Просмотр содержимого документа
«Презентация " Воспитательный потенциал современного урока математики. Задачи на военно-патриоттическую тематику как одно из направлений."»
«Воспитательный потенциал современного урока математики. Задачи на военно-патриотическую тематику как одно из направлений»
«У учителя, умеющего воспитывать знаниями,
эти знания... выступают как инструмент,
с помощью которого ученики
сознательно осуществляют
новые шаги в познании мира.»
В.А.Сухомлинский
«Историческое значение каждогочеловека измеряется его заслугами Родине, ачеловеческое достоинство – силою егопатриотизма».Н.Г. Чернышевский
На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
- через содержание образования;
- через методы и формы обучения;
- через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
- через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Например, на уроке может быть сделано сообщение исторических данных, показывающих роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны (А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы).
Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.
Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.
1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
2."... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.
3. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.
Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.
Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа.
Задача 1
Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».
Задача 2
Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии
Боевые силы
Личный состав
Красная Армия
Германские войска
1200000
Количество танков
Количество орудий
1800000
990
Количество самолётов
1700
7600
14000
667
1390
Задача 3
В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой. Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.
Численность войск
СССРГермания
Численность вооружения
орудия и минометы
1100000 1708000
танки
7652 13500
На 608000
самолеты
774 1170
На 5848
1000 615
396
385 в нашу пользу
Задача 4
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
413
218
569
195
474
374
567
221
о
630
979
256
26
349
282
375
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
Предлагаю и вам по пробовать по считать
Задача 5
От линии фронта в штаб по железной дороге был отправлен моторный броневагон со скоростью 81 км/ч. Одновременно навстречу ему на фронт отправили из штаба бронепоезд «Илья Муромец», который может проходить за сутки 1080 км. Через сколько часов поезда встретятся, если между штабом и фронтом расстояние 84 км?
Учащиеся изучают много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны.
Здесь уместно рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.
Задачи.
1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.
На современных уроках прежде чем воспитывать патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.