Зайцы распилили несколько брёвен. Они сделали 10 распилов и получили 16 чурбачков. Сколько брёвен они распилили? 2.Зайцы снова пилят бревно, но теперь уже оба конца бревна закреплены. Десять средних чурбачков упали, а два крайних так и остались закреплёнными. Сколько распилов сделали зайцы? 3.Можно ли испечь такой торт, который может быть разделён одним прямолинейным разрезом на 4 части? 4. Яблоко тяжелее банана, а банан тяжелее киви. Что тяжелее —киви или яблоко? 5. Мандарин легче груши, а апельсин тяжелее мандарина. Что тяжелее — груша или апельсин?

Занятие №3

1.Зайцы распилили несколько брёвен. Они сделали 10 распилов и получили 16 чурбачков. Сколько брёвен они распилили?

2.Зайцы снова пилят бревно, но теперь уже оба конца бревна закреплены. Десять средних чурбачков упали, а два крайних так и остались закреплёнными. Сколько распилов сделали зайцы?

3.Можно ли испечь такой торт, который может быть разделён одним прямолинейным разрезом на 4 части?

4. Яблоко тяжелее банана, а банан тяжелее киви. Что тяжелее —киви или яблоко?

5. Мандарин легче груши, а апельсин тяжелее мандарина. Что тяжелее — груша или апельсин?

6. В Волшебной Стране свои волшебные законы природы, один из которых гласит: «Ковёр-самолёт будет летать только тогда, когда он имеет прямоугольную форму».  У Ивана-царевича был ковёр-самолёт размером 9 х12. Как-то раз Змей Горыныч подкрался и отрезал от этого ковра маленький коврик размером 1 х 8. Иван-царевич очень расстроился и хотел было отрезать ещё кусочек 1 х 4, чтобы получился прямоугольник 8 х 12, но Василиса Премудрая предложила поступить по-другому.  Она разрезала ковёр на три части, из которых волшебными нитками сшила квадратный ковёр-самолёт размером 10 х  10.  Сможете ли вы догадаться, как Василиса Премудрая переделала испорченный ковёр?

6. В Волшебной Стране свои волшебные законы природы, один из которых гласит: «Ковёр-самолёт будет летать только тогда, когда он имеет прямоугольную форму».

У Ивана-царевича был ковёр-самолёт размером 9 х12. Как-то раз Змей Горыныч подкрался и отрезал от этого ковра маленький коврик размером 1 х 8. Иван-царевич очень расстроился и хотел было отрезать ещё кусочек 1 х 4, чтобы получился прямоугольник 8 х 12, но Василиса Премудрая предложила поступить по-другому.

Она разрезала ковёр на три части, из которых волшебными нитками сшила квадратный ковёр-самолёт размером 10 х 10.

Сможете ли вы догадаться, как Василиса Премудрая переделала испорченный ковёр?

Подсказки к занятию №3 Вспомните вторую задачу занятия №2.  Сколько чурбачков получили зайцы?  Заметьте, торт не обязательно должен быть выпуклой фигурой.  Внимательно прочтите условие.  Подумайте, достаточно ли данных в задаче.  6. Подумайте, как стал выглядеть ковёр-самолёт после того, как Змей Горыныч отрезал от него кусок.

Подсказки к занятию №3

  • Вспомните вторую задачу занятия №2.
  • Сколько чурбачков получили зайцы?
  • Заметьте, торт не обязательно должен быть выпуклой фигурой.
  • Внимательно прочтите условие.
  • Подумайте, достаточно ли данных в задаче.

6. Подумайте, как стал выглядеть ковёр-самолёт после того, как Змей Горыныч отрезал от него кусок.

Ответы к занятию №3.

Ответы к занятию №3.

