kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Особенности конструирования урока математики на основе системно-деятельностного подхода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая, что в основе ФГОС второго поколения лежит осуществление в образовательной деятельности системно-деятельностного подхода, учителям математики предстоит научиться проектировать уроки в логике учебной деятельности: ситуация-проблема-задача-результат. В данной презентации отражены особенности конструирования урока математики на основе системно-деятельностного подхода, системы дидактических  принципов, отличительные черты современного урока от традиционного, типы современных уроков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Особенности конструирования урока математики на основе системно-деятельностного подхода" »

Особенности конструирования урока математики на основе  системно-деятельностного подхода    Учитель математики  Шкодина Е. В.

Особенности конструирования урока математики на основе системно-деятельностного подхода

Учитель математики

Шкодина Е. В.

«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» , - отмечено в национальной  образовательной инициативе

«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» , - отмечено в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа".

Как повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к использованию математических знаний, умений, навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач?   Как в процессе обучения математике обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?   Каким образом спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может реализовать свои способности и интересы?
  • Как повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к использованию математических знаний, умений, навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач?
  • Как в процессе обучения математике обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?
  • Каким образом спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может реализовать свои способности и интересы?
Реализация деятельностного подхода на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

ситуация  проблема  задача  результат

ситуация

проблема

задача

результат

Принцип деятельности Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Принцип деятельности

Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода

Принцип непрерывности

Принцип целостности

Принцип минимакса

Принцип психологической комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества

Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы            Метапредметные Личностные Предметные Усвоенные межпредметные понятия и УУД. Управление своей деятельностью, самостоятельность. Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д. Основы системы научных знаний.  Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.

Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы

Метапредметные

Личностные

Предметные

Усвоенные межпредметные понятия и УУД.

Управление своей деятельностью, самостоятельность.

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Основы системы научных знаний.

Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.

ТИПЫ УРОКОВ Тип урока Цели 1) Урок открытия нового знания (ОНЗ) Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2) Урок рефлексии (Р) Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3) Урок Общеметодологи- ческой направлен-ности  (ОН) Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. 4) Урок развивающего контроля (К) Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

ТИПЫ УРОКОВ

Тип урока

Цели

1) Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2) Урок рефлексии (Р)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3) Урок

Общеметодологи-

ческой направлен-ности (ОН)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4) Урок развивающего контроля (К)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока математики с позиции системно - деятельностного подхода состоит в следующем:  учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск;

Структура урока математики с позиции системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

  • учитель создает проблемную ситуацию;
  • ученик принимает проблемную ситуацию;
  • вместе выявляют проблему;
  • учитель управляет поисковой деятельностью;
  • ученик осуществляет

самостоятельный поиск;

  • обсуждение результатов.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению?     Только с помощью действия

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?

Как помочь его самоопределению?

 

 

Только с

помощью

действия

Особенности урока в рамках деятельностного подхода Элементы сравнения Традиционный урок Формулирование темы урока Урок в режиме деятельностного подхода Учитель сообщает учащимся Постановка целей и задач Формулируют сами учащиеся Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Планирование Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Практическая деятельность учащихся Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Элементы

сравнения

Традиционный урок

Формулирование темы урока

Урок в режиме деятельностного подхода

Учитель сообщает учащимся

Постановка целей и задач

Формулируют сами учащиеся

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Элементы сравнения Традиционный урок Осуществление контроля Урок в режиме деятельностного подхода Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Осуществление коррекции Оценивание Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учитель оценивает работу на уроке Итог урока Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Домашнее задание Проводится рефлексия Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Элементы

сравнения

Традиционный урок

Осуществление контроля

Урок в режиме деятельностного подхода

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Оценивание

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель оценивает работу на уроке

Итог урока

Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»   К.Д. Ушинский

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным

процессом и давал

для него материал»

К.Д. Ушинский

Системно-деятельностный подход  – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью системно-деятельностного подхода  является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности .  Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

Системно-деятельностный подходэто подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности .

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач : Действие связано с принятием цели и принятием решения . Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия . Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.  Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого Важно развивать такие стороны:  1) рефлексию,  2) анализ,  3) планирование.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач :

  • Действие связано с принятием цели и принятием решения .
  • Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия .
  • Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого

Важно развивать такие стороны:

1) рефлексию,

2) анализ,

3) планирование.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.

Планирование урока математики  1. Формулировка целей урока. 2.Подбор вопросов и заданий для этапа актуализации знаний и действий. 3.Придумывание ситуации, в которой у обучающихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающей к «открытию» нового знания. 4. Выбор способа организации деятельности обучающихся. 5. Подбор дидактических средств. 6.Разработка заданий, побуждающих обучающихся распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и воспроизводить их. 7. Разработка способов организации выполнения обучающимися этих заданий. 8. Составление заданий для контрольного этапа урока.

Планирование урока математики

1. Формулировка целей урока.

2.Подбор вопросов и заданий для этапа актуализации знаний и действий.

3.Придумывание ситуации, в которой у обучающихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающей к «открытию» нового знания.

4. Выбор способа организации деятельности обучающихся.

5. Подбор дидактических средств.

6.Разработка заданий, побуждающих обучающихся распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и воспроизводить их.

7. Разработка способов организации выполнения обучающимися этих заданий.

8. Составление заданий для контрольного этапа урока.

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся  Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы

Структура технологической карты включает:

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Общий вид технологической карты урока,  реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД  Предмет____________________________________________________________  Класс_______________________________________________________________  Автор УМК__________________________________________________________  Тема урока___________________________________________________________  Тип урока____________________________________________________________  Ход урока   Деятельность учителя Задание базового уровня  Деятельность учащихся Задание повышенного уровня Познавательная Коммуникативная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________

Ход урока

Деятельность учителя

Задание базового уровня

Деятельность учащихся

Задание повышенного уровня

Познавательная

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Критерии результативности урока

Критерии результативности урока

  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Я это могу, я это умею!

Я это могу, я это умею!

Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

  • Подарите ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Ведите ученика от собственного опыта к общественному;
  • Будьте не « НАД » , а « РЯДОМ » ;
  • Радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите;
  • Учите анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируйте ученика .
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шкодина Елена Викторовна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200071


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства