kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по теме «Шахматы – спорт, игра, искусство или наука?»Исследовательский проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…»

 Рауль Капабланка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме «Шахматы – спорт, игра, искусство или наука?»Исследовательский проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Ершичская средняя школа"

муниципального образования – Ершичский район Смоленской области





Исследовательский проект

«Шахматы - спорт, наука, искусство или игра?»


«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…»

Рауль Капабланка.




«Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство,                                              а по трудности овладения игрой – это наука».

Тигран Петросян  (девятый чемпион мира)                                                                                                         








Авторы: Какунин Денис

Петров Иван

учащиеся 7 класса



Руководитель– Костылева Тамара Николаевна,

учитель математики высшейкатегории




2018-2019 учебный год


Содержание:


I Введение

3

II. Основная часть

4

2.1. Краткая история шахмат

4

2.2.Шахматы – это спорт, игра.искусство или наука?..

5

2.2.1. Шахматы – это спорт?

5

2.2.2. Шахматы – это игра?

7

2.2.3. Шахматы – это искусство?

10

2.2.4. Шахматы – это наука?

12

III. Практическая часть

13

3.1.Проведение социологического опроса и анкетирования

13

Заключение

16

Список источников и использованной литературы

18

Приложение 1.Это интересно. Из история возникновения шахмат

19

Приложение 2. Чемпионы мира по шахматам

20















I. Введение

Почему я решил выбрать темой своего исследования шахматы?

Видимо потому, что эта игра - одно из моих любимых занятий. И мне бы хотелось разобраться, что же такое шахматы - спорт, наука, искусство или игра?

Одни считают, что шахматы - это спорт, так как это соревнование, состязание и противоборство противников.

Другие считают шахматы наукой, ведь в шахматах есть математические задачи, есть своя методика игры, теория,стратегия и тактика.

Третьи полагают, что шахматы - это искусство. Как и в искусстве, играя шахматную партию, получаешь удовольствие,наблюдая за игрой какого-нибудь выдающегося профессионала.

Большинство же любителей шахмат считают занятие шахматами увлекательной игрой.

Вот и меня заинтересовал этот вопрос, казалось бы, простой, однако найти ответ на него не так просто. Попробуем разобраться.

.

Цели исследования: с помощью социологического опроса и литературы доказать, что шахматы – это спорт, искусство. игра и наука.

Для выяснения этого вопроса я поставил перед собой следующие задачи:

Задачи исследования:

-освоить приемы научно-исследовательской работы по сбору необходимой информации;

-изучить историю возникновения шахмат;

- изучить литературу по данному вопросу, интервью известных шахматистов;

- провести анкетирование и опросы среди одноклассников и друзей Изучить, как относятся к этой игре любители спорта.;

- обобщить полученные результаты и постараться дать ответ на вопрос: : «Можно ли шахматы отнести к спорту, науке, искусству или игре?».

-дать самоанализ проделанной работе.

Объект исследования – шахматы.

Методы исследования: анкетирование,  сбор и анализ данных, подбор литературы, поиск   информации

Гипотеза: Я предполагаю, что шахматы – это не только игра,но и наука, искусство и. настоящий спорт.

Предмет исследования – выяснить влияние шахмат на все сферы человеческой жизни.

Этапы работы над проектом:

  1. Поиск необходимой литературы, в том числе информации в сети Интернет по истории шахмат, биографии известных шахматистов.

  2. Проведение социологического опроса.

  3. Анализ, систематизация, обобщение материала и полученных статистических данных опроса.

  4. Подготовка презентации проекта.брошюры «Олимпийские чемпионы по шахматам»

  5. Защита проекта

Вид проекта: долгосрочный.

Время реализации проекта: октябрь 2018г. - январь 2019г.

Участники проекта: учащиеся, родители.



Актуальность работы заключается в том, что во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых.

Игра в шахматы это одно из моих любимых занятий и одна из наиболее распространенных настольных игр. Я занимаюсь в шахматном кружке МБОУ «Ершичская средняя школа» под руководством Т.Н.Костылевой. Руководитель шахматного кружка сказала, что «это не просто игра, это спорт и наука,это искусство». Вот здесь я задумался: кто-то говорит шахматы – это игра, а для кого-то это спорт и наука,а кто-то искусство. Я решил выяснить: шахматы – это спорт, игра,искусство или наука? Попробуем разобраться.