  • 6 брёвен.
  • 11 распилов.
  • Яблоко тяжелее.
  • В задаче недостаточно данных.
  • См. рисунок
Занятие №4. 1 . У двух человек было два квадратных торта. Каждый сделал на своём торте по 2 прямолинейных разреза от края до края. При этом у одного получилось три куска, а у другого — четыре. Как это могло быть?  2 . Как разделить блинчик тремя прямолинейными разрезами на 4,5, 6, 7 частей?  3. Очень хитрый киоскёр получил для продажи несколько пачек конвертов по 100 конвертов в каждой. 10 конвертов он отсчитывает за 10 с. За сколько секунд он может отсчитать 60 конвертов? А 90?

Занятие №4.

1 . У двух человек было два квадратных торта. Каждый сделал на своём торте по 2 прямолинейных разреза от края до края. При этом у одного получилось три куска, а у другого — четыре. Как это могло быть?

2 . Как разделить блинчик тремя прямолинейными разрезами на 4,5, 6, 7 частей?

3. Очень хитрый киоскёр получил для продажи несколько пачек конвертов по 100 конвертов в каждой. 10 конвертов он отсчитывает за 10 с. За сколько секунд он может отсчитать 60 конвертов? А 90?

4 . Имеется пять звеньев цепи по 3 кольца в каждом. Какое наименьшее число колец нужно расковать и сковать, чтобы соединить эти звенья в одну цепь? 5 . Это старинная задача , она была известна ещё в XVIII в .  Крестьянину надо перевезти через речку волка, козу и капусту. Лодка вмещает одного человека, а с ним либо волка, либо козу, либо  капусту. Если без присмотра оставить козу и волка, волк съест козу. Если без присмотра оставить капусту и козу, коза съест капусту.  Как крестьянину перевезти свой груз через речку?

4 . Имеется пять звеньев цепи по 3 кольца в каждом. Какое наименьшее число колец нужно расковать и сковать, чтобы соединить эти звенья в одну цепь?

5 . Это старинная задача , она была известна ещё в XVIII в .

Крестьянину надо перевезти через речку волка, козу и капусту. Лодка вмещает одного человека, а с ним либо волка, либо козу, либо

капусту. Если без присмотра оставить козу и волка, волк съест козу. Если без присмотра оставить капусту и козу, коза съест капусту.

Как крестьянину перевезти свой груз через речку?

Подсказки к занятию №4. 1 .Обратите внимание: разрезы могут пересекаться. 2 .Число частей зависит от того, пересекаются ли разрезы между собой внутри блинчика. 3 .Обратите внимание: 100 − 60  60. 4 .Для соединения двух звеньев требуется одно кольцо. 5. Подумайте, кого крестьянин может оставить без присмотра.

Подсказки к занятию №4.

1 .Обратите внимание: разрезы могут пересекаться.

2 .Число частей зависит от того, пересекаются ли разрезы между собой внутри блинчика.

3 .Обратите внимание: 100 60 60.

4 .Для соединения двух звеньев требуется одно кольцо.

5. Подумайте, кого крестьянин может оставить без присмотра.

Ответы к заданию №4. 1 .В первом случае разрезы были параллельны друг другу, во втором — перпендикулярны. 2 .См. рисунок 1. 3 .40 с; 10 с. 4 .3 кольца. Рис.1 5 .Крестьянин едет на другой берег с козой, возвращается. Едет с волком, возвращается с козой. Едет с капустой. Возвращается. Едет с козой.

Ответы к заданию №4.

1 .В первом случае разрезы были параллельны друг другу, во втором — перпендикулярны.

2 .См. рисунок 1.

3 .40 с; 10 с.

4 .3 кольца.

Рис.1

5 .Крестьянин едет на другой берег с козой, возвращается. Едет с волком, возвращается с козой. Едет с капустой. Возвращается. Едет с козой.

Занятие №5. 1.Как вы считаете, какой — чётной или нечётной — будет сумма: а) двух чётных чисел; б) двух нечётных чисел; в) чётного и нечётного чисел? г) нечётного и чётного чисел? 2.Как вы считаете, каким — чётным или нечётным будет произведение: а) двух чётных чисел; б) двух нечётных чисел; в) чётного и нечётного чисел; г) нечётного и чётного чисел? 3.Имеются двое песочных часов—на 7 минут и на 11 минут. Яйцо варится 15 минут. Как отмерить это время при помощи имеющихся часов?

Занятие №5.

1.Как вы считаете, какой — чётной или нечётной — будет сумма:

а) двух чётных чисел; б) двух нечётных чисел; в) чётного и нечётного чисел? г) нечётного и чётного чисел?

2.Как вы считаете, каким — чётным или нечётным будет произведение: а) двух чётных чисел; б) двух нечётных чисел; в) чётного и нечётного чисел; г) нечётного и чётного чисел?

3.Имеются двое песочных часов—на 7 минут и на 11 минут. Яйцо варится 15 минут. Как отмерить это время при помощи имеющихся часов?

4. Когда три подруги — Надя, Валя и Маша — вышли гулять, на них были белое, красное и синее платья. Туфли их были тех же трех цветов, но только у Нади цвета туфель и платья совпадали. При этом у Вали ни платье, ни туфли не были синими, а Маша была в красных туфлях. Определите цвет платьев и туфель каждой из подруг.

5. Петя и Миша играют в такую игру. Петя берёт в каждую руку по монетке: в одну—10 коп., а в другую—15. После этого содержимое левой руки он умножает на 4, 10, 12 или 26, а содержимое правой руки — на 7, 13, 21 или 35. Затем Петя складывает два получившихся произведения и называет Мише результат. Может ли Миша, зная этот результат, определить, в какой руке у Пети — правой или левой —монета достоинством в 10 коп.? Почему?

6. Мачеха, уезжая на бал, дала Золушке мешок, в котором были перемешаны мак и просо, и велела перебрать их. Когда Золушка уезжала на бал, она оставила три мешка: в одном было просо, в другом —мак, а в третьем — ещё не разобранная смесь. Чтобы не перепутать мешки, Золушка к каждому из них прикрепила по табличке: «Мак», «Просо» и «Смесь». Мачеха вернулась с бала первой и нарочно поменяла местами все таблички так, чтобы на каждом мешке оказалась неправильная надпись. Ученик Феи успел предупредить Золушку, что теперь ни одна надпись на мешках не соответствует действительности. Тогда Золушка достала только одно-единственное зёрнышко из одного мешка и, посмотрев на него, сразу догадалась, где что лежит. Как она это сделала?

Подсказки к занятию №5. 3.Заметьте, с помощью двух разных песочных часов можно отмерить не только время, равное их «сумме», но и время, равное их «разности». 4.У Вали белые туфли — почему? 5.Обратите внимание: содержимое левой руки Петя умножает на чётное число, а содержимое правой — на нечётное. Вспомните задачи 1 и 2. 6.Подумайте, можно ли взять зёрнышко из мешка, на котором написано «Мак».

Подсказки к занятию №5.

3.Заметьте, с помощью двух разных песочных часов можно отмерить не только время, равное их «сумме», но и время, равное их «разности».

4.У Вали белые туфли — почему?

5.Обратите внимание: содержимое левой руки Петя умножает на чётное число, а содержимое правой — на нечётное. Вспомните задачи 1 и 2.

6.Подумайте, можно ли взять зёрнышко из мешка, на котором написано «Мак».

Ответы к занятию №5 1.а) чётной; б) чётной; в) нечётной; г) нечётной. 2.а) чётным; б) нечётным; в) чётным; г) чётным. 4.У Нади туфли и платье синего цвета; у Вали туфли белые, платье красное; у Маши туфли красные, платье белое. 5.Да. Если Петя назвал нечётный результат, то в правой руке у него—15 коп., а если результат чётный, то в правой руке — 10 коп. 6.Надо взять зёрнышко из мешка, на котором написано «Смесь».

