Просмотр содержимого документа
«Пезентация проекта "Математические действия.Чему учат в других странах мира?"»
Математические действия. Чему учат в других странах мира?
Работу выполнила: Привалова Виктория Сергеевна,
учащаяся 5 «Г» класса МОУ СШ № 106
Советского района Волгограда
Руководитель: Мидонова Елена Александровна,
учитель математики .
Актуальность темы
Использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес к математике и содействует развитию математических способностей.
За простыми действиями умножения и деления скрываются тайны истории математики. Всегда волновал вопрос, а нужно ли знать таблицу умножения, чтобы умножать и делить?
Гипотеза – используемые в школе алгоритмы умножения и деления натуральных чисел - не единственные.
Проблема – просты ли наши современные способы различных вычислений, какие нестандартные приёмы умножения и деления существуют для счета?
Цель – рассмотреть нестандартные приёмы умножения и деления не рассматриваемые в школьном курсе математики.
Задачи:
описать некоторые способы умножения и деления, опытным путём выявить трудности их использования;
продемонстрировать преимущество и недостатки способов умножения и деления используемых в разных странах мира.
Китайский способ умножения
Основа китайского метода заключается в рисовании линий «сеткой». Преимуществом является графическая визуализация процесса умножения.. Рассмотрим на «живом» примере «25*15»:
Необходимо нарисовать 2 параллельные линии и через некоторое расстояние еще 5 параллельных.
Перпендикулярно им рисуем 1 линию и на небольшом расстоянии еще 5.
Считаем количество точек-пересечений, как указано на схеме.
Если получились двузначные числа, первый знак числа мы прибавляем к «соседнему» с левой стороны. Вторые знаки в числах и являются результатом умножения.
Собираем числа в одно целое и получаем наш ответ : 25*15=375.
Японский способ умножения (круги)
Умножим 103 на 24 .
Так как второй множитель двузначное число, а первая цифра первого множителя 1, строим два одиночных круга в верхней строке и два двоичных круга в нижней строке, так как вторая цифра первого множителя равна 2. Так как первая цифра второго множителя 3, а вторая 4, делим круги первого столбца на три части, второго столбца на четыре части. Количество частей, на которые разделились круги и является ответом, то есть
103 х 24 = 2472.
Итальянский способ умножения
Итальянский вариант умножения называется «джелозия» или способ решетки. Сейчас расскажу, как можно умножить 23*41 :
Рисуем прямоугольник и делим его на 4 клетки (в нашем случае, а вообще по клетке на цифру).
Над каждой клеткой подписываем цифры по порядку: 2, 3, 4, 1.
Делим каждую клетку на две части, по диагонали.
Умножаем первые цифры каждого числа (2 на 4), в первом и втором треугольниках пишем 0 и 8.
Умножаем вторую цифру первого числа на первую второго числа (3 на 4), в первом и втором треугольниках пишем 1 и 2.
Умножаем вторые цифры каждого числа (3 на 1), в первом и втором треугольниках пишем 0 и 3.
Умножаем первую цифру первого числа на вторую цифру второго (2 на 1), в первом и втором треугольниках пишем 0 и 2.
Все клетки заполнились и теперь нужно сложить числа в определенной последовательности, как на рисунке ниже.
Получаем результат — 943.
Крестьянский способ умножения
Крестьянский способ заключается в умении делить и умножать любое число на 2. Рассмотрим на примере и умножим 47 на 35 :
Пишем оба числа на одной прямой и рисуем между ними вертикальную прямую.
Число с левой стороны делим на 2, а с правой — умножаем на 2. Подобную манипуляцию проводим до момента, пока слева не останется 1.
Необходимо вычеркнуть строки, где слева стоят четные числа.
Числа, которые остались справа складываем и получаем результат. В нашем случае — 1645 .
Старинный способ умножения
Старинный способ умножения легко осуществить с помощью пальцев. Мы можем умножить любое однозначное число на 9. Необходимо просто загнуть палец, который соответствует умножаемой цифре.
Например, умножаем 9 на 3 и загибаем третий палец левой руки. Считаем количество пальцев ДО загнутого (слева и справа). Слева — это первый знак числа, справа — второй. В нашем случае цифры 2 и 7 дают число 27.
Этим способом можно умножать и двузначные, и трехзначные числа, но по одной цифре из каждого числа, а затем складывать их.
Египетский способ умножения
Обозначения чисел, которые использовались в древности, были более или менее пригодны для записи результата счета. А вот выполнять арифметические действия с их помощью было очень сложно, особенно это касалось действия умножения (попробуй, перемножь: ξφß*τδ). Выход из этой ситуации нашли египтяне, поэтому способ получил название египетского. Они заменили умножение на любое число - удвоением, то есть сложением числа с самим собой.
Вычисление абсолютно такое же, но записывается иначе (делитель располагается слева от делимого),
как показано на примере деления 135 на 12
(с результатом 11,25 ):
Выводы.
На примере показали некоторые способы умножения и деления, применяемые в разных странах мира, принципиально отличающиеся от методов используемых в российской школе. Путём применения к решению заданий выявили трудности их использования;
Продемонстрировали преимущество и недостатки способов умножения и деления используемых в разных странах мира.
Литература 1.Математика. 5 класс : учеб. Для общеобразоват. организации / М34 [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. –6-е изд. –М : Просвещение, 2016. –256 с. 2.Перельман.Я.И. Живая математика.-М.:Астрель:АСТ,2005 3.«Самый быстрый способ выучить таблицу умножения!» О.Узорова, Е.Нефёдова. 4.https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2016/03/29/proekt-nestandartnye-sposobya-umnozheniya 5.http://dereksiz.org/istoriya-vozniknoveniya-arifmeticheskih-dejstvij.html 6.http://открытыйурок.рф/статьи/652986/ 7.http://iteach.vspu.ru/07-2017/14733/ 8.https://infourok.ru/proekt-na-temu-neobichnie-sposobi-umnozheniya-1497585.html 9.http://www.athens.kiev.ua/egipetskoe-umnozhenie/ 10.https://infourok.ru/proekt_po_teme_nekotorye_nestandartnye_sposoby_scheta_legkie_sposoby_umnozheniya-126504.htm 11.https://ru.wikipedia.org