Просмотр содержимого документа
«В.Ф. Шаталов - педагог-новатор.»
В.Ф. ШАТАЛОВ — ПЕДАГОГ-НОВАТОР
Медведева Ксения Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Школа № 13 города Донецка»,
Донецкая Народная Республика, г. Донецк
Звание педагога-новатора коварно. Сегодня о тебе говорят все, а завтра…
Как быть актуальным не только в профессиональной деятельности? Как не быть забытым в качестве героя Великой Отечественной войны? Как не потерять связь с настроениями народа и знать обо всех общественных проблемах, которые надо решать очередному поколению подростков, молодежи? Как найти дорогу к сердцу читателя и слушателя, если есть, что сказать?
Эти и другие вопросы ставили перед собой педагоги, которые работали по специальности в годы Великой Отечественной войны, которые защищали Родину от врага на фронте, были корреспондентами военными и в мирное время, писателями, и, конечно, педагогами. Одним из таких педагогов был дончанин Виктор Федорович Шаталов.
Сила духа, непреклонность, целеустремленность, понимание того, что учитель находится «на передовой» общественной мысли, современное требование быстрых и качественных результатов педагогической деятельности не позволяли педагогам конца 1940-х-начала 1950-х годов останавливаться на тех методиках, которые были разработаны до Великой Отечественной войны.
Как быть, если материал забыт за лихолетья войны или его не успели изучить, потому что надо было защищать Родину? Как заинтересовать ученика, которому надо совмещать работу и учёбу, ученика, который по возрасту уже не школьник? Как адаптировать школьную программу, разработанную для детей определенного возраста, для так называемых послевоенных переростков?
Необходимы новые методики, новый подход к обучению, которые будут отвечать требованиям времени. Необходим и новый образ учителя:
- целеустремленного в реализации педагогических задач, чуткого к обучающимся и ненавязчивого в проявлении внимания и заботы по отношению к ним,
- настойчивого и требовательного в ходе образовательного процесса к себе и обучающимся,
- наблюдательного стратега и дипломатичного наставника,
- трудолюбивого творца и аналитика,
- артистичного интеллигента и креативного выдумщика,
- талантливого оратора и благодарного слушателя,
- сочувствующе-понимающей личности с твердыми убеждениями.
Виктор Федорович принял вызов времени. Педагог понимал возросшую роль дисциплины и организованности в учебном процессе, в обеспечении должной мотивации к обучению со стороны педагога, осознавал важность создания соответствующего микроклимата в классе. Важно было сформировать у детей чувство уверенности в том, что учитель всегда придет на помощь (ведь в конспекте есть опорные схемы, которые он чертил на доске, объясняя новую тему, есть и образец задачи, решенной в классе), уверенности в том, что на уроке учитель вовремя скажет доброе слово, посоветует, создаст ситуацию самостоятельного решения учебной задачи. При этом замечания звучали уместно и без критики. «Педагогика — это такая область науки и человеческого общения, в которой живая мысль о реорганизациях и нововведениях не иссякнет никогда», — говорил В.Ф.Шаталов [5, стр. 166].
Фото 1 – Шаталов В.Ф.
В жизни педагога-новатора и ученого было немало препятствий, однако его педагогическую систему должны были признать научным открытием. В Донецке создали научно-исследовательскую лабораторию Академии педагогических наук СССР по проблемам интенсификации обучения [4].
Виктор Федорович способствовал осознанию обучающимися значения школы в их жизни и жизни общества в целом, роли знаний, ценности каждого жизненного мгновения, неповторимости личности на Земле. Учитель Шаталов воспитывал в детях доброжелательное отношение друг к другу, чувство здоровой конкуренции в образовательном процессе, стремление к творчеству, создавал ситуацию успеха, когда даже отстающие ученики начинали верить в свои силы (фото 1).
Ребята не боялись отвечать, работать в группах по два, три и более учеников, спрашивать друг у друга о том материале, который был непонятен, и, наоборот, задавать сложные вопросы сильным ученикам. Это было обучение в таком коллективе, где дети чувствовали настроение друг друга, осознавали свои недочеты, были готовы прийти друг другу на помощь в трудной учебной ситуации, не боялись предлагать варианты решений предметных заданий (фото 2).
Фото 2 - В.Ф. Шаталов.
Великими педагогами становятся не сразу. Для этого надо начать с малых преобразований в ежедневной, кропотливой работы учителя. Для этого надо всю жизнь посвятить изучению проблем, вопросов, возникающих в сфере образования. В.Ф. Шаталов искал не один путь решения педагогических задач, находил ответы на проблемные вопросы обучения и формировал систему, которая была бы гибкой, диалогичной, меняющейся в соответствии с общественными, историческими реалиями. Виктор Федорович разработал систему эффективного обучения, построенную на базе педагогики сотрудничества.
Современный педагог обязан исполнять свой гражданский и профессиональный долг, не забывая об исторической миссии — воспитать нового гражданина, который будет жить после исторических потрясений, после ухода нескольких поколений учителей и родных, после смены социально-исторического, культурного фона. Такой учитель должен передать свой профессиональный опыт не одному поколению педагогов.В.Ф.Шаталов продолжил династию отечественных сподвижников образования, педагогов и учителей К.Д. Ушинского, И.Н. Ульянова, Л.С. Выготского, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Л. Соловейчика. В.Ф. Шаталов написал больше 60 книг: учебников, методических пособий, опорных конспектов, учебных пособий, педагогической и дидактической литературы. Многие его труды переведены на другие языки мира, среди них – «Куда и как исчезли тройки», 1979 г.; «Педагогическая проза», 1980 г.; «Точка опоры», 1987 г.) [1].
Такие названия книг В.Ф. Шаталова, как «Педагогическая проза. Из опыта работы школ Донецка», «Путь поиска», «Эксперимент продолжается» [2], говорят о неисчерпаемой жизненной энергии автора, о его вере в свой народ, в будущее своего народа и Отчизны. Шаталов-преподаватель, достигнув высоких результатов в современном обучении, прогнозировал результат образования на несколько поколений вперед. И сегодня его методика во многом актуальна (фото 3).
Фото 3 – Шаталов В.Ф. и его книги.
Современные учителя, продолжая педагогические традиции В.Ф.Шаталова, выявляют лучшие качества, которые есть в душе каждого ребенка, приобщают детей к работе в команде, ценят своеобразие каждого. Такие дети после окончания школы стремятся совершенствоваться, осознают свою значимость в обществе, свою роль в жизни Родины. Это достойные граждане Российской Федерации, которые интересуются историей родной страны, знают государственный язык, русскую литературу, участвуют в культурных, научных, спортивных проектах. Эти граждане понимают, что надо строить будущее, учитывая исторический, культурный опыт народа, Отчизны.
От осознания содержательности того, что передали предки, у современной личности появляется чувство сопричастности к созданию нового культурного пространства, к поликультурному диалогу истории, появляется ответственность за наследие, которое будут совершенствовать потомки. Это залог веры в себя, свой народ, отечественную культуру.
Воспитание уважительного отношения к прошлому своего народа и народов мира; формирование четкой гражданской позиции личности, способной достойно встречать испытания, которые исторически обусловлены на родной земле; развитие компетентностей в сфере культуры этнической и общемировой - вот основа для создания современными педагогами ситуации для самоидентификации формирующейся личности, включенности молодого поколения в поликультурный диалог.
«Культура оказывается той формой исторического бытия человека, которая не исчезает одновременно с исчезновением цивилизации, а продолжает воплощать в себе смысловой универсум опыта общения, культурных контактов» [3, стр. 1]. Ощущать себя причастным к мировой культуре и не потерять культурно-историческую память своего народа — вот задача современного, в первую очередь, подрастающего поколения, которое с благодарностью относится к своим педагогам.
Список использованных источников:
1. Антонец А. Виктор Федорович Шаталов — школьный учитель, но больше, чем великий педагог и человек //proza.ru›2023/03/22/1905
2. Википедия. Свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаталов,_Виктор_Фёдорович
3. Паксина Е.Б. Концепция диалога в работах М. Бахтина и В. Библера / Современные проблемы науки и образования. ФГБОУВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» – 2015. – № 1 (часть 2).
4. Садовский Ф. Педагогический поэт // «Вестник Донбасса», 9-12 мая 2002 г.
5. Шаталов В.Ф. Сужение сознания. Педагогические раздумья. – Донецк: журнал «Донбасс», 2010. 190 с.