Руководитель кафедры зам. директора по УР Директор МБОУ «Лицей №83»
  «_____»_________2014 г. «_____»__________2014 г. «_____»__________2014 г.
  от «______»__________2014 г.  
 Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам начального общего образования, с учетом рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, изложенных в документах:
   Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
  Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
  В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
  1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
  3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.
   Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
  Содержание обучения связной речи (объем знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.
  Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.
  Помимо указанных особенностей курса, надо отметить еще следующие.
   Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6 класс имеeт морфолого-орфографическую направленность, включаeт в содержание обучения курс синтаксиса и пунктуации, орфоэпию, лексику и словообразование. В 6 классе изучаются причастие и деепричастие, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
   Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
 Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.  
   Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
  Год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углуб-ляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
 Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
  Курс 6 класса сохраняет структуру предыдущей учебной книги для 5 класса и включает разделы: «Слово — основная единица языка», «Язык. Правописание. Культура речи», «Речь».
  С учетом задач и понятийной основы курса учебный материал, как уже отмечалось, представлен в двух частях: языковой и речевой. Кроме того, первые уроки традиционно посвящаются общим вопросам языка: значению языка в жизни людей, устройству языка и т. д. В 6 классе речь идет об основной единице языка — слове, об ответственности говорящего за выбор и употребление слова при речевом общении, как устном, так и письменном.
   Стержнем курса является языковой раздел — лексика и грамматика, на основе которого не только формируется системное знание о родном языке с необходимыми умениями и навыками, но и предусматривается работа по речевому развитию учащихся: прививаются нормы употребления единиц языка в речи; организуются наблюдения за фактами использования в речевой практике изучаемых явлений языка; на основе синонимических замен осмысляются примеры наиболее удачного выбора словоформы или синтаксической конструкции в определенной ситуации общения; предусматривается тренировка в самостоятельном употреблении детьми определенных слов и грамматических структур; отрабатывается интонация речи, орфоэпия. Эта работа дополняется уроками развития связной речи: материал раздела «Речь» определенными порциями вкрапливается в языковую часть курса, и, хотя раздел «Речь» строится на собственных речеведческих понятиях стилей речи, типов речи, текста, он гармонично сочетается с языковыми разделами, содержание которых не мыслится вне речевого употребления.
   В связи с изучением грамматики вводятся также соответствующие правила правописания (орфография и пунктуация), необходимые для оформления письменной речи.  Как и в 5 классе, в 6-м предусматриваются два этапа в обучении: закрепительно-углубленный (по курсу предыдущего класса) и основном линейно-системный.
  На первом этапе учебник 6 класса ориентирует процесс обучения на закрепление навыков орфографии и пунктуации, над которыми шла работа еще в 5 классе, а также на закрепление основополагающих умений опознавать изученные грамматические и речеведческие категории, различать части речи, члены предложения, простые и сложные предложения, стили и типы речи, виды изученных орфограмм, верно характеризовать все эти явления в ходе языкового анализа.
  На первом этапе осуществляется углубление ранее изученного материала (словообразование изученных частей речи, трудные правила их правописания) и обозначается его речевой аспект: употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов, особенности их произношения. Таким образом, первый этап обучения призван обеспечить надежную связь, преемственность между 5 и 6 классами, закрепить ранее изученное, углубить имеющиеся сведения и навыки, осмыслить практическую (речевую) значимость полученных знаний о языке.
   На этой базе строится дальнейшее усвоение языкового материала: вводятся новые для учеников темы «Причастие и деепричастие», «Имя числительное», «Местоимение», развиваются речеведческие понятия. Об особенностях изучения этих тем говорится в специальных главах; здесь же необходимо охарактеризовать общие подходы к обучению языку, показать их связь с характером изложения программного материала в 5 классе.
   Чтобы ребенок мог овладеть лингвистическим знанием, свободно ориентироваться в языковом материале, ему необходимо усвоить соответствующие речевые обороты, словосочетания, понятия, термины, которые бытуют только в условиях специфичной языковой среды, только в лингвистических текстах. Но таким научным языком одиннадцатилетние дети не владеют, так как в нем нет жизненной потребности и соответственно нет необходимой речевой практики.
  В 6 классе продолжен разъясняющий и обучающий подход при вводе теории: кроме формулировок определений и правил обязательно дается разъясняющий текст с примерами и оценками вводимых понятий и конкретных фактов языка; иллюстрируется связь между единицами разного уровня; отрабатывается адекватный определению или правилу способ практического действия. Чтобы вводимая теория (правило) давала положительные результаты, учащиеся должны опознавать не менее восьми случаев из десяти (80%). Достичь этого не просто, ибо показатель будет зависеть не только от умения различать безударные — ударные окончания как таковые, но и от умения правильно установить принадлежность слова к определенной части речи (в нашем примере опознать прилагательное или причастие).
   В 5 классе уделялось много внимания развитию навыка чтения. Тем не менее в 6 классе эту работу ни в коем случае ослаблять нельзя: практика показывает, что шестиклассники еще не владеют должным образом этим видом речевой деятельности, они должны читать со скоростью не менее 100—120 слов в минуту, верно ставить смысловые (логические) ударения, соблюдать интонацию конца предложения, вопроса, восхищения, удивления, перечисления и т. д., понимать переносное значение слов и выражений, осознавать подтекст. Без специальных каждодневных усилий в этой области навык чтения — каким он должен быть, складывается медленно и может вообще не достичь необходимого уровня. На фоне каждодневных упражнений в выразительном чтении текстов лучше складывается и быстрее формируется навык чтения — понимания лингвистического (научного) текста.
   Не меньшее внимание уделяется и развитию навыков письма. Не касаясь вопроса орфографической и пунктуационной подготовки шестиклассников, о чем подробно говорится в соответствующей главе, остановимся лишь на общих моментах организации письменной деятельности школьников.
  В отличие от других видов интеллектуальной деятельности письмо есть наименее востребованный вид деятельности. Ребенок, подросток, юноша вне учебных занятий по собственной инициативе в часы досуга может рисовать, заниматься ручным трудом, техникой, спортом, музыкой и т. д., смотреть телевизор, но в редких случаях он пишет. Тем самым навыки письма в подавляющем большинстве случаев складываются только в процессе учебных занятий. Поэтому в 6 классе надо продолжать развивать быстроту письма с соблюдением его аккуратной и четкой формы, чтобы написанное легко и быстро можно было прочитать. Учебник стремится воспитать уважение к рукописной записи. Продолжаются упражнения на безошибочное списывание крылатых выражений, высказываний знаменитых людей; есть задания на заучивание с последующей записью поэтических строф выдающихся мастеров слова.
   Большое внимание уделяется письменному пересказу, развивающему такой важнейший компонент чтения и слухового восприятия речи, как понимание. При этом нельзя не учитывать разницы между смысловым восприятием научного (в нашем случае лингвистического) текста и художественного, публицистического. Если для первого основным является логико-познавательный аспект, то для второго — идейно-образный. Соответственно характер развивающих заданий и целевые установки ожидаемых результатов обучения тоже имеют различия.
   При работе с лингвистическим текстом внимание учащихся направляется на выяснение понятийного значения употребленных терминов, на логическую последовательность развертывания содержания высказывания (количество и соотнесенность микротем), на осмысление специфических оборотов речи (интонационный рисунок предложения, научный стиль речи, функционирование языковых средств и т. д.). У школьников, как правило, наблюдается фрагментарное восприятие лингвистического текста: они понимают значение отдельных терминов и терминологических выражений, схватывают значение некоторых фрагментов текста, но не улавливают общего смысла высказывания, а потому затрудняются в пересказе текста, предпочитая воспроизвести его наизусть. Приходится прилагать немало усилий, как уже отмечалось ранее, чтобы добиться понимания детьми лингвистического текста.
   При работе же с художественным и публицистическим текстом важно воспитать у ребенка чувство приобщения к образам, переживаниям, видению мира, эмоциям художника слова. При этом авторское восприятие сливается с индивидуальным духовным миром читающего (слушающего), преломляется через личность воспринимающего текст. Именно поэтому воспроизведение текста бывает различным у разных людей и, безусловно, является творческим актом, отражающим жизненный опыт пишущего (говорящего) и духовно-эмоциональную сферу его психики.
   Чем богаче жизненный опыт человека, его знания о мире, чем более развиты его эмоционально-психические, интеллектуальные способности, тем полнее он может воспринять и прочувствовать авторскую позицию, точнее воспроизвести чужое высказывание, понять его подтекстовой смысл.
  В целом же совмещение общеречевого развития учащихся со специально языковым, лингвистическим помогает создать благоприятные условия для обучения родному языку. Изучение языковой системы должно быть связано с речевой деятельностью учащихся.
  Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:  
  Слово как основная единица языка.
  Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).
  Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.
  Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы — инструкция, объявление.
  Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
  Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
 Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
  Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
  Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
  Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
  Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.
  Правильное и выразительное употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
  Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
  Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
  Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
  Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
  Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
  Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
  Употребление причастий в текстах разных стилей.
  Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
  Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
  Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
  Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
  Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
  Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
  Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
  Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.
  Нормы употребления числительных в устной речи.
  Правильное чтение (с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными.
  Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
  Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.
  Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.
  Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
  №1. Контрольное сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т. д.)!»  
  №2. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».  
  № 3. Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
  № 4. Контрольное изложение.
  № 5. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
  № 6. Контрольное сочинение.
  № 7. Контрольная работа по словообразованию и орфографии.
  № 8. Контрольный диктант по теме «Морфология. Орфография».
  № 9. Контрольное сочинение .
  № 10. Контрольный диктант за 1 полугодие.
  № 11. Контрольное изложение.
  № 12. Контрольная работа по морфологии (причастие).
  № 13. Контрольный диктант по теме «Причастие».
  № 14. Контрольная работа по морфологии (деепричастие).
  № 15. Контрольное сочинение в жанре рассказа.
  № 16. Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
  № 17. Контрольный диктант за 3 четверть.
  № 18. Контрольное изложение.
  № 19. Контрольное сочинение (описание места и описание предмета) «Кабинет Пушкина».
  № 20. Контрольный диктант по теме «Числительное».  
  № 21. Изложение «Речкино имя» (повествование, рассуждение, описание состояния окружающей среды)   
  № 22. Контрольный диктант по теме «Местоимение».  
  № 23. Итоговый контрольный диктант.
  № 24. Контрольное сочинение по картине Левитана «Лесной берег».
              | № урока | Тема урока | Содержание | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемый результат | Домашнее задание | Дата проведения | ЭОР, ЦОР | 
  | план | факт | 
  | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 
 | 
  | 1 | Слово — основная единица языка | Содержание и назначение УМ К. Слово — основная единица языка. Роль слов в жизни людей. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | Этимологическая разминка, 
 | Индивидуальные задания | Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятие слово; роль слов в жизни людей; свойства слова | 4 | 
 | 
 | 
 | 
  | 2 | Р.Р. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах | Речь. Устная и письменная, диалогическая и монологическая речь. Стили и типы речи. Культура общения | Комбинированный урок | творческая работа | Творческая работа, комплексный анализ текста | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе. Уметь: различать стили и типы речи; выполнять комплексный анализ текста | 8(2) | 
 | 
 | 
 | 
  | 3, 4,5 | Орфография и пунктуация | Орфография. Орфограмма. Признаки орфограмм. Пунктуация. Пунктуационные знаки, условия их постановки | Комбинированные уроки | Орфографическое списывание 
 | Комплексный анализ текста | Знать: понятия орфография, орфограмма, пунктуация; признаки орфограмм; условия постановки различных знаков препина-ния. Уметь: применять на практике изученные орфографические и пунктуационные правила | 16, 17,19, 21(у) | 
 | 
 | 
 | 
  | 6 | Употребление прописных букв | Условия употребления прописных букв. Учебное исследование | Комбинированный урок | Анализ языковых явлений | Словарный диктант | Уметь: правильно и обоснованно употреблять прописные буквы в словах | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 7 | Р.Р. Что мы знаем о тексте. Сочинение по летним впечатлениям | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Урок развития речи | Работа с текстом 
 | Сочинение | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | 572 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 8 | Буквы ь и ъ | Функции ьи ъ в словах. Правила правописания разделительных ь и 5, 6 - показателя мягкости согласного, ь — показателя грамматической формы | Комбинированный урок | Морфологическая разминка 
 | Объяснительный диктант | Знать: функции ь и ъ в словах; правила право-писания разделительныхьиъ, ь – показате-ля мягкости согласного, ь - показателя грамматической формы. Уметь: правиль-но писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | 36,41,35(у) 51,53,54 | 
 | 
 | 
 | 
  | 9,10,11, 12 | Орфограммы корня | Корень слова. Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне. Гласные о—ё после шипящих в корне. Корни с чередованием | Уроки-практикумы | Выборочный диктант. | Объяснительный диктант | Знать: виды орфограмм в корнях слов. Уметь: правильно писать слова с орфограммами в корне и обозначать их графически | 51,53,54 59,61 | 
 | 
 | 
 | 
  | 13, 14, 15 | Правописание окончаний слов | Окончание. Правила правописания безударных личных окончаний глаголов, падежных окончаний существительных и прилагательных | Уроки-практикумы | Лингвистическая разминка | Тест | Уметь: правильно писать безударные личные окончания глаголов, падежные окончания существительных и прилагательных | 59,61 
 58,581(у) | 
 | 
 | 
 | 
  | 16 | Р.Р. Контрольное сочинение № 1 на тему «Мало ли что можно делать…» | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Урок контроля знаний | Комплексный анализ текста | Сочинение | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | сочинение | 
 | 
 | 
 | 
  | 17,18, 19, | Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными | Приставка не-, частица не, часть корня не. Условия слитного и раздельного написания не с глаголами, существительными, прилагательными | Уроки-практикумы | орфографический анализ текста | Объяснительный диктант, тест | Знать: условия слитного и раздельного написания не с глаголами, сущес-твительными, прилагательными. Уметь: различать приставку не-, частицу не, часть корня не; объяснять правописание не с разными частями речи | 69,70(у) | 
 | 
 | 
 | 
  | 20 | Контрольный диктант № 2 по теме «Повторение изученного в 5 классе» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | 
 Контрольная работа | Диктант с грамматическим заданием | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 73-77 | 
 | 
 | 
 | 
  | 21 | Р.Р. Что мы знаем о тексте | Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. План текста. Порядок предложений в тексте. Членение текста на абзацы. Заголовок к тексту | Урок развития речи | 
 Работа с газетой | Комплексный анализ текста | Знать: признаки текста. Уметь: доказывать, что указанная запись является текстом; выразительно читать текст, определять его тему и основную мысль; устанавливать правильный порядок предложений в тексте; членить текст на абзацы и составлять его план; подбирать заголовок к тексту | 
 
 Работа по карточкам 82 | 
 | 
 | 
 | 
  | 23 | Части речи и члены предложения | Части речи и их морфологические признаки. Члены предложения. Способы определения членов предложения. Учебное исследование 
 
 | Урок изучения нового материала | Лингвистическая разминка | Словарный диктант | Знать: части речи и их морфологические признаки. Уметь: разбирать предложения по членам и определять, какими частями речи выражены разные члены предложения 
 
 | 84 | 
 | 
 | 
 | 
  | 24 | Части речи и члены предложения | 
 | Уроки закрепления знаний | Орфографическая дуэль 
 | Тест, объяснительный диктант | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 26,27 | Морфологические признаки имени существительного | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль существительных. Орфограммы, связанные с правописанием существительных | Морфологические признаки имени существительного | Орфографическая разминка | Словарно-орфографическая работа | Знать: особенности имени существительного как части речи. Уметь: распознавать существительные среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать существительные с изученными орфограммами и комментировать их правописание | 87(1,3)91,93. | 
 | 
 | 
 | 
  | 28 | Словообразование имен существительных | Способы образования имен существительных. Словообразовательные цепочки. 
 
 Морфемный и словообразовательный разбор имен существительных. Учебное исследование 
 
 | Словообразование имен существительных | Зачет | Текущий контроль | Знать: способы образования имен существительных; понятие слово-образовательная цепочка. Уметь: определять способ образования сущес-твительных, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; при-водить примеры существительных, образованных разными способами 
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 29,30 | Словообразование имен существительных | 
 | Словообразование имен существительных | Лингвистическая разминка | Тест, комплексный анализ текста | 
 | 94, 82.83,87,91-подготов.к диктанту | 
 | 
 | 
 | 
  | 31 | Р.Р. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля | Стили речи, их признаки. Научно-деловая речь. Задачи речи научного и официально-делового стилей. Признаки научного стиля. Учебное исследование | Р.Р. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля | Сочинение | Индивидуальные задания | Знать: стили речи; задачи речи научного и официально-делового стилей; признаки научного стиля. Уметь: определять стилистическую принадлежность текста; различать тексты научного и официально-делового стилей | 98,ЗСП-2 | 
 | 
 | 
 | 
  | 32,33 | Правописание сложных имен существительных | Образование сложных имен существительных. Слитное и дефисное написание сложных существительных. Соединительные гласные. Сложносокращенные слова. Состав слов | Правописание сложных имен существительных | Лингвистическая пятиминутка | Распределительный диктант | Знать: условия слитного и дефисного написания сложных существительных. Уметь: правильно писать сложные существительные и объяснять выбор слитного и дефисного написания; определять состав сложных существительных; распознавать условия написания соединительных гласных o и e | Конспект | 
 | 
 | 
 | 
  | 34 | Р.Р. Изложение учебно -научного текста (по выбору учителя) | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста | Р.Р. Изложение учебно -научного текста (по выбору учителя) | беседа | Изложение | Уметь: писать изложение учебно-научного текста, сохраняя его языковые особенности и стилистическую принадлежность | Повторить конспект | 
 | 
 | 
 | 
  |  35 | Употребление имен существительных в речи | Особенности имени существительного как части речи. Роль существительных в речи. Употребление имен существительных. Синонимы. Антонимы. Существительные, употребленные в переносном значении. Правописание имен существительных | Употребление имен существительных в речи |  Исследование     |  Объяснительный диктант |  Уметь: определять роль существительных в речи; употреблять имена существительные в соответствии с их лексическим значением; подбирать к существительным синонимы и антонимы; применять правила правописания существительных | 102,106 | 
 | 
 | 
 | 
  |  36 |  Произношение имен существительных |  Имена существительные в устной и письменной речи. Орфоэпические нормы, связанные с произношением имен существительных. Орфоэ-пический словарь. Правила право-писания имен существительных. Грамматические разборы 
 |  Произношение имен существительных | 
 | Тест | Знать: орфоэпические нормы, связанные с произношением имен существительных. Уметь: произносить существительные в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем; применять правила правописания существительных | 104 | 
 | 
 | 
 | 
  |  37 |  Р.Р.Определение научного понятия | Научное понятие. Термин. Родовые и видовые понятия. Логическое определение. Схема построения логических определений. Учебное исследование |  Р.Р.Определение научного понятия | Орфографическая разминка   |  Комплексный анализ текста |  Знать: значения слов научное понятие, термин, родовые/видовые понятия, логическое определение; схему построения логических определений. Уметь: находить в определениях понятий термин, родовое понятие, отличительный признак; самостоятельно строить определения понятий по схеме; находить ошибки в построении определения    понятий | 109 | 
 | 
 | 
 | 
  |  38 | Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное» | Контрольный диктант   | Диктант с грамматическим заданием |  Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 598,599(у),605 | 
 | 
 | 
 | 
  |  39 | Р.Р. Рассуждение-объяснение | Типы речи. Особенности и строение текста типа рассуждения-объяснения | Р.Р. Рассуждение-объяснение | Работа со словарем | Изложение | Уметь: писать изложение учебно-научного текста, сохраняя его языковые особенности и стилистическую принадлежность | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  40 | Р.Р.Характеристика делового стиля | Деловой стиль речи. Задачи и особенности делового стиля. Характеристика человека | Р.Р.Характеристика делового стиля | Исследовательская работа |  Творческая работа |  Знать: задачи и особенности делового стиля. Уметь: находить и исправлять стилистические ошибки в текстах; самостоятельно создавать тексты делового стиля | Словообраз.цепочки | 
 | 
 | 
 | 
  |  41 | Р.Р. Контрольное изложение №4. |  Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Р.Р. Контрольное изложение №4. | Изложение | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  42 | Морфологические признаки имени прилагательного | Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных. Функция прилагательных в речи. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных | Морфологические признаки имени прилагательного | Словообразовательная разминка | Комплексный анализ текста | Знать: особенности имени прилагательного как части речи; функцию прилагательных в речи. Уметь: распознавать прилагательные среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать прилагательные с изученными орфограммами и комментировать их правописание | 136,ЗСП-4 | 
 | 
 | 
 | 
  |  43 |  Словообразование имен прилагательных | Способы образования имен прилагательных. Словообразовательные цепочки. Морфемный и словообразовательный разбор имен прилагательных. Учебное исследование |  Словообразование имен прилагательных | Творческий диктант | Грамматические разборы | Знать: способы образования имен прилагательных. Уметь: определять способ образования прилагательных, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; приводить примеры прилагательных, образованных разными способами | 142 | 
 | 
 | 
 | 
  |  44 | Правописание сложных имен прилагательных |  Образование сложных имен прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Состав слов. Учебное исследование 
 
 | Правописание сложных имен прилагательных |   |  Распределительный диктант |  Знать: условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных. Уметь: правильно писать сложные прилагательные и объяснять выбор слитного и дефисного написания; определять состав сложных прилагательных 
 
 | 2-3 прилаг.из таблицы 147 | 
 | 
 | 
 | 
  |  45 | Правописание сложных имен прилагательных | 
 | Правописание сложных имен прилагательных | Тестовый контроль | Текущий контроль | 
 | 150,151,152 | 
 | 
 | 
 | 
  |  46 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное» | 
 | Диктант с грамматическим заданием | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 610 | 
 | 
 | 
 | 
  |  47 | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных |  Суффиксы имен прилагательных, их значение. Правило правописания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Слова-исключения  
  
 | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных |  Лингвистическая разминка |  Словарный диктант |  Знать: значение суффиксов имен прилагательных; правило правописания одной и двух букв и в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, и слова-исключения из этого правила. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически  
  
