Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока алгебры "Десять способов решения квадратного уравнения"»
Десять способов решения квадратного уравнения
Данный проект рассчитан на учащихся 8 класса. Может быть применен в классах с любым уровнем подготовки.
Умением решать квадратные уравнения овладевают практически все выпускники средней школы. Но чаще всего учащиеся для нахождения корней уравнения применяют только единственный способ: через применение формул для вычисления дискриминанта и корней квадратного уравнения. Но есть и другие формулы и методы решения, применение которых позволяет более рационально и быстрее решать данные уравнения, что поможет учащимся успешнее овладеть программой.
Данный проект позволит расширить область математических знаний учащихся по теме за счет изучения новых методов, не входящих в школьный курс математики.
Цели:
Знакомство с новыми методами решения квадратных уравнений.
Углубление знаний по теме «Квадратные уравнения».
Развитие математических, интеллектуальных способностей, навыков исследовательской работы.
Создание условий для самореализации личности.
Задачи:
Познакомить учащихся с новыми способами решения квадратных уравнений.
Закрепить умения решать уравнения известными способами.
Продолжить формирование общенаучных навыков математической культуры.
Содействовать формированию интереса к исследовательской деятельности.
Создать условия для учащихся в реализации и развитии интереса к предмету математика.
Данный проект предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса и решение типовых задач. На уроках будет использоваться фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса, что позволяет развивать точную лаконичную речь, способствовать работать в быстром темпе. Основные формы работы с учащимися: лекция с элементами беседы, практическая работа, самостоятельная работа, творческая поисковая работа. Проект мобильный. т.к. дает возможность уменьшить количество задач при успешном усвоении метода, а блочная подача позволит учащимся, пропустившему урок, приступить к работе, не испытывая трудностей.
Отличительной особенностью проекта является знакомство с методами решения квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки и способом «номограмм».
Знать и уметь:
Теоремы о свойствах коэффициентов квадратного уравнения.
10 различных способов решения уравнений.
Различные формулы для решения уравнений. Уверенно применять формулы, способы, теоремы для решения квадратных уравнений.
Понимать лексику, связанную с предметом; строить, читать, понимать графики.
При вычислении применять устные и письменные приемы, пользоваться современными техническими средствами обучения.
0). Основные формулы: (если D0). Основные формулы: (если D0). Если b – нечетное, то D = b 2 - 4ac Если b =2k , то Решите уравнения 2 х 2 - 5х +2 = 0; 6 х 2 + 5х +1 = 0. 4 х 2 - 5х +2 = 0. 2 х 2 - 6х +4 = 0. х 2 - 18х +17= 0." width="640"
Решение квадратных уравнений по формуле
ax2+bx+c=0,
Основные формулы: (еслиD0).
Основные формулы: (еслиD0).
Основные формулы: (еслиD0).
Если b – нечетное, тоD = b2- 4ac
Еслиb =2k, то
Решите уравнения
2х2- 5х +2 = 0; 6х2+ 5х +1 = 0.
4х2- 5х +2 = 0.
2х2- 6х +4 = 0.
х2- 18х +17= 0.
Приведенное уравнение
Если в уравнении вида:
ax2+bx+c=0,
где a, b, сR
а = 1 , то квадратное уравнение вида x2+px+q=0 называется приведенным.
Теорема Виета
Сумма корней приведенного квадратного трехчлена x 2 + px + q = 0 равна его второму коэффициенту p с противоположным знаком, а произведение – свободному члену q .
Т . е. x 1 + x 2 = – p и x 1 x 2 = q
Применение теоремы Виета
Теорема Виета замечательна тем, что, не зная корней квадратного трехчлена, мы легко можем вычислить их сумму и произведение, то есть простейшие симметричные выражения x 1 + x 2 и x 1 x 2 .
Вычисление корней
Так, еще не зная, как вычислить корни уравнения :
x 2 + 2 x – 8 = 0,
мы, тем не менее, можем сказать, что их сумма должна быть равна – 2 , а произведение должно равняться – 8 .
Решение уравненийс помощью теоремы Виета
Теорема Виета позволяет угадывать целые корни квадратного трехчлена.
Так, находя корни квадратного уравнения
x 2 – 7 x + 10 = 0,
можно начать с того, чтобы попытаться разложить свободный член (число 10 ) на два множителя так, чтобы их сумма равнялась бы числу 7 .
Решите уравнения
x 2 - 7 x – 30 = 0,
x 2 + 2 x – 15 = 0,
x 2 - 7 x + 6 = 0,
5 x 2 - 14 x – 9 = 0,
3x 2 - 5 x + 2 = 0,
Графическое решениеквадратного уравнения
Решим уравнениех2+ 2х - 3 = 0.
Запишем уравнение в виде х2= - 2х + 3.
В одной системе координат построим графики функций
у = х2и у = - 2х + 3.
Обозначим абсциссы точек пересечения графиков.
Ответ: -3; 1
Решение уравнений с помощью циркуля и линейки
Решим уравнениеах2+bх+c= 0.
Построим точки:
S ( -b/2a;(a+c)/2a) –центр окружности и точка А (0;1)
Проведем окружность радиусаSA.
Абсциссы точек пересечения с осью ОХ есть корни исходного уравнения.
Геометрический способ решения уравнения
Решим уравнение y 2 - 6 у - 16 = 0.
Представим в виде y 2 - 6 у = 16 .
На рисунке «изображено» выражение y 2 - 6 у , т.е. их площади квадрата со стороной у дважды вычитается площадь квадрата со стороной 3. Значит y 2 - 6 у + 9 есть площадь квадрата со стороной у – 3. Выполняем замену y 2 - 6 у = 16 у-3 3
(у – 3) 2 =16 + 9 = 25
у – 3 = 5; у – 3 = - 5
у = 8; у = - 2. у
Ответ: -2; 8.
Решить уравнение:
y 2 - 6 у + 16 = 0.
Решение уравненийметодом переброски
Решим уравнение ах 2 + b х + c = 0. Умножим обе части на а, получим а 2 х 2 + b ах + c а = 0
Решим уравнение ах 2 + b х + c = 0. Умножим обе части на а, получим а 2 х 2 + b ах + c а = 0
Пусть ах = у, откуда х = у/а. Тогда у 2 + у b + c а = 0. Его корни у 1 ,
у 2 найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получаем
х 1 = у/а; х 2 = у/а. При этом коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, и поэтому его называют «способом переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета, и что самое важное, когда дискриминант точный квадрат.
Решим уравнение: 2х 2 - 11х + 15 = 0. Перебросим коэффициент 2 к свободному члену х 2 - 11х + 30= 0. Согласно теореме Виета у 1 = 5; у 2 = 6; х 1 = 2,5; х 2 = 3. Ответ: 2,5; 3.
Этот старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на стр. 83 (Брадис В.М. Четырехзначная математическая таблица.)
Таблица XXII. Номограмма для решения уравнения
z2+pz+g= 0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения. криволинейная шкала номограммы построена по формулам. Полагая ОС = p , ED = g, OE =a (все в см) из подобия треугольников CAH и CDF получаем пропорцию. Откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение z2+pz+g= 0, причем буква z означаем метку любой точки кривой шкалы.
Информационные ресурсы
Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы. – М, Просвещение, 1992г.
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. – М. Просвещение, 1990г.
Пресман А.А. Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки. – М. Квант № 4/1972г.стр.34.
Газета «Математика» № 42/2001г «Квадратные уравнения».
Литвинова С.А. «За страницами учебника математики». Издательство «Панорама» 2006г.