II.Основная часть

2.1. Краткая история шахмат.

Чтобы разобраться, к какой категории относятся шахматы, нужно знать, что такое шахматы и какова их история.

Шахматы – это настольная логическая игра, со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Цель игры поставить сопернику – мат. Игра подчиняется определенным правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ (правила шахматной игры за доской).

По одной из версий, шахматы зародились в Индии в VI веке. Их изобретателем стал известный в то время индийский математик. Тогда игра называлась чатуранга, в нее одновременно могли играть четыре человека. Было четыре армии: черные, зеленые, желтые и красные. Ходы делались по очереди, но возможные ходы определялись с помощью бросания игральных костей. Игра велась до полного уничтожения армий.

Свое творение изобретатель представил на суд всемогущего индийского раджи. Шахматы очень впечатлили правителя и стали популярны сначала в Индии, а потом уже и во всем мире.

Дальнейшее развитие шахмат принадлежит арабам, именно они заинтересовались задачами и этюдами, которые есть в этой игре, а сами шахматы приобрели современный вид: белую и черную армию. Как и сейчас, побеждал тот, кто ставил «мат», то есть, уничтожал короля.

В Древнюю Русь шахматы, скорее всего, проникли ни с Запада, а с Востока. На это указывает, в частности, сохранение на Руси восточных названий фигур в отличие от искажений и переделок, характерных для Западной Европы. К нам шахматы, вероятнее всего, проникли в IX - XII веках. В конце XVIII и начале XIX века в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги.

2.2.1. Шахматы – это спорт?

Начнем с ответа «Спорт», так как я также считаю, что шахматы относятся к этому виду.

Шахматы для меня, это, конечно, занятие, приносящее удовольствие.

“Шахматы похожи на баскетбол...иногда приходится также долго крутиться вокруг корзины, прежде чем забросить мяч” (Фишер)

Что же такое спорт? Спорт – это преодоление себя, достижение вершин мастерства. Спорт – это тренировки, борьба и состязание. Это стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Все это присутствует в шахматах:

-принцип состязательности;

-определение победителей;

-наличие титулов и званий.

После неоднократных побед на разрядных турнирах шахматистам присваивают звания: кандидата в мастера спорта, мастер спорта и гроссмейстер.

Российский шахматист, Анатолий Карпов, получил звание международного гроссмейстера в 19 лет, он является двенадцатикратным чемпионом мира по шахматам, заслуженным мастером спорта СССР, обладателем девяти шахматных «Оскаров». Анатолий Карпов на вопрос как должен быть подготовлен шахматист, сказал: «Для того чтобы добиться успехов в любом виде спорта, требуется много составляющих. В первую очередь шахматист должен быть абсолютно здоров и прекрасно подготовлен физически. Игра в шахматы требует намного больших затрат энергии, чем некоторые виды спорта». Спорт - это не только игра мускулов, это, прежде всего, состязание,противоборство,соперничество.

Физически неразвитый и слабый человек не сможет проводить тренировки, сидя за доской, в течение многих часов. Например, в возрасте 7-9 лет по первенству города Сочи принимают участие около 50 детей, соревнования проходят минимум 3 часа, надо провести сразу 3 партии. К 13-15 годам их число резко уменьшается. Так как это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую игру.

Шахматы были признаны одним из видов спорта более, чем в 100 государствах, а международным олимпийским комитетом шахматы стали признаны официальным видом спорта в 1999 году. Но и тогда шахматы не были включены в программу олимпийских игр. Данный вид спорта не единственный, который не попал на олимпиаду. Для таких занятий проводятся интеллектуальные игры.

Я смог ответить на один из главных вопросов своего исследования. Я считаю, что шахматы это спорт со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами. Побеждают сильнейшие.

Когда у Сергея Карякина спросили: «Много споров идет на тему, можно ли шахматы считать спортом?». Ответ его прозвучал так: « Я считаю, что шахматы - это чистый спорт и это мнение не только мое, но также и Магнуса Карлсена, потому что у него тоже спрашивали этот вопрос. Но суть в том, что шахматисты, получается, сидят по семь часов за доской, они думают очень долго. Вот попробуйте посидеть семь часов, когда надо пытаться найти лучшее решение - все это очень сложно, и это, конечно, спорт». Исследования Пенсильванского университета (США) показали: затраты энергии шахматиста и игрока в американский футбол РАВНЫ, а иной раз шахматист тратит энергии больше Проблема шахмат в том, что они не могут выйти на телеэкран. Когда человек начинает смотреть теннис или прыжки в высоту, буквально через минуту ему всё понятно. В шахматах достаточно сложные правила. Для того, чтобы понимать, что происходит, нужно иметь определённые знания. Поэтому многие не считают шахматы спортом. Но шахматы это смесь и спорт в эту смесь входит.


2.2.2. Шахматы – это игра?

Для того, чтобы доказать, что шахматы – это игра, я воспользовался словарем «Синонимов русского языка», с помощью которого выяснил, что сходными по значению к этому слову служат понятия развлечение, досуг, забава. Шахматы – это и времяпрепровождения, и развлечение, и забава, с помощью которой можно для того чтобы отдохнуть, развеяться. Это приятное занятие, которое не требует интенсивного труда, а также способ отвлечься от тяжелых мыслей.

Для меня шахматы – это также и игра, которая объединяет людей всего мира и не зависит от национальности, возраста, языка на котором ты говоришь. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски, не надо больших арен, обширных площадок, каких-либо особенных климатических условий как в других видах спорта. Я много раз наблюдал, как игра за шахматной доской сближает людей, потому что здесь они говорят на одном языке - на языке шахмат. Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они

называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы – это не только игра, доставляющая много

радости, удовольствия, но и средство воспитания характера. Процесс обучения основам шахматной игры способствует

развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учитзапоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию т аких качеств, как внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность

Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. Шахматы приучают детей к микрострессам, потому что каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Известно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру. С медицинской точки зрения шахматы очень полезны. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий шахматами он постепенно избавляется от этих недостатков. Как говорил Александр Алехин: “С помощью шахмат я воспитал свой характер”. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

“Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям” (М.Ботвинник).

Российский предприниматель, миллиардер, владелец розничной сети "Магнит" и футбольного клуба "Краснодар" Сергей Галицкий известен, в том числе, как любитель шахмат. По его инициативе воспитанники детской Академии ФК "Краснодар" занимаются шахматами в обязательном порядке, а сам Галицкий уже второй год подряд в конце учебного года проводит сеанс одновременной игры с детьми.

"Обучать шахматам учеников футбольной Академии - моя идея, - рассказывает Галицкий в интервью"Спорт-Экспрессу". - И, знаете, приятно впечатлило, когда прочитал в этом году в книге Фергюсона (экс-главный тренер "Манчестер Юнайтед", возглавлявший клуб на протяжении 26 лет), что если бы он начал заново тренировать, обязательно заставил бы футболистов играть в быстрые шахматы.

Почему? Тут две вещи. Первое – молодые ребята получают в руки огромные деньги. Они все равно с ними не справятся – в этом возрасте никто не справится с большими деньгами. Но шахматы развивают логику. И второе. Мы учим ребят принимать быстрые решения.».


2.2.3.Шахматы - это искусство?

“Шахматы - это прежде всего искусство” (М.Таль).

“Секрет моих успехов -это прежде всего моя исключительная преданность шахматному искусству” (Фишер).

Как и в искусстве, играя шахматную партию, получаешь удовольствие, наблюдая за игрой какого-нибудь выдающегося профессионала. Человеку может понравиться какой-то его нестандартный ход или комбинация.

Искусство в шахматах - это практически идеально проведённая партия, когда противник даже не понял, где сделал ошибку; это прекрасно проведённая комбинация с жертвами пешек и фигур; это интуитивная жертва материала, когда сразу даже не понятно - зачем? Ведь не видно, как отыграть. Оказывается, всё это отдано за длительную инициативу, когда противнику, имея даже лишний материал, защищаться очень трудно. Михаил Таль с его поистине божественным комбинационным даром является главным представителем искусства в шахматах! К искусству подходят такие эпитеты: Красиво! Великолепно! Вот так Таль и играл в шахматы - Красиво и Великолепно!

В какой другой игре возможно насладиться партией, сыгранной лет так сто или двести назад? А до нас дошли красивые шахматные сражения и более раннего периода. В шахматах даже есть такое понятие как «шахматный композитор». Шахматный композитор заставляет фигуры делать максимум возможного на шахматной доске, выявляет их скрытую силу, всесторонне используя правила шахматной игры. Конечно, это искусство.

В каком другом виде спорта чемпионов знают поименно, причём даже люди далекие от игры, никогда не бравшие в руки клетчатую доску? Стать чемпионом в шахматах может только яркая, выдающаяся личность, по праву олицетворяющая мощь ума и интеллекта? За всю историю шахмат не было ни одного «случайного», не заслуженно победившего игрока. За несколько сотен последних лет их всего-то полтора десятка.

Шахматы можно назвать искусством - искусством мыслить, творчеством обеих сторон. Ведь на шахматной доске реализуются мысли, стратегия и тактика каждого из соперников. Это искусство создавать прекрасные комбинации, которые живут и радуют поклонников игры столетиями. Причём, даже проигравший, является соавтором произведения.

В странах, где шахматы имеют многовековую историю, они нашли отражение в народном творчестве. О шахматах складывались легенды, пословицы и поговорки, они органично входили в сказки, былины и другие произведения народного творчества:

* Шахматы — это море, из которого комар может напиться и в котором слон может искупаться. (Индия);

* Не время в шахматы играть, когда твой дом огнем объят. (Италия);

* Можно сбить с ног противника шахматной доской, но это вовсе не будет означать, что вы более сильный игрок. (Англия).

Шахматы играют важную роль во многих произведениях литературы, кинематографа и других направлений искусства. Помимо большого числа произведений, где игра лишь упоминается, существуют и такие, в которых шахматы являются основой сюжета, заметно выделяются автором. Например, в книге Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье» сказочное Зазеркалье подобно шахматной доске, многие его жители похожи на шахматные фигуры. Девочка Алиса проходит сквозь зеркало, знакомится с шахматными фигурами и участвует в шахматной партии в качестве белой королевской пешки. Заканчивает свое путешествие Алиса королевой.

Фильм «Турецкий гамбит», где идея сюжета и само название - это аналогия с шахматным гамбитом.

В Былине «Ставр Годинович» главная героиня - жена князя Василиса Микулична своей игрой «удивляет всех да людей добрых» и, обыграв в шахматы киевского князя Владимира, выручает из заточения своего мужа.

Можно также отметить, что великие писатели и поэты умели и любили играть в шахматы. Из книг мне стало известно, что А.С. Пушкин последние 11 лет своей жизни с большим интересом играл в шахматы. В своем письме к жене (от 30 сентября 1832 года) Александр Сергеевич писал: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе».


2.2.4. Шахматы - это наука?


Обратимся к термину, что такое наука. Наука – это система знаний, исследований на основе обобщения знаний. Обучение шахматам предполагает обучение теории и практике. Шахматная теория – это исследование, посвященное всем шахматным ходам и нюансов в них. Шахматная партия должна следовать четким правилам. Шахматы тесно связаны с математикой, как и в математике, здесь есть и теория, и практика. Определить следующий ход в шахматах, тоже самое, что решить задачу в математике. Шахматы, как и изучение математики, способствуют развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, не зря многие математики стали известными шахматистами, например, Эмануил Ласкер, Михаил Ботвинник и упоминаемый выше Анатолий Карпов.

Кстати, Михаилу Ботвиннику удавалось совмещать шахматы и науку: он одновременно международный гроссмейстер и мастер спорта по шахматам СССР и автор ряда изобретений в области электротехнике, запатентованных во всем мире.

Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев проявлял большой интерес к шахматам. «Для меня, - говорил Менделеев, - наука – как игра в шахматы». Ещё в 1862 году Д.И. Менделеев стал членом Петербургского шахматного клуба, одним из организаторов которого был Чернышевский. Шахматы- это гимнастика ума, состязание мысли, выдержки и воли к победе. Только умение думать, считать, анализироватьлучше, чем это делает твой соперник, позволит тебе выиграть.

Мне очень хочется, чтобы как можно больше детей стали играть в шахматы. К тому же опрос по анкете показал, что многие хотели бы научиться играть в шахматы.

С 1 полугодия 2017 года в 220 московских школах ввели обязательные уроки шахмат. В пресс-службе департамента образования Москвы пояснили, что проект "Шахматы в школе" не направлен на подготовку профессиональных гроссмейстеров. Программа предназначена для повышения дисциплины и успеваемости, а также нацелена на интеллектуальное развитие школьников.

Профессиональными спортсменами становятся немногие, а только самые талантливые и трудолюбивые. Остальные сохранят знания о шахматной игре, научатся работать с информацией, станут более собранными и аккуратными, приобретут полезные навыки, которые, несомненно, пригодятся им в дальнейшей жизни.



III. Практическая часть работы

3.1. Проведение социологического опроса и анкетирования.

Чтобы разобраться с поставленной задачей я провел опрос среди любителей шахмат, родственников и знакомых.


Опрос 1.

Как вы думаете шахматы – это спорт, игра,искусство или наука?

При ответе на вопросы люди могли выбрать несколько вариантов ответов.

Большинство ответили, что шахматы – это игра (21 человек)

С мнением, что шахматы – это спорт, игра,искусство и наука согласились 17 человек; наука (15 ответов) и искусство (6 ответов).

Опрос 2. Хотел бы ты научиться играть в шахматы?

Чтобы разобраться с поставленной задачей я провел опрос среди учеников,учителей школы.родителей. Участие приняли 40 человек.








Проведя опрос 40 школьников, я получил данные:

11 человек играют в шахматы, из них 5 ходят в кружок, усидчивы и терпеливы.

13 - хотели бы научиться играть в шахматы. Эти дети любознательны, менее усидчивы.

5 – не хотят совсем. Хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные науки даются сложнее.

5 ответили – не знаю. Учатся «хорошо» и «средне», но им не хватает целеустремленности, решительности.

Опрос 3.Считаешь ли ты, что игра в шахматы воспитывает характер и учит тебя?

При ответе на вопросы люди могли выбрать несколько вариантов ответов.

-учит думать – 27 ответов

-учит не сдаваться даже в трудной ситуации – 20 ответов

-учит выдержке и воспитывает силу воли – 21 ответ

-развивает память – 17 ответов

-учит умению просчитать свои шаги и поступки – 15 ответов

-учит ориентироваться – 14 ответов

-учит анализировать – 11 ответов

-развивает фантазию – 9 ответов

Опрос 4.Опрос учеников, играющих в шахматы (15 человек), показал, что эти учащиеся преуспевают в точных науках, наиболее усидчивы, а на вопрос «Какой предмет вам больше нравится математика или литература?», большинство ответили математика (9 человек).


Заключение

Я хочу описать один ответ на мой вопрос «Шахматы это- это спорт, игра или наука,искусство?» озвучил его непосредственный участник шахматных баталий. В 1983 году 17-летний канадский шахматист Алекс Кузнецов (кстати, его предки были россиянами и уехали за океан перед революцией), готовился к Панамериканскому турниру среди юниоров, который должен был состояться в Аргентине. Но для участия в чемпионате нужна была довольно крупная сумма, а с финансами у молодого человека было туговато. Долгое время Алекс безрезультатно посещал самые разные правительственные учреждения, пытаясь найти деньги на поездку в Аргентину. И неизменно получал отказ. Правда, один из федеральных министров согласился принять Кузнецова и выслушал его просьбу. Министр даже сыграл с ним несколько шахматных партий, впрочем, с выдачей денежных средств не торопился. Он объяснил Алексу, что средства должны выделяться по определенной графе, а для этого чиновники должны точно знать, что же представляют из себя шахматы: спорт, искусство или бессмысленное пустое времяпровождение. На этот вопрос министр получил очень оригинальный ответ от молодого человека: «Видите ли, сэр, - ответил Алекс Кузнецов, - все зависит от того, кто играет в шахматы. Когда играет Смыслов - это искусство, когда играю я - это спорт, а когда играете Вы - это пустое времяпровождение». Нужно заметить, что ответ был достаточно смелым, не каждый юноша рискнул бы высказать такое министру, но вот шансов получить государственную субсидию после этого у Кузнецова стало еще меньше. Зато он дал очень точное определение.

Я объединил сведения, полученные из книг, других источников информации (интервью и статьи известных шахматистов), ответы не только ребят моего класса, но и любителей шахмат.

Чемпионы мира по-разному отвечают на этот вопрос.

Анатолий Карпов дал такое определение шахматам: «Шахматы – уникальная комбинация науки, спорта и искусства».

Михаил Ботвинник в шахматах больше видел науку, Борис Спасский – спорт. Справедливо определение шахмат, данное девятым чемпионом мира Т. Петросяном: «Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука».

На основании полученных мной сведений можно сделать вывод, что шахматы являются смесью: науки, спорта, искусства и игры. И в своей работе я доказал, что в шахматах присутствуют все эти элементы. Каждый вопрос я поставил немного некорректно, надо было ставить так: «Шахматы это спорт, игра, наука и искусство», потому что профессиональный шахматист или любитель шахмат определяет сам в силу склонности своего характера, знаний, чем для него являются шахматы. Например, для одних основная черта шахмат - это соревнование, спорт, для других – искусство, красота этой увлекательной игры.

Закончить свою работу мне бы хотелось стихотворением одного неизвестного автора:

Изобретенье древнее индусов

Нам и доселе нечем заменить.

О шахматы! Вы чересчур искусство,

Чтобы игрой обыкновенной быть.

Доска. Фигурки странные. А ну-ка,

Сыграть попробуй, так ли уж хитро?

О шахматы, вы чересчур наука,

Чтоб быть обыкновенною игрой.

Играют старцы, юноши и дети.

Их детям, внукам, правнукам – играть.

Ведь не хватило двух тысячелетий,

Чтоб все глубины шахмат исчерпать.

Как много жизни в шахматной фигуре!

О шахматы! Вы – жизнь в миниатюре!

В процессе работы я сформировал свое отношение к вопросу: «Что же такое шахматы – спорт, наука, искусство или игра?»

Список использованной литературы.

  1. Весела И., Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

  2. Зак В., Я играю в шахматы. – Л. Детская литература, 1985.

  3. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

  4. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.

  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование, 2012

  6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 2001.

  7. Е.Я. Гик «Беседы о шахматах»;

  8. Е.Я. Гик «Все чемпионы мира по шахматам»;

  9. Гершунский Б.С. «Шахматы-школе», Москва;

  10. Карпов А. «Учитесь шахматам», Москва;

  11. Линдер И.М. «Шахматы на Руси», Москва;

  12. Новотельнов Н.А. «Знакомтесь:шахматы», Москва;

13. Черевко К.Е. «О происхождении шахмат», Москва

Ресурсы сети Интернет

  1. http://danilova.ru/publication/shahmaty.htm

  2. http://ruchess.ru/persons/player_7026/

  3. http://www.peoples.ru/sport/chees_player/karpov/

  4. http://chessknigi.ru/;

  5. https://chessok.net/;

  6. http://i-fakt.ru/;

7.http://navtuke.ru/recache/http://navtuke.ru/shahmatnaya-figura-chto-hodit-po-diagonali.html


Приложение 1.

Это интересно.

История возникновения 

О точном времени возникновения игры в шахматы до сих пор разгораются споры, но большинство учёных сошлись во мнении, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Существует несколько вариантов легенд о появлении шахмат. Первая легенда (chessok.net) гласит, что один умный крестьянин пришёл к королю и рассказал о чудесной игре. Игра очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условие было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтоб с каждым разом количество зерен увеличивалось вдвое. То есть, на первую клетку - 1 зерно, на вторую клетку - 2 зерна, на третью клетку - 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали делать подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете.

Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился и объяснил все досконально об игре в шахматы. В награду король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину.

Шахматы (от персидского «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника. Родина шахмат – Индия   в VI веке и называлась чатуранга. 

       Правила игры в VI веке

  • фигур было всего 4

  • игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);

  • ходы делались бросанием игральных костей;

  • для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.

       В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

        у арабов – «шатрандж», у персов - «шатранг», у таджиков -     «шахматы».

       Правила игры изменились:

  • игроков стало двое;

  • каждый получил 2 комплекта фигур;

  • вместо костей, стали ходить по одному ходу по очереди;

  • победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата. 

       На Руси шахматы появились в 9-10 веках.

Правила игры
Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью. 


Приложение 2.

Чемпионы мира по шахматам.

В 19 веке начинают проводиться международные матчи (с 1821 г.) и турниры (с 1851 г.). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира. Впоследствии это звание оспорил Пол Морфи (США), выигравший в 1858 году, однако после ухода в 1859 году Морфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в 1866 году Вильгельм Стейниц выиграл у Андерсена и стал новым «некоронованным королём».

Первым чемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот же Вильгельм Стейниц.

В 1894году чемпионом становится Эмануил Ласкер доктор математики и философии. 27 лет удерживал шахматную корону.


В конце 19 - начале 20 века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.

Третим Чемпионом Мира по шахматам с 1921 по 1927 году стал Хосе Рауль Капабланка. О нем говорили как о шахматной машине.

С 1927 по 1935 Александр Алехин юрист. Величайший мастер комбинации, истинный художник, для которого шахматы были искусством. (в 1935 году Алехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в 1937 в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году).


Шестым чемпионом стал Михаил Ботвинник-профессор, доктор технических наук, родившийся в 1911 году. Впервые он познакомился с игрой в 12 лет, после чего начал заниматься по книгам.

Седьмым чемпионом стал также советский шахматист Василий Смыслов- журналист. Он обучился правилам игры благодаря отцу в возрасте шести лет.

Восьмым чемпионом мира по шахматам стал Михаил Таль- журналист, который родился в 1936 году в Риге. Еще с самого раннего детства Таль проявлял гениальность во многом – в возрасте трех лет умел хорошо читать, в 5 – осуществлял умножение трехзначных чисел, имел удивительную память, после окончания первого класса перешел сразу в третий. Таких достижений в детстве Таля было много.


Тигран Петросян – девятый чемпион мира по шахматам, кандидат филосовских наук. Был рожден 1929 году в Грузии. Мальчик научился играть в 11 лет, в возрасте 16 лет он становится чемпионом Грузии по шахматам. Победу над М. Ботвинником Петросян одержал в 1963 году, свое чемпионское звание он удерживал в течение периода, длившегося 6 лет.

Борис Спасский – десятый чемпион мира по шахматам, журналист. Спасский обучился азам игры в возрасте 5-ти лет. 

Звание одиннадцатого чемпиона мира по шахматам получил Роберт Джеймс Фишер, считавшийся вундеркиндом и гением. Он научился играть в шестилетнем возрасте. К двенадцати годам Фишер становится чемпионом Америки, в 15 лет – международным гроссмейстером. 

Анатолий Карпов – двенадцатый чемпион мира по шахматам. Научился играть, когда ему было всего 4 года. Анатолий Карпов значительно превзошел других известных в истории шахматистов по числу побед, которые были им одержаны в многочисленных международных турнирах, матчах и соревнованиях.

Известный шахматист Гарри Каспаров является тринадцатым чемпионом мира по шахматам. Противостояние 12-го и 13-го чемпионов – Карпова и Гаспарова было одним из самых мощных за всю шахматную историю.

Владимир Крамник является четырнадцатым чемпионом мира по шахматам. Он родился в 1975 году в городе Туапсе (Краснодарский край).

Русла́н Оле́гович Пономарёв в 2002 стал самым юным чемпионом мира по шахматам.

Вишванатан Ананд – уроженец Индии, в период с 2007 по 2013 год являлся чемпионом мира по шахматам, став пятнадцатым обладателем этого титула. Играть в шахматы Ананда научила мать в возрасте шести лет.

Магнус Карлсен – норвежец, шестнадцатый (и на данный момент последний) чемпион мира по шахматам. Играть в шахматы молодой чемпион начал в возрасте пяти лет со своим отцом, а всерьез увлекся игрой в восемь, начав изучать специальную литературу и заниматься игрой по 2-3 часа в день.



Вишванатан Ананд








14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Костылева Тамара Николаевна

Дата: 12.01.2019

Номер свидетельства: 494881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1310 руб.
1870 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1580 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства