Конспект урока в 10 классе по теме:  
  Первые шаги в тригонометрии  
  Тип урока: урок обобщения и контроля знаний.  
  Цель урока:  
  -  Обобщить знания, умения и навыки по темам: “ Тригонометрические функции любого угла. Основные тригонометрические формулы ”, провести тематический контроль знаний, выявить пробелы в знаниях учащихся.   
-  Развивать логическое мышление, умение обобщать, развивать умение применять электронные инструменты для исследования математических моделей.   
-  Воспитывать самостоятельность, ответственность, творческое отношение к деятельности.   
 Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная самостоятельная работа.  
  Оборудование: Карточки, компьютеры, проектор. Презентация
  Содержание урока.
  1. Приветствие. Сообщение темы и целей урока.  
  2. Введение в атмосферу урока: обсуждение вопросов: что изучает наука “Тригонометрия”, где она применяется. Сопровождается показом учебной презентации с помощью видеопроектора.  
  Зарождение тригонометрии относится к глубокой древности. Еще задолго до новой эры вавилонские ученые умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Это позволяет сделать вывод о том, что им были известны простейшие сведения из тригонометрии. Само название «тригонометрия» греческого происхождения, обозначающее «измерение треугольников». Одним из основоположников тригонометрии считается древнегреческий астроном Гиппарх, живший во 2 веке до нашей эры. Первые тригонометрические таблицы были, вероятно, составлены Гиппархом Никейским (180—125 лет до н. э.), который, благодаря этому, известен ныне как «отец тригонометрии». Важный вклад в развитие тригонометрии был внесен индийской математикой в период 5- 12 век нашей эры.
  В России первые тригонометрические таблицы были изданы в 1703 году при участии Л.Ф. Магницкого.
 На первоначальных стадиях своего развития тригонометрия служила средством решения вычислительных геометрических задач.  
 Современный вид тригонометрии получила в трудах великого ученого, члена Российской академии наук Л. Эйлера (1707-1783).  На основании работ Л. Эйлера были составлены учебники тригонометрии. Аналитическое (не зависящее от геометрии) построение теории тригонометрических функций, начатое Эйлером, получило завершение в трудах великого русского ученого Н.И. Лобачевского.
 Тригонометрические функции служат, прежде всего, для описания разнообразных периодических процессов, с которыми человек сталкивается повсюду. Восход и заход солнца, изменение фаз луны, чередование времен года. Биение сердца, вращение колеса, морские приливы и отливы, наполненность городского транспорта, эпидемии гриппа, - в этих многообразных процессах можно найти общее: они периодичны, а, значит, их математические модели описываются тригонометрическими функциями.
  Применяют тригонометрические функции и для описания психических процессов. Как ни один механизм не может работать постоянно, так и не один человек не может постоянно находиться в напряжении. Поэтому его активность развивается волнообразно: за подъемом следует спад, затем - вновь подъем и так далее. Но таких "волн" - не одна, а несколько. Например, синусоида серьезности-веселости. Понятно, что эти состояния сменяют друг друга.  
  -  Устная работа 
 1. Вопросы:
  -  Дайте определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла . 
-  Что называют радианом? 
 2. Заполни таблицу
      | Функция | Область определения | Область значений | 
  | sina | ( - ; +) | -1; 1] | 
  | tg a |  - любое, кроме 900;  2700; … | ( - ; +) | 
 
  
        | 
 | a =540 | a =1240 | a =2030 | a = 3010 | 
  | sina   | + | + | - | - | 
  | cosa | + | - | - | + | 
  | tg a   | + | - | + | - | 
 
    
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
    | Радианная мера | Градусная мера | 
  | π | 1800 | 
  | π/3 | 600 | 
  | 2π | 3600 | 
  | 1 | 570 | 
  | π/2 | 900 | 
  | π/4 | 450 | 
 
   
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 Мнемоническое правило “Тригонометрия на ладони”
 Ученики должны знать наизусть значения cos, sin, tg, ctg для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°. Но если вдруг какое-либо значение забудется, то можно воспользоваться правилом руки.
 На экране изображение руки с широко раздвинутыми пальцами и формула  , где n- номер пальца.
, где n- номер пальца.
 Правило: Если провести линии через мизинец и большой палец, то они пересекутся в точке, называемой “лунный бугор”. Образуется угол 90°. Линия мизинца образует угол 0°. Проведя лучи из “лунного бугра” через безымянный, средний, указательный пальцы, получаем углы соответственно 30°, 45°, 60°. Подставляя вместо n, 0, 1, 2, 3, 4, получаем значения sin, для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°. Для cos отсчет происходит в обратном порядке.
 
 
  3. Продолжи
3. Продолжи
  
  
  
  


  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  -  Работа в тетрадях. 
 
   -  Вычислите: 
 2. Упростите выражение:  а) sin 2a + cos2 a + tg2 a  
  б) cos4 b+ cos2b sin2b  
  
  в) sin a + tg a  
  1+ cos a  
  -  Докажите тождество:  tg2 a - sin2 a = tg2 a × sin2 a   
 5. Тест  
  Основные тригонометрические формулы одного аргумента
     Упростите выражение 2 – (sin2 a+ cos2 a) + ctg2a Упростите выражение 2 – (sin2 a+ cos2 a) + ctg2a
 
 

  - Вычислите cos a, если sina=- 7/25  и πaπ   
 1,5 24/25 18/25 -24/25 25/24
  - Упростите выражение sin2 a+ 2cos2 a - 1   
 Sin a tg2a cos2a  - cos2a  sina cosa  
       Вычислите sina - cos a, если cos a = -4/5 и π/2aπ Вычислите sina - cos a, если cos a = -4/5 и π/2aπ
 
 
 
   Упростите выражение Упростите выражение
 
 
  

  tga 1+tg2a cos a  
  
 
 Вычислите 1- sin 2 + cos2 a  sin a / 1+sin при cos a = Ö3 / 2  
  ¾ 1,5 1 1/3 1 3/5
  - Домашнее задание. Карточки 
 
 
  
 
  
 
  
 
 