Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся с ОВЗ к итоговой аттестации»
Подготовкаучащихся с ОВЗк итоговой аттестации
Этапы работы:
ознакомление с нормативными документами ГИА; подготовка печатных материалов;
беседа с психологом, выяснение индивидуальных особенностей ребенка;
анализ экзаменационной работы;
входное тестирование учащегося и составление плана подготовки к ГИА;
беседа с родителями;
организация работы на уроке;
организация индивидуальной внеурочной работы;
промежуточный контроль с анализом и корректировкой плана работы.
Ознакомление с нормативными документами
Категории детей ОВЗ при проведении ГИА, спецификация, кодификатор, демо-версия, время и условия проведения экзамена, сборник тренировочных заданий, открытый банк заданий .
Беседа с психологом, выяснение индивидуальных особенностей ребенка
1) особенности мышления, характера и поведения;
2) приемы работы и коррекции;
3) литература и электронные ресурсы.
Анализ экзаменационной работы
Количество заданий
Тематический анализ
Время выполнения каждого задания
Оформление работы и т.п.
Рейтинг заданий по сложности для конкретного ученика
Входное тестирование и составление плана подготовки к ГИА
План составлен с учетом уровня знаний конкретного ученика и его возможностями. Темы распределены по нарастанию сложности.
Беседа с родителями
Ознакомление родителей со структурой работы, правилами проведения экзамена, проблемами в подготовке.
Ознакомление родителей с планом подготовки к ГИА
Ознакомление родителей с литературой, электронными ресурсами для подготовки к ГИА
Установление порядка контроля за успехами учащегося в подготовке к ГИА
Организация работы по подготовке к ГИА на уроках
Знакомлю учащегося с содержанием экзаменационной работы, порядком и правилами экзамена, системой оценивания. Подготовка к ГИА ведется с учетом индивидуальных особенностей ученика и рекомендаций психолога. Деятельность ученика и учителя нацелена на преодоление трудностей в изучении математики и наработке необходимых математических умений и навыков для сдачи ГИА. При этом использую следующие приемы:
Располагаю упражнения «от простого к сложному» (т.к. врабатываемость ученика - свойство организма постепенно мобилизовать свои функциональные возможности в начальном периоде работы - слабая);
Прошу ученика прочитывать задание несколько раз (чередуя чтение вслух и «про себя»), выделяя исходные данные и вопрос (т.к. навык чтения - автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому - средний);
Прошу проговорить вслух этапы решения заданий, найти необходимые формулы в справочном материале;
4) Учу составлять схемы решений заданий, делать рисунки к задачам, запоминать информацию с помощью мнемонических приемов и в виде визуальных образов (визуальное мышление - умственная деятельность, в основе которой лежит оперирование наглядными графиками, пространственно структурированными схемами - развито неплохо);
5) Работаю над развитием умения оценить полученный ответ, сделать прикидку в уме, отрабатываю устный счет с разными видами чисел, с процентами, т.е. пытаюсь развивать математическую интуицию (она на слабом уровне), логическое мышление (у ребенка слабый уровень понятийного, логического мышления);
6) Организую работу над уже решенной задачей ( повторяем план решения, анализируем наличие других способов решения, учимся самостоятельно составлять задачи по заданной теме; сравниваем решенные задачи, изменяем условия так, чтобы задача решалась другим способом);
7) Учу концентрировать и переключать внимание, переходить от одного задания к другому, от чтения к счету, от переживаний за результат экзамена к продуктивной деятельности (упражнение «Найди ошибку», упражнение «Чтение текста задания до заданного выражения», упражнение «Не собьюсь» и пр., закрыть глаза, подумать о приятном и т.п.);
8) Работаю над повышением мотивации (имеем низкий уровень):
внешней (мотивации, искусственно поддерживаемой внешними подкреплениями, основанной на желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избегания наказания)
внутренней (предполагающей развитие собственных мотивов школьника, самоуважения в деятельности, познавательных мотивов).
Для этого:
акцентирую внимание ученика на его собственном развитии (проговариваем чему он научился в результате выполнения задания, в результате урока);
показываю практическую значимость знаний в связи с жизненными планами и ребенка, даю задачи с практическим содержанием;
использую обучение с компьютерной поддержкой и пр.
Провоцирующие задачи
Задачи, побуждающие к выбору неверного способа решения. • Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь? • У палки 2 конца. Если один из них отпилить, сколько концов получится? • У куба 8 вершин, если одну из них отпилить, сколько вершин будет? • Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?
Найди ошибку
а) 3,2 + 8,=4,0;
б) 16,6 – 5,16,1;
в) 21,7 – 3 =21,4; г) 29 + 7,1 = 100;
д) 25,16 + 0,4 = 25,56;
е) 0,1 – 0,034 = 0,035.
Провоцирующие задачи
Задачи, вводящие в заблуждение из – за неоднозначности словесных оборотов, буквенных и числовых выражение. • Чему равно: 2 в квадрате? 3 в квадрате? 5 в квадрате? Угол в квадрате? • Как можно истолковать равенства: 8 + 9 =5, 3 – 5 =10. • На листке бумаги написано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза?
Организация индивидуальной внеурочной работы
На внеурочных занятиях продолжаю работу по развитию памяти и мышления ребенка, умению концентрировать и переключать внимание, а также по развитию скорости обработки информации (слабая у данного ребенка). Здесь на постоянной основе использую компьютерные средства обучения, интерактивные тесты и пр.
Для развития памяти, внимания и мышления использую портал Викиум ( https://wikium.ru/train )
На внеурочных занятиях организую повторение пройденного материала, отработку заданий ГИА по вариантам и темам, провожу промежуточный контроль, в т.ч. и тестовый (бумажный и онлайн) с последующей работой над ошибками.