 | 159,157.161 | 
 | 
 | 
 | 
  |  48-49 | Буквы н и нн в именах прилагательных, образо-ванных от имен существительных |  
 | Буквы н и нн в именах прилагательных, образо-ванных от имен существительных |  Работа по карточкам | Тест | 
 | конспект | 
 | 
 | 
 | 
  |  50  
 | Р.Р.Способы связи предложений в тексте | Строение текста. «Данное» и «новое» в тексте. Способы связи предложений в тексте. Зависимость предложений друг от друга. Учебное исследование. Грамматические разборы | Р.Р.Способы связи предложений в тексте | Беседа |  Комплексный анализ текста | Знать: основные способы связи предложений в тексте. Уметь: определять способ связи предложений в тексте; самостоятельно составлять тексты, используя разные способы связи | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  51 |  Употребление имен прилагательных в речи | Особенности имени прилагательного как части речи. Роль прилагательных в речи. Употребление имен прилагательных. Синонимы. Антонимы. Правописание имен прилагательных |  Употребление имен прилагательных в речи | Выборочный диктант |  Объяснительный диктант | Уметь: определять роль прилагательных в речи;употреблять имена прилагательные в соответствии с их лексическим значением; подбирать к прилагательным синонимы и антонимы; применять правила правописания прилагательных | 169 или 170 | 
 | 
 | 
 | 
  |  52 | Произношение имен прилагательных | Имена прилагательные в устной и письменной речи. Орфоэпические нормы, связанные с произношением имен прилагательных. Орфоэпический словарь. Правила правописания имен прилагательных. Грамматические разборы | Произношение имен прилагательных | Конкурс «Кто вперед» | Тест | Знать: орфоэпические нормы, связанные с произношением имен прилагательных. Уметь: произносить прилагательные в соответствии орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем; применять правила правописания прилагательных |  171(2) | 
 | 
 | 
 | 
  |  53 | Р.Р. Средства связи предложений в тексте | Средства связи предложений в тексте. Зависимость предложений друг от друга. Учебное исследование. Грамматические разборы | Р.Р. Средства связи предложений в тексте | Беседа   |  Комплексный анализ текста | Знать: основные средства связи предложений в тексте. Уметь: определять средства связи предложений в тексте; определять по средству связи зависимость предложений друг от друга | 618 622,626(у) | 
 | 
 | 
 | 
  |  54 | Р.Р. Употребление параллельной связи с повтором | Параллельное строение текста. Повтор при параллельной связи. Учебное исследование. Грамматические разборы | Р.Р. Употребление параллельной связи с повтором | составление текстов |  Словарно-орфографическая работа, комплексный анализ текста |  Знать: особенности употребления в тексте параллельной связи с повтором. Уметь: находить средства связи в тексте; анализировать тексты с точки зрения уместности употребления в них параллельной связи с повтором | Состав.словарный диктант | 
 | 
 | 
 | 
  |  55 | Р.Р. Как исправить текст с неудачным повтором |  Неоправданный повтор как речевая ошибка. Способы устранения неоправданного повтора. Редактирование текста. Грамматические разборы | Р.Р. Как исправить текст с неудачным повтором | 
 | Творческий диктант |  Уметь: редактировать тексты и удалять в них неоправданный повтор, используя разные способы; не допускать неоправданных повторов в самостоятельно составленных текстах | конспект | 
 | 
 | 
 | 
  |  56 |  Р.Р. Контрольное сочинение № 6. |  Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению |  Р.Р. Контрольное сочинение № 6. | Контрольный диктант | Сочинение |  Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  57 |  Морфологические признаки глагола |  Глагол как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глаголов. Орфограммы, связанные с правописанием глаголов  
  
 |  Морфологические признаки глагола | морфологический разбор |  Проверочная работа |  Знать: особенности глагола как части речи. Уметь: распознавать глаголы среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать глаголы с изученными орфограммами и комментировать их правописание | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  58 |  Морфологические признаки глагола |  
 |  Морфологические признаки глагола | 
 | Тест | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  59 | Словообразование глаголов |  Способы образования глаголов. Словообразовательные цепочки. Морфемный и словообразовательный разбор глаголов. Учебное исследование  
  
 | Словообразование глаголов | Работа со словообразовательным словарем |  Комплексный анализ текста | Знать: способы образования глаголов. Уметь: определять способ образования глаголов, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; приводить примеры глаголов, образованных разными способами 
 | 3-4 строчки составить | 
 | 
 | 
 | 
  |  60 |  Словообразование глаголов |  
 |  Словообразование глаголов | Орфографический диктант | Тест | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  61 |  Правописание приставок при-и пре- |  Приставка. Значения приставок при- и пре-. Алгоритм рассуждения при выборе гласных в приставках при-и пре-  
 
 |  Правописание приставок при-и пре- | заполнение таблицы |  Объяснительный диктант |  Знать: значения приставок при-и пре-; алгоритм рассуждения при выборе гласных в приставках при- и пре-. Уметь: определять значение слов с приставками при- и пре- и правильно их писать  
 
 | 184,189 | 
 | 
 | 
 | 
  |  62,63 |  Правописание приставок при- и пре- | 
 |  Правописание приставок при- и пре- | Орфографическая разминка   |  Объяснительный диктант, тест | 
 | 182,184 | 
 | 
 | 
 | 
  |  64 |  Правописание глаголов. Чередование гласных в корне | Чередующиеся корни |  Правописание глаголов. Чередование гласных в корне | Исследование   | Словарный диктант | Знать: значения чередующихся корней, правила их написания. Уметь: правильно писать слова с чередующимися корнями. | 197,194 | 
 | 
 | 
 | 
  |  6566 |  Буквы ы — и в корне после приставок | Состав слова. Правило правописания букв и — ы в корне после приставок |  Буквы ы — и в корне после приставок | Выборочный диктант   | Словарный диктант | Знать: правило правописания букв и — ыъ корне после приставок. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически; определять состав слов | 195,199,ЗСП-6,7 | 
 | 
 | 
 | 
  |  67 | Р.Р. Употребление параллельной связи. Изложение | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Р.Р. Употребление параллельной связи. Изложение | диалог | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | 202 | 
 | 
 | 
 | 
  |  68 |  Употребление глаголов в речи | Особенности глагола как части речи. Роль глаголов в речи. Употребление глаголов. Синонимы. Антонимы. Глаголы, употребленные в переносном значении. Правописание глаголов |  Употребление глаголов в речи |   |  Объяснительный диктант | Уметь: определять роль глаголов в речи; употреблять глаголы в соответствии с их лексическим значением; подбирать к глаголам синонимы и антонимы; применять правила правописания глаголов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  69 |  Произношение глаголов | Глаголы в устной и письменной речи. Орфоэпические нормы, связанные с произношением глаголов. Орфоэпический словарь. Правила правописания глаголов. Грамматические разборы |  Произношение глаголов | беседа |  Индивидуальная работа с раздаточным материалом | Знать: орфоэпические нормы, связанные с произношением глаголов. Уметь: произносить глаголы в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем; применять правила правописания глаголов | 639,647(1или2) | 
 | 
 | 
 | 
  |  70 |  Проверьте свою подготовку по орфографии | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |  Проверьте свою подготовку по орфографии | комментированное письмо | Проверочный диктант |  Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы | 210,225(1) | 
 | 
 | 
 | 
  |  71 | Контрольная работа № 7 по орфографии. Правописание имен существительных, прилагательных, глаголов | Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Орфография. Грамматические разборы | Контрольная работа № 7 по орфографии. Правописание имен существительных, прилагательных, глаголов |   | Контрольная работа | Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов | 217.284 | 
 | 
 | 
 | 
  |  73 |  Повторение по теме «Морфология. Орфография» | Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Орфография. Грамматические разборы |  Повторение по теме «Морфология. Орфография» | индивидуальная работа | Самостоятельная работа | Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов | 653 | 
 | 
 | 
 | 
  |  74 |  Контрольный диктант № 8 по теме «Морфоло-гия. Орфография» | Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Орфография. Грамматические разборы |  Контрольный диктант № 8 по теме «Морфоло-гия. Орфография» | Контрольная работа   | Контрольный диктант | Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  75 |  Работа над ошибками | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |  Работа над ошибками | 
 | Работа над ошибками |  Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы | 243,244(1,2) | 
 | 
 | 
 | 
  |  76 |  Р.Р. Контрольное сочинение № 9. |  Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению |  Р.Р. Контрольное сочинение № 9. | Исследование лингвистического текста | Сочинение |  Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | 252,253(у0 | 
 | 
 | 
 | 
  |  77,78 |  Что такое причастие |  Причастие как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение и морфологические признаки причастия. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Суффиксы причастий. Причастие и определяемое слово. Морфемный разбор причастий. Морфологический разбор прилагательных и глаголов. Устный рассказ на лингвистическую тему |  Уроки изучения нового материала и закрепления знаний, уроки-практику- мы | Беседа   |  Морфологический разбор прилагательных и глаголов |  Знать: понятие причастие; общее грамматическое значение и морфологические признаки причастия; признаки прилагательного и глагола у причастия; суффиксы причастий. Уметь: распознавать причастия, отличать их от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки причастий; находить определяемое слово и ставить от него вопрос к причастию; согласовывать причастие и определяемое слово в роде, числе и падеже; | 658(у),656,662 | 
 | 
 | 
 | 
  |  79   |  Контрольный диктант № 10 за 1 полугодие | Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Орфография. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | 
 | Контрольный диктант | Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов, определять морфологические признаки | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  80 | Причастный оборот | Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Связь причастия с определяемым и зависимым словом. Границы причастного оборота. Синтаксическая роль причастного оборота. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Схемы предложений с причастным оборотом. Орфоэпическая норма  
  
 | Урок изучения нового материала | Исследование |  Объяснительный диктант |  Знать: понятие причастный оборот; правила пунктуации в предложениях с причастным оборотом. Уметь: находить причастные обороты в предложениях, определять и графически обозначать их границы; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; подчеркивать причастные обороты как члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом; составлять схемы предложений с причастным оборотом и предложения по схемам  
  
 | 264(2),265(3),ЗСП-9 | 
 | 
 | 
 | 
  |  8182 | Причастный оборот |  
 |  Урок-практикум | Работа с терминами | Словарный диктант, тест |  
 | 669,670 | 
 | 
 | 
 | 
  |  83 | Образование причастий. Действительные причастия | Действительные и страдательные причастия. Способы образования действительных причастий. Правописание суффиксов действительных причастий. Употребление действительных причастий. Учебное исследование  
  
 | Урок изучения нового материала | Беседа   |  Словарно-орфогра-фическая работа |  Знать: понятия действительные/ страдательные причастия; способы образования действительных причастий; правила правописания суффиксов действительных причастий. Уметь: различать действительные и страдательные причастия, действительные причастия настоящего и прошедшего времени; правильно писать суффиксы действительных причастий; предупреждать ошибки в употреблении действительных причастий  
  
 | 301,305 | 
 | 
 | 
 | 
  |  84 | Образование причастий. Действительные причастия |  
 |  Урок-практикум |  Морфологическая разминка | Тест |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  85 | Р.Р. Повествование художественного и раз-говорного стилей | Повествование как тип речи. Художественный и разговорный стили речи, их признаки. Материал для творческой работы |  Уроки развития речи | Анализ текста |  Творческая работа |  Знать: особенности повествования как типа речи; признаки разговорного и художественного стилей речи. Уметь: самостоятельно составлять текст-повествование разговорного и художественного стилей | 307, | 
 | 
 | 
 | 
  |  86 | Р.Р. Контрольное изложение № 11 | 
 |  
 | 
 |  Написание изложения |  
 | 672,678(3) | 
 | 
 | 
 | 
  |  87 | Образование причастий. Страдательные причастия |  Действительные и страдательные причастия. Способы образования страдательных причастий. Правописание суффиксов страдательных причастий. Употребление страдательных причастий  
  
 |  Урок изучения нового материала | Выборочный диктант |  Словарно-орфографи-ческая работа |  Знать: способы образования страдательных причастий; правила правописания суффиксов страдательных причастий. Уметь: различать действительные и страдательные причастия, страдательные причастия настоящего и прошедшего времени; правильно писать суффиксы страдательных причастий; предупреждать ошибки в употреблении страдательных причастий  
  
 | 313,721,722 | 
 | 
 | 
 | 
  |  88 | Образование причастий. Страдательные причастия |  
 | Комбинированные уроки | Исследование   |  Объяснительный диктант |  
 | 315 | 
 | 
 | 
 | 
  |  89 | Полные и краткие причастия |  Полные и краткие причастия. Общие признаки полных и кратких страдательных причастий и различия между ними. Синтаксическая роль полных и кратких причастий. Одна буква н в суффиксах кратких причастий. Орфоэпические нормы. Грамматические разборы. Сообщение на лингвистическую тему 
 
 | Урок изучения нового материала | Поэтическая пятиминутка | Грамматические разборы, объяснительный диктант |  Знать: понятия полные/краткие причастия; общие признаки полных и кратких страдательных причастий и различия между ними. Уметь: различать полные и краткие причастия, определять их признаки и синтаксическую роль; образовывать краткую форму страдательных причастий; произносить краткие причастия в соответствии с орфоэпическими нормами; объяснять написание одной буквы и в кратких причастиях 
 
 | 318,316 | 
 | 
 | 
 | 
  |  90 | Полные и краткие причастия | 
 | Ком- бинированные уроки | Тестовый тренинг | Тест | 
 | 232.работа со стихами А.Пушкина | 
 | 
 | 
 | 
  |  91 | Р.Р. Рассказ как один из жанров литературных произведений | Жанровые особенности и композиция рассказа. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Языковой материал для рассказа. Учебное исследование |  Урок развития речи | беседа |  Творческая работа |  Знать: жанровые особенности и композицию рассказа. Уметь: составлять рассказ по самостоятельно выбранной теме, сохраняя стиль и тип речи текста | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  92 | Морфологический разбор причастия | Морфологические признаки и синтаксическая роль причастий. Порядок морфологического разбора причастия |  Урок-практикум | Списывание   С творческим заданием Беседа   |  Практическая работа | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий | 326,327 | 
 | 
 | 
 | 
  |  93 | Контрольная работа № 12 по морфологии причастия. | Морфологические признаки причастия, синтаксическая роль в предложении |  Урок проверки знаний |   |  Контрольная работа | Уметь: выполнять  письменный морфологический разбор причастий, определять их синтаксическую роль. | Составить рассказ   | 
 | 
 | 
 | 
  |  94 |  Буквы н и нн в причастиях |  Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Страдательные причастия и прилагательные, образованные от глаголов. Орфоэпические нормы. Грамматические разборы  
 
 | Урок изучения нового материала | Словообразовательная разминка | Грамматические разборы, объяснительный диктант |  Знать: правило правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь: различать страдательные причастия и прилагательные, образованные от глаголов; правильно писать суффиксы страдательных причастий  
 
 | 332,335 | 
 | 
 | 
 | 
  |  95 |  Буквы н и нн в причастиях | 
 | Комбинированные уроки | орфографическая дуэль    | Тест | 
 | Составить Словарный диктант | 
 | 
 | 
 | 
  |  96 |  Слитное и раздельное написание не с причастиями |  Частица не, приставка не-, часть корня не. Условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Учебное исследование  
  
 | Урок изучения нового материала | Работа по учебнику |  Объяснительный диктант |  Знать: условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Уметь: различать частицу не, приставку не-, часть корня не; правильно писать не с причастиями  
  
 | 341,343(у) | 
 | 
 | 
 | 
  |  9798 |  Слитное и раздельное написание не с причастиями |  
 |  Урок-практикум | Морфологическая разминка | Тест |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  99 | Контрольный диктант № 13 по теме «Причастие»   |  Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | 
 | Диктант с грамматическим заданием |  Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 348(2),350 | 
 | 
 | 
 | 
  |  100 | Р.Р. Повествование делового стиля | Признаки делового стиля речи. Деловое повествование. Языковые средства в повествовании делового стиля. Учебное исследование | Урок развития речи | 
 | Комплексный анализ текста | Знать: признаки делового стиля речи; понятие деловое повествование. Уметь: анализировать тексты-повествования делового стиля, находить языковые средства, используемые в них | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  101 | Р.Р. Повествование делового стиля. | Признаки научного стиля речи. Научное повествование. Языковые средства в повествовании научного стиля |  Урок развития речи | 
 |  Творческая работа | Знать: признаки научного стиля речи; понятие научное повествование. Уметь: анализировать тексты-повествования научного стиля, находить языковые средства, используемые в них; самостоятельно создавать тексты-повествования делового и научного стилей | 676 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  102 |  Что такое деепричастие |  Основное и добавочное действия. Деепричастие как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение и морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия  
 у деепричастия. Суффиксы деепричастий. Морфологический разбор глаголов и наречий. Устный рассказ на лингвистическую тему | Урок изучения нового материала | 
 | Морфологический разбор глаголов и наречий | Знать: понятие деепричастие; общее грамматическое значение и морфологические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия; суффиксы деепричастий. Уметь: разграничивать основное и добавочное действия: распознавать деепричастия и определять их морфологические признаки; находить глагол-сказуемое, к которому относится деепричастие; выполнять морфологический разбор глаголов и наречий | 361 | 
 | 
 | 
 | 
  |  103, 104 |  Что такое деепричастие | 
 | Урок закрепления знаний |  Диктант с самопроверкой |  Объяснительный диктант |  
 | 362 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |   105 |  Деепричастный оборот |  Деепричастный оборот, его лексические и грамматические возможности в предложении. Выделение деепричастных оборотов и одиночных деепричастий запятыми. Синтаксическая роль деепричастий и деепричастных оборотов. Речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов  
  
 | Урок изучения нового материала |  составление схем |  Объянительный диктант |  Знать: понятие деепричастный оборот; лексические и грамматические возможности деепричастного оборота в предложении. Уметь: находить деепричастные обороты в предложениях, определять и графически обозначать их границы; выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме запятыми; подчеркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; составлять предложения с деепричастными оборотами; предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов  
  
 | конспект | 
 | 
 | 
 | 
  |  106,  
 |  Деепричастный оборот |  
 |  Урок-практикум |  Работа с перфокартой | Устный рассказ на лингвистическую тему |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  107 | Правописание не с деепричастиями | Частица не. приставка иг-, часть корня не. Правописание не с деепричастиями. Не с разными частями речи. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | Орфографическая разминка   |  Текущий контроль |  Знать: правило правописания не с деепричастиями. Уметь: различать частицу не, приставку не-, часть корня не; правильно писать не с разными частями речи | 681(2-3 совета) | 
 | 
 | 
 | 
  |  108 |  Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида |  Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание гласных перед суффиксами -в и -вш- деепричастий совершенного вида. Учебное исследование  
 
 | Урок изучения нового материала | Работа по карточкам |  Словарный диктант |  Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; правило правописания гласных перед суффиксами -в и -вш- деепричастий совершенного вида. Уметь: различать деепричастия совершенного и несовершенного вида и образовывать их самостоятельно  
 
 | 366, придумать три словосочетания | 
 | 
 | 
 | 
  |  109 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | 
 | Комбинирован -ные уроки | Орфографическая разминка   | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 
 | 367 | 
 | 
 | 
 | 
  |  110 | Р.Р. Описание места | План описания места. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения |  Урок развития речи | 
 | Сочинение |  Уметь: составлять план описания места; самостоятельно работать над сочинением-описанием места | 369(3,4) | 
 | 
 | 
 | 
  |  111 | Морфологический разбор деепричастия. | Морфологические признаки деепричастия |  Урок закрепления знаний | Редактирование текста | Самостоятельная работа |  Уметь: определять морфологические признаки деепричастия, его синтаксическую роль. | 376,377, 378(у) | 
 | 
 | 
 | 
  |  112 | Контрольная работа № 14 по морфологии | Причастие, деепричастие, их морфологические признаки и синтаксическая роль. |  Урок контроля | Словообразовательная   разминка | Контрольная работа |  Уметь: находить в тексте, определять морфологические признаки деепричастия, их синтаксическую роль. | 684, 692или 693 | 
 | 
 | 
 | 
  |  113 |  Употребление причастий и деепричастий в речи | Особенности употребления причастий и деепричастий в речи. Изобразительно-выразительные возможности причастий и деепричастий. Морфологические нормы. Интонация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Учебное исследование | Уроки изучения нового материала, уроки-практикумы |  Орфографический анализ | Тест |  Знать: особенности употребления причастий и деепричастий в речи, их изобразительно-выразительные возможности. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в речи, соблюдая морфологические нормы; выразительно читать предложения с причастными и деепричастными оборотами | 382(1-3) | 
 | 
 | 
 | 
  |  114 |  Р.Р. Контрольное сочинение № 15 в жанре рассказа | Жанровые особенности и композиция рассказа. Тема сочинения. Стиль и тип речи. Материалы к сочинению |  Урок развития речи | Морфемная разминка | Сочинение |  Знать: жанровые особенности и композицию рассказа. Уметь: самостоятельно составлять рассказ по заданной теме | 435 | 
 | 
 | 
 | 
  |  115 | Произношение причастий и деепричастий | Особенности произношения причастий и деепричастий. Орфоэпический словарь. Лингвистические игры | Уроки изучения нового материала, уроки-практикумы | Работа со словарем |  Тест, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Знать: особенности произношения причастий и деепричастий. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в устной речи, соблюдая орфоэпические нормы; работать с орфоэпическим словарем; писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 389,391,ЗСП-11,12 | 
 | 
 | 
 | 
  |  116 |  Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации |  Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |  Урок-практикум | беседа | Проверочный диктант | Знать: особенности произношения причастий и деепричастий. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в устной речи, соблюдая орфоэпические нормы; работать с орфоэпическим словарем; писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 394,395+словообразов.цепочки | 
 | 
 | 
 | 
  |  117 | Контрольный диктант № 16 по теме «Деепричастие» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | Контрольный диктант | Диктант с грамматическим заданием | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  118 |  Анализ контрольного диктанта | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Урок коррекции знаний |   |  Работа над ошибками |  Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Конспект   | 
 | 
 | 
 | 
  |  119 | Р.Р. Соединение в тексте описания предмета и описания места.   | Описание предмета и описание места. План текста. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения | Урок  развития речи | Исследование поэтического материала | Творческая работа | Уметь: самостоятельно создавать текст, соединяя в нем описание предмета и описание места | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  120 | Р.Р. Сочинение по фотографии «Кабинет Пушкина (или Лермонтова)» | Описание предмета и описание места. План текста. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения | Урок развития речи |   | Сочинение | Уметь: самостоятельно писать сочинение, соединяя в нем описание предмета и описание места | 399,406(1,2) 414 | 
 | 
 | 
 | 
  |  121 | Контрольный диктант № 17 за 3 четверть | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | 
 | Диктант с грамматическим заданием |  Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Конспект   | 
 | 
 | 
 | 
  |  122 | Р.Р. контрольное изложение № 18 | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Урок контроля знаний | 
 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  123 |  Имя числительное. Что обозначает имя числительное | Имя числительное как самостоятельная часть речи. Значение, морфологические и синтаксические признаки числительных. Количественные и порядковые числительные. Роль числительных в речи | Урок изучения нового материала | фразеологический турнир | Словарный диктант | Знать: понятия имя числительное, количественные/порядковые числительные; значение, морфологические и синтаксические признаки числительных; роль числительных в речи. Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  124  125 | Простые, сложные и составные числитель-ные. Правописание числительных |  Количественные и порядковые числительные. Простые, составные и сложные числительные, их склонение и правописание. Грамматические разборы. Учебное исследование  
  
