Руководитель кафедры зам. директора по УР Директор МБОУ «Лицей №83»
«_____»_________2014 г. «_____»__________2014 г. «_____»__________2014 г.
от «______»__________2014 г.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам начального общего образования, с учетом рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, изложенных в документах:
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.
Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
Содержание обучения связной речи (объем знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.
Помимо указанных особенностей курса, надо отметить еще следующие.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6 класс имеeт морфолого-орфографическую направленность, включаeт в содержание обучения курс синтаксиса и пунктуации, орфоэпию, лексику и словообразование. В 6 классе изучаются причастие и деепричастие, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.
Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углуб-ляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Курс 6 класса сохраняет структуру предыдущей учебной книги для 5 класса и включает разделы: «Слово — основная единица языка», «Язык. Правописание. Культура речи», «Речь».
С учетом задач и понятийной основы курса учебный материал, как уже отмечалось, представлен в двух частях: языковой и речевой. Кроме того, первые уроки традиционно посвящаются общим вопросам языка: значению языка в жизни людей, устройству языка и т. д. В 6 классе речь идет об основной единице языка — слове, об ответственности говорящего за выбор и употребление слова при речевом общении, как устном, так и письменном.
Стержнем курса является языковой раздел — лексика и грамматика, на основе которого не только формируется системное знание о родном языке с необходимыми умениями и навыками, но и предусматривается работа по речевому развитию учащихся: прививаются нормы употребления единиц языка в речи; организуются наблюдения за фактами использования в речевой практике изучаемых явлений языка; на основе синонимических замен осмысляются примеры наиболее удачного выбора словоформы или синтаксической конструкции в определенной ситуации общения; предусматривается тренировка в самостоятельном употреблении детьми определенных слов и грамматических структур; отрабатывается интонация речи, орфоэпия. Эта работа дополняется уроками развития связной речи: материал раздела «Речь» определенными порциями вкрапливается в языковую часть курса, и, хотя раздел «Речь» строится на собственных речеведческих понятиях стилей речи, типов речи, текста, он гармонично сочетается с языковыми разделами, содержание которых не мыслится вне речевого употребления.
В связи с изучением грамматики вводятся также соответствующие правила правописания (орфография и пунктуация), необходимые для оформления письменной речи. Как и в 5 классе, в 6-м предусматриваются два этапа в обучении: закрепительно-углубленный (по курсу предыдущего класса) и основном линейно-системный.
На первом этапе учебник 6 класса ориентирует процесс обучения на закрепление навыков орфографии и пунктуации, над которыми шла работа еще в 5 классе, а также на закрепление основополагающих умений опознавать изученные грамматические и речеведческие категории, различать части речи, члены предложения, простые и сложные предложения, стили и типы речи, виды изученных орфограмм, верно характеризовать все эти явления в ходе языкового анализа.
На первом этапе осуществляется углубление ранее изученного материала (словообразование изученных частей речи, трудные правила их правописания) и обозначается его речевой аспект: употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов, особенности их произношения. Таким образом, первый этап обучения призван обеспечить надежную связь, преемственность между 5 и 6 классами, закрепить ранее изученное, углубить имеющиеся сведения и навыки, осмыслить практическую (речевую) значимость полученных знаний о языке.
На этой базе строится дальнейшее усвоение языкового материала: вводятся новые для учеников темы «Причастие и деепричастие», «Имя числительное», «Местоимение», развиваются речеведческие понятия. Об особенностях изучения этих тем говорится в специальных главах; здесь же необходимо охарактеризовать общие подходы к обучению языку, показать их связь с характером изложения программного материала в 5 классе.
Чтобы ребенок мог овладеть лингвистическим знанием, свободно ориентироваться в языковом материале, ему необходимо усвоить соответствующие речевые обороты, словосочетания, понятия, термины, которые бытуют только в условиях специфичной языковой среды, только в лингвистических текстах. Но таким научным языком одиннадцатилетние дети не владеют, так как в нем нет жизненной потребности и соответственно нет необходимой речевой практики.
В 6 классе продолжен разъясняющий и обучающий подход при вводе теории: кроме формулировок определений и правил обязательно дается разъясняющий текст с примерами и оценками вводимых понятий и конкретных фактов языка; иллюстрируется связь между единицами разного уровня; отрабатывается адекватный определению или правилу способ практического действия. Чтобы вводимая теория (правило) давала положительные результаты, учащиеся должны опознавать не менее восьми случаев из десяти (80%). Достичь этого не просто, ибо показатель будет зависеть не только от умения различать безударные — ударные окончания как таковые, но и от умения правильно установить принадлежность слова к определенной части речи (в нашем примере опознать прилагательное или причастие).
В 5 классе уделялось много внимания развитию навыка чтения. Тем не менее в 6 классе эту работу ни в коем случае ослаблять нельзя: практика показывает, что шестиклассники еще не владеют должным образом этим видом речевой деятельности, они должны читать со скоростью не менее 100—120 слов в минуту, верно ставить смысловые (логические) ударения, соблюдать интонацию конца предложения, вопроса, восхищения, удивления, перечисления и т. д., понимать переносное значение слов и выражений, осознавать подтекст. Без специальных каждодневных усилий в этой области навык чтения — каким он должен быть, складывается медленно и может вообще не достичь необходимого уровня. На фоне каждодневных упражнений в выразительном чтении текстов лучше складывается и быстрее формируется навык чтения — понимания лингвистического (научного) текста.
Не меньшее внимание уделяется и развитию навыков письма. Не касаясь вопроса орфографической и пунктуационной подготовки шестиклассников, о чем подробно говорится в соответствующей главе, остановимся лишь на общих моментах организации письменной деятельности школьников.
В отличие от других видов интеллектуальной деятельности письмо есть наименее востребованный вид деятельности. Ребенок, подросток, юноша вне учебных занятий по собственной инициативе в часы досуга может рисовать, заниматься ручным трудом, техникой, спортом, музыкой и т. д., смотреть телевизор, но в редких случаях он пишет. Тем самым навыки письма в подавляющем большинстве случаев складываются только в процессе учебных занятий. Поэтому в 6 классе надо продолжать развивать быстроту письма с соблюдением его аккуратной и четкой формы, чтобы написанное легко и быстро можно было прочитать. Учебник стремится воспитать уважение к рукописной записи. Продолжаются упражнения на безошибочное списывание крылатых выражений, высказываний знаменитых людей; есть задания на заучивание с последующей записью поэтических строф выдающихся мастеров слова.
Большое внимание уделяется письменному пересказу, развивающему такой важнейший компонент чтения и слухового восприятия речи, как понимание. При этом нельзя не учитывать разницы между смысловым восприятием научного (в нашем случае лингвистического) текста и художественного, публицистического. Если для первого основным является логико-познавательный аспект, то для второго — идейно-образный. Соответственно характер развивающих заданий и целевые установки ожидаемых результатов обучения тоже имеют различия.