Ответы к занятию №5

1.а) чётной; б) чётной; в) нечётной; г) нечётной.

2.а) чётным; б) нечётным; в) чётным; г) чётным.

4.У Нади туфли и платье синего цвета; у Вали туфли белые, платье красное; у Маши туфли красные, платье белое.

5.Да. Если Петя назвал нечётный результат, то в правой руке у него—15 коп., а если результат чётный, то в правой руке — 10 коп.

6.Надо взять зёрнышко из мешка, на котором написано «Смесь».

Занятие №6. 1. Имеются чашечные весы без гирь и 3 одинаковые по внешнему виду монеты, одна из которых фальшивая: она легче настоящих (настоящие монеты одного веса). Сколько надо взвешиваний, чтобы определить фальшивую монету? Решите ту же задачу в случаях, когда имеется 4 монеты и 9 монет. На почтовом ящике написано: «Выемка писем производится пять раз в день с 7 до 19 ч». И действительно, первый раз почтальон забирает почту в 7 ч утра, а последний — в 7 ч вечера. Через какие интервалы времени вынимают письма из ящика? 3. Имеется пять звеньев цепи по 3 кольца в каждом. Какое наименьшее число колец нужно расковать и сковать, чтобы соединить эти звенья в одну цепь?

Занятие №6.

1. Имеются чашечные весы без гирь и 3 одинаковые по внешнему виду монеты, одна из которых фальшивая: она легче настоящих (настоящие монеты одного веса). Сколько надо взвешиваний, чтобы определить фальшивую монету? Решите ту же задачу в случаях, когда имеется 4 монеты и 9 монет.

  • На почтовом ящике написано: «Выемка писем производится пять раз в день с 7 до 19 ч». И действительно, первый раз почтальон забирает почту в 7 ч утра, а последний — в 7 ч вечера. Через какие интервалы времени вынимают письма из ящика?

3. Имеется пять звеньев цепи по 3 кольца в каждом. Какое наименьшее число колец нужно расковать и сковать, чтобы соединить эти звенья в одну цепь?

4. Белоснежка вырезала из батиста большой квадрат и положила его в сундук. Пришёл Первый Гном, достал квадрат, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. Потом пришёл Второй Гном, достал один из квадратов, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. Потом пришёл Третий Гном. И он достал один из квадратов, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. То же самое проделали все остальные гномы. Сколько квадратов лежало в сундуке после того, как ушёл Седьмой Гном? 5. Винни-Пух решил позавтракать. Он налил себе стакан чая и добавил сливок из большого кувшина. Но как только он перемешал сливки и чай, то понял, что хочет пить чай без сливок. Недолго думая, он вылил из стакана в кувшин столько же чая со сливками, сколько сначала взял оттуда сливок. Конечно же, при переливании чай от сливок не отделился, и у Винни-Пуха образовались две смеси чая и сливок — в стакане и в кувшине. Тогда Винни-Пух задумался: чего же получилось больше — чая в кувшине со сливками или сливок в стакане чая? А как думаете вы?

4. Белоснежка вырезала из батиста большой квадрат и положила его в сундук. Пришёл Первый Гном, достал квадрат, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. Потом пришёл Второй Гном, достал один из квадратов, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. Потом пришёл Третий Гном. И он достал один из квадратов, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. То же самое проделали все остальные гномы. Сколько квадратов лежало в сундуке после того, как ушёл Седьмой Гном?

5. Винни-Пух решил позавтракать. Он налил себе стакан чая и добавил сливок из большого кувшина. Но как только он перемешал сливки и чай, то понял, что хочет пить чай без сливок. Недолго думая, он вылил из стакана в кувшин столько же чая со сливками, сколько сначала взял оттуда сливок. Конечно же, при переливании чай от сливок не отделился, и у Винни-Пуха образовались две смеси чая и сливок — в стакане и в кувшине. Тогда Винни-Пух задумался: чего же получилось больше — чая в кувшине со сливками или сливок в стакане чая? А как думаете вы?

Подсказки к занятию №6 1.При поиске фальшивой монеты среди трех монет попробуйте положить на каждую чашку весов по одной монете, среди 4 - по две, а среди 9 - по три монеты. 2. Сколько будет интервалов между выемками писем? 4. Сколько квадратов «добавляет» каждый гном? 5. Заметьте, общий объём жидкости в стакане не изменился

Подсказки к занятию №6

1.При поиске фальшивой монеты среди трех монет попробуйте положить на каждую чашку весов по одной монете, среди 4 - по две, а среди 9 - по три монеты.

2. Сколько будет интервалов между выемками писем?

4. Сколько квадратов «добавляет» каждый гном?

5. Заметьте, общий объём жидкости в стакане не изменился

Ответы к занятию №6. 1. 1; 2; 2. 2. Через 3 ч. 3. 2 4. 22 квадрата. 5. Одинаковое количество.

Ответы к занятию №6.

1. 1; 2; 2.

2. Через 3 ч.

3. 2

4. 22 квадрата.

5. Одинаковое количество.

Занятие №7.  1.Дано трехзначное число ABB, произведение цифр которого —двузначное число AC, произведение цифр этого числа равно C (здесь, как в математических ребусах, цифры в записи числа заменены буквами; одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, разным —разные). Определите исходное число.  2.Имеются чашечные весы без гирь и 3 одинаковые по внешнему виду монеты. Одна из монет фальшивая, причём неизвестно, легче она настоящих монет или тяжелее (настоящие монеты одного веса). Сколько надо взвешиваний, чтобы определить фальшивую монету? Решите ту же задачу в случаях, когда имеется 4 монеты и 9 монет.

Занятие №7.

1.Дано трехзначное число ABB, произведение цифр которого —двузначное число AC, произведение цифр этого числа равно C (здесь, как в математических ребусах, цифры в записи числа заменены буквами; одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, разным —разные). Определите исходное число.

2.Имеются чашечные весы без гирь и 3 одинаковые по внешнему виду монеты. Одна из монет фальшивая, причём неизвестно, легче она настоящих монет или тяжелее (настоящие монеты одного веса). Сколько надо взвешиваний, чтобы определить фальшивую монету? Решите ту же задачу в случаях, когда имеется 4 монеты и 9 монет.

3.Полный бидон с молоком весит 34 кг, а наполненный до половины — 17,5 кг. Сколько весит пустой бидон? 4.На столе лежат в ряд пять монет:  средняя — вверх орлом, а остальные —вверх решкой. Разрешается одновременно перевернуть три рядом лежащие монеты. Можно ли при помощи нескольких таких переворачиваний все пять монет положить вверх орлом?

3.Полный бидон с молоком весит 34 кг, а наполненный до половины — 17,5 кг. Сколько весит пустой бидон?

4.На столе лежат в ряд пять монет:

средняя — вверх орлом, а остальные —вверх решкой. Разрешается одновременно перевернуть три рядом лежащие монеты. Можно ли при помощи нескольких таких переворачиваний все пять монет положить вверх орлом?

Подсказки к занятию №7. 1.Подумайте, чему равно А . 2. Обратите внимание: требуется определить фальшивую монету, при этом вовсе не требуется указывать, легче она, чем настоящие, или тяжелее 3.На сколько удвоенный вес бидона, наполненного до половины, больше, чем вес полного бидона? 4.Попробуйте перевернуть первые три монеты.

Подсказки к занятию №7.

1.Подумайте, чему равно А .

2. Обратите внимание: требуется определить фальшивую монету, при этом вовсе не требуется указывать, легче она, чем настоящие, или тяжелее

3.На сколько удвоенный вес бидона, наполненного до половины, больше, чем вес полного бидона?

4.Попробуйте перевернуть первые три монеты.

Ответы к занятию №7. 1. 144. 2. 2; 3; 3. 3. 1 кг. 4. Да: первым ходом перевернём первые 3 монеты, вторым — последние 3.

Ответы к занятию №7.

1. 144.

2. 2; 3; 3.

3. 1 кг.

4. Да: первым ходом перевернём первые 3 монеты, вторым — последние 3.

Занятие №8. 1. Расстояние между Атосом и Арамисом, скачущими по дороге, равно 20 лье. За час Атос покрывает 4 лье, а Арамис — 5 лье. Какое расстояние будет между ними через час? 2. 6 карасей легче 5 окуней, но тяжелее 10 лещей. Что тяжелее —2 карася или 3 леща? 3. Имеются 12-литровый бочонок, наполненный квасом, и два пустых бочонка — в 5 и 8 л. Попробуйте, пользуясь этими бочонками:  а) разделить квас на две части — 3 и 9 л;  б) разделить квас на две равные части.

Занятие №8.

1. Расстояние между Атосом и Арамисом, скачущими по дороге, равно 20 лье. За час Атос покрывает 4 лье, а Арамис — 5 лье. Какое расстояние будет между ними через час?

2. 6 карасей легче 5 окуней, но тяжелее 10 лещей. Что тяжелее —2 карася или 3 леща?

3. Имеются 12-литровый бочонок, наполненный квасом, и два пустых бочонка — в 5 и 8 л. Попробуйте, пользуясь этими бочонками:

а) разделить квас на две части — 3 и 9 л;

б) разделить квас на две равные части.

4. Если для вчера завтра был четверг, то какой день будет вчера для послезавтра? 5. За книгу заплатили 100 руб. и осталось заплатить ещё столько, сколько осталось бы заплатить, если бы за неё заплатили столько, сколько осталось заплатить. Сколько стоит книга?

4. Если для вчера завтра был четверг, то какой день будет вчера для послезавтра?

5. За книгу заплатили 100 руб. и осталось заплатить ещё столько, сколько осталось бы заплатить, если бы за неё заплатили столько, сколько осталось заплатить. Сколько стоит книга?

Подсказки к занятию №8. 1. Заметьте, ничего не сказано о том, в одну или разные стороны скачут мушкетёры. 2. Подумайте, нет ли здесь лишних условий. 3. Попробуйте сначала решить задачу а). 4. Заметьте, «для вчера завтра» — это «сегодня». 5. Эта задача очень похожа на задачу первого занятия, только ещё сильнее запутана.

Подсказки к занятию №8.

1. Заметьте, ничего не сказано о том, в одну или разные стороны скачут мушкетёры.

2. Подумайте, нет ли здесь лишних условий.

3. Попробуйте сначала решить задачу а).

4. Заметьте, «для вчера завтра» — это «сегодня».

5. Эта задача очень похожа на задачу первого занятия, только ещё сильнее запутана.

Ответы к занятию №8. 1. а) 11 лье; б ) 29 лье; в) 21 лье; г) 19 лье. 2. 2 карася тяжелее, чем 3 леща. 4. Пятница. 5. Книга стоит 200 руб.

Ответы к занятию №8.

1. а) 11 лье; б ) 29 лье; в) 21 лье; г) 19 лье.

2. 2 карася тяжелее, чем 3 леща.

4. Пятница.

5. Книга стоит 200 руб.

Литература.  Е. Г. Козлова. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. Издание второе исправленное и дополненное. Москва. МЦНМО. 2004

Литература.

Е. Г. Козлова. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. Издание второе исправленное и дополненное. Москва. МЦНМО. 2004


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Внеурочная деятельность по математике "В царстве смекалки". Занятия 1-8.

Автор: Бурина Ирина Анатольевна

Дата: 20.12.2014

Номер свидетельства: 146199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа летнего математического кружка «Эрудит»       . "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-lietniegho-matiematichieskogho-kruzhka-erudit"
    ["file_id"] => string(6) "111762"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407871757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства