Просмотр содержимого документа
«Урок-изучение нового материала с метапредметной составляющей "Координатная плоскость" 6 класс »
Урок – изучение нового материала с метапредметной составляющей по теме «Координатная плоскость»6 класс
Учитель математики
МБОУ «СОШ№4»
Прикс М.А.
Цели урока:
познакомить учащихся с понятием «Координатная плоскость», историческая справка;
научить строить и находить координаты точек;
закрепить умение строить точки в координатной плоскости в ходе выполнения учащимися проектно-исследовательской работы «Рисуем с помощью координат»;
пропедевтика понятия «осевая симметрия»;
развить внимательность;
воспитывать ответственное отношение к учебе.
История возникновения систем координат
Во II веке до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами, покрыв его как бы условной сеткой, и ввести географические координаты — широту и долготу. Правда, еще до этого астрономы использовали данный прием, изучая небесный свод. Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном и математик Клавдий Птолемей активно пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но систематизировал эти понятия в 17 веке Рене Декарт.
Рене́ Дека́рт (1596 — 1650) — французский математик, философ, физик и физиолог Именно он придумал в 1637 году систему координат, которая используется во всем мире и известна каждому школьнику. Ее называют также «Декартова система координат».
Понятие координатной плоскости
Две перпендикулярные координатные прямыеХиУна плоскости, которые пересекаются в точке О.
Точка О- начало координат
Координатную прямую Х называютосью абсцисс (ОX).
Координатную прямую Уосью ординат (OY).
Каждая точка координатной плоскости однозначно определяется координатами (x ; y)
у
х
0
Построение точки на координатной плоскости
Построение точки А(3; 4).
Абсцисса 3 показывает, что от начала отсчета — точки О нужно отложить вправо 3 единичных отрезка, а затем вверх отложим 4 единичных отрезка и поставим точку.
Это и есть точка А(3; 4).
Построение точки В(-2; 5).
От нуля отложим влево 2 единичных отрезка, а затем вверх 5 единичных отрезков.
Ставим точку В .
Обычно за единичный отрезок принимают 1 клетку .
Задание 1.
В координатной плоскости xOy построить точки:
A (-3; 1); B (-1; -2);
C (-2: 4); D (2; 3);
F (6: 4); K (4;0)
Задание 2.
Определить координаты построенных точек: A, B, C, D, F, K.
Ответы.
А(-4; 3); В(-2; 0);
С(3; 4); D (6; 5);
F (0; -3); K (5; -2).
Устная работа
Определите координаты точек по которым построен данный рисунок:
Пример рисунка, выполненного в координатной плоскости с помощью заданных точек
Проектно-исследовательская работа «Рисуем с помощью координат»
1. Постановка проблемы:
В координатной плоскости необходимо изобразить дом, так чтобы ось ординат делила его на две равные части.
3. Изобразим на координатной плоскости дом, используем ось ординат как ось симметрии (стены дома и элементы окна и крыши должны располагаться на равном расстоянии от неё).
4. Запишем координаты используемых для построения точек.
3. Построение
4. Этапы построения
1 этап. Строим точки
2 этап. Соединяем линии (ориентируясь по модели)
6
4 этап. Записать координаты используемых при построении точек.
Выписать координаты оставшихся точек.
(x; y) точки
(x; y) симметричной точки
(-4; -4)
(-4; 2)
(4; -4)
(-6; 2)
(4; 2)
(-2; 1)
(6; 2)
(2; 1)
Домашнее задание
Придумать и построить свои фигуры, записать координатное построение.