При работе с лингвистическим текстом внимание учащихся направляется на выяснение понятийного значения употребленных терминов, на логическую последовательность развертывания содержания высказывания (количество и соотнесенность микротем), на осмысление специфических оборотов речи (интонационный рисунок предложения, научный стиль речи, функционирование языковых средств и т. д.). У школьников, как правило, наблюдается фрагментарное восприятие лингвистического текста: они понимают значение отдельных терминов и терминологических выражений, схватывают значение некоторых фрагментов текста, но не улавливают общего смысла высказывания, а потому затрудняются в пересказе текста, предпочитая воспроизвести его наизусть. Приходится прилагать немало усилий, как уже отмечалось ранее, чтобы добиться понимания детьми лингвистического текста.
При работе же с художественным и публицистическим текстом важно воспитать у ребенка чувство приобщения к образам, переживаниям, видению мира, эмоциям художника слова. При этом авторское восприятие сливается с индивидуальным духовным миром читающего (слушающего), преломляется через личность воспринимающего текст. Именно поэтому воспроизведение текста бывает различным у разных людей и, безусловно, является творческим актом, отражающим жизненный опыт пишущего (говорящего) и духовно-эмоциональную сферу его психики.
Чем богаче жизненный опыт человека, его знания о мире, чем более развиты его эмоционально-психические, интеллектуальные способности, тем полнее он может воспринять и прочувствовать авторскую позицию, точнее воспроизвести чужое высказывание, понять его подтекстовой смысл.
В целом же совмещение общеречевого развития учащихся со специально языковым, лингвистическим помогает создать благоприятные условия для обучения родному языку. Изучение языковой системы должно быть связано с речевой деятельностью учащихся.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Слово как основная единица языка.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).
Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.
Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы — инструкция, объявление.
Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.
Правильное и выразительное употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Употребление причастий в текстах разных стилей.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными.
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
№1. Контрольное сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т. д.)!»
№2. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».
№ 3. Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
№ 4. Контрольное изложение.
№ 5. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
№ 6. Контрольное сочинение.
№ 7. Контрольная работа по словообразованию и орфографии.
№ 8. Контрольный диктант по теме «Морфология. Орфография».
№ 9. Контрольное сочинение .
№ 10. Контрольный диктант за 1 полугодие.
№ 11. Контрольное изложение.
№ 12. Контрольная работа по морфологии (причастие).
№ 13. Контрольный диктант по теме «Причастие».
№ 14. Контрольная работа по морфологии (деепричастие).
№ 15. Контрольное сочинение в жанре рассказа.
№ 16. Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
№ 17. Контрольный диктант за 3 четверть.
№ 18. Контрольное изложение.
№ 19. Контрольное сочинение (описание места и описание предмета) «Кабинет Пушкина».
№ 20. Контрольный диктант по теме «Числительное».
№ 21. Изложение «Речкино имя» (повествование, рассуждение, описание состояния окружающей среды)
№ 22. Контрольный диктант по теме «Местоимение».
№ 23. Итоговый контрольный диктант.
№ 24. Контрольное сочинение по картине Левитана «Лесной берег».
№ урока | Тема урока | Содержание | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемый результат | Домашнее задание | Дата проведения | ЭОР, ЦОР |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Слово — основная единица языка | Содержание и назначение УМ К. Слово — основная единица языка. Роль слов в жизни людей. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | Этимологическая разминка, | Индивидуальные задания | Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятие слово; роль слов в жизни людей; свойства слова | 4 | | | |
2 | Р.Р. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах | Речь. Устная и письменная, диалогическая и монологическая речь. Стили и типы речи. Культура общения | Комбинированный урок | творческая работа | Творческая работа, комплексный анализ текста | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе. Уметь: различать стили и типы речи; выполнять комплексный анализ текста | 8(2) | | | |
3, 4,5 | Орфография и пунктуация | Орфография. Орфограмма. Признаки орфограмм. Пунктуация. Пунктуационные знаки, условия их постановки | Комбинированные уроки | Орфографическое списывание | Комплексный анализ текста | Знать: понятия орфография, орфограмма, пунктуация; признаки орфограмм; условия постановки различных знаков препина-ния. Уметь: применять на практике изученные орфографические и пунктуационные правила | 16, 17,19, 21(у) | | | |
6 | Употребление прописных букв | Условия употребления прописных букв. Учебное исследование | Комбинированный урок | Анализ языковых явлений | Словарный диктант | Уметь: правильно и обоснованно употреблять прописные буквы в словах | | | | |
7 | Р.Р. Что мы знаем о тексте. Сочинение по летним впечатлениям | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Урок развития речи | Работа с текстом | Сочинение | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | 572 | | | |
8 | Буквы ь и ъ | Функции ьи ъ в словах. Правила правописания разделительных ь и 5, 6 - показателя мягкости согласного, ь — показателя грамматической формы | Комбинированный урок | Морфологическая разминка | Объяснительный диктант | Знать: функции ь и ъ в словах; правила право-писания разделительныхьиъ, ь – показате-ля мягкости согласного, ь - показателя грамматической формы. Уметь: правиль-но писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | 36,41,35(у) 51,53,54 | | | |
9,10,11, 12 | Орфограммы корня | Корень слова. Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне. Гласные о—ё после шипящих в корне. Корни с чередованием | Уроки-практикумы | Выборочный диктант. | Объяснительный диктант | Знать: виды орфограмм в корнях слов. Уметь: правильно писать слова с орфограммами в корне и обозначать их графически | 51,53,54 59,61 | | | |
13, 14, 15 | Правописание окончаний слов | Окончание. Правила правописания безударных личных окончаний глаголов, падежных окончаний существительных и прилагательных | Уроки-практикумы | Лингвистическая разминка | Тест | Уметь: правильно писать безударные личные окончания глаголов, падежные окончания существительных и прилагательных | 59,61 58,581(у) | | | |
16 | Р.Р. Контрольное сочинение № 1 на тему «Мало ли что можно делать…» | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Урок контроля знаний | Комплексный анализ текста | Сочинение | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | сочинение | | | |
17,18, 19, | Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными | Приставка не-, частица не, часть корня не. Условия слитного и раздельного написания не с глаголами, существительными, прилагательными | Уроки-практикумы | орфографический анализ текста | Объяснительный диктант, тест | Знать: условия слитного и раздельного написания не с глаголами, сущес-твительными, прилагательными. Уметь: различать приставку не-, частицу не, часть корня не; объяснять правописание не с разными частями речи | 69,70(у) | | | |
20 | Контрольный диктант № 2 по теме «Повторение изученного в 5 классе» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | Контрольная работа | Диктант с грамматическим заданием | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 73-77 | | | |
21 | Р.Р. Что мы знаем о тексте | Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. План текста. Порядок предложений в тексте. Членение текста на абзацы. Заголовок к тексту | Урок развития речи | Работа с газетой | Комплексный анализ текста | Знать: признаки текста. Уметь: доказывать, что указанная запись является текстом; выразительно читать текст, определять его тему и основную мысль; устанавливать правильный порядок предложений в тексте; членить текст на абзацы и составлять его план; подбирать заголовок к тексту | Работа по карточкам 82 | | | |
23 | Части речи и члены предложения | Части речи и их морфологические признаки. Члены предложения. Способы определения членов предложения. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | Лингвистическая разминка | Словарный диктант | Знать: части речи и их морфологические признаки. Уметь: разбирать предложения по членам и определять, какими частями речи выражены разные члены предложения | 84 | | | |
24 | Части речи и члены предложения | | Уроки закрепления знаний | Орфографическая дуэль | Тест, объяснительный диктант | | | | | |
26,27 | Морфологические признаки имени существительного | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль существительных. Орфограммы, связанные с правописанием существительных | Морфологические признаки имени существительного | Орфографическая разминка | Словарно-орфографическая работа | Знать: особенности имени существительного как части речи. Уметь: распознавать существительные среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать существительные с изученными орфограммами и комментировать их правописание | 87(1,3)91,93. | | | |
28 | Словообразование имен существительных | Способы образования имен существительных. Словообразовательные цепочки. Морфемный и словообразовательный разбор имен существительных. Учебное исследование | Словообразование имен существительных | Зачет | Текущий контроль | Знать: способы образования имен существительных; понятие слово-образовательная цепочка. Уметь: определять способ образования сущес-твительных, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; при-водить примеры существительных, образованных разными способами | | | | |
29,30 | Словообразование имен существительных | | Словообразование имен существительных | Лингвистическая разминка | Тест, комплексный анализ текста | | 94, 82.83,87,91-подготов.к диктанту | | | |
31 | Р.Р. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля | Стили речи, их признаки. Научно-деловая речь. Задачи речи научного и официально-делового стилей. Признаки научного стиля. Учебное исследование | Р.Р. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля | Сочинение | Индивидуальные задания | Знать: стили речи; задачи речи научного и официально-делового стилей; признаки научного стиля. Уметь: определять стилистическую принадлежность текста; различать тексты научного и официально-делового стилей | 98,ЗСП-2 | | | |
32,33 | Правописание сложных имен существительных | Образование сложных имен существительных. Слитное и дефисное написание сложных существительных. Соединительные гласные. Сложносокращенные слова. Состав слов | Правописание сложных имен существительных | Лингвистическая пятиминутка | Распределительный диктант | Знать: условия слитного и дефисного написания сложных существительных. Уметь: правильно писать сложные существительные и объяснять выбор слитного и дефисного написания; определять состав сложных существительных; распознавать условия написания соединительных гласных o и e | Конспект | | | |
34 | Р.Р. Изложение учебно -научного текста (по выбору учителя) | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста | Р.Р. Изложение учебно -научного текста (по выбору учителя) | беседа | Изложение | Уметь: писать изложение учебно-научного текста, сохраняя его языковые особенности и стилистическую принадлежность | Повторить конспект | | | |
35 | Употребление имен существительных в речи | Особенности имени существительного как части речи. Роль существительных в речи. Употребление имен существительных. Синонимы. Антонимы. Существительные, употребленные в переносном значении. Правописание имен существительных | Употребление имен существительных в речи | Исследование | Объяснительный диктант | Уметь: определять роль существительных в речи; употреблять имена существительные в соответствии с их лексическим значением; подбирать к существительным синонимы и антонимы; применять правила правописания существительных | 102,106 | | | |
36 | Произношение имен существительных | Имена существительные в устной и письменной речи. Орфоэпические нормы, связанные с произношением имен существительных. Орфоэ-пический словарь. Правила право-писания имен существительных. Грамматические разборы | Произношение имен существительных | | Тест | Знать: орфоэпические нормы, связанные с произношением имен существительных. Уметь: произносить существительные в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем; применять правила правописания существительных | 104 | | | |
37 | Р.Р.Определение научного понятия | Научное понятие. Термин. Родовые и видовые понятия. Логическое определение. Схема построения логических определений. Учебное исследование | Р.Р.Определение научного понятия | Орфографическая разминка | Комплексный анализ текста | Знать: значения слов научное понятие, термин, родовые/видовые понятия, логическое определение; схему построения логических определений. Уметь: находить в определениях понятий термин, родовое понятие, отличительный признак; самостоятельно строить определения понятий по схеме; находить ошибки в построении определения понятий | 109 | | | |
38 | Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное» | Контрольный диктант | Диктант с грамматическим заданием | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 598,599(у),605 | | | |
39 | Р.Р. Рассуждение-объяснение | Типы речи. Особенности и строение текста типа рассуждения-объяснения | Р.Р. Рассуждение-объяснение | Работа со словарем | Изложение | Уметь: писать изложение учебно-научного текста, сохраняя его языковые особенности и стилистическую принадлежность | | | | |
40 | Р.Р.Характеристика делового стиля | Деловой стиль речи. Задачи и особенности делового стиля. Характеристика человека | Р.Р.Характеристика делового стиля | Исследовательская работа | Творческая работа | Знать: задачи и особенности делового стиля. Уметь: находить и исправлять стилистические ошибки в текстах; самостоятельно создавать тексты делового стиля | Словообраз.цепочки | | | |
41 | Р.Р. Контрольное изложение №4. | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Р.Р. Контрольное изложение №4. | Изложение | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | | | | |
42 | Морфологические признаки имени прилагательного | Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных. Функция прилагательных в речи. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных | Морфологические признаки имени прилагательного | Словообразовательная разминка | Комплексный анализ текста | Знать: особенности имени прилагательного как части речи; функцию прилагательных в речи. Уметь: распознавать прилагательные среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать прилагательные с изученными орфограммами и комментировать их правописание | 136,ЗСП-4 | | | |
43 | Словообразование имен прилагательных | Способы образования имен прилагательных. Словообразовательные цепочки. Морфемный и словообразовательный разбор имен прилагательных. Учебное исследование | Словообразование имен прилагательных | Творческий диктант | Грамматические разборы | Знать: способы образования имен прилагательных. Уметь: определять способ образования прилагательных, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; приводить примеры прилагательных, образованных разными способами | 142 | | | |
44 | Правописание сложных имен прилагательных | Образование сложных имен прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Состав слов. Учебное исследование | Правописание сложных имен прилагательных | | Распределительный диктант | Знать: условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных. Уметь: правильно писать сложные прилагательные и объяснять выбор слитного и дефисного написания; определять состав сложных прилагательных | 2-3 прилаг.из таблицы 147 | | | |
45 | Правописание сложных имен прилагательных | | Правописание сложных имен прилагательных | Тестовый контроль | Текущий контроль | | 150,151,152 | | | |
46 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное» | | Диктант с грамматическим заданием | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 610 | | | |
47 | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных | Суффиксы имен прилагательных, их значение. Правило правописания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Слова-исключения | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных | Лингвистическая разминка | Словарный диктант | Знать: значение суффиксов имен прилагательных; правило правописания одной и двух букв и в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, и слова-исключения из этого правила. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически | 159,157.161 | | | |
48-49 | Буквы н и нн в именах прилагательных, образо-ванных от имен существительных | | Буквы н и нн в именах прилагательных, образо-ванных от имен существительных | Работа по карточкам | Тест | | конспект | | | |
50 | Р.Р.Способы связи предложений в тексте | Строение текста. «Данное» и «новое» в тексте. Способы связи предложений в тексте. Зависимость предложений друг от друга. Учебное исследование. Грамматические разборы | Р.Р.Способы связи предложений в тексте | Беседа | Комплексный анализ текста | Знать: основные способы связи предложений в тексте. Уметь: определять способ связи предложений в тексте; самостоятельно составлять тексты, используя разные способы связи | | | | |
51 | Употребление имен прилагательных в речи | Особенности имени прилагательного как части речи. Роль прилагательных в речи. Употребление имен прилагательных. Синонимы. Антонимы. Правописание имен прилагательных | Употребление имен прилагательных в речи | Выборочный диктант | Объяснительный диктант | Уметь: определять роль прилагательных в речи;употреблять имена прилагательные в соответствии с их лексическим значением; подбирать к прилагательным синонимы и антонимы; применять правила правописания прилагательных | 169 или 170 | | | |
52 | Произношение имен прилагательных | Имена прилагательные в устной и письменной речи. Орфоэпические нормы, связанные с произношением имен прилагательных. Орфоэпический словарь. Правила правописания имен прилагательных. Грамматические разборы | Произношение имен прилагательных | Конкурс «Кто вперед» | Тест | Знать: орфоэпические нормы, связанные с произношением имен прилагательных. Уметь: произносить прилагательные в соответствии орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем; применять правила правописания прилагательных | 171(2) | | | |
53 | Р.Р. Средства связи предложений в тексте | Средства связи предложений в тексте. Зависимость предложений друг от друга. Учебное исследование. Грамматические разборы | Р.Р. Средства связи предложений в тексте | Беседа | Комплексный анализ текста | Знать: основные средства связи предложений в тексте. Уметь: определять средства связи предложений в тексте; определять по средству связи зависимость предложений друг от друга | 618 622,626(у) | | | |
54 | Р.Р. Употребление параллельной связи с повтором | Параллельное строение текста. Повтор при параллельной связи. Учебное исследование. Грамматические разборы | Р.Р. Употребление параллельной связи с повтором | составление текстов | Словарно-орфографическая работа, комплексный анализ текста | Знать: особенности употребления в тексте параллельной связи с повтором. Уметь: находить средства связи в тексте; анализировать тексты с точки зрения уместности употребления в них параллельной связи с повтором | Состав.словарный диктант | | | |
55 | Р.Р. Как исправить текст с неудачным повтором | Неоправданный повтор как речевая ошибка. Способы устранения неоправданного повтора. Редактирование текста. Грамматические разборы | Р.Р. Как исправить текст с неудачным повтором | | Творческий диктант | Уметь: редактировать тексты и удалять в них неоправданный повтор, используя разные способы; не допускать неоправданных повторов в самостоятельно составленных текстах | конспект | | | |
56 | Р.Р. Контрольное сочинение № 6. | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Р.Р. Контрольное сочинение № 6. | Контрольный диктант | Сочинение | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | | | | |
57 | Морфологические признаки глагола | Глагол как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глаголов. Орфограммы, связанные с правописанием глаголов | Морфологические признаки глагола | морфологический разбор | Проверочная работа | Знать: особенности глагола как части речи. Уметь: распознавать глаголы среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать глаголы с изученными орфограммами и комментировать их правописание | | | | |
58 | Морфологические признаки глагола | | Морфологические признаки глагола | | Тест | | | | | |
59 | Словообразование глаголов | Способы образования глаголов. Словообразовательные цепочки. Морфемный и словообразовательный разбор глаголов. Учебное исследование | Словообразование глаголов | Работа со словообразовательным словарем | Комплексный анализ текста | Знать: способы образования глаголов. Уметь: определять способ образования глаголов, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; приводить примеры глаголов, образованных разными способами | 3-4 строчки составить | | | |
60 | Словообразование глаголов | | Словообразование глаголов | Орфографический диктант | Тест | | | | | |
61 | Правописание приставок при-и пре- | Приставка. Значения приставок при- и пре-. Алгоритм рассуждения при выборе гласных в приставках при-и пре- | Правописание приставок при-и пре- | заполнение таблицы | Объяснительный диктант | Знать: значения приставок при-и пре-; алгоритм рассуждения при выборе гласных в приставках при- и пре-. Уметь: определять значение слов с приставками при- и пре- и правильно их писать | 184,189 | | | |
62,63 | Правописание приставок при- и пре- | | Правописание приставок при- и пре- | Орфографическая разминка | Объяснительный диктант, тест | | 182,184 | | | |
64 | Правописание глаголов. Чередование гласных в корне | Чередующиеся корни | Правописание глаголов. Чередование гласных в корне | Исследование | Словарный диктант | Знать: значения чередующихся корней, правила их написания. Уметь: правильно писать слова с чередующимися корнями. | 197,194 | | | |
6566 | Буквы ы — и в корне после приставок | Состав слова. Правило правописания букв и — ы в корне после приставок | Буквы ы — и в корне после приставок | Выборочный диктант | Словарный диктант | Знать: правило правописания букв и — ыъ корне после приставок. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически; определять состав слов | 195,199,ЗСП-6,7 | | | |
67 | Р.Р. Употребление параллельной связи. Изложение | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Р.Р. Употребление параллельной связи. Изложение | диалог | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | 202 | | | |
68 | Употребление глаголов в речи | Особенности глагола как части речи. Роль глаголов в речи. Употребление глаголов. Синонимы. Антонимы. Глаголы, употребленные в переносном значении. Правописание глаголов | Употребление глаголов в речи | | Объяснительный диктант | Уметь: определять роль глаголов в речи; употреблять глаголы в соответствии с их лексическим значением; подбирать к глаголам синонимы и антонимы; применять правила правописания глаголов | | | | |
69 | Произношение глаголов | Глаголы в устной и письменной речи. Орфоэпические нормы, связанные с произношением глаголов. Орфоэпический словарь. Правила правописания глаголов. Грамматические разборы | Произношение глаголов | беседа | Индивидуальная работа с раздаточным материалом | Знать: орфоэпические нормы, связанные с произношением глаголов. Уметь: произносить глаголы в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем; применять правила правописания глаголов | 639,647(1или2) | | | |
70 | Проверьте свою подготовку по орфографии | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Проверьте свою подготовку по орфографии | комментированное письмо | Проверочный диктант | Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы | 210,225(1) | | | |
71 | Контрольная работа № 7 по орфографии. Правописание имен существительных, прилагательных, глаголов | Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Орфография. Грамматические разборы | Контрольная работа № 7 по орфографии. Правописание имен существительных, прилагательных, глаголов | | Контрольная работа | Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов | 217.284 | | | |
73 | Повторение по теме «Морфология. Орфография» | Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Орфография. Грамматические разборы | Повторение по теме «Морфология. Орфография» | индивидуальная работа | Самостоятельная работа | Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов | 653 | | | |
74 | Контрольный диктант № 8 по теме «Морфоло-гия. Орфография» | Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Орфография. Грамматические разборы | Контрольный диктант № 8 по теме «Морфоло-гия. Орфография» | Контрольная работа | Контрольный диктант | Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов | | | | |
75 | Работа над ошибками | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Работа над ошибками | | Работа над ошибками | Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы | 243,244(1,2) | | | |
76 | Р.Р. Контрольное сочинение № 9. | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Р.Р. Контрольное сочинение № 9. | Исследование лингвистического текста | Сочинение | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | 252,253(у0 | | | |
77,78 | Что такое причастие | Причастие как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение и морфологические признаки причастия. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Суффиксы причастий. Причастие и определяемое слово. Морфемный разбор причастий. Морфологический разбор прилагательных и глаголов. Устный рассказ на лингвистическую тему | Уроки изучения нового материала и закрепления знаний, уроки-практику- мы | Беседа | Морфологический разбор прилагательных и глаголов | Знать: понятие причастие; общее грамматическое значение и морфологические признаки причастия; признаки прилагательного и глагола у причастия; суффиксы причастий. Уметь: распознавать причастия, отличать их от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки причастий; находить определяемое слово и ставить от него вопрос к причастию; согласовывать причастие и определяемое слово в роде, числе и падеже; | 658(у),656,662 | | | |
79 | Контрольный диктант № 10 за 1 полугодие | Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Орфография. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | | Контрольный диктант | Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов, определять морфологические признаки | | | | |
80 | Причастный оборот | Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Связь причастия с определяемым и зависимым словом. Границы причастного оборота. Синтаксическая роль причастного оборота. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Схемы предложений с причастным оборотом. Орфоэпическая норма | Урок изучения нового материала | Исследование | Объяснительный диктант | Знать: понятие причастный оборот; правила пунктуации в предложениях с причастным оборотом. Уметь: находить причастные обороты в предложениях, определять и графически обозначать их границы; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; подчеркивать причастные обороты как члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом; составлять схемы предложений с причастным оборотом и предложения по схемам | 264(2),265(3),ЗСП-9 | | | |
8182 | Причастный оборот | | Урок-практикум | Работа с терминами | Словарный диктант, тест | | 669,670 | | | |
83 | Образование причастий. Действительные причастия | Действительные и страдательные причастия. Способы образования действительных причастий. Правописание суффиксов действительных причастий. Употребление действительных причастий. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | Беседа | Словарно-орфогра-фическая работа | Знать: понятия действительные/ страдательные причастия; способы образования действительных причастий; правила правописания суффиксов действительных причастий. Уметь: различать действительные и страдательные причастия, действительные причастия настоящего и прошедшего времени; правильно писать суффиксы действительных причастий; предупреждать ошибки в употреблении действительных причастий | 301,305 | | | |
84 | Образование причастий. Действительные причастия | | Урок-практикум | Морфологическая разминка | Тест | | | | | |
85 | Р.Р. Повествование художественного и раз-говорного стилей | Повествование как тип речи. Художественный и разговорный стили речи, их признаки. Материал для творческой работы | Уроки развития речи | Анализ текста | Творческая работа | Знать: особенности повествования как типа речи; признаки разговорного и художественного стилей речи. Уметь: самостоятельно составлять текст-повествование разговорного и художественного стилей | 307, | | | |
86 | Р.Р. Контрольное изложение № 11 | | | | Написание изложения | | 672,678(3) | | | |
87 | Образование причастий. Страдательные причастия | Действительные и страдательные причастия. Способы образования страдательных причастий. Правописание суффиксов страдательных причастий. Употребление страдательных причастий | Урок изучения нового материала | Выборочный диктант | Словарно-орфографи-ческая работа | Знать: способы образования страдательных причастий; правила правописания суффиксов страдательных причастий. Уметь: различать действительные и страдательные причастия, страдательные причастия настоящего и прошедшего времени; правильно писать суффиксы страдательных причастий; предупреждать ошибки в употреблении страдательных причастий | 313,721,722 | | | |
88 | Образование причастий. Страдательные причастия | | Комбинированные уроки | Исследование | Объяснительный диктант | | 315 | | | |
89 | Полные и краткие причастия | Полные и краткие причастия. Общие признаки полных и кратких страдательных причастий и различия между ними. Синтаксическая роль полных и кратких причастий. Одна буква н в суффиксах кратких причастий. Орфоэпические нормы. Грамматические разборы. Сообщение на лингвистическую тему | Урок изучения нового материала | Поэтическая пятиминутка | Грамматические разборы, объяснительный диктант | Знать: понятия полные/краткие причастия; общие признаки полных и кратких страдательных причастий и различия между ними. Уметь: различать полные и краткие причастия, определять их признаки и синтаксическую роль; образовывать краткую форму страдательных причастий; произносить краткие причастия в соответствии с орфоэпическими нормами; объяснять написание одной буквы и в кратких причастиях | 318,316 | | | |
90 | Полные и краткие причастия | | Ком- бинированные уроки | Тестовый тренинг | Тест | | 232.работа со стихами А.Пушкина | | | |
91 | Р.Р. Рассказ как один из жанров литературных произведений | Жанровые особенности и композиция рассказа. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Языковой материал для рассказа. Учебное исследование | Урок развития речи | беседа | Творческая работа | Знать: жанровые особенности и композицию рассказа. Уметь: составлять рассказ по самостоятельно выбранной теме, сохраняя стиль и тип речи текста | | | | |
92 | Морфологический разбор причастия | Морфологические признаки и синтаксическая роль причастий. Порядок морфологического разбора причастия | Урок-практикум | Списывание С творческим заданием Беседа | Практическая работа | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий | 326,327 | | | |
93 | Контрольная работа № 12 по морфологии причастия. | Морфологические признаки причастия, синтаксическая роль в предложении | Урок проверки знаний | | Контрольная работа | Уметь: выполнять письменный морфологический разбор причастий, определять их синтаксическую роль. | Составить рассказ | | | |
94 | Буквы н и нн в причастиях | Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Страдательные причастия и прилагательные, образованные от глаголов. Орфоэпические нормы. Грамматические разборы | Урок изучения нового материала | Словообразовательная разминка | Грамматические разборы, объяснительный диктант | Знать: правило правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь: различать страдательные причастия и прилагательные, образованные от глаголов; правильно писать суффиксы страдательных причастий | 332,335 | | | |
95 | Буквы н и нн в причастиях | | Комбинированные уроки | орфографическая дуэль | Тест | | Составить Словарный диктант | | | |
96 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | Частица не, приставка не-, часть корня не. Условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | Работа по учебнику | Объяснительный диктант | Знать: условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Уметь: различать частицу не, приставку не-, часть корня не; правильно писать не с причастиями | 341,343(у) | | | |
9798 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | | Урок-практикум | Морфологическая разминка | Тест | | | | | |
99 | Контрольный диктант № 13 по теме «Причастие» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | | Диктант с грамматическим заданием | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 348(2),350 | | | |
100 | Р.Р. Повествование делового стиля | Признаки делового стиля речи. Деловое повествование. Языковые средства в повествовании делового стиля. Учебное исследование | Урок развития речи | | Комплексный анализ текста | Знать: признаки делового стиля речи; понятие деловое повествование. Уметь: анализировать тексты-повествования делового стиля, находить языковые средства, используемые в них | | | | |
101 | Р.Р. Повествование делового стиля. | Признаки научного стиля речи. Научное повествование. Языковые средства в повествовании научного стиля | Урок развития речи | | Творческая работа | Знать: признаки научного стиля речи; понятие научное повествование. Уметь: анализировать тексты-повествования научного стиля, находить языковые средства, используемые в них; самостоятельно создавать тексты-повествования делового и научного стилей | 676 | | | |
102 | Что такое деепричастие | Основное и добавочное действия. Деепричастие как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение и морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Суффиксы деепричастий. Морфологический разбор глаголов и наречий. Устный рассказ на лингвистическую тему | Урок изучения нового материала | | Морфологический разбор глаголов и наречий | Знать: понятие деепричастие; общее грамматическое значение и морфологические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия; суффиксы деепричастий. Уметь: разграничивать основное и добавочное действия: распознавать деепричастия и определять их морфологические признаки; находить глагол-сказуемое, к которому относится деепричастие; выполнять морфологический разбор глаголов и наречий | 361 | | | |
103, 104 | Что такое деепричастие | | Урок закрепления знаний | Диктант с самопроверкой | Объяснительный диктант | | 362 | | | |
105 | Деепричастный оборот | Деепричастный оборот, его лексические и грамматические возможности в предложении. Выделение деепричастных оборотов и одиночных деепричастий запятыми. Синтаксическая роль деепричастий и деепричастных оборотов. Речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов | Урок изучения нового материала | составление схем | Объянительный диктант | Знать: понятие деепричастный оборот; лексические и грамматические возможности деепричастного оборота в предложении. Уметь: находить деепричастные обороты в предложениях, определять и графически обозначать их границы; выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме запятыми; подчеркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; составлять предложения с деепричастными оборотами; предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов | конспект | | | |
106, | Деепричастный оборот | | Урок-практикум | Работа с перфокартой | Устный рассказ на лингвистическую тему | | | | | |
107 | Правописание не с деепричастиями | Частица не. приставка иг-, часть корня не. Правописание не с деепричастиями. Не с разными частями речи. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | Орфографическая разминка | Текущий контроль | Знать: правило правописания не с деепричастиями. Уметь: различать частицу не, приставку не-, часть корня не; правильно писать не с разными частями речи | 681(2-3 совета) | | | |
108 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание гласных перед суффиксами -в и -вш- деепричастий совершенного вида. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | Работа по карточкам | Словарный диктант | Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; правило правописания гласных перед суффиксами -в и -вш- деепричастий совершенного вида. Уметь: различать деепричастия совершенного и несовершенного вида и образовывать их самостоятельно | 366, придумать три словосочетания | | | |
109 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | | Комбинирован -ные уроки | Орфографическая разминка | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | | 367 | | | |
110 | Р.Р. Описание места | План описания места. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения | Урок развития речи | | Сочинение | Уметь: составлять план описания места; самостоятельно работать над сочинением-описанием места | 369(3,4) | | | |
111 | Морфологический разбор деепричастия. | Морфологические признаки деепричастия | Урок закрепления знаний | Редактирование текста | Самостоятельная работа | Уметь: определять морфологические признаки деепричастия, его синтаксическую роль. | 376,377, 378(у) | | | |
112 | Контрольная работа № 14 по морфологии | Причастие, деепричастие, их морфологические признаки и синтаксическая роль. | Урок контроля | Словообразовательная разминка | Контрольная работа | Уметь: находить в тексте, определять морфологические признаки деепричастия, их синтаксическую роль. | 684, 692или 693 | | | |
113 | Употребление причастий и деепричастий в речи | Особенности употребления причастий и деепричастий в речи. Изобразительно-выразительные возможности причастий и деепричастий. Морфологические нормы. Интонация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Учебное исследование | Уроки изучения нового материала, уроки-практикумы | Орфографический анализ | Тест | Знать: особенности употребления причастий и деепричастий в речи, их изобразительно-выразительные возможности. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в речи, соблюдая морфологические нормы; выразительно читать предложения с причастными и деепричастными оборотами | 382(1-3) | | | |
114 | Р.Р. Контрольное сочинение № 15 в жанре рассказа | Жанровые особенности и композиция рассказа. Тема сочинения. Стиль и тип речи. Материалы к сочинению | Урок развития речи | Морфемная разминка | Сочинение | Знать: жанровые особенности и композицию рассказа. Уметь: самостоятельно составлять рассказ по заданной теме | 435 | | | |
115 | Произношение причастий и деепричастий | Особенности произношения причастий и деепричастий. Орфоэпический словарь. Лингвистические игры | Уроки изучения нового материала, уроки-практикумы | Работа со словарем | Тест, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Знать: особенности произношения причастий и деепричастий. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в устной речи, соблюдая орфоэпические нормы; работать с орфоэпическим словарем; писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 389,391,ЗСП-11,12 | | | |
116 | Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок-практикум | беседа | Проверочный диктант | Знать: особенности произношения причастий и деепричастий. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в устной речи, соблюдая орфоэпические нормы; работать с орфоэпическим словарем; писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 394,395+словообразов.цепочки | | | |
117 | Контрольный диктант № 16 по теме «Деепричастие» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | Контрольный диктант | Диктант с грамматическим заданием | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | | | | |
118 | Анализ контрольного диктанта | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Урок коррекции знаний | | Работа над ошибками | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Конспект | | | |
119 | Р.Р. Соединение в тексте описания предмета и описания места. | Описание предмета и описание места. План текста. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения | Урок развития речи | Исследование поэтического материала | Творческая работа | Уметь: самостоятельно создавать текст, соединяя в нем описание предмета и описание места | | | | |
120 | Р.Р. Сочинение по фотографии «Кабинет Пушкина (или Лермонтова)» | Описание предмета и описание места. План текста. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения | Урок развития речи | | Сочинение | Уметь: самостоятельно писать сочинение, соединяя в нем описание предмета и описание места | 399,406(1,2) 414 | | | |
121 | Контрольный диктант № 17 за 3 четверть | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | | Диктант с грамматическим заданием | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Конспект | | | |
122 | Р.Р. контрольное изложение № 18 | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Урок контроля знаний | | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | | | | |
123 | Имя числительное. Что обозначает имя числительное | Имя числительное как самостоятельная часть речи. Значение, морфологические и синтаксические признаки числительных. Количественные и порядковые числительные. Роль числительных в речи | Урок изучения нового материала | фразеологический турнир | Словарный диктант | Знать: понятия имя числительное, количественные/порядковые числительные; значение, морфологические и синтаксические признаки числительных; роль числительных в речи. Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные | | | | |
124 125 | Простые, сложные и составные числитель-ные. Правописание числительных | Количественные и порядковые числительные. Простые, составные и сложные числительные, их склонение и правописание. Грамматические разборы. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | Склонение числительных | Комплексный анализ текста | Знать: понятия простые/составные/сложные числительные; особенности склонения и правила правописания простых, составных и сложных числительных. Уметь: различать простые, составные и сложные числительные, правильно их писать и склонять | | | | |
126 | Простые, сложные и составные числительные. Правописание числительных | | Урок-практикум | | Комплекс.анализ текста, тест | | | | | |
127 | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание | Количественные числительные. Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). Особенности склонения и правила правописания количественных числительных, их сочетаемость с существительными. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | выборочный диктант | Объяснительный диктант | Знать: разряды количественных числительных, особенности их склонения и сочетаемости с существительными, правила правописания. Уметь: определять разряд количественных числительных и их морфологические признаки; правильно писать и склонять количественные числительные; употреблять количественные числительные в составе словосочетаний | | | | |
128-130 | Склонение числительных 1-4, 5-30; 40, 90, 100. 50-80, 200-900. Дробные числительные. Собирательные. | | Комбинирован- ные уроки | Выборочный тест | Выборочный диктант | | 438 | | | |
131 | Изменение порядковых числительных | Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных, их согласование с существительными. Правописание падежных окончаний количественных числительных. Синтаксическая роль порядковых числительных. Грамматические разборы | Урок изучения нового материала | Орфоэпическая разминка | Комплексный анализ текста | Знать: особенности склонения порядковых числительных; способ определения падежных окончаний порядковых числительных. Уметь: различать количественные и порядковые числительные; склонять порядковые числительные и согласовывать их с существительными; правильно писать падежные окончания порядковых числительных | 445,446 | | | |
123 133 | Р.Р. Описание состояния окружающей среды | Разновидности описаний. Описание состояния окружающей среды. Строение и языковые особенности текстов-описаний состояния окружающей среды. Материалы к сочинению | Уроки развития речи | Беседа | Сочинение | Знать: строение и языковые особенности текстов-описаний состояния окружающей среды. Уметь: самостоятельно составлять текст-описание состояния окружающей среды | 463(1,2)460 | | | |
134 | Морфологический разбор имени числительного | Морфологические признаки и синтаксическая роль числительных. Порядок морфологического разбора имени числительного | Урок-практикум | Орфоэпическая разминка | Практическая работа | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор числительных | 467,472 | | | |
135 | Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных | Числительные в устной и письменной речи. Морфологические и орфоэпические нормы, связанные с употреблением числительных. Грамматические разборы | Уроки изучения нового материала, уроки-практику- мы | Речевая разминка | Комплексный анализ текста | Уметь: употреблять числительные в устной и письменной речи в соответствии с морфологическими и орфоэпическими нормами | 720 | | | |
136 | Р.Р. Контроль-ное сочинение № 19 | Разновидности описаний. Описание состояния окружающей среды. Строение и языковые особенности текстов-описаний состояния окружающей среды. Материал для сочинения | Урок развития речи | | Сочинение | Знать: строение и языковые особенности текстов-описаний состояния окружающей среды. Уметь: самостоятельно составлять текст-описание состояния окружающей среды | 470,471,473,474 | | | |
137 | Повторение по теме «Имя числительное» | Имя числительное. Морфология, орфография, синтаксическая роль. | Урок-практикум | Орфоэпическая разминка | Тест | Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль | 478(2)479 | | | |
138 | Контрольный диктант № 20 по теме «Имя числительное» | Имя числительное. Морфология, орфография, синтаксическая роль. | Урок-контроля | | Диктант | Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль | 489,490 | | | |
139 | Анализ контрольного диктанта | Имя числительное. Морфология, орфография, синтаксическая роль. | Урок коррекции знаний | Синтаксическая пятиминутка | Работа над ошибками | Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль | | | | |
140 | Р.Р. Контрольное изложение № 20 | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Урок контроля знаний | | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | 509 | | | |
141 142 | Какие слова называются местоимениями | Местоимение как самостоятельная часть речи. Указательное значение местоимений. Отличие местоимений от именных частей речи. Роль местоимений в речи | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | Словарный диктант | Знать: понятие местоимение; значение, особенности местоимений, их отличие от именных частей речи; роль местоимений в речи. Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи; правильно употреблять местоимения; использовать местоимения для устранения повторов и связи предложений в тексте | | | | |
143 | На какие разряды делятся местоимения по значению | Разряды местоимений. Значение и морфологические признаки местоимений разных разрядов, особенности их изменения. Употребление местоимений в речи. Грамматические разборы. | Урок изучения нового материала | морфологический тренинг | Текущий контроль | Знать: разряды местоимений, их значение, морфологические признаки, особенности изменения. Уметь: определять разряд местоимений; грамотно употреблять местоимения в речи | 510 | | | |
144 | Личные местоимения | Личные местоимения. Особенности изменения местоимений 1, 2 и 3-го лица. Личные местоимения в устной и письменной речи. Употребление местоимений с предлогами. Синтаксическая роль личных местоимений. Грамматические разборы | Урок изучения нового материала | Синтаксическая пятиминутка | Грамматические разборы | Знать: личные местоимения; особенности изменения местоимений 1, 2 и 3-го лица. Уметь: распознавать личные местоимения и определять их синтаксическую роль; различать местоимения 1, 2 и 3-го лица; склонять личные местоимения и грамотно употреблять их в речи; писать местоимения с предлогами | 514+(3,4,5) | | | |
145 | Морфологический разбор местоимения | Морфологические признаки и синтаксическая роль местоимений. Порядок морфологического разбора местоимения | Урок-практикум | | Практическая работа | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор местоимений | 518,ЗСП-14 | | | |
146 | Возвратное местоимение себя | Возвратное местоимение себя, его особенности. Склонение и синтаксическая роль возвратного местоимения. Употребление местоимения себя в речи | Урок изучения нового материала | | Объяснительный диктант | Знать: возвратное местоимение себя, его особенности. Уметь: определять падеж и синтаксическую роль возвратного местоимения себя; грамотно употреблять возвратное местоимение в речи | 524,521,520 | | | |
147 | Притяжательные местоимения | Притяжательные местоимения. Значение, особенности склонения и синтаксическая роль притяжательных местоимений. Различение притяжательных местоимений и личных местоимений 3-го лица. Грамматические разборы | Урок изучения нового материала | Работа по карточкам | словарно-орфографическая работа | Знать: значение и особенности склонения притяжательных местоимений. Уметь: распознавать притяжательные местоимения, определять их падеж и синтаксическую роль; различать притяжательные местоимения и личные местоимения 3-го лица; грамотно употреблять притяжательные местоимения в речи | | | | |
148 | Указательные местоимения | Указательные местоимения. Значения, особенности изменения и синтаксическая роль указательных местоимений. Употребление указательных местоимений в речи | Урок изучения нового материала | Синтаксическая пятиминутка | Комплексный анализ текста | Знать: указательные местоимения, их значения и особенности изменения. Уметь: распознавать указательные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; грамотно употреблять указательные местоимения в речи | 527,525 | | | |
149 | Р.Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов | Типы речи, их признаки. Сочетание типов речи в тексте. Тема и основная мысль текста | Уроки развития речи | Беседа | Диктант с продолжением, тест | Знать: типы речи, их признаки. Уметь: определять типы речи, использованные в тексте; объяснять, с какой целью автор использует в тексте разные типы речи; самостоятельно составлять текст, сочетающий разные типы речи | 533 | | | |
150 151 | Определительные местоимения | Определительные Местоимения. Значения, особенности изменения и синтаксическая роль определительных местоимений. Употребление определительных местоимений в речи. Учебное исследование | Урок изучения нового материала | Синтаксическая пятиминутка | Предупредительный диктант | Знать: определительные местоимения, их значения и особенности изменения. Уметь: распознавать определительные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; грамотно употреблять определительные местоимения в речи | 535 | | | |
152 | Вопросительно-относительные местоимения | Вопросительно-относительные местоимения. Роль вопросительно-относительных местоимений в предложениях, особенности их изменения. Употребление вопросительно-относительных местоимений в речи | Урок изучения нового материала | Выборочный диктант | Распределительный диктант | Знать: вопросительно-относительные местои- мения, их роль в предложениях и особенности изменения. Уметь: распознавать вопросительно-относи-тельные местоимения, определять их мор-фологические признаки; разгра ничивать вопросительные и относительные место-имения; грамотно употреблять вопро-сительно-относительные местоимения в речи | 536 | | | |
153 | Отрицательные местоимения | Отрицательные местоимения. Значения, способы образования, особенности изменения и синтаксическая роль отрицательных местоимений. Употребление отрицательных местоимений в речи. Правописание не и ни в отрицательных местоимениях. Слитное и раздельное написание отрицательных местоимений | Урок изучения нового материала | Работа с деформированным текстом | Диктант с творческим заданием | Знать: значения, способы образования и особенности изменения отрицательных местоимений; правила правописания не и ни в отрицательных местоимениях; условия слитного и раздельного написания отрицательных местоимений. Уметь: распознавать отрицательные местоимения, определять их морфо-логические признаки и синтаксическую роль; применять правила правописания отрицательных местоимений; | 541 | | | |
154 | Неопределенные местоимения | Неопределенные местоимения. Значения, способы образования, особенности изменения и синтаксическая роль неопределенных местоимений. Употребление неопределенных местоимений в речи. Дефис в неопределенных местоимениях. Раздельное написание неопределенных местоимений, образованных с помощью приставки кое-, с предлогами | Урок изучения нового материала | | Словарный диктант | Знать: значения, способы образования и особенности изменения неопределенных местоимений; условия употребления дефиса в неопределенных местоимениях; правило раздельного написания неопределенных местоимений, образованных с помощью приставки кое-, с предлогами. Уметь: распознавать неопределенные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; применять правила правописания неопределенных местоимений; грамотно употреблять неопределенные местоимения в речи | | | | |
155 | Неопределенные местоимения | | Урок-практикум | Беседа | Комплексный анализ текста | | | | | |
156 | Употребление местоимений в речи Произношение местоимений | Роль местоимений в речи. Употребление местоимений. Особенности склонения местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Грамматические разборы Орфоэпические нормы, связанные с употреблением местоимений. Фонетический и орфоэпический разбор местоимений. | Уроки изучения нового материала, уроки-практикумы | Работа по карточка | Комплексный анализ текста Текущий контроль | Знать: роль местоимений в речи; особенности склонения местоимений; орфоэпические нормы, связанные с употреблением местоимений. Уметь: грамотно употреблять местоимения в речи; правильно писать местоимения с предлогами, правильно произносить местоимения; выполнять фонетический и орфоэпический разбор местоимений | | | | |
157 158 | Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уроки-практи кумы | орфогрфический турнир | Тест, диктант с продолжением | Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы | | | | |
159 | Контрольный диктант № 21 по теме «Правописание местоимений» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | | Диктант с грамматическим заданием | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | | | | |
160 | Анализ контрольного диктанта | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Урок коррекции знаний | | Работа над ошибками | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | | | | |
161-164 | Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уроки-практику- мы | синтаксическая пятиминутка | Тест, комплексный анализ текста | Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы | | | | |
165 | Итоговый контрольный диктант № 22. | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Урок контроля знаний | | Диктант с грамматическим заданием | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | | | | |
166 | Анализ контрольного диктанта | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Урок коррекции знаний | | Работа над ошибками | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | | | | |
167 | Р.Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов | Типы речи, их признаки. Сочетание типов речи в тексте. Тема и основная мысль текста | Урок-практикум | Работа с деформированным текстом | Творческая работа | Знать: типы речи, их признаки. Уметь: определять типы речи, использованные в тексте; объяснять; с какой целью автор использует в тексте разные типы речи; самостоятельно составлять тексты, сочетающие разные типы речи | | | | |
168 | Р.Р. Контрольное сочинение № 23 по картине И.И.Левитана «Лесистый берег» | Описание места. Описание состояния окружающей среды. Биографические сведения о художнике И. И. Левитане. Творческая история картины «Лесистый берег». Репродукция картины. Языковой материал для сочинения по картине | Уроки развития речи | | Сочинение | Знать: строение и языковые особенности текстов-описаний места и текстов-описаний состояния окружающей среды; биографические сведения о художнике И.И. Левитане и творческую историю картины «Лесистый берег» (кратко). Уметь: писать сочинение по картине, соединяя в нем описание места и описание состояния окружающей среды | | | | |
169-175 | Резервные уроки | | | | | | | | | |