kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока алгебры "Десять способов решения квадратного уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассмотрепны различные способы решения квадратных уравнений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока алгебры "Десять способов решения квадратного уравнения"»

Десять способов решения  квадратного уравнения

Десять способов решения квадратного уравнения

Данный проект рассчитан на учащихся 8 класса. Может быть применен в классах с любым уровнем подготовки. Умением решать квадратные уравнения овладевают практически все выпускники средней школы. Но чаще всего учащиеся для нахождения корней уравнения применяют только единственный способ: через применение формул для вычисления дискриминанта и корней квадратного уравнения. Но есть и другие формулы и методы решения, применение которых позволяет более рационально и быстрее решать данные уравнения, что поможет учащимся успешнее овладеть программой. Данный проект позволит расширить область математических знаний учащихся по теме за счет изучения новых методов, не входящих в школьный курс математики.
  • Данный проект рассчитан на учащихся 8 класса. Может быть применен в классах с любым уровнем подготовки.
  • Умением решать квадратные уравнения овладевают практически все выпускники средней школы. Но чаще всего учащиеся для нахождения корней уравнения применяют только единственный способ: через применение формул для вычисления дискриминанта и корней квадратного уравнения. Но есть и другие формулы и методы решения, применение которых позволяет более рационально и быстрее решать данные уравнения, что поможет учащимся успешнее овладеть программой.
  • Данный проект позволит расширить область математических знаний учащихся по теме за счет изучения новых методов, не входящих в школьный курс математики.
Цели:

Цели:

  • Знакомство с новыми методами решения квадратных уравнений.
  • Углубление знаний по теме «Квадратные уравнения».
  • Развитие математических, интеллектуальных способностей, навыков исследовательской работы.
  • Создание условий для самореализации личности.
Задачи:

Задачи:

  • Познакомить учащихся с новыми способами решения квадратных уравнений.
  • Закрепить умения решать уравнения известными способами.
  • Ввести теоремы, позволяющие решать уравнения нестандартными способами.
  • Продолжить формирование общенаучных навыков математической культуры.
  • Содействовать формированию интереса к исследовательской деятельности.
  • Создать условия для учащихся в реализации и развитии интереса к предмету математика.
Данный проект предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса и решение типовых задач. На уроках будет использоваться фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса, что позволяет развивать точную лаконичную речь, способствовать работать в быстром темпе. Основные формы работы с учащимися: лекция с элементами беседы, практическая работа, самостоятельная работа, творческая поисковая работа. Проект мобильный. т.к. дает возможность уменьшить количество задач при успешном усвоении метода, а блочная подача позволит учащимся, пропустившему урок, приступить к работе, не испытывая трудностей. Отличительной особенностью проекта является знакомство с методами решения квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки и способом «номограмм».
  • Данный проект предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса и решение типовых задач. На уроках будет использоваться фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса, что позволяет развивать точную лаконичную речь, способствовать работать в быстром темпе. Основные формы работы с учащимися: лекция с элементами беседы, практическая работа, самостоятельная работа, творческая поисковая работа. Проект мобильный. т.к. дает возможность уменьшить количество задач при успешном усвоении метода, а блочная подача позволит учащимся, пропустившему урок, приступить к работе, не испытывая трудностей.
  • Отличительной особенностью проекта является знакомство с методами решения квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки и способом «номограмм».
Знать и уметь:

Знать и уметь:

  • Теоремы о свойствах коэффициентов квадратного уравнения.
  • 10 различных способов решения уравнений.
  • Различные формулы для решения уравнений. Уверенно применять формулы, способы, теоремы для решения квадратных уравнений.
  • Понимать лексику, связанную с предметом; строить, читать, понимать графики.
  • При вычислении применять устные и письменные приемы, пользоваться современными техническими средствами обучения.
Способы  решения  квадратных  уравнений

Способы

решения

квадратных

уравнений

Разложение на множители  левой части уравнения Решим уравнение х 2  + 10х +24 = 0. Разложим на множители левую часть:  х 2  + 10х +24 = х 2  + 12х - 2х - 24 = х(х + 12) – 2(х + 12) = =(х + 12) (х – 2) х + 12) (х – 2) = 0 х + 12 =0 или х – 2= 0 х = - 12 х = 2 Ответ: - 12; 2. Решить уравнения: х 2  - х = 0; х 2  + 2х = 0; х 2  - 81 = 0;  х 2  + 4х +3= 0; х 2  + 2х -3 = 0.

Разложение на множители левой части уравнения

  • Решим уравнение х 2 + 10х +24 = 0.

Разложим на множители левую часть:

х 2 + 10х +24 = х 2 + 12х - 2х - 24 = х(х + 12) – 2(х + 12) =

=(х + 12) (х – 2)

х + 12) (х – 2) = 0

х + 12 =0 или х – 2= 0

х = - 12 х = 2

Ответ: - 12; 2.

Решить уравнения:

х 2 - х = 0; х 2 + 2х = 0; х 2 - 81 = 0;

х 2 + 4х +3= 0; х 2 + 2х -3 = 0.

Метод выделения  полного квадрата Решим уравнение х 2  + 6х - 7 = 0.  Выделим полный квадрат двучлена:  х 2  + 6х - 7 = х 2  + 2х∙ 3 + 3 2 – 3 2 - 7 = (х +3 ) 2  - 16  (х +3 ) 2  - 16 = 0  х(х +3 ) 2  = 16  (х +3 )  = 4 или (х +3 )  = - 4  х = 1 х = -7  Ответ: -7; 1.  Решить уравнения:  х 2  - 8х + 15 = 0; х 2  + 12х + 20 = 0; х 2  - 6х + 8 = 0;
  • Метод выделения полного квадрата
  • Решим уравнение х 2 + 6х - 7 = 0.

Выделим полный квадрат двучлена:

х 2 + 6х - 7 = х 2 + 2х∙ 3 + 3 2 – 3 2 - 7 = (х +3 ) 2 - 16

(х +3 ) 2 - 16 = 0

х(х +3 ) 2 = 16

(х +3 ) = 4 или (х +3 ) = - 4

х = 1 х = -7

Ответ: -7; 1.

Решить уравнения:

  • х 2 - 8х + 15 = 0; х 2 + 12х + 20 = 0; х 2 - 6х + 8 = 0;

х 2 + 4х +3= 0; х 2 + 2х - 2= 0.

0). Основные формулы: (если D0). Основные формулы: (если D0). Если b – нечетное, то D = b 2 - 4ac Если b =2k , то Решите уравнения 2 х 2 - 5х +2 = 0; 6 х 2 + 5х +1 = 0. 4 х 2 - 5х +2 = 0. 2 х 2 - 6х +4 = 0. х 2 - 18х +17= 0." width="640"

Решение квадратных уравнений по формуле

ax 2 +bx+c=0 ,

Основные формулы: (если D0).

  • Основные формулы: (если D0).
  • Основные формулы: (если D0).
  • Если b – нечетное, то D = b 2 - 4ac

  • Если b =2k , то

Решите уравнения

2 х 2 - 5х +2 = 0; 6 х 2 + 5х +1 = 0.

4 х 2 - 5х +2 = 0.

2 х 2 - 6х +4 = 0.

х 2 - 18х +17= 0.

Приведенное уравнение Если в уравнении вида: ax 2 +bx+c=0 ,  где a, b, с  R  а = 1 , то квадратное уравнение  вида x 2 + p x+q=0 называется приведенным .

Приведенное уравнение

  • Если в уравнении вида:

ax 2 +bx+c=0 ,

где a, b, с R

а = 1 , то квадратное уравнение вида x 2 + p x+q=0 называется приведенным .

Теорема Виета Сумма корней приведенного квадратного трехчлена x 2  +  px  +  q = 0  равна его второму коэффициенту p с противоположным знаком, а произведение – свободному члену q .  Т . е.  x 1  +  x 2  = – p  и  x 1   x 2      =  q

Теорема Виета

  • Сумма корней приведенного квадратного трехчлена x 2  +  px  +  q = 0  равна его второму коэффициенту p с противоположным знаком, а произведение – свободному члену q .
  • Т . е.  x 1  +  x 2  = – и  x 1   x 2      =  q

Применение теоремы Виета

Применение теоремы Виета

  • Теорема Виета замечательна тем, что, не зная корней квадратного трехчлена, мы легко можем вычислить их сумму и произведение, то есть простейшие симметричные выражения x 1  +  x 2 и x 1 x 2 .
Вычисление корней Так, еще не зная, как вычислить корни уравнения :  x 2   +   2 x  –  8  = 0,  мы, тем не менее, можем сказать, что их сумма должна быть равна – 2 , а произведение должно равняться – 8 .

Вычисление корней

  • Так, еще не зная, как вычислить корни уравнения :

x 2   +   2 x  –  8  = 0,

мы, тем не менее, можем сказать, что их сумма должна быть равна – 2 , а произведение должно равняться – 8 .

Решение уравнений  с помощью теоремы Виета Теорема Виета позволяет угадывать целые корни квадратного трехчлена. Так, находя корни квадратного уравнения x 2  –  7 x  +  10  = 0,    можно начать с того, чтобы попытаться разложить свободный член (число 10 ) на два множителя так, чтобы их сумма равнялась бы числу 7 .

Решение уравнений с помощью теоремы Виета

  • Теорема Виета позволяет угадывать целые корни квадратного трехчлена.
  • Так, находя корни квадратного уравнения

x 2  –  7 x  +  10  = 0,

можно начать с того, чтобы попытаться разложить свободный член (число 10 ) на два множителя так, чтобы их сумма равнялась бы числу 7 .

Решите уравнения x 2   - 7 x  –  30  = 0,  x 2   +   2 x  –  15  = 0, x 2   -   7 x  + 6 = 0,  5 x 2   -   14 x  –  9  = 0, 3x 2   - 5 x  + 2 = 0,
  • Решите уравнения
  • x 2   - 7 x  –  30  = 0,
  • x 2   +   2 x  –  15  = 0,
  • x 2   -   7 x  + 6 = 0,
  • 5 x 2   -   14 x  –  9  = 0,
  • 3x 2   - 5 x  + 2 = 0,
Графическое решение  квадратного уравнения Решим уравнение х 2  + 2х - 3 = 0. Запишем уравнение в виде х 2  = - 2х + 3. В одной системе координат построим графики функций у = х 2  и у = - 2х + 3. Обозначим абсциссы точек пересечения графиков. Ответ: -3; 1

Графическое решение квадратного уравнения

Решим уравнение х 2 + 2х - 3 = 0.

Запишем уравнение в виде х 2 = - 2х + 3.

В одной системе координат построим графики функций

у = х 2 и у = - 2х + 3.

Обозначим абсциссы точек пересечения графиков.

Ответ: -3; 1

Решение уравнений с помощью циркуля и линейки Решим уравнение  ах 2  + b х +  c = 0.    Построим точки:  S ( -b/2a;(a+c)/2a) – центр окружности и точка А (0;1)

Решение уравнений с помощью циркуля и линейки

  • Решим уравнение ах 2 + b х + c = 0.

  • Построим точки:

S ( -b/2a;(a+c)/2a) – центр окружности и точка А (0;1)

  • Проведем окружность радиуса SA .
  • Абсциссы точек пересечения с осью ОХ есть корни исходного уравнения.
Геометрический способ решения уравнения Решим уравнение y 2   - 6 у -  16 = 0.   Представим в виде y 2   - 6 у = 16 . На рисунке «изображено» выражение y 2   - 6 у , т.е. их площади квадрата со стороной у дважды вычитается площадь квадрата со стороной 3. Значит y 2   - 6 у + 9 есть площадь квадрата со стороной у – 3. Выполняем замену y 2   - 6 у = 16 у-3 3 (у – 3) 2  =16 + 9 = 25 у – 3 = 5; у – 3 = - 5 у = 8; у = - 2. у Ответ: -2; 8. Решить уравнение: y 2   - 6 у + 16 = 0.

Геометрический способ решения уравнения

  • Решим уравнение y 2 - 6 у - 16 = 0.

Представим в виде y 2 - 6 у = 16 .

На рисунке «изображено» выражение y 2 - 6 у , т.е. их площади квадрата со стороной у дважды вычитается площадь квадрата со стороной 3. Значит y 2 - 6 у + 9 есть площадь квадрата со стороной у – 3. Выполняем замену y 2 - 6 у = 16 у-3 3

(у – 3) 2 =16 + 9 = 25

у – 3 = 5; у – 3 = - 5

у = 8; у = - 2. у

Ответ: -2; 8.

  • Решить уравнение:

y 2 - 6 у + 16 = 0.

Решение уравнений  методом переброски Решим уравнение  ах 2  + b х +  c = 0. Умножим обе части на а, получим а 2 х 2  + b ах +  c а = 0 Решим уравнение  ах 2  + b х +  c = 0. Умножим обе части на а, получим а 2 х 2  + b ах +  c а = 0 Пусть ах = у, откуда х = у/а. Тогда у 2  + у b  +  c а = 0. Его корни у 1 , у 2 найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получаем х 1 = у/а; х 2 = у/а. При этом коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, и поэтому его называют «способом переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета, и что самое важное, когда дискриминант точный квадрат. Решим уравнение: 2х 2  - 11х + 15 = 0. Перебросим коэффициент 2 к свободному члену х 2  - 11х + 30= 0. Согласно теореме Виета у 1 = 5; у 2 = 6; х 1 = 2,5; х 2 = 3. Ответ: 2,5; 3. Решить уравнение: 2х 2  - 9х + 9= 0;  10х 2  - 11х + 3 = 0;  3х 2  + 11х + 6 = 0.  6х 2  + 5х - 6 = 0. 3х 2  + 1х - 4 = 0.

Решение уравнений методом переброски

  • Решим уравнение ах 2 + b х + c = 0. Умножим обе части на а, получим а 2 х 2 + b ах + c а = 0
  • Решим уравнение ах 2 + b х + c = 0. Умножим обе части на а, получим а 2 х 2 + b ах + c а = 0

Пусть ах = у, откуда х = у/а. Тогда у 2 + у b + c а = 0. Его корни у 1 ,

у 2 найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получаем

х 1 = у/а; х 2 = у/а. При этом коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, и поэтому его называют «способом переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета, и что самое важное, когда дискриминант точный квадрат.

Решим уравнение: 2х 2 - 11х + 15 = 0. Перебросим коэффициент 2 к свободному члену х 2 - 11х + 30= 0. Согласно теореме Виета у 1 = 5; у 2 = 6; х 1 = 2,5; х 2 = 3. Ответ: 2,5; 3.

Решить уравнение: 2х 2 - 9х + 9= 0; 10х 2 - 11х + 3 = 0;

3х 2 + 11х + 6 = 0. 6х 2 + 5х - 6 = 0. 3х 2 + 1х - 4 = 0.

Свойства коэффициентов  квадратного уравнения Если а+ b+c=0 , то х 1 =1; то х 2 =с/а.  Решим уравнение х 2  + 6х - 7 = 0. 1 + 6 – 7 = 0. Значит х 1 =1;  х 2 =-7/1 = -7. Ответ: -7; 1.  Решить уравнение:  5 х 2  - 7х + 2 = 0 ;11х 2  + 25х - 36 = 0; 345х 2  - 137х - 208 = 0 ;  3х 2  + 5х - 8 = 0; 4х 2  + 5х - 9 = 0.  Если а- b+c=0 , то х 1 =-1; то х 2 =-с/а. Решим уравнение 2 х 2  + 3х + 1 = 0. 2 - 3 + 1 = 0. Значит х 1 =-1; х 2 =-1/2 . Ответ: -1; -1/2. Решить уравнение:  5 х 2  - 7х - 12 = 0 ;11х 2  + 25х + 14 = 0; 3х 2  + 5х + 2 = 0 ;  5х 2  + 4х - 1 = 0; х 2  + 4х + 3= 0.

Свойства коэффициентов квадратного уравнения

  • Если а+ b+c=0 , то х 1 =1; то х 2 =с/а.

Решим уравнение х 2 + 6х - 7 = 0. 1 + 6 – 7 = 0. Значит х 1 =1;

х 2 =-7/1 = -7. Ответ: -7; 1.

Решить уравнение:

5 х 2 - 7х + 2 = 0 ;11х 2 + 25х - 36 = 0; 345х 2 - 137х - 208 = 0 ;

2 + 5х - 8 = 0; 4х 2 + 5х - 9 = 0.

  • Если а- b+c=0 , то х 1 =-1; то х 2 =-с/а.
  • Решим уравнение 2 х 2 + 3х + 1 = 0. 2 - 3 + 1 = 0. Значит х 1 =-1; х 2 =-1/2 . Ответ: -1; -1/2.
  • Решить уравнение:

5 х 2 - 7х - 12 = 0 ;11х 2 + 25х + 14 = 0; 3х 2 + 5х + 2 = 0 ;

2 + 4х - 1 = 0; х 2 + 4х + 3= 0.

Решение квадратных уравнений с помощью номограммы Этот старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на стр. 83 (Брадис В.М. Четырехзначная математическая таблица.) Таблица XXII. Номограмма для решения уравнения z 2  + p  z  +  g = 0.  Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения. криволинейная шкала номограммы построена по формулам. Полагая ОС = p , ED = g, OE =a (все в см) из подобия треугольников CAH и CDF получаем пропорцию. Откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение z 2  + p  z  +  g = 0, причем буква z  означаем метку любой точки кривой шкалы.

Решение квадратных уравнений с помощью номограммы

  • Этот старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на стр. 83 (Брадис В.М. Четырехзначная математическая таблица.)
  • Таблица XXII. Номограмма для решения уравнения

z 2 + p z + g = 0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения. криволинейная шкала номограммы построена по формулам. Полагая ОС = p , ED = g, OE =a (все в см) из подобия треугольников CAH и CDF получаем пропорцию. Откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение z 2 + p z + g = 0, причем буква z означаем метку любой точки кривой шкалы.

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы

  • Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы. – М, Просвещение, 1992г.
  • Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. – М. Просвещение, 1990г.
  • Пресман А.А. Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки. – М. Квант № 4/1972г.стр.34.
  • Газета «Математика» № 42/2001г «Квадратные уравнения».
  • Литвинова С.А. «За страницами учебника математики». Издательство «Панорама» 2006г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация для урока алгебры "Десять способов решения квадратного уравнения"

Автор: Абдулова Людмила Борисовна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389555


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства