kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа ученика 7 класса Грос Иван

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа ученика 7 класса.Тема: Старинные меры измерения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа ученика 7 класса Грос Иван»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №10 город Учалы РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН  Автор работы:  Гросс И.К.  ученика 8«Б» класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №10 город Учалы РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Автор работы:

Гросс И.К.

ученика 8«Б» класса

Цель исследования       познакомиться с историей русских мер длины;  познакомиться с историей русских мер длины;  выяснить, какие меры длины существуют сейчас;  выяснить, какие меры длины существуют сейчас;  где и как они используются;  где и как они используются;  что означают пословицы и фразеологизмы, в которых есть названия мер длины.   что означают пословицы и фразеологизмы, в которых есть названия мер длины.

Цель исследования

  • познакомиться с историей русских мер длины;
  • познакомиться с историей русских мер длины;
  • выяснить, какие меры длины существуют сейчас;
  • выяснить, какие меры длины существуют сейчас;
  • где и как они используются;
  • где и как они используются;
  • что означают пословицы и фразеологизмы, в которых есть названия мер длины.
  • что означают пословицы и фразеологизмы, в которых есть названия мер длины.

Великий русский учёный Д. И. Менделеев (1834-1907) говорил, что наука начинается с тех пор, как начинают измерять, и что точная наука немыслима без меры.

Великий русский учёный Д. И. Менделеев (1834-1907) говорил, что наука начинается с тех пор, как начинают измерять, и что точная наука немыслима без меры.

В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение.  Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным – всегда при себе.

В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение.

Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным – всегда при себе.

Раньше у наших предков были и весьма любопытные способы измерения: вержение камня  – бросок камнем перестрел  – расстояние, которое пролетела стрела, выпущенная из лука бычащий рев  – расстояние, с которых еще слышен рев быка бука – расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка .

Раньше у наших предков были и весьма любопытные способы измерения:

вержение камня – бросок камнем

перестрел – расстояние, которое пролетела стрела, выпущенная из лука

бычащий рев – расстояние, с которых еще слышен рев быка

бука – расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка .

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Аршин    Это одна из основных русских мер длины . Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран.  Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Название аршин происходит от персидского слова

Аршин

Это одна из основных русских мер длины . Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран.

Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Название аршин происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца.

Мера была очень удобной - руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. У одних они длинные, у других - короче. Хитрые купцы стали искать приказчиков с руками по - короче. Но однажды этому пришёл конец. Продавать "на свой аршин" властями было строго запрещено. Употреблять разрешалось только "казённый аршин". Этот эталон аршина изготовили в Москве.

? Что означает выражение «Мерить на свой аршин» ?  Судить о ком-либо, чем-либо со своей личной точки зрения, оценивать на свой вкус.  ?  Что означает выражение «Мерить общим аршином» ?   Рассматривать кого-либо, что-либо как  обычное явление.  ?  Про кого говорят «Как аршин проглотил»  ?  Так говорят о человеке, который держится неестественно прямо, «по струнке».  ?  Что означает выражение  «Видеть на два аршина под землей» ?  Значит, отличаться большой проницательностью.

? Что означает выражение

«Мерить на свой аршин» ?

Судить о ком-либо, чем-либо со своей личной точки

зрения, оценивать на свой вкус.

? Что означает выражение

«Мерить общим аршином» ?

Рассматривать кого-либо, что-либо как

обычное явление.

? Про кого говорят

«Как аршин проглотил» ?

Так говорят о человеке, который держится

неестественно прямо, «по струнке».

? Что означает выражение

«Видеть на два аршина под землей» ?

Значит, отличаться большой проницательностью.

САЖЕНЬ    Слово «САЖЕНЬ» происходит от глагола сягать, досягать – на сколько можно было дотянуться рукой.  По данным историков и архитекторов, саженей было более 10. Они имели свои названия и значения: городовая 248,8 см греческая 230,4 см царская 197,4 см народная 176 см простая 150,8 см великая 244 см казенная 217.6 см церковная 186,4 см кладочная 159,7 см малая 142,4 см, а так же дворовая, мостовая.

САЖЕНЬ

 

Слово «САЖЕНЬ» происходит от глагола сягать, досягать – на сколько можно было дотянуться рукой.

По данным историков и архитекторов, саженей было более 10. Они имели свои названия и значения:

городовая 248,8 см

греческая 230,4 см

царская 197,4 см

народная 176 см

простая 150,8 см

великая 244 см

казенная 217.6 см

церковная 186,4 см

кладочная 159,7 см

малая 142,4 см, а так же дворовая, мостовая.

Косая сажень    расстояние от подошвы левой ноги  до конца большого пальца вытянутой  вверх правой руки  Маховая сажень   расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук.  1 маховая сажень = 151 см 4 мм ? Про кого говорят  «В плечах косая сажень»? О человеке - богатыре, великане.

Косая сажень

  расстояние от подошвы левой ноги

до конца большого пальца вытянутой

вверх правой руки

Маховая сажень

расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук.

1 маховая сажень = 151 см 4 мм

? Про кого говорят

«В плечах косая сажень»?

О человеке - богатыре, великане.

ВЕРСТА  Это старорусская путевая мера. Произошло от слова «вертеть». Этим словам, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Величина версты много раз менялась в зависимости от числа сажень, входивших в нее, и величины сажени.

ВЕРСТА

Это старорусская путевая мера. Произошло от слова «вертеть». Этим словам, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Величина версты много раз менялась в зависимости от числа сажень, входивших в нее, и величины сажени.

? Что означает поговорка  «За семь верст киселя хлебать»? Ехать, идти далеко без особой надобности ? Что означает выражение  «Мерить версты»?  Ходить на большое расстояние ? Про кого говорят  «Коломенская верста»? Так называют человека очень высокого роста, верзилу.

? Что означает поговорка

«За семь верст киселя хлебать»?

Ехать, идти далеко без особой надобности

? Что означает выражение

«Мерить версты»?

Ходить на большое расстояние

? Про кого говорят

«Коломенская верста»?

Так называют человека

очень высокого роста, верзилу.

ВЕРШОК  Для измерений часто использовали  верхнюю часть пальца - вершок  1 Вершок = 4 см 4 мм ?  О каком человеке можно сказать  «От горшка два вершка»? Два вершка – это около девяти сантиметров: 4,4 ∙ 2 = 8,8 см. Людей такого роста не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся  после двух аршин, то есть после 142,24 см.  Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров: 142,24 + 8,8 = 151,14 (см) .

ВЕРШОК

Для измерений часто использовали

верхнюю часть пальца - вершок

1 Вершок = 4 см 4 мм

? О каком человеке можно

сказать «От горшка два вершка»?

Два вершка – это около девяти сантиметров:

4,4 ∙ 2 = 8,8 см. Людей такого роста не

бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что

при указании роста человека раньше счет велся

после двух аршин, то есть после 142,24 см.

Значит, от горшка два вершка – это чуть

больше полутора метров:

142,24 + 8,8 = 151,14 (см) .

Как же выглядел Конек-  Горбунок? «Да еще рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами».  Ввиду того, что раньше рост человека или животного измерялся после двух аршин, значит три вершка означало 2 аршина + 3 вершка. 71 +71+ 3 х 4,4 =155 см

Как же выглядел Конек-

Горбунок?

«Да еще рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами».

Ввиду того, что раньше рост человека или животного измерялся после двух аршин, значит три вершка означало 2 аршина + 3 вершка.

71 +71+ 3 х 4,4 =155 см

ДЮЙМ  Был избран Петром I для обозначения основной единицы длины. Происхождение самой единицы – самое неопределённое, поскольку ученые так и не сошлись во мнениях, откуда оно пошло: Голландия, Англия, Римская империя...  Одно только установлено точно: само слово «дюйм» – голландское и переводится «большой палец», и равен 2,54см.  Теперь наверное не трудно представить как выглядела Дюймовочка из сказки Ганса Христиана Андерсона .

ДЮЙМ

Был избран Петром I для обозначения основной единицы длины. Происхождение самой единицы – самое неопределённое, поскольку ученые так и не сошлись во мнениях, откуда оно пошло: Голландия, Англия, Римская империя...

Одно только установлено точно: само слово «дюйм» – голландское и переводится «большой палец», и равен 2,54см.

Теперь наверное не трудно представить как выглядела Дюймовочка из сказки Ганса Христиана Андерсона .

ЛОКОТЬ  Это исконно древнерусская мера длины. Он равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47см. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобная мера.

ЛОКОТЬ

Это исконно древнерусская мера длины. Он равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47см. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобная мера.

ШАГ  Средняя длина человеческого шага, 71 см.  Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами  в Древней Греции, Древнем Риме, Египте, Персии.  Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.

ШАГ

Средняя длина человеческого шага, 71 см.

Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами  в Древней Греции, Древнем Риме, Египте, Персии.

Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.

Шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли.

Шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли.

ПЯДЬ . Название  пядь  происходит от древнерусского слова

ПЯДЬ

. Название  пядь  происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кисть руки.

  Малая пядь – расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев. Это примерно 17 cм. 

Большая пядь  – расстояние между концами большого пальца и мизинца. Примерно 22-23см.

? Про кого говорят

«У него семь пядей во лбу»?

Об умном, мудром человеке.

Современные меры длины    Такое разнообразие единиц измерения затрудняли развитие техники, торговли. Поэтому в 19 веке представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений.  Эта система была разработана во Франции и за основу был взят метр, он стал эталоном измерений .  Чтобы определить длину основной единицы, ученые почти 6 лет измеряли и вычисляли длину меридиана – линии по поверхности Земного шара от одного полюса к другому. По замыслу метр составил одну сорокамиллионную долю земного меридиана.

Современные меры длины

Такое разнообразие единиц измерения затрудняли развитие техники, торговли. Поэтому в 19 веке представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений.

Эта система была разработана во Франции и за основу был взят метр, он стал эталоном измерений .

Чтобы определить длину основной единицы, ученые почти 6 лет измеряли и вычисляли длину меридиана – линии по поверхности Земного шара от одного полюса к другому. По замыслу метр составил одну сорокамиллионную долю земного меридиана.

МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ    Изучив старинные меры длины, узнав их значение, мне сразу захотелось измерять различные предметы и узнавать их меру по-старому.   1 опыт  Меня заинтересовало, каков же рост самого высокого и низкого человека в моей семье в переводе на старинные русские меры длины.  Самый высокий мой Папа его рост составляет 1 м. 84 см. Это 2 аршина 9,5 вершков.   Мой рост составляет  1м. 78 см. Это 2 аршина 8 вершков.  Самая низкая моя Мама. Её рост составляет 1м. 58 см.  Это 2 аршина 3,5 вершков.   А рост моей собаки 29 см. Это 6,5 вершков.   2 опыт  Интересно, а какой путь я проделываю от дома до школы?  А это не много ни мало около 2 км., что составляет в переводе на старинные русские меры длины – 1,87 версты.                                                                              

МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Изучив старинные меры длины, узнав их значение, мне сразу захотелось измерять различные предметы и узнавать их меру по-старому.

1 опыт

Меня заинтересовало, каков же рост самого высокого и низкого человека в моей семье в переводе на старинные русские меры длины.

Самый высокий мой Папа его рост составляет 1 м. 84 см. Это 2 аршина 9,5 вершков.

  Мой рост составляет  1м. 78 см. Это 2 аршина 8 вершков.

Самая низкая моя Мама. Её рост составляет 1м. 58 см.  Это 2 аршина 3,5 вершков.

  А рост моей собаки 29 см. Это 6,5 вершков.

 

2 опыт

Интересно, а какой путь я проделываю от дома до школы?

А это не много ни мало около 2 км., что составляет в переводе на старинные русские меры длины – 1,87 версты.

 

                                                                     

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мне интересно было работать над этой темой. В процессе работы я узнал много нового и интересного. Я теперь знаю, какими мерами длины раньше пользовались на Руси.

На протяжении всей истории человечества люди изобретали и использовали различные способы для измерения длин. Без них никак. С развитием общества возникла потребность в создании единой системы мер. Каждая мера должна была иметь определённую величину и эталон. Так появился эталон  метра.

Сегодня мы пользуемся современными терминами, обозначающими меры длины. И это – норма жизни. Однако, в литературе и истории нередко встречаются нам «локти», «аршины», «сажени», «пяди», и это тоже нормально. Это наша история, наша культура.

На мой взгляд мы не просто должны, мы обязаны знать эту терминологию. Во-первых, это говорит о нашем интеллектуальном уровне, а, во-вторых, помогает нам окунуться в наше прошлое, в историю наших предков, ну и, конечно же, делает художественные произведения ярче.

И ещё - почему для нас важно знать старинные меры длин.

Для нас важно знать их, чтобы всегда можно было прикинуть измерения. Ведь инструменты для этого всегда с нами – руки и ноги человека.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Проектная работа ученика 7 класса Грос Иван

Автор: Выполнил Гросс Иван, руководитель Насибуллина Асия Назыфовна

Дата: 09.12.2018

Номер свидетельства: 489822


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства