Просмотр содержимого документа
«Механизмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в рамках реализации ФГОС»
Механизмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в рамках реализации ФГОС
.
Автор: Богомолова Наталья Владимировна
Методы и педагогические технологии
Мозговой штурм
•Интеллект-карты
•Кластерные карты
•Групповые технологии
«Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский
Что дают ученику:
повышение эффективности восприятия информации;
повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
умение ответственно относиться к собственному образованию;
умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования;
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
(МОЗГОВАЯ АТАКА)
Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Работа идет в несколько этапов:
подготовка, проведение штурма, оценка и отбор идей, проработка и развитие наиболее ценных идей.
Этот приём может быть эффективно использован в процессе формирования математической грамотности не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, при разработке проектов, поиске оптимального решения.
Пример использования приёма «Мозговой штурм» в 6 классе по теме «Сложение и вычитание отрицательных чисел»
Ситуация:
Над Компанией нависла угроза банкротства. Компания будет объявлена банкротом в случае невыполнения следующего задания:
Докажите, что значения данных выражений:
а) (5 – 17) + 3 ; б) (– 26 – 54)( – 23 + 13)
в) ( – 15 + 12 ) + (– 6)
являются натуральными числами.
Спасите Компанию.
Пример использования
приёма «Мозговой штурм» в 5 классе по теме «Уравнения»
Решите уравнения:
Е
х + 128 = 182
Г
х – 75 = 100
В
343 –x= 128
М
16 + (3 +х) = 34
А
(205 – х) + 29 = 137
Т
(х – 35) + 12 = 212
Я
(х – 45) – 56 = 120
И
40 – (x+ 8) = 18
Многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания.
Выберите буквы, соответствующие найденным ответам
и запишите в таблицу.
215
14
54
235
Пример использования приёма «Мозговой штурм» в 5 классе по теме «Возведение числа в квадрат»
Великий греческий математик Пифагор имел к числам особенное отношение, присваивал каждому числу какой-либо символ, например, «5» - символ цвета, «6» - холода, «7» обозначало разум и здоровье, «8» - любовь и дружбу. Именно Пифагор разделил все числа на четные и нечетные. А сейчас вы попробуйте повторить открытие, сделанное Пифагором.
Занимательная задача:
На доске записаны все нечетные числа от 1 до 19 (1,3,5,7,9,11,13,15,17,19).
Найдите сумму первых двух, потом первых трех, затем четырех и т.д. Полученные ответы запишите в строчку. Какое открытие сделал Пифагор?
(4,9,16,25,36,49,64,81,100)
Пример использования
приёма «Мозговой штурм» по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
С давних времен разные растения, деревья и кустарники люди наделяли определенной символикой. Так, например, лавр символизирует славу, олива – мир.
Выполните вычисления с определением соответствия чисел и растений. По совпадающим ответам выясните, какие деревья символами каких качеств являются:
Лиственница
2,6 + 0,42 = ?
Щедрость
2 + 3,2 = ?
Сосна
0,25 + 18 = ?
Смелость
4 – 0, 98 = ?
Грецкий орех
7,5 – 1,8 = ?
Верность
0,25 + 2,25 + 15,5 = ?
Рябина
10 – 8,5 = ?
Грация
10 – 3,2 = ?
Апельсин
8,6 – 3,4 = ?
Стойкость
2,2 + 1,6 = ?
Вишня
4 – 0,2 = ?
Благоразумие
0,75 + 0,75 = ?
Береза
5,6 + 3,4 – 2,2 = ?
Хитрость
(придумать свой пример)
Карточки с названиями деревьев расставить по алфавиту
ОТВЕТЫ :
лиственница – смелость,
сосна – верность,
рябина – благоразумие,
апельсин – щедрость,
вишня – стойкость,
берёза – грация,
грецкий орех ( оставшееся дерево ) символизирует хитрость
Кластерная карта
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками .В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Приём "Кластеры"
Прием "Кластеры" используется как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов . В зависимости от цели организуется индивидуальная или самостоятельная работа учащихся или коллективная – в виде общего совместного обсуждения.
Кластер по теме«Квадратные уравнения»
Кластер по теме«Квадратные уравнения»
Неполное
квадратное
уравнение
Неприведённое
квадратное
уравнение
Полное
квадратное
уравнение
Приведённое
квадратное
уравнение
Квадратные
уравнения
Неполное
квадратное
уравнение ( c = 0)
Неполное
квадратное
уравнение ( b = 0)
Неполное
квадратное
уравнение ( b=c= 0)
3х – 5х + 2 = 0
5х = 0
3х – 2х = 0
4х + 5х + 1 = 0
Х + 3х + 2 = 0
х – 3х + 1 = 0
х – 3 = 0
0,2х – 2х = 0
Интеллект-карта
СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Правила создания на бумаге (рисовать от руки):
• используются только цветные карандаши, маркеры, …;
• основная идея, проблема или слово располагается в центре;
• для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки, каждая главная ветвь имеет свой цвет;
• главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями; разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
• ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева);
• над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово;
• для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове
Три ППРИ РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТАМИ
1.« ПРИНИМАЙ »: на первом этапе следует забыть предубеждения относительно ограниченности возможностей.
2.« ПРИМЕНЯЙ »: вырабатывай и оттачивай свой стиль.
3.« ПРИСПОСАБЛИВАЙ »: постоянно совершенствуй навыки работы.
•найти «пробелы» в знаниях и провести своевременную корректирующую работу;
•совершенствовать умения работать с понятиями;
•установить причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и дать обоснованные выводы.
ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Десятичные дроби вычти, сложи,
Цифру под цифрой строго пиши,
И запятые все сохраняй,
В ряд их пиши, не забывай!
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
Проверка домашнего задания – устный опрос с целью выявления уровня знаний обучающихся.
•Актуализация опорных знаний, умений и навыков – восполнить недостающие знания обучающихся, вспомнить необходимые опорные знания.
•Формирование понятийного аппарата, новых знаний и практических умений – усвоение нового учебного материала с использованием интеллект-карт в виде опорного конспекта.
•Контроль и учет знаний.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ
Групповые технологии на уроках математики.
Групповая форма обучения решает триосновные задачи.
1.Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
2.Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
3.Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Формировании группы
Группы могут быть постоянного и временного состава.
Надо учитывать психологическую совместимость учащихся, желание, возможности для их успешной совместной деятельности .
Я в своей работе использую учебные четвёрки. С учебными четвёрками можно организовывать различные виды работ.
Этапы работы
Индивидуальная работа, когда учащиеся разбирают теоретический материал или решение какого-либо задания, а по истечении контрольного времени каждый член группы готов обсудить материал или решение.
Работа в парах
Задание может оставаться прежним, но такая работа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников.
Затем пары меняются и таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить своё понимание проблемы, поучиться отстаивать найденные решения.
При работе в группах можно подключать консультантов- хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики хорошие помощники учителю. Оправдала себя групповая форма работы и при проведении зачётов, смотров знаний. Учащиеся отчитываются перед собой и группой в том, как усвоили материал. Слушая ответы товарища они поправляют его, уточняют.
При работе над этой темой, мною решаются следующие задачи:
Развивать познавательную активность учащихся на уроке.
Включать каждого ученика в учебную работу.
Развивать математическую речь.
Прививать интерес к предмету.
Создавать психологический комфорт на уроке.
Применение данных технологий и методов учителями в образовательном процессе даёт возможность учащимся овладеть УУД, позволяют решать задачи:
образовательной мотивации : повышения интереса к процессу учения и активного восприятия учебного материала;
информационной грамотности : развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности : формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Ценность данных технологий и методови в том, что они учат:- детей слушать и слышать,- развивает речь,- даёт возможность общения,- активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес,- побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Всё это необходимо не только на уроке математики.
«Ум ученика – этоне сосуд, который надо заполнить знаниями,а факел, которыйнадо зажечь»