Конспект урока в 10 классе по теме:
Первые шаги в тригонометрии
Тип урока: урок обобщения и контроля знаний.
Цель урока:
Обобщить знания, умения и навыки по темам: “ Тригонометрические функции любого угла. Основные тригонометрические формулы ”, провести тематический контроль знаний, выявить пробелы в знаниях учащихся.
Развивать логическое мышление, умение обобщать, развивать умение применять электронные инструменты для исследования математических моделей.
Воспитывать самостоятельность, ответственность, творческое отношение к деятельности.
Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная самостоятельная работа.
Оборудование: Карточки, компьютеры, проектор. Презентация
Содержание урока.
1. Приветствие. Сообщение темы и целей урока.
2. Введение в атмосферу урока: обсуждение вопросов: что изучает наука “Тригонометрия”, где она применяется. Сопровождается показом учебной презентации с помощью видеопроектора.
Зарождение тригонометрии относится к глубокой древности. Еще задолго до новой эры вавилонские ученые умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Это позволяет сделать вывод о том, что им были известны простейшие сведения из тригонометрии. Само название «тригонометрия» греческого происхождения, обозначающее «измерение треугольников». Одним из основоположников тригонометрии считается древнегреческий астроном Гиппарх, живший во 2 веке до нашей эры. Первые тригонометрические таблицы были, вероятно, составлены Гиппархом Никейским (180—125 лет до н. э.), который, благодаря этому, известен ныне как «отец тригонометрии». Важный вклад в развитие тригонометрии был внесен индийской математикой в период 5- 12 век нашей эры.
В России первые тригонометрические таблицы были изданы в 1703 году при участии Л.Ф. Магницкого.
На первоначальных стадиях своего развития тригонометрия служила средством решения вычислительных геометрических задач.
Современный вид тригонометрии получила в трудах великого ученого, члена Российской академии наук Л. Эйлера (1707-1783). На основании работ Л. Эйлера были составлены учебники тригонометрии. Аналитическое (не зависящее от геометрии) построение теории тригонометрических функций, начатое Эйлером, получило завершение в трудах великого русского ученого Н.И. Лобачевского.
Тригонометрические функции служат, прежде всего, для описания разнообразных периодических процессов, с которыми человек сталкивается повсюду. Восход и заход солнца, изменение фаз луны, чередование времен года. Биение сердца, вращение колеса, морские приливы и отливы, наполненность городского транспорта, эпидемии гриппа, - в этих многообразных процессах можно найти общее: они периодичны, а, значит, их математические модели описываются тригонометрическими функциями.
Применяют тригонометрические функции и для описания психических процессов. Как ни один механизм не может работать постоянно, так и не один человек не может постоянно находиться в напряжении. Поэтому его активность развивается волнообразно: за подъемом следует спад, затем - вновь подъем и так далее. Но таких "волн" - не одна, а несколько. Например, синусоида серьезности-веселости. Понятно, что эти состояния сменяют друг друга.
Устная работа
1. Вопросы:
Дайте определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла .
Что называют радианом?
2. Заполни таблицу
Функция | Область определения | Область значений |
sina | ( - ; +) | -1; 1] |
tg a | - любое, кроме 900; 2700; … | ( - ; +) |
| a =540 | a =1240 | a =2030 | a = 3010 |
sina | + | + | - | - |
cosa | + | - | - | + |
tg a | + | - | + | - |
Радианная мера | Градусная мера |
π | 1800 |
π/3 | 600 |
2π | 3600 |
1 | 570 |
π/2 | 900 |
π/4 | 450 |
Мнемоническое правило “Тригонометрия на ладони”
Ученики должны знать наизусть значения cos, sin, tg, ctg для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°. Но если вдруг какое-либо значение забудется, то можно воспользоваться правилом руки.
На экране изображение руки с широко раздвинутыми пальцами и формула , где n- номер пальца.
Правило: Если провести линии через мизинец и большой палец, то они пересекутся в точке, называемой “лунный бугор”. Образуется угол 90°. Линия мизинца образует угол 0°. Проведя лучи из “лунного бугра” через безымянный, средний, указательный пальцы, получаем углы соответственно 30°, 45°, 60°. Подставляя вместо n, 0, 1, 2, 3, 4, получаем значения sin, для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°. Для cos отсчет происходит в обратном порядке.
3. Продолжи
Работа в тетрадях.
Вычислите:
2. Упростите выражение: а) sin 2a + cos2 a + tg2 a
б) cos4 b+ cos2b sin2b
в) sin a + tg a
1+ cos a
Докажите тождество: tg2 a - sin2 a = tg2 a × sin2 a
5. Тест
Основные тригонометрические формулы одного аргумента
Упростите выражение 2 – (sin2 a+ cos2 a) + ctg2a
Вычислите cos a, если sina=- 7/25 и πaπ
1,5 24/25 18/25 -24/25 25/24
Упростите выражение sin2 a+ 2cos2 a - 1
Sin a tg2a cos2a - cos2a sina cosa
Вычислите sina - cos a, если cos a = -4/5 и π/2aπ
Упростите выражение
tga 1+tg2a cos a
Вычислите 1- sin 2 + cos2 a sin a / 1+sin при cos a = Ö3 / 2
¾ 1,5 1 1/3 1 3/5
Домашнее задание. Карточки