Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Готовимся к ЕГЭ по математике. Решение задач на смеси, растворы и сплавы"»
Готовимсяк ЕГЭ по математике
Решение задач на смеси,
растворы и сплавы
«Только из союза двоих, работающих вместе и при помощи друг друга, рождаются великие вещи». Антуан Де Сент-Экзюпери
«При единении и малое растет, при раздоре и
величайшее распадается». Саллюстий Гай Крисп
Задачи на смеси часто включают в экзаменационные варианты выпускных классов и многие учащиеся испытывают сложности при их решении.
Задачи на смеси имеют практическую направленность:
пьём чай, создаём в чашке нужную
нам концентрацию сахара и воды;
сушим ягоды, фрукты: понимаем, что чем дольше их сушим, тем меньше в них остаётся воды, при этом масса сухого вещества не меняется.
Говоря о смесях, растворах и сплавах мы употребляем термин « смесь » независимо от её вида: твёрдая, жидкая, сыпучая, газообразная. Смесь состоит из основного вещества и примеси. Что такое основное вещество в каждой задаче определяется отдельно.
Проверим домашнее задание
Мини-проект группы кондитеров.
Мини-проект группы ювелиров.
Мини-проект группы химиков.
Подведем итог:
Что значит:
концентрация раствора 3 %;
молоко содержит
1,5 % жира;
с)золотое кольцо
имеет 585 пробу?
Подведем итог :
1.К одной части сахара прибавили
4 части воды.
Какова концентрация
полученного раствора?
2.Сколько сахара содержится
в 200 г 10%- го сахарного
сиропа?
Подведем итог :
Килограмм соли
растворили в 9 литрах
воды. Какова концентрация
раствора?
Задачи на растворы для кондитеров:
№ 1.Смешивают 300 граммов 90%-процентного раствора соли и 900 граммов 30%-процентного раствора той же соли. Определите содержание соли в полученном растворе.
№ 2. Какой раствор получится при смешивании 300 граммов 50% процентного раствора соли и раствора, в котором 120 граммов соли составляют 60%?
Задачи на сплавы для ювелиров:
№ 1.Имеются сплавы золота и серебра. В одном сплаве эти металлы находятся в отношении 2:3, а в другом в отношении 3:7. Сколько нужно взять от каждого сплава, чтобы получить 1 кг нового, в котором золото и серебро находились бы в отношении 5:11?
№ 2.Имеются два сплава меди со свинцом. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65%. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Задачи для химиков:
Смешали 30%-й раствор соляной кислоты с 10%-ым раствором и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов каждого раствора надо было взять?
Имеется два кислотных раствора: один 20%, другой 30%. Взяли 0,5 л первого и 1,5 л второго раствора и образовали новый раствор. Какова концентрация кислоты в новом растворе ?
Задача № 1 (кондитеры)
Задача № 2 (кондитеры)
1 (ювелиры): Имеются сплавы золота и серебра. В одном эти металлы находятся в отношении 2: 3, а в другом в отношении 3: 7. Сколько нужно взять от каждого сплава, чтобы получить 1 кг нового, в котором золото и серебро находились бы в отношении 5: 11?
По этой схеме уравнение х + у =1 показывает массу нового сплава.
Определяем массу золота в каждом сплаве и получаем уравнение
*х + * у = * 1
Аналогично массу серебра и получаем уравнение
* х + * у = * 1
Записываем одну из систем:
х + у = 1
х + у =
х + у = 1
х + у =
Решая ее, получаем х = 0,125 и у = 0,875
Ответ: 125 г и 875 г.
Золото: Серебро = 2: 3
Золото: Серебро = 3: 7
у кг
х кг
Золото: Серебро = 5: 11
2 (ювелиры): Имеются два сплава меди со свинцом. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65%. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
1. Изобразим сплавы в виде прямоугольников
М С М С
+ =
х(г) (200 –х) (г) 200 (г)
0,15х + 0,65(200 – х) = 0,3 *200 х = 140
2. Обозначим
М С М С
+ =
х(г) у(г) 200(г)
х + у = 200
0,15х + 0,65у =0,3 *200
х = 140 и у = 60
Ответ: 140г меди и 60г свинца
30%
15%
65%
15%
65%
30%
1 (химики): Смешали 30%-й раствор соляной кислоты с 10%-ым раствором и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов каждого раствора надо было взять?
Решение 1: аналитическая модель. Обозначим x массу первого
раствора, тогда масса второго (600 - x). Составим уравнение:
2 (химики): Имеется два кислотных раствора: один 20%, другой 30%. Взяли 0,5 л первого и 1,5 л второго раствора и образовали новый раствор. Какова концентрация кислоты в новом растворе?
Так как первый раствор 20 % - й, то в нем 0,2 объема занимает «чистая» кислота. Так как объем первого раствора равен 0,5л, то в этом количестве содержится 0,2*0,5=0,1 л «чистой» кислоты.
Аналогично во втором растворе будет содержаться 0,3*1,5=0,45л «чистой» кислоты.
При смешивании растворов получим 0,5+1,5=2л кислотного раствора, в котором 0,1+0,45=0,55л «чистой» кислоты.
Отсюда следует, что концентрация кислоты в новом растворе есть отношение 0,55:2=0,275, т.е.27,5%.
Ответ: концентрация кислоты в новом растворе 27,5%
ЕГЭ - 2024задачи на смеси и сплавы
1.Сплавили 2кг сплава цинка и меди, содержащего 20%
цинка, и 6кг сплава цинка и меди, содержащего 40%
цинка. Найдите процентную концентрацию меди в
получившемся сплаве.
Ответ: 65% меди.
2. Для приготовления маринада необходим
2% раствор уксуса. Сколько нужно добавить
воды в 100г 9%-го раствора уксуса, чтобы
получить раствор для маринада?
Ответ: 350 г воды
Домашнее задание:
Имеется руда из двух пластов с содержанием меди 6% и 11%. Сколько «бедной» руды надо взять, чтобы получить при смешивании с «богатой» 20 т руды с содержанием меди 8%?
Спасибо за внимание!
Имеется руда из двух пластов с содержанием меди 6% и 11%. Сколько «бедной» руды надо взять, чтобы получить при смешивании с «богатой» 20 т руды с содержанием меди 8%?