kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация «Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФОП»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация «Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФОП».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФОП»»

«Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФОП» от 02.11.2023 г. №2

«Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФОП» от 02.11.2023 г. №2

Изменения в мировой экономике XXI века , породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде,  обострили проблемы качества образования ,  поскольку  «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.

Изменения в мировой экономике XXI века , породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования , поскольку  «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.

  • Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforlnternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
  • Международные исследования (PISA) проводились с 2000 года по 2018 год и оказали в последние годы наибольшее влияние на дальнейшие изменения в развитии образования в мире, в том числе и в России.
Результаты мониторингового международного исследования PISA  Результатами мониторингового международного исследования PISA являются: выраженные в количественных показателях уровень знаний и навыков школьников , влияющие на качество обучения факторы динамика результатов отдельных государств актуальные образовательные тенденции оценка готовности учащихся продолжить образование получение сопоставительных данных об успехах учащихся разных стран.   У детей определяется один из шести уровней функциональной грамотности: первый – пороговый, шестой – самый высокий. Последний раз PISA проходило в 2018 году. И результаты российских школьников были средними. «У нас менее 10% на четвертом уровне, а пятого и шестого уровня нет. И 20% российских детей не достигают порогового», – рассказала на круглом столе Яндекса Галина Ковалёва, главный эксперт по функциональной грамотности в России.

Результаты мониторингового международного исследования PISA

Результатами мониторингового международного исследования PISA являются:

  • выраженные в количественных показателях уровень знаний и навыков школьников , влияющие на качество обучения факторы
  • динамика результатов отдельных государств
  • актуальные образовательные тенденции
  • оценка готовности учащихся продолжить образование
  • получение сопоставительных данных об успехах учащихся разных стран.

У детей определяется один из шести уровней функциональной грамотности: первый – пороговый, шестой – самый высокий.

Последний раз PISA проходило в 2018 году. И результаты российских школьников были средними.

«У нас менее 10% на четвертом уровне, а пятого и шестого уровня нет. И 20% российских детей не достигают порогового», – рассказала на круглом столе Яндекса Галина Ковалёва, главный эксперт по функциональной грамотности в России.

Международные исследования (PISA)

Международные исследования (PISA)

  • Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро . Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом. 
  • Исследования PISA в мире на сегодня рассматриваются как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные , полученные в ходе исследования , служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников.
  • Исследование PISA (Program for International of Student Assessment) направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Стратегия развития образования в России Из указа Президента Российской Федерации :    - Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить : достижение следующих целей и целевых показателей :  обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,  вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Стратегия развития образования в России

  • Из указа Президента Российской Федерации :

   - Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить : достижение следующих целей и целевых показателей :

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,

вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Направления совершенствования общего образования в России

Направления совершенствования общего образования в России

  • 1. Усиление внимания к формированию функциональной грамотности .
  • 2.Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся.
  • 3. Формирование метапредметных результатов.
  • 4. Повышение интереса учащихся к изучению математики и естественнонаучных предметов.
  • 5. Повышение эффективности работы с одарёнными и успешными учащимися.
  • 6. Повышение эффективности инвестиций в образование.
  • 7. Улучшение образовательной среды в школе.
Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

  • Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО).
  • В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).
  • ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности . Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Функциональная грамотность По определению Виноградовой Н.Ф. : « Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребёнок должен обладать:

Функциональная грамотность

По определению Виноградовой Н.Ф. : « Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребёнок должен обладать:

  • -готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром…;
  • -возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
  • -способностью строить социальные отношения…;
  • -совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
Функциональная грамотность По другому определению : «Функциональная грамотность  — это индикатор общественного благополучия».   Поэтому для школы возникает очень важная цель : подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.   И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире .

Функциональная грамотность

По другому определению : «Функциональная грамотность  — это индикатор общественного благополучия».

Поэтому для школы возникает очень важная цель : подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. 

И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире .

ФГОС (с 1 сентября 2022 г.)   ФООП  (с 1 сентября 2023 г.) Введение ФГОС направлено на : реализацию педагогических практик развивающего обучения; внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности; повышение квалификации учителей. Учебно-методическими средствами обучения являются: технологии развивающего обучения; эффективные педагогические практики; учебные задания и учебные ситуации. Ключевым учебно-методическим документом является ФООП , который определяет единые стандарты и содержание образования. Введение ФООП направлено на обеспечение единых школьных программ и создание равных возможностей для всех учащихся.

