Презентация к уроку по алгебре и началам анализа на тему " Комбинаторика: перемещения,перестановки,сочетания"
Презентация к уроку по алгебре и началам анализа на тему " Комбинаторика: перемещения,перестановки,сочетания"
Презентация для учащихся 11 класса по теме " Комбинаторика".В ней представлены основные определения этого раздела математики и классификация формул,оформленная в таблицу,которая очень помогает при решении комбинаторных задач.Краткое предисловие познакомит вас с историей возникновения комбинаторики и её основоположниками.Также прилагается таблица с формулами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по алгебре и началам анализа на тему " Комбинаторика: перемещения,перестановки,сочетания"»
КОМБИНАТОРИКА
Размещения, перестановки, сочетания
Цели урока:
Узнать, что изучает комбинаторика
Узнать ,как возникла комбинаторика
Изучить формулы комбинаторики и научиться применять их при решении задач
:
:
Рождение комбинаторики как раздела математики связано с трудами Блеза Паскаля и Пьера Ферма по теории азартных игр.
Блез Паскаль
Пьер Ферма
Большой вклад в развитие комбинаторных методов внесли Г.В. Лейбниц, Я. Бернулли и Л. Эйлер.
Г.В. Лейбниц
Л. Эйлер.
Я. Бернулли
Лемма.Пусть в множестве A m элементов, а в множестве B — n элементов. Тогда число всех различных пар (a,b), где a\in A,b\in B будет равно mn.Доказательство.Действительно, с одним элементом из множества A мы можем составить n таких различных пар, а всего в множестве A m элементов.
Размещения, перестановки, сочетанияПусть у нас есть множество из трех элементов a,b,c.Какими способами мы можем выбрать из этих элементов два?ab,ac,bc,ba,ca,cb.
ПерестановкиПусть имеется n различных объектов.Будем переставлять их всеми возможными способами (число объектов остается неизменными, меняется только их порядок). Получившиеся комбинации называются перестановками, а их число равноPn=n!=1·2·3·...·(n-1)·n
Символ n! называется факториалом и обозначает произведение всех целых чисел от 1 до n. По определению, считают, что0!=11!=1Пример всех перестановок из n=3 объектов (различных фигур) - на картинке . Согласно формуле, их должно быть ровно P3=3!=1⋅2⋅3=6 , так и получается.
С ростом числа объектов количество перестановок очень быстро растет и изображать их наглядно становится затруднительно.Например, число перестановок из 10 предметов - уже 3628800(больше 3 миллионов!).
РазмещенияПусть имеется n различных объектов.Будем выбирать из них m объектов и переставлять всеми возможными способами между собой (то есть меняется и состав выбранных объектов, и их порядок). Получившиеся комбинации называются размещениями из n объектов по m, а их число равноAⁿm =n!(n−m)!=n⋅(n−1)⋅...⋅(n−m+1)
Определение.Размещениями множества из n различных элементов по m элементов (m≤n)называютсякомбинации, которые составлены из данных n элементов по m элементов и отличаются либо самими элементами, либо порядком элементов.
СочетанияПусть имеется n различных объектов.Будем выбирать из них m объектов всевозможными способами (то есть меняется состав выбранных объектов, но порядок не важен). Получившиеся комбинации называются сочетаниями из n объектов по m, а их число равноCmn=n!(n−m)!⋅m!
Пример всех сочетаний из n=3объектов (различных фигур) по m=2- на картинке снизу. Согласно формуле, их должно быть ровно C23=3!(3−2)!⋅2!:3!=3.Ясно, что сочетаний всегда меньше чем размещений (так как при размещениях порядок важен, а для сочетаний - нет), причем именно в m! раз, то есть верна формула связи:Amn=Cmn⋅Pm.
ЗАДАНИЕ. В шахматном турнире принимали участие 15 шахматистов, причем каждый из них сыграл только одну партию с каждым из остальных. Сколько всего партий было сыграно в этом турнире?
РЕШЕНИЕ.
Способ 1 . В одной игре участвуют 2 человека, следовательно, нужно вычислить, сколькими способами можно отобрать 2-х человек из 15, причем порядок в таких парах не важен. Воспользуемся формулой для нахождения числа сочетаний (выборок, отличающихся только составом) из n различных элементов по m элементов
n!= 1⋅ 2 ⋅3⋅...⋅ n , при n=2, m=13.
=
Способ 2. Первый игрок сыграл 14 партий (с2-м, 3-м, 4-м, и так до 15-го), 2- ой игрок сыграл 13 партий (3-м, 4-м, и т.д. до 15-го, исключаем то, что с первым партия уже была), 3-ий игрок − 12 партий, 4-ый − 11 партий, 5 – 10 партий, 6 – 9 партий, 7 – 8 партий, 8 – 7 партий,
9 – 6
10 – 5
11 – 4
12 – 3
13 – 2
14 – 1,
а 15-ый уже играл со всеми.
Итого: 14+13+12+11+10+9+8+7+6+5+4+3+2+1=105 партий
ОТВЕТ. 105 партий.
Учитель математики Аксёнова Светлана Валерьевна
Бугровская СОШ Всеволожского района Ленинградской области