Презентация факультативного занятия «Логарифмические неравенства»
Презентация факультативного занятия «Логарифмические неравенства»
В современной школе основной формой обучения математике, главным связующим звеном в интеграции различных организационных форм обучения по-прежнему остается урок, но при отведенных 2,5 ч. изучение тем, представленных на ЕГЭ, без факультативных занятий не представляется возможным.
Выбор факультативной формы занятия по теме «Логарифмические неравенства», представленной в материалах ЕГЭ (С 3), обусловлен недостаточным количеством часов, отведенных на эту тему.
Кроме этого, практика экзаменов показывает, что наибольшую сложность для школьников представляют трансцендентные неравенства. При их решении методом интервалов вычисление значений функций в промежуточных точках может вызвать трудности вычислительного характера. Чтобы устранить эти проблемы и расширить возможности применения метода интервалов при решении трансцендентных неравенств используется идея рационализации неравенств (метод декомпозиции или метод замены множителей).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация факультативного занятия «Логарифмические неравенства»»
Алгебра 10 класс
Факультативное занятие
по теме
«Логарифмические неравенства»
Надежкина Ирина Геннадьевна
учитель математики,
МБОУ Школа №126 г. Нижнего Новгорода
Содержание
Пояснительная записка
Дидактические цели
Планирование
Обоснование проекта одного из факультативных занятий по теме «Логарифмические неравенства»
Проект занятия
Подведение итогов (рефлексия)
Литература
Пояснительная записка
С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов по важности можно смело поставить рядом с другим, более древним изобретением индусов - нашей десятичной системой нумерации.
Успенский Я.В.
В современной школе основной формой обучения математике, главным связующим звеном в интеграции различных организационных форм обучения по-прежнему остается урок, но при отведенных 2,5 ч. изучение тем, представленных на ЕГЭ, без факультативных занятий не представляется возможным.
В процессе обучения математический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, поэтому на уроках и факультативах теория не изучается в отрыве от практики. Для того, чтобы успешно решать логарифмические уравнения и неравенства, необходимо уверенное владение формулами для логарифмов и свойствами логарифмических функций.
Ситуация несколько осложняется, например, по сравнению с показательными уравнениями и неравенствами, наличием ограничений, поэтому необходимо внимательно следить за равносильностью совершаемых преобразований.
Дидактические цели
Образовательные :
Систематизировать, обобщить и углубить знания по теме «Логарифмическая функция».
Ознакомить и закрепить способы решения логарифмических уравнений и неравенств.
Предоставить возможность обучающимся проверить свои знания и повысить их уровень.
Развивающие :
Развить математическое мышление, речь, способности переводить теоретические знания в практические навыки, формировать навыки самообучения, самоорганизации и самооценки, способствовать развитиютворческой деятельности учащихся.
Воспитательные :
Воспитывать познавательную активность, сознательное отношение к восприятию материала и ответственное отношение к труду.
Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
Воспитывать любовь и уважение к предмету .
Учебно-тематическое планирование Алгебра и начала анализа.10 класс (2,5 часа в неделю, всего 86 часов) Глава 4. Логарифмическая функция (15 часов)
№пп
Тема
1.
2.
Количество часов
Понятие логарифма
Свойства логарифмов
3.
1
1
Десятичные и натуральные логарифмы
4.
Преобразование выражений, содержащих логарифмы
1
5.
6.
2
Логарифмическая функция, ее свойства и график
Логарифмические уравнения
2
7.
3
Логарифмические неравенства
8.
Урок обобщения и систематизации знаний
3
9.
1
Контрольная работа
1
Обоснование проекта одного из факультативных занятий по теме «Логарифмические неравенства»
Выбор факультативной формы занятия по теме «Логарифмические неравенства», представленной в материалах ЕГЭ (С 3), обусловлен недостаточным количеством часов (3 часа), отведенных на эту тему.
Кроме этого, практика экзаменов показывает, что наибольшую сложность для школьников представляют трансцендентные неравенства. При их решении методом интервалов вычисление значений функций в промежуточных точках может вызвать трудности вычислительного характера. Чтобы устранить эти проблемы и расширить возможности применения метода интервалов при решении трансцендентных неравенств используется идея рационализации неравенств (метод декомпозиции или метод замены множителей). Использование этого способа, по сравнению с традиционным, даже при решении простейших неравенств может иметь преимущество в том, что не надо писать заключения о той или другой монотонности. Этот метод особенно выгоден, когда рассматривается неравенство с переменным основанием, нет необходимости думать о том, большим или меньшим единицы оно является. Это особенно важно при решении тестов ЕГЭ, когда время для их решения ограничено.
Проект занятия
Актуальность:
Умения решать сложные неравенства в процессе подготовки к ЕГЭ необходимы каждому ученику
Цель. Обеспечить условия:
Для нахождения различных способов решения логарифмических неравенств
Для преодоления причин, затрудняющих формирование у учащихся умений и способностей в решении логарифмических неравенств
Для рефлексивной деятельности учащихся на каждом этапе
Создание ситуации успеха и развития интереса к изучаемой теме
Задачи. Создать условия:
Для обучения учащихся решению сложных логарифмических неравенств
Для знакомства с новыми способами решения неравенств
Ход занятия 1. Актуализация опорных знаний.
1)Найди соответствия:
1
-
0
-
4
4
1
-
0
-
4
1 x 0 x ≠0 x x ≠1" width="640"
2) Найди область определения и установи соответствия:
x
x 1
x 0
x ≠0
x
x ≠1
1 x 0 x ≠0 x x ≠1" width="640"
x
x 1
x 0
x ≠0
x
x ≠1
1 ) 2) 3) 3 4 4) 5) 34" width="640"
3) Найди ошибку:
1 )
2)
3)
3
4
4)
5)
34
Обе части неравенства разделили на 5) 3
4)
3
4
Обе части неравенства разделили на
5)
3
2 . Традиционный способ решения логарифмических неравенств
Традиционный способ решения логарифмических неравенств
≥ -3
0 (ОДЗ: A0 Если a1, то 0 ( , тогда и только тогда , когда А 1 ( , т.е. ( a-1)(A-1) 0 ( Если 0 , то 0 ( , тогда и только тогда, когда A 1 (1) , т.е. опять ( a-1)(A-1) 0) . И, наоборот, если ( a-1)(A-1) 0 ( , то: При a1 имеем A1 ( , а тогда 0 ( ; При 0 имеем A 1 (1) , а тогда 0 ( . Следовательно, имеет место условие равносильности 0 ( ↔ ( a-1)(A-1) 0 ( Правило 1: Знак совпадает со знаком произведения ( a-1)(A-1) в ОДЗ. ОДЗ" width="640"
3. Решение неравенств способом рационализации (теоретическая часть) 1) Модель задачи
0 (
ОДЗ:A0
Еслиa1,то0 ( , тогда и только тогда, когда А1 ( , т.е. (a-1)(A-1) 0 (
Если 0, то0 ( , тогда и только тогда, когдаA 1(1), т.е. опять (a-1)(A-1) 0).
И, наоборот, если (a-1)(A-1) 0 ( , то:
Приa1имеемA1 ( , а тогда0 ( ;
При 0имеемA 1(1), а тогда0 ( .
Следовательно, имеет место условие равносильности
0 ( ↔ (a-1)(A-1) 0 (
Правило1: Знак совпадает со знаком произведения
(a-1)(A-1)в ОДЗ.
ОДЗ
Алгоритм решения задачи 1
0 - Правило 2: Знак разности совпадает со знаком произведения ( a -1)( A - B ) в ОДЗ . -" width="640"
2) Модель задачи
0
-
Правило 2:
Знак разности
совпадает со знаком произведения
(a-1)(A-B) в ОДЗ .
-
Алгоритм решения задачи 2
3) Модель задачи
≤ 0
●
Знак первого множителя совпадает со знаком произведения (a-1)(A-1) в ОДЗ.
Знак второго множителя совпадает со знаком произведения (b-1)(B-1) в ОДЗ.
Алгоритм решения задачи 3
0 (≥ 0) Решение неравенства определяется знаками множителей. Воспользуемся тем, что в ОДЗ знак разности - совпадает со знаком произведения , а знак совпадает в ОДЗ со знаком . Поэтому: ОДЗ 0 (≥0) ↔ 0 (≥0)" width="640"
4) Модель задачи
0 (≥ 0)
Решение неравенства определяется знаками множителей. Воспользуемся тем, что в ОДЗ знак разности -
совпадает со знаком произведения , а знак совпадает в ОДЗ со знаком . Поэтому:
ОДЗ
0 (≥0) ↔
0 (≥0)
0 (≥0)" width="640"
Алгоритм решения задачи 4
0 (≥0)
4. Решение неравенств (практическая часть)
1) Решите неравенство:
≤
Проверь себя:
2) Решите неравенство:
≥ 0
●
Проверь себя:
3) Решите неравенство:
●
≤ 0
Проверь себя:
4) Решите неравенство:
≤ 1
Проверь себя:
≤ 0
≤ 0
5. Задания для самостоятельного решения
1) Сколько целых решений имеют неравенства:
2)
●
3)
≤ 0
4)
5)
≤ 1
Подведение итогов(рефлексия)
1. Познакомились с новым способом решения логарифмических неравенств.
2. Научились применять его на практике.
3. Оценили преимущества нового способа, особенно при решении неравенств с неизвестным в основании логарифма.
4. Стали чувствовать себя увереннее при решении более сложных неравенств.
5. Анализ контрольной работы по теме «Логарифмическая функция» показал, что учащиеся, посещающие занятия факультатива, показали более высокий процент качества.
Литература
Алимов Ш.А. и др. «Алгебра и начала анализа 10-11 класс»-учебник. М.Просвещение, 2010
Колесников С.И. «Математика. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ» М.Айрис Пресс, 2008
Парфёнов В.С., Сергеев И.Н. «Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач» М.Интеллект-Центр, 2010
Учебно-методический комплекс «Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012». Под ред. Ф.Ф.Лысенко. Ростов-на-Дону. Легион-М,2011
«ЕГЭ-2012. Математика. Типовые экзаменационные варианты» под ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко. М. Национальное образование, 2011