ФГОС (с 1 сентября 2022 г.) ФООП (с 1 сентября 2023 г.)

Введение ФГОС направлено на :

  • реализацию педагогических практик развивающего обучения;
  • внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности;
  • повышение квалификации учителей.

Учебно-методическими средствами обучения являются:

  • технологии развивающего обучения;
  • эффективные педагогические практики;
  • учебные задания и учебные ситуации.

Ключевым учебно-методическим документом является ФООП , который определяет единые стандарты и содержание образования. Введение ФООП направлено на обеспечение единых школьных программ и создание равных возможностей для всех учащихся.

Новый взгляд на образование Базовые навыки Компетенции Как учащиеся применяют базовые навыки для решения повседневных задач? 1.Навыки чтения и письма. Личностные качества Как учащиеся решают более сложные задачи? 7.Критическое мышление. Решение задач. 2. Математическая грамотность. Как учащиеся справляются с изменениями окружающей среды? 3. Естественнонаучная грамотность. 11. Любознательность. 8.Креативность. 9. Умение общаться. 4. ИКТ-грамотность. 12. Инициативность. 13. Настойчивость. 5. Финансовая грамотность. 10. Умение работать в команде. 6.Культурная и гражданская грамотность. 14. Способность адаптироваться. 15. Лидерские качества. 16. Социальная и культурная грамотность.

Новый взгляд на образование

Базовые навыки

Компетенции

Как учащиеся применяют базовые навыки для решения повседневных задач?

1.Навыки чтения и письма.

Личностные качества

Как учащиеся решают более сложные задачи?

7.Критическое мышление. Решение задач.

2. Математическая грамотность.

Как учащиеся справляются с изменениями окружающей среды?

3. Естественнонаучная грамотность.

11. Любознательность.

8.Креативность.

9. Умение общаться.

4. ИКТ-грамотность.

12. Инициативность.

13. Настойчивость.

5. Финансовая грамотность.

10. Умение работать в команде.

6.Культурная и гражданская грамотность.

14. Способность адаптироваться.

15. Лидерские качества.

16. Социальная и культурная грамотность.

  • Навыки 21 века :
Основные направления функциональной грамотности:

Основные направления функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление
Отличительные черты функциональной грамотности Функциональная грамотность :

Отличительные черты функциональной грамотности

Функциональная грамотность :

  • 1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
  • 2) направлена на решение бытовых проблем;
  • 3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации;
  • 4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;
  • 5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
Мониторинг формирования функциональной грамотности Федеральным организатором исследования «Оценка по модели PISA » в 2022 году является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФГБУ «Фиоко»). Цель исследования — определение того, обладают ли 15-летние обучающиеся, получающие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения . Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Особенности заданий для оценки функциональной грамотности:

Мониторинг формирования функциональной грамотности

  • Федеральным организатором исследования «Оценка по модели PISA » в 2022 году является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФГБУ «Фиоко»). Цель исследования — определение того, обладают ли 15-летние обучающиеся, получающие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
  • Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения . Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности:

  • Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике.
  • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся.
  • Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
  • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
  • Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.).
  • Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Умения, характеризующие математическую грамотность :

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Умения, характеризующие математическую грамотность :

  • Коммуникация
  • Математическое моделирование
  • Представление
  • Рассуждения и аргументы
  • Разработка стратегии решения проблем
  • Использование символического, формального и технического языка и операций
  • Использование математических инструментов.
Уровни математической грамотности

Уровни математической грамотности

  • Уровень ниже 1 : способен выполнить очень прямые и простые математические задания.
  • Уровень 1 :может отвечать на вопросы в знакомых контекстах со всей необходимой информацией и ясно сформулированными вопросами.
  • Уровень 2 : способен интерпретировать и распознать в контекстах ситуации с прямым выводом; извлекать нужную информацию из единственного источника и использовать её в единственной форме.
  • Уровень 3 : способен выполнять чётко описанные процедуры с принятием решения на каждом шаге; выбирать и применять простые методы решения на основе здравой интерпретации.
  • Уровень 4 :способен эффективно работать с чётко определёнными (детальными) моделями сложных конкретных ситуаций с определёнными ограничениями.
  • Уровень 5 : способен создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать допущения, выбирать, сравнивать и оценивать стратегии решения комплексных проблем.
  • Уровень 6 :способен осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций.
Задание низкого уровня трудности 1. Скорость гоночной машины на трассе длинной 3 км (при прохождении второго круга). Определить по графику движения, в каком месте трассы скорость машины была наименьше при похождении круга? Задание среднего уровня трудности 2. На рисунке изображены схемы посадки яблонь (х) и хвойных деревьев (0) для нескольких значений n, где n – количество рядов высаженных яблонь. Эту последовательность можно продолжить для любого числа n. Вопрос 1: ЯБЛОНИ Заполните таблицу: при n=1 n=2  n=3 n=4 …..  х х х х х х х х  х 0 х х 0 0 х  х х х х х  х 0 0 х  х х х х х n 1 К5оличество яблонь Количество хвойных деревьев 1 2 8 3 4 4 5

Задание низкого уровня трудности

1. Скорость гоночной машины на трассе длинной 3 км (при прохождении второго круга). Определить по графику движения, в каком месте трассы скорость машины была наименьше при похождении круга?

Задание среднего уровня трудности

2. На рисунке изображены схемы посадки яблонь (х) и хвойных деревьев (0) для нескольких значений n, где n – количество рядов высаженных яблонь. Эту последовательность можно продолжить для любого числа n.

Вопрос 1: ЯБЛОНИ Заполните таблицу: при n=1 n=2

n=3 n=4 …..

х х х х х х х х

х 0 х х 0 0 х

х х х х х

х 0 0 х

х х х х х

n

1

К5оличество яблонь

Количество хвойных деревьев

1

2

8

3

4

4

5

Задание высокого уровня сложности. Площадь континента. Вопрос 4: Пользуясь масштабом данной карты, определите, чему примерно равна площадь Антарктиды. Объясните, каким способом вы получили свою оценку площади континента, и приведите свои вычисления. (*Для получения ответа можно использовать данную карту, например, проводить на ней нужные вам линии и построения).

Задание высокого уровня сложности. Площадь континента.

  • Вопрос 4: Пользуясь масштабом данной карты, определите, чему примерно равна площадь Антарктиды.
  • Объясните, каким способом вы получили свою оценку площади континента, и приведите свои вычисления.

(*Для получения ответа можно использовать данную карту, например, проводить на ней нужные вам линии и построения).

Российская электронная школа . ЦОК.

Российская электронная школа . ЦОК.

  • В РЭШ разработано около 20 000 уникальных заданий по всем направлениям функциональной грамотности..
  • Яндекс.Учебник
  • Учи.ру….
https:// media.prosv.ru/func/lk Платформа «Цифровой образовательный контент». «Издательство «Просвещение»

https:// media.prosv.ru/func/lk

Платформа «Цифровой образовательный контент». «Издательство «Просвещение»

  • В 2022 году АО «Издательство «Просвещение» выпустило полезные материалы по направлениям функциональной грамотности : «Сборник эталонных заданий» по математической грамотности «Учимся для жизни» (под редакцией Г.С. Ковалёвой), «Математика на каждый день» для 6-8 классов и «В поисках финансового равновесия» Тренажёр, 6-8 классы (под редакцией Т.Ф. Сергеевой).
  • А также сервис «Банк с заданиями по функциональной грамотности для учеников 3-8 классов» от авторов, занимающихся программой оценки функциональной грамотности, осваивая который учащийся полностью осваивает навык и закрепляет его с помощью полнофункционального тренажёра заданий в формате PISA.
  • https ://shop.prosv.ru /
Банк заданий по функциональной грамотности :

Банк заданий по функциональной грамотности :

  • Банк заданий по функциональной грамотности:  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
  • Читательская грамотность:  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
  • Математическая грамотность:  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
  • Естественнонаучная грамотность:  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
  • Глобальные компетенции:  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
  • Финансовая грамотность:  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
  • Креативное мышление:  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
  • Открытые задания PISA:  https://fioco.ru/примеры-задач-pisa  
  • Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  • Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке:  https://resh.edu.ru/instruction .
  • Открытые задания PISA:  https://fioco.ru/примеры-задач-pisa .
  • Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач:  http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.  
  • Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства  «Просвещение»  
  • Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы:   https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/ .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация «Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФОП»

Автор: Мусаева Айна Микаиловна

Дата: 27.04.2025

Номер свидетельства: 669130


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства