II. Мотивация к учебной деятельности. Распределите числа, изображенные на слайде на группы: -27; 5; 14; -3,4; -2; 8,2; 0; 1/3; -57. Каждому виду чисел дайте определение Вычислите, подтверждая действия правилами (слайды 4-10) 1)-9+(-3) 2)-4,8+(-4,8) 3)-17,3+17 4)2+(-8,2) 5)-8,4+(-0,4) 6)-4,8+4,8 Просмотрите запись на доске. Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет эта фраза? Ребята, кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель вы поставите перед собой? Что нам поможет достичь цели, которую мы перед собой поставили? Если не будет повторения, то не будет прочных знаний. Чтобы знания не накапливались «бесформенной куче», их нужно систематизировать. III. Актуализация знаний.
Игра «Определение-пазл» Составить логическую цепочку.(работа в группах) Учащимся предлагается собрать определение из двух фрагментов. Числа, отличающиеся знаками называются Числа, записываемые со знаком минус называются Расстояние в единичных отрезках от начала отсчета до точки на координатной прямой называется От прибавление нуля Сумма двух противоположных чисел Модуль суммы двух отрицательных чисел Равен сумме модулей слагаемых Равна нулю Отрицательные Модулем числа Противоположные Число не изменяется
Сверяем полученные ответы с тем, что на слайде. Ответы.1-11, 2-9, 3-10, 4-12, 5-8, 6-7. Решение упражнений «Лесенка» (выполняют в группах). Группы с нечетными номерами поднимаются по левой лесенке, а группы с четными номерами – по правой. Сравниваем с ответами в следующем слайде
Физкультминутка. А сейчас, мы немного отдохнем. А заодно повторим местоположение чисел на координатной прямой. Представьте себе, что каждый из вас является точкой отсчета. Если я называю положительное число-поднимите правую руку, если отрицательное число- левую, если называю нуль- то поднимаем руки вместе. IV. Включение в систему знаний и повторение. Давайте ещё раз вспомним, как выполняется сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Если числа одного знака, что делаем с модулями? Какой знак ставим? Если числа с разными знаками, что делаем с модулями? Какой знак ставим? Работаем у доски и в тетрадях. Решив данные примеры, и заполнив таблицу, заменяя числа, соответствующими буквами, вы угадаете имя великого математика и философа. Ряд 1 1) У 2) П 3) Т
Ряд 2 1) Х 2) 3,9+ (-4,2) = -0,3 М 3) Г
Ряд 3 1) Б 2) Р 3) А
3,1 | | | -2 | -0,3 | | | -65 | 18 | -5,2 | | Б | Р | А | Х | М | А | Г | У | П | Т | А |
Итак, вы угадали слово БРАХМАГУПТА
V. Формирование и развитие компетентности по использованию ИКТ. Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности. Мини доклад. «Путь развития учения о положительных и отрицательных числах» и «Применение отрицательных чисел в других областях науки и повседневной жизни»
Кто хочет дополнить выступления учащихся?
VI. Под координатной прямой на доске на магнитах слова: добро, зло, беда, радость, жадность, щедрость, ложь, правда. -Как называют эти слова в русском языке? - А в математике? -А теперь посмотрим на горизонтальную координатную прямую -Вы думаете, мы будем отмечать на ней числа? -Нет, ребята, мы будем размещать на ней слова. -Думаете это невозможно? Посмотрим! Расположите их по координатной прямой, объяснив свои действия.
VII. Дополнительно. Творческое задание. Представьте число – 24 в виде суммы двух слагаемых с разными знаками так, чтобы: 1)оба слагаемых были целыми числами, 2)одно слагаемое являлось десятичной дробью, меньшей 0,5, 3)Одно слагаемое было выражено обыкновенной дробью. Возможный ответ:1. -24=-26+2, 2. -24= -24,1+0,1. 3 .-24 =1/3+1/3 VIII. Рефлексия учебной деятельности. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Пожалуйста, заполните лист самооценки. А теперь давайте нарисуем дерево с помощью смайликов, расположенных у вас на партах, дерево, соответствующее вашему настроению. Лист самооценки. Уважаемый ученик, вот и закончился урок. Прошу ответить тебя на вопросы, отметив “галочкой” выбранный ответ | 1. На уроке я работал | | активно | | пассивно | 2. Своей работой на уроке | | доволен | | не доволен | 3. Урок для меня показался | | коротким | | длинным | 4. За урок я | | не устал | | устал | 5. Мое настроение | | стало лучше | | стало хуже | 6. Материал урока мне был | | Понятен Полезен Интересен | | не понятен бесполезен скучен | | Положительные, отрицательные, ноль; Целые и дробные Проговаривают определения Отвечают на вопросы. Складывают положительные и отрицательные числа, проговаривают правило Формулируют тему. Отвечают на вопросы. Записывают тему урока «Сложение положительных и отрицательных чисел». Собирают правила из фрагментов Сверяются с ответом Выполняют задания в группах. Решение записывают в тетрадь, в карточку записывают только ответы. Ученики выполняют проверку по изображению слайда. Дети выполняют упражнения. Отвечают на вопросы Три человека работают у доски, а остальные на местах. Ученики выступают с мини-докладами и презентациями. Дополняют выступления, делают вывод: «Появление «-» чисел продиктовано самой жизнью». Отвечают на вопросы. Ученик располагает слова на координатной прямой и объясняют свой выбор. Отвечают на вопросы. Ученики заполняют свои бланки. Каждый подходит к доске и прикрепляет свой смайлик. |