Просмотр содержимого документа
«Презентация «Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФОП»»
«Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФОП» от 02.11.2023 г. №2
Изменения в мировой экономике XXI века , породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования , поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.
Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforlnternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Международные исследования (PISA) проводились с 2000 года по 2018 год и оказали в последние годы наибольшее влияние на дальнейшие изменения в развитии образования в мире, в том числе и в России.
Результаты мониторингового международного исследования PISA
Результатами мониторингового международного исследования PISA являются:
выраженные в количественных показателях уровень знаний и навыков школьников , влияющие на качество обучения факторы
динамика результатов отдельных государств
актуальные образовательные тенденции
оценка готовности учащихся продолжить образование
получение сопоставительных данных об успехах учащихся разных стран.
У детей определяется один из шести уровней функциональной грамотности: первый – пороговый, шестой – самый высокий.
Последний раз PISA проходило в 2018 году. И результаты российских школьников были средними.
«У нас менее 10% на четвертом уровне, а пятого и шестого уровня нет. И 20% российских детей не достигают порогового», – рассказала на круглом столе Яндекса Галина Ковалёва, главный эксперт по функциональной грамотности в России.
Международные исследования (PISA)
Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро . Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Исследования PISA в мире на сегодня рассматриваются как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные , полученные в ходе исследования , служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников.
Исследование PISA (Program for International of Student Assessment) направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценкуспособности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Стратегия развития образования в России
Из указа Президента Российской Федерации :
- Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить : достижение следующих целей и целевых показателей :
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Направления совершенствования общего образования в России
1. Усиление внимания к формированию функциональной грамотности .
2.Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся.
3. Формирование метапредметных результатов.
4. Повышение интереса учащихся к изучению математики и естественнонаучных предметов.
5. Повышение эффективности работы с одарёнными и успешными учащимися.
6. Повышение эффективности инвестиций в образование.
7. Улучшение образовательной среды в школе.
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО).
В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности . Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Функциональная грамотность
По определению Виноградовой Н.Ф. : « Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребёнок должен обладать:
-готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром…;
-возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
-способностью строить социальные отношения…;
-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
Функциональная грамотность
По другому определению : «Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия».
Поэтому для школы возникает очень важная цель : подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире .
ФГОС(с 1 сентября 2022 г.)ФООП(с 1 сентября 2023 г.)
внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности;
повышение квалификации учителей.
Учебно-методическими средствами обучения являются:
технологии развивающего обучения;
эффективные педагогические практики;
учебные задания и учебные ситуации.
Ключевым учебно-методическим документом является ФООП , который определяет единые стандарты и содержание образования. Введение ФООП направлено на обеспечение единых школьных программ и создание равных возможностей для всех учащихся.
Новый взгляд на образование
Базовые навыки
Компетенции
Как учащиеся применяют базовые навыки для решения повседневных задач?
1.Навыки чтения и письма.
Личностные качества
Как учащиеся решают более сложные задачи?
7.Критическое мышление. Решение задач.
2. Математическая грамотность.
Как учащиеся справляются с изменениями окружающей среды?
3. Естественнонаучная грамотность.
11. Любознательность.
8.Креативность.
9. Умение общаться.
4. ИКТ-грамотность.
12. Инициативность.
13. Настойчивость.
5. Финансовая грамотность.
10. Умение работать в команде.
6.Культурная и гражданская грамотность.
14. Способность адаптироваться.
15. Лидерские качества.
16. Социальная и культурная грамотность.
Навыки 21 века :
Основные направления функциональной грамотности:
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Отличительные черты функциональной грамотности
Функциональная грамотность :
1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2) направлена на решение бытовых проблем;
3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации;
4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
Мониторинг формирования функциональной грамотности
Федеральным организатором исследования «Оценка по модели PISA » в 2022 году является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФГБУ «Фиоко»). Цель исследования — определение того, обладают ли 15-летние обучающиеся, получающие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения . Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности:
Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике.
В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся.
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.).
Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Использование символического, формального и технического языка и операций
Использование математических инструментов.
Уровни математической грамотности
Уровень ниже 1 : способен выполнить очень прямые и простые математические задания.
Уровень 1 :может отвечать на вопросы в знакомых контекстах со всей необходимой информацией и ясно сформулированными вопросами.
Уровень 2 : способен интерпретировать и распознать в контекстах ситуации с прямым выводом; извлекать нужную информацию из единственного источника и использовать её в единственной форме.
Уровень 3 : способен выполнять чётко описанные процедуры с принятием решения на каждом шаге; выбирать и применять простые методы решения на основе здравой интерпретации.
Уровень 4 :способен эффективно работать с чётко определёнными (детальными) моделями сложных конкретных ситуаций с определёнными ограничениями.
Уровень 5 : способен создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать допущения, выбирать, сравнивать и оценивать стратегии решения комплексных проблем.
Уровень 6 :способен осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций.
Задание низкого уровня трудности
1. Скорость гоночной машины на трассе длинной 3 км (при прохождении второго круга). Определить по графику движения, в каком месте трассы скорость машины была наименьше при похождении круга?
Задание среднего уровня трудности
2. На рисунке изображены схемы посадки яблонь (х) и хвойных деревьев (0) для нескольких значений n, где n – количество рядов высаженных яблонь. Эту последовательность можно продолжить для любого числа n.
Вопрос 1: ЯБЛОНИ Заполните таблицу: при n=1 n=2
n=3 n=4 …..
х х х х х х х х
х 0 х х 0 0 х
х х х х х
х 0 0 х
х х х х х
n
1
К5оличество яблонь
Количество хвойных деревьев
1
2
8
3
4
4
5
Задание высокого уровня сложности. Площадь континента.
Вопрос 4: Пользуясь масштабом данной карты, определите, чему примерно равна площадь Антарктиды.
Объясните, каким способом вы получили свою оценку площади континента, и приведите свои вычисления.
(*Для получения ответа можно использовать данную карту, например, проводить на ней нужные вам линии и построения).
Российская электронная школа . ЦОК.
В РЭШ разработано около 20 000 уникальных заданий по всем направлениям функциональной грамотности..
В 2022 году АО «Издательство «Просвещение» выпустило полезные материалы по направлениям функциональной грамотности : «Сборник эталонных заданий» по математической грамотности «Учимся для жизни» (под редакцией Г.С. Ковалёвой), «Математика на каждый день» для 6-8 классов и «В поисках финансового равновесия» Тренажёр, 6-8 классы (под редакцией Т.Ф. Сергеевой).
А также сервис «Банк с заданиями по функциональной грамотности для учеников 3-8 классов» от авторов, занимающихся программой оценки функциональной грамотности, осваивая который учащийся полностью осваивает навык и закрепляет его с помощью полнофункционального тренажёра заданий в формате PISA.
https://shop.prosv.ru/
Банк заданий по функциональной грамотности:
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction .
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/ .