Задачи проекта: Изучить литературу по данной теме. Освоить несколько быстрых и удобных способов устного счета, которые могут пригодиться в математике. Составить задания для учеников школы для развития у них навыков быстрого счета. Учебные вопросы: 1.Приём умножения чисел на 11, 22, 33… 2.Приём умножения на 5, 50, 25, 125. 3. Приём умножения чисел второго десятка. 4.Приём возведения в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5. 5. Приём умножения двузначных чисел, число десятков которых одинаково, а сумма единиц равна 10. 6. Приём умножения чисел, близких к сотне с недостатком. 7.Приём умножения чисел, близких к сотне с избытком. Планируемые результаты: После работы над проектом учащиеся освоят несколько рациональных приёмов устных вычислений. Учащиеся научатся включать изученные приёмы в систему вычислений. В результате работы над проектом пополнится методическая копилка учителя по данной теме. Работа над проектом вызовет интерес учащихся и стремление познакомиться с другими приёмами устных вычислений. Ученики 5-х классов примут участие во внеклассном мероприятии «Математическая сказка», где покажут свои умения в устном счёте. *Первый ученик. Творческое название нашего проекта «Математика – гимнастика ума». Это слова великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. В кабинете математики висит репродукция картины «Устный счёт». Написал ее художник Николай Петрович Богданов – Бельский в 1895 году. Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. Учитель – это Сергей Александрович Рачинский, известный русский педагог. На свои средства он открыл школу для крестьянских детей в селе Смоленской губернии и стал в ней учителем. Его ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы. Один из его учеников – будущий художник – Николай Богданов-Бельский. Второй ученик. Со знакомства с этой картиной началась работа кружка «Гимнастика ума», на котором мы стали изучать приёмы рационального счёта. Рациональный счет – это удобный , быстрый счет. А затем участники кружка стали объяснять изученные приёмы на уроке. Так что и другие ребята подключились к этой работе. Сегодня мы покажем всем лишь некоторые приёмы. Думаем, что вам тоже станет интересно. *Третий ученик. Приём умножения двузначных чисел на 11. *а) Чтобы умножить на 11 двузначное число, надо сложить количество единиц и десятков и полученный результат вставить между единицами и десятками: *Пусть надо 35*11. Сложим 3+5=8; число 8 вставим между 3 и 5. *Значит, 35*11=385 . *б) Если сумма разрядных единиц числа равна от 10 до 18, надо количество единиц этого числа вставить между разрядными единицами, а 1 добавить к следующей разрядной единице. *Пусть надо 49*11. Сложим 4+9=13; число 3 вставим между 4 и 9, а 1 добавим к 4. Значит, 49*11=539 *(Умножение на 11. Игра «Ромашка») *Четвёртый ученик. (читает со слайда) Приём умножения на 25. 25 – то четверть от числа 100. Значит, чтобы умножить на 25, можно умножить на 100, а потом разделить на 4. Проще сделать так: *Раздели число на 4. *Если остаток 0 – припиши 2нуля. *Если остаток 1 – припиши 25. *Если остаток 2 – припиши 50. *Если остаток 3 – припиши 75. *Например: 28*25; 37*25; 22*25; 27*25. *Тренировочные упражнения: (Присутствующие или участники проекта тренируются в умножении чисел на 25.) *Пятый ученик. (Читает со слайда) Как умножить число на 125? 125 – это восьмая часть от 1000, значит, надо число умножить на 1000, а потом разделить на 8, или сначала разделить на 8, а потом приписать три нуля. *Если остаток 1 – приписать 125, остаток 2 – приписать 250, остаток 3 – приписать 375, остаток 4 – приписать 500 и так далее. *Например: 16*125, 33*125; 42*125; 47*125. *(Тренировочные упражнения со слайда по очереди все участники защиты проекта). *Шестой ученик. Как перемножить числа второго десятка? *Пусть надо 14*17. *К любому из чисел (лучше к большему) прибавить единицы второго числа: 17+4=21. Полученный результат умножить на 10, то есть приписать нуль (210). *Перемножить единицы этих чисел (4*7=28) и прибавить к 210: 210+28=238. *(Тренировочные упражнения по очереди) *Первый ученик. Как возвести в квадрат числа, имеющие 5 единиц? Чтобы возвести в квадрат числа 15, 25, 35, 45, 55, 65. 75, 85, 95 надо число десятков умножить на число, следующее за ним в числовом ряду и приписать 25, так как 5*5=25. *Например: 65*65; 85*85. (объясняет) *Тренировочные упражнения по очереди. *Второй ученик. Умножение двузначных чисел, число десятков которых одинаково, а сумма единиц равна 10, выполняется так же, как возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5: число десятков умножаем на число, следующее за ним в числовом ряду и приписываем произведение единиц. *Например: 23*27; 51*59; 74*76. *(Тренировочные упражнения по очереди) *Третий ученик. Приём умножения чисел, близких к 100 (с недостатком) Пусть надо 97*96. 1)Найдём недостаток до 100 1-ого числа (100-97=3). 2)найдём недостаток до 100 2-го числа (100-96=4). 3) Сумму 2-х недостатков (3+4=7) вычтем из100 (100-7=93) – это 2 первые цифры ответа. 4)Перемножим недостатки до 100 2-х чисел (3*4=12), число 12 припишем к 93. Ответ: 9312 *Тренировочные упражнения. *Четвёртый ученик. Приём умножения чисел, близких к 100 с избытком. Пусть надо 107*105. 1)Сложим избытки 2-х чисел (7*5=12), прибавим к 100, получим 112 – это первые цифры ответа. 2)Перемножим избытки 2-х чисел (7*5=35) и припишем к 112. Ответ:11235 *(Тренировочные упражнения) *Пятый ученик. Свои умения считать устно мы показали на внеклассном мероприятии «Математическая сказка», которое провели совместно с учениками 7-х классов. В следующих классах мы продолжим изучать приёмы устного счёта на уроках математики, так как сделали такой вывод: *Математика нужна, Математика важна, Потому что для ума, Как гимнастика она. Шестой ученик. Своё выступление мы хотим закончить такими словами: Мы стремимся к жизни без трудностей, но дубы вырастают крепкими при сильных ветрах, а алмазы образуются под высоким давлением. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! |