Презентация "Особенности конструирования урока математики на основе системно-деятельностного подхода"
Презентация "Особенности конструирования урока математики на основе системно-деятельностного подхода"
Учитывая, что в основе ФГОС второго поколения лежит осуществление в образовательной деятельности системно-деятельностного подхода, учителям математики предстоит научиться проектировать уроки в логике учебной деятельности: ситуация-проблема-задача-результат. В данной презентации отражены особенности конструирования урока математики на основе системно-деятельностного подхода, системы дидактических принципов, отличительные черты современного урока от традиционного, типы современных уроков
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Особенности конструирования урока математики на основе системно-деятельностного подхода" »
Особенности конструирования урока математики на основесистемно-деятельностного подхода
Учитель математики
Шкодина Е. В.
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» , - отмечено в национальнойобразовательной инициативе "Наша новая школа".
Как повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к использованию математических знаний, умений, навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач?
Как в процессе обучения математике обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?
Каким образом спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может реализовать свои способности и интересы?
Реализация деятельностного подхода на уроках математики в условиях перехода на ФГОС
ситуация
проблема
задача
результат
Принцип деятельности
Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы
Метапредметные
Личностные
Предметные
Усвоенные межпредметные понятия и УУД.
Управление своей деятельностью, самостоятельность.
Речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.
Основы системы научных знаний.
Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания
Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.
ТИПЫ УРОКОВ
Тип урока
Цели
1) Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2) Урок рефлексии (Р)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3) Урок
Общеметодологи-
ческой направлен-ности (ОН)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока математики с позиции системно - деятельностного подхода состоит в следующем:
учитель создает проблемную ситуацию;
ученик принимает проблемную ситуацию;
вместе выявляют проблему;
учитель управляет поисковой деятельностью;
ученик осуществляет
самостоятельный поиск;
обсуждение результатов.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
Только с
помощью
действия
Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Элементы
сравнения
Традиционный урок
Формулирование темы урока
Урок в режиме деятельностного подхода
Учитель сообщает учащимся
Постановка целей и задач
Формулируют сами учащиеся
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Практическая деятельность учащихся
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Элементы
сравнения
Традиционный урок
Осуществление контроля
Урок в режиме деятельностного подхода
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Осуществление коррекции
Оценивание
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель оценивает работу на уроке
Итог урока
Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным
процессом и давал
для него материал»
К.Д. Ушинский
Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью системно-деятельностного подходаявляется воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,решать задачи,отвечать за результаты.
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
В учебной деятельностидействиеребенка строится из связанных между собойзадач:
Действие связано с принятием цели и принятием решения .
Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия .
Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого
Важно развивать такие стороны:
1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.
Планирование урока математики
1. Формулировка целей урока.
2.Подбор вопросов и заданий для этапа актуализации знаний и действий.
3.Придумывание ситуации, в которой у обучающихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающей к «открытию» нового знания.
4. Выбор способа организации деятельности обучающихся.
5. Подбор дидактических средств.
6.Разработка заданий, побуждающих обучающихся распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и воспроизводить их.
7. Разработка способов организации выполнения обучающимися этих заданий.
8. Составление заданий для контрольного этапа урока.
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Общий вид технологической карты урока,реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУДПредмет____________________________________________________________Класс_______________________________________________________________Автор УМК__________________________________________________________Тема урока___________________________________________________________Тип урока____________________________________________________________
Ход урока
Деятельность учителя
Задание базового уровня
Деятельность учащихся
Задание повышенного уровня
Познавательная
Коммуникативная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Критерии результативности урока
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.