 | Урок изучения нового материала | Склонение числительных    | Комплексный анализ текста |  Знать: понятия простые/составные/сложные числительные; особенности склонения и правила правописания простых, составных и сложных числительных. Уметь: различать простые, составные и сложные числительные, правильно их писать и склонять  
  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |   126 | Простые, сложные и составные числительные. Правописание числительных |  
 |  Урок-практикум |   | Комплекс.анализ текста, тест |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  127 | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание |  Количественные числительные. Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). Особенности склонения и правила правописания количественных числительных, их сочетаемость с существительными. Учебное исследование  
 
 | Урок изучения нового материала | выборочный диктант |  Объяснительный диктант |  Знать: разряды количественных числительных, особенности их склонения и сочетаемости с существительными, правила правописания. Уметь: определять разряд количественных числительных и их морфологические признаки; правильно писать и склонять количественные числительные; употреблять количественные числительные в составе словосочетаний  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  128-130 |  Склонение числительных 1-4, 5-30; 40, 90, 100.  50-80, 200-900. Дробные числительные. Собирательные.   | 
 |  Комбинирован- ные уроки | Выборочный тест | Выборочный диктант | 
 | 438 | 
 | 
 | 
 | 
  |  131 | Изменение порядковых числительных | Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных, их согласование с существительными. Правописание падежных окончаний количественных числительных. Синтаксическая роль порядковых числительных. Грамматические разборы | Урок изучения нового материала | Орфоэпическая разминка   |  Комплексный анализ текста | Знать: особенности склонения порядковых числительных; способ определения падежных окончаний порядковых числительных. Уметь: различать количественные и порядковые числительные; склонять порядковые числительные и согласовывать их с существительными; правильно писать падежные окончания порядковых числительных | 445,446 | 
 | 
 | 
 | 
  |  123  133 |  Р.Р. Описание состояния окружающей среды |  Разновидности описаний. Описание состояния окружающей среды. Строение и языковые особенности текстов-описаний состояния окружающей среды. Материалы к сочинению  
 |  Уроки развития речи | Беседа | Сочинение |  Знать: строение и языковые особенности текстов-описаний состояния окружающей среды. Уметь: самостоятельно составлять текст-описание состояния окружающей среды | 463(1,2)460 | 
 | 
 | 
 | 
  |  134 | Морфологический разбор имени числительного | Морфологические признаки и синтаксическая роль числительных. Порядок морфологического разбора имени числительного |  Урок-практикум | Орфоэпическая разминка   |  Практическая работа | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор числительных | 467,472 | 
 | 
 | 
 | 
  |  135  
 |  Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных |  Числительные в устной и письменной речи. Морфологические и орфоэпические нормы, связанные с употреблением числительных. Грамматические разборы  
 |  Уроки изучения нового материала, уроки-практику- мы | Речевая разминка | Комплексный анализ текста | Уметь: употреблять числительные в устной и письменной речи в соответствии с морфологическими и орфоэпическими нормами | 720 | 
 | 
 | 
 | 
  |  136 |  Р.Р. Контроль-ное сочинение № 19 |  Разновидности описаний. Описание состояния окружающей среды. Строение и языковые особенности текстов-описаний состояния окружающей среды. Материал для сочинения 
 | Урок развития речи | 
 | Сочинение | Знать: строение и языковые особенности текстов-описаний состояния окружающей среды. Уметь: самостоятельно составлять текст-описание состояния окружающей среды | 470,471,473,474 | 
 | 
 | 
 | 
  |  137 |  Повторение по теме «Имя числительное» | Имя числительное. Морфология, орфография, синтаксическая роль. | Урок-практикум | Орфоэпическая разминка | Тест   | Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль | 478(2)479 | 
 | 
 | 
 | 
  |  138 |  Контрольный диктант № 20 по теме «Имя числительное» | Имя числительное. Морфология, орфография, синтаксическая роль. | Урок-контроля | 
 | Диктант   | Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль | 489,490 | 
 | 
 | 
 | 
  |  139 | Анализ контрольного диктанта | Имя числительное. Морфология, орфография, синтаксическая роль. | Урок коррекции знаний | Синтаксическая пятиминутка | Работа над ошибками | Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  140 | Р.Р. Контрольное изложение № 20 | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Урок контроля знаний | 
 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | 509 | 
 | 
 | 
 | 
  |  141  142 |  Какие слова называются местоимениями |  Местоимение как самостоятельная часть речи. Указательное значение местоимений. Отличие местоимений от именных частей речи. Роль местоимений в речи | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | Словарный диктант | Знать: понятие местоимение; значение, особенности местоимений, их отличие от именных частей речи; роль местоимений в речи. Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи; правильно употреблять местоимения; использовать местоимения для устранения повторов и связи предложений в тексте | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  143 | На какие разряды делятся местоимения по значению | Разряды местоимений. Значение и морфологические признаки местоимений разных разрядов, особенности их изменения. Употребление местоимений в речи. Грамматические разборы.   | Урок изучения нового материала | морфологический тренинг |  Текущий контроль | Знать: разряды местоимений, их значение, морфологические признаки, особенности изменения. Уметь: определять разряд местоимений; грамотно употреблять местоимения в речи | 510 | 
 | 
 | 
 | 
  |  144 | Личные местоимения | Личные местоимения. Особенности изменения местоимений 1, 2 и 3-го лица. Личные местоимения в устной и письменной речи. Употребление местоимений с предлогами. Синтаксическая роль личных местоимений. Грамматические разборы | Урок изучения нового материала | Синтаксическая пятиминутка | Грамматические разборы |  Знать: личные местоимения; особенности изменения местоимений 1, 2 и 3-го лица. Уметь: распознавать личные местоимения и определять их синтаксическую роль; различать местоимения 1, 2 и 3-го лица; склонять личные местоимения и грамотно употреблять их в речи; писать местоимения с предлогами   | 514+(3,4,5) | 
 | 
 | 
 | 
  |  145 |  Морфологический разбор местоимения | Морфологические признаки и синтаксическая роль местоимений. Порядок морфологического разбора местоимения | Урок-практикум |   |  Практическая работа | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор местоимений | 518,ЗСП-14 | 
 | 
 | 
 | 
  |  146 | Возвратное местоимение себя | Возвратное местоимение себя, его особенности. Склонение и синтаксическая роль возвратного местоимения. Употребление местоимения себя в речи | Урок изучения нового материала | 
 |  Объяснительный диктант | Знать: возвратное местоимение себя, его особенности. Уметь: определять падеж и синтаксическую роль возвратного местоимения себя; грамотно употреблять возвратное местоимение в речи | 524,521,520 | 
 | 
 | 
 | 
  |  147 |  Притяжательные местоимения |  Притяжательные местоимения. Значение, особенности склонения и синтаксическая роль притяжательных местоимений. Различение притяжательных местоимений и личных местоимений 3-го лица. Грамматические разборы | Урок изучения нового материала |  Работа по карточкам |  словарно-орфографическая работа | Знать: значение и особенности склонения притяжательных местоимений. Уметь: распознавать притяжательные местоимения, определять их падеж и синтаксическую роль; различать притяжательные местоимения и личные местоимения 3-го лица; грамотно употреблять притяжательные местоимения в речи | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  148 |  Указательные местоимения | Указательные местоимения. Значения, особенности изменения и синтаксическая роль указательных местоимений. Употребление указательных местоимений в речи | Урок изучения нового материала | Синтаксическая пятиминутка |  Комплексный анализ текста | Знать: указательные местоимения, их значения и особенности изменения. Уметь: распознавать указательные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; грамотно употреблять указательные местоимения в речи | 527,525 | 
 | 
 | 
 | 
  |  149 | Р.Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов | Типы речи, их признаки. Сочетание типов речи в тексте. Тема и основная мысль текста |  Уроки развития речи | Беседа   |  Диктант с продолжением, тест | Знать: типы речи, их признаки. Уметь: определять типы речи, использованные в тексте; объяснять, с какой целью автор использует в тексте разные типы речи; самостоятельно составлять текст, сочетающий разные типы речи | 533 | 
 | 
 | 
 | 
  |  150  151 |  Определительные местоимения | Определительные Местоимения. Значения, особенности изменения и синтаксическая роль определительных местоимений. Употребление определительных местоимений в речи. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | Синтаксическая пятиминутка |  Предупредительный диктант | Знать: определительные местоимения, их значения и особенности изменения. Уметь: распознавать определительные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; грамотно употреблять определительные местоимения в речи | 535 | 
 | 
 | 
 | 
  |  152 |  Вопросительно-относительные местоимения | Вопросительно-относительные местоимения. Роль вопросительно-относительных местоимений в предложениях, особенности их изменения. Употребление вопросительно-относительных местоимений в речи | Урок изучения нового материала | Выборочный диктант |  Распределительный диктант | Знать: вопросительно-относительные местои- мения, их роль в предложениях и особенности изменения. Уметь: распознавать вопросительно-относи-тельные местоимения, определять их мор-фологические признаки; разгра ничивать вопросительные и относительные место-имения; грамотно употреблять вопро-сительно-относительные местоимения в речи | 536 | 
 | 
 | 
 | 
  |  153 |  Отрицательные местоимения | Отрицательные местоимения. Значения, способы образования, особенности изменения и синтаксическая роль отрицательных местоимений. Употребление отрицательных местоимений в речи. Правописание не и ни в отрицательных местоимениях. Слитное и раздельное написание отрицательных местоимений | Урок изучения нового материала |  Работа с деформированным текстом | Диктант с творческим заданием | Знать: значения, способы образования и особенности изменения отрицательных местоимений; правила правописания не и ни в отрицательных местоимениях; условия слитного и раздельного написания отрицательных местоимений. Уметь: распознавать отрицательные местоимения, определять их морфо-логические признаки и синтаксическую роль; применять правила правописания отрицательных местоимений;   | 541 | 
 | 
 | 
 | 
  |   154 |  Неопределенные местоимения | Неопределенные местоимения. Значения, способы образования, особенности изменения и синтаксическая роль неопределенных местоимений. Употребление неопределенных местоимений в речи. Дефис в неопределенных местоимениях. Раздельное написание неопределенных местоимений, образованных с помощью приставки кое-, с предлогами |  Урок изучения нового материала | 
 |  Словарный диктант |  Знать: значения, способы образования и особенности изменения неопределенных местоимений; условия употребления дефиса в неопределенных местоимениях; правило раздельного написания неопределенных местоимений, образованных с помощью приставки кое-, с предлогами. Уметь: распознавать неопределенные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; применять правила правописания неопределенных местоимений; грамотно употреблять неопределенные местоимения в речи  
  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  155 |  Неопределенные местоимения |  
 |  Урок-практикум | Беседа   |  Комплексный анализ текста |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  156 |  Употребление местоимений в речи  Произношение местоимений |  Роль местоимений в речи. Употребление местоимений. Особенности склонения местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Грамматические разборы  Орфоэпические нормы, связанные с употреблением местоимений. Фонетический и орфоэпический разбор местоимений.   |  Уроки изучения нового материала, уроки-практикумы 
 | Работа по карточка   |  Комплексный анализ текста Текущий контроль | Знать: роль местоимений в речи; особенности склонения местоимений; орфоэпические нормы, связанные с употреблением местоимений. Уметь: грамотно употреблять местоимения в речи; правильно писать местоимения с предлогами, правильно произносить местоимения; выполнять фонетический и орфоэпический разбор местоимений | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  157  158 |  Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уроки-практи кумы | орфогрфический турнир |  Тест, диктант с продолжением |  Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  159 | Контрольный диктант № 21 по теме «Правописание местоимений» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | 
 | Диктант с грамматическим заданием |  Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  160 |  Анализ контрольного диктанта | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Урок коррекции знаний | 
 |  Работа над ошибками | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  161-164 |  Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уроки-практику- мы | синтаксическая пятиминутка |  Тест, комплексный  анализ текста |  Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  165 |  Итоговый контрольный диктант № 22. | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | 
 | Диктант с грамматическим заданием |  Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  166 |  Анализ контрольного диктанта | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Урок коррекции знаний | 
 | Работа над ошибками | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  167 | Р.Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов | Типы речи, их признаки. Сочетание типов речи в тексте. Тема и основная мысль текста |  Урок-практикум | Работа с деформированным текстом |  Творческая работа | Знать: типы речи, их признаки. Уметь: определять типы речи, использованные в тексте; объяснять; с какой целью автор использует в тексте разные типы речи; самостоятельно составлять тексты, сочетающие разные типы речи | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  168 | Р.Р. Контрольное сочинение № 23 по картине И.И.Левитана «Лесистый берег» | Описание места. Описание состояния окружающей среды. Биографические сведения о художнике И. И. Левитане. Творческая история картины «Лесистый берег». Репродукция картины. Языковой материал для сочинения по картине |  Уроки развития речи | 
 | Сочинение | Знать: строение и языковые особенности текстов-описаний места и текстов-описаний состояния окружающей среды; биографические сведения о художнике И.И. Левитане и творческую историю картины «Лесистый берег» (кратко). Уметь: писать сочинение по картине, соединяя в нем описание места и описание состояния окружающей среды | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  169-175 | Резервные уроки | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |