- Проектный урок математики
- по теме: "Симметрия. Ось симметрии". 1-й класс
Цели:
Обучающие:
дать представление о симметрии и оси симметрии;
научить находить ось симметрии у плоских фигур (геометрические фигуры, буквы, рисунки)
Воспитательные:
Развивающие:
развитие речи, внимания, памяти, исследовательских навыков (метод проб мыслительного и практического характера);
развитие мелкой моторики. Развитие навыков работы с бумажным материалом, линейкой, ножницами.
Оборудование:
компьютер, проектор, слайды,
4 конверта с заданиями,
зеркало
изображение симметричных, несимметричных и имеющих несколько осей симметрии фигур и предметов,
детская энциклопедия
ножницы.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сядьте удобно. Улыбнемся друг другу и начнем наш урок математики.
1. Организация внимания.
У.: Посмотрите внимательно на картинки. Запомните их вместе с номерами.Слайд 1.
(В течение одной минуты дети запоминают рисунки и их номера)
У.: Какая картинка расположена под № 2? 7? 1? 4? 6?.3? 5?
II. Постановка проблемы.
На магнитную доску вывешиваются геометрические фигуры.(См. ниже)
У.: Разбейте эти фигуры на две группы. (Дети пробуют известные им способы: по форме – нельзя, по размеру – нельзя, по цвету – нельзя.)
У.: Какой у вас возникает вопрос?
Д.: Можно ли выполнить задание?
– Это ловушка?
– Если задание выполнить можно, то как?
III. Выход из проблемной ситуации.
У.: Я вам попробую помочь. Возьмите конверт № 2. В нем такие же геометрические фигуры как на доске.
У.: А что интересного вы на них заметили?
Д.: Мы заметили какие-то линии.
У.: Как вы думаете для чего они?
Д.: - Может быть они нам и помогут?
У.: Что вы предлагаете делать?
Д.: Среди предложений детей обязательно появляется предложение согнуть фигуры по этим линиям.
У.: Попробуйте. Что интересного вы заметили?
Д.: Мы заметили, что есть линии при сгибании по которым, части фигур совпадают, а есть линии, при сгибании по которым, части фигур не совпадают. Дети демонстрируют свои открытия.
У. (обращаясь к другим детям): Проверьте выводы ) Вы согласны с ними?
Д.: Да.
У.: Вы сделали важные открытия. А как называются эти линии мы узнаем, разгадав ребус.Слайд 2.
( Симметрия)
У. Линии при сгибании по которым части фигур совпадают называются осями симметрии.
- Ребята, а как по вашему будут называться фигуры имеющие такие линии?
Д.: Дети предлагают свои варианты.
У.: Люди договорились называть их симметричные фигуры.
У.: Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д.: Тема урока: “Симметричные фигуры. Ось симметрии”.Слайд 3
(Тема прочитывается орфографически, обращается внимание на правописание)
У.: Что называется осью симметрии?
– Какие фигуры называются симметричными?
–Чему вы должны научиться сегодня на уроке?
Д.: Научиться самим находить ось симметрии.
- Мне интересно узнать, какие фигуры называются симметричными?
-- А нужно ли изучать симметрию и если нужно, то для чего?
У.: Сегодня мы найдем ответы на многие ваши вопросы. А сейчас, давайте вернемся к заданию, которое не смогли выполнить в начале урока.
– На какие две группы можно разбить эти фигуры?
Д.: На симметричные и несимметричные.
У. – Давайте выполним эту работу.(работа в группах)
- Так на партах появляется две группы фигур: симметричные и несимметричные.
IV. Применение новых знаний. Деление на группы.
- Работать будем в группах. Называться каждая группа будет по цвету шарика на
ваших столах – «Красные», «Синие», «Желтые», « Зеленые» . Каждая группа проведет свое мини – исследование, ответит на вопросы по своим заданиям и к концу урока у нас должен получиться проект “Симметрия, который будет представлять коллекцию симметричных фигур и предметов»
- Прежде, чем приступить к работе, вспомним правила работы в группах ( дети называют)
- Наметим план создания проекта.Слайд 4.
1. Найдем интересную информацию о том, что такое “ось симметрии” на информационном столике.
2. Узнаем, что общего между геометрическими фигурами и окружающими нас предметами, спросив взрослых.
3. Проведем эксперимент, используя подручные средства.
4. Вырежем симметричные фигуры из бумаги.
5. Найдем среди них фигуры, имеющие несколько осей симметрии.
6. Оформим проект в виде коллекции предметов.
7. Защитим свой проект.
- У каждой группы на столе есть конверт с заданием. Откройте его. Определите, кто какое задание будет выполнять.( руководитель группы распределяет задания между участниками по желанию)
1 человек должен поработать с информацией, найти ответ на вопрос “Что такое ось симметрии?”.
1 человек отправиться к учителям, присутствующим на нашем уроке и выяснит, что общего между симметричными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами?( карточка № 2 )
(Круг – тарелка, печенье, диск.
Прямоугольник - книга, линейка.Эти фигуры имеют несколько осей симметрии.
Треугольник – листик.
Трапеция – бабочка.)
Для остальных участников проекта задания в конверте №3, в к-ой находятся листы бумаги с нарисованными половинками фигур. (Дети должны сложить листы пополам и вырезать фигуры.) Также проведут математический эксперимент, зеркалом и фигурами из конверта. .
V. Физминутка.
VI. Выполнение проекта.
У.: - Пользуясь полученными знаниями, из конверта №3 возьмите заготовки и попробуйте вырезать симметричные фигуры. А кто хочет - может вырезать любую понравившуюся фигуру самостоятельно.
VII. Оценка результатов.
- Оцените результат своей деятельности пользуясь информацией на экране. Продолжите предложения.Слайд 5
На экране:
Ось симметрии – это…
Фигуры и предметы, имеющие одну ось симметрии - … (покажите их).
Фигуры и предметы, имеющие несколько осей симметрии - … (покажите их).
Мы нашли дополнительную информацию о том, что …
Мы научились …
Нам еще надо научиться …
У: - Симметрия есть и в дошедших дл нас картинах древних художников. Много симметрии и в архитектурных сооружениях. Ярким примером может служить здание Московского государственного университета им. Ломоносова.(Показ слайдов)
Во все времена люди стремились сделать свое жилье, одежду, посуду красивыми. Для украшения использовали различные орнаменты. В основе которых тоже симметрия.
VIII. Презентация.
Защита проекта.( Докладывают о результатах своей работы).
IX. Итог урока.
– Зная такое свойство предметов, как симметрия, попробуйте прочитать зашифрованное послание, находящееся в конверте № 4
X .Самооценивание
У.Обсудите свою работу и оцените ее по линеечке успеха.
У.: Люди каких профессий используют понятие симметрии в своей работе?
XI. Д\З: ( по желанию)