kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Механизмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены различные механизмы, формы и технологии формирования функциональной грамотности на уроках математики в рамках реализации ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Механизмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в рамках реализации ФГОС»

Механизмы  формирования функциональной грамотности на уроках математики в рамках реализации ФГОС . Автор: Богомолова Наталья Владимировна

Механизмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в рамках реализации ФГОС

.

Автор: Богомолова Наталья Владимировна

    Методы и педагогические технологии Мозговой штурм • Интеллект-карты • Кластерные карты • Групповые технологии

    Методы и педагогические технологии

    Мозговой штурм

    Интеллект-карты

    Кластерные карты

    Групповые технологии

       «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек»,-   писал известный педагог В.А.Сухомлинский

      «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский

    Что дают ученику:

    Что дают ученику:

    • повышение эффективности восприятия информации;
    • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    • умение ответственно относиться к собственному образованию;
    • умение работать в сотрудничестве с другими;
    • повышение качества образования;
    • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
    Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (МОЗГОВАЯ АТАКА)   Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

    Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

    (МОЗГОВАЯ АТАКА)

    Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

    Работа идет в несколько этапов:

    Работа идет в несколько этапов:

    • подготовка, проведение штурма, оценка и отбор идей, проработка и развитие наиболее ценных идей.
    • Этот приём может быть эффективно использован в процессе формирования математической грамотности не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, при разработке проектов, поиске оптимального решения.
    Пример   использования   приёма    «Мозговой  штурм»     в 6 классе по теме «Сложение и вычитание отрицательных чисел»   Ситуация:    Над  Компанией  нависла  угроза банкротства.  Компания будет объявлена банкротом в  случае  невыполнения следующего задания:   Докажите, что значения данных выражений:   а) (5 – 17) + 3 ; б) (– 26 – 54)( – 23 + 13)  в) ( – 15 + 12 ) + (– 6) являются натуральными числами. Спасите Компанию.

    Пример   использования   приёма   «Мозговой  штурм»    в 6 классе по теме «Сложение и вычитание отрицательных чисел»

    Ситуация:  

    Над  Компанией  нависла  угроза банкротства.  Компания будет объявлена банкротом в  случае  невыполнения следующего задания:

      Докажите, что значения данных выражений:

      а) (5 – 17) + 3 ; б) (– 26 – 54)( – 23 + 13)

    в) ( – 15 + 12 ) + (– 6)

    являются натуральными числами.

    Спасите Компанию.

    Пример   использования   приёма    «Мозговой  штурм»     в 5 классе по теме «Уравнения»   Решите уравнения : Е х + 128 = 182 Г х – 75 = 100 В 343 – x = 128 М 16 + (3 +х) = 34 А (205 – х) + 29 = 137 Т (х – 35) + 12 = 212 Я (х – 45) – 56 = 120 И 40 – ( x + 8) = 18  Многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания.  Выберите буквы, соответствующие найденным ответам  и запишите в таблицу.  215 14 54 235

    Пример   использования  

    приёма   «Мозговой  штурм»    в 5 классе по теме «Уравнения»

    Решите уравнения :

    Е

    х + 128 = 182

    Г

    х – 75 = 100

    В

    343 – x = 128

    М

    16 + (3 +х) = 34

    А

    (205 – х) + 29 = 137

    Т

    (х – 35) + 12 = 212

    Я

    (х – 45) – 56 = 120

    И

    40 – ( x + 8) = 18

    Многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания.

    Выберите буквы, соответствующие найденным ответам

    и запишите в таблицу.

    215

    14

    54

    235

    Пример   использования   приёма    «Мозговой  штурм»     в 5 классе по теме «Возведение числа в квадрат»  Великий греческий математик Пифагор имел к числам особенное отношение, присваивал каждому числу какой-либо символ, например, «5» - символ цвета, «6» - холода, «7» обозначало разум и здоровье, «8» - любовь и дружбу. Именно Пифагор разделил все числа на четные и нечетные. А сейчас вы попробуйте повторить открытие, сделанное Пифагором.

    Пример   использования   приёма   «Мозговой  штурм»    в 5 классе по теме «Возведение числа в квадрат»

    Великий греческий математик Пифагор имел к числам особенное отношение, присваивал каждому числу какой-либо символ, например, «5» - символ цвета, «6» - холода, «7» обозначало разум и здоровье, «8» - любовь и дружбу. Именно Пифагор разделил все числа на четные и нечетные. А сейчас вы попробуйте повторить открытие, сделанное Пифагором.

    Занимательная задача:  На доске записаны все нечетные числа от 1 до 19 (1,3,5,7,9,11,13,15,17,19).  Найдите сумму первых двух, потом первых трех, затем четырех и т.д. Полученные ответы запишите в строчку. Какое открытие сделал Пифагор?  (4,9,16,25,36,49,64,81,100)

    Занимательная задача:

    На доске записаны все нечетные числа от 1 до 19 (1,3,5,7,9,11,13,15,17,19).

    Найдите сумму первых двух, потом первых трех, затем четырех и т.д. Полученные ответы запишите в строчку. Какое открытие сделал Пифагор?

    (4,9,16,25,36,49,64,81,100)

    Пример   использования   приёма «Мозговой  штурм» по теме  « Сложение и вычитание десятичных дробей »    С давних времен разные растения, деревья и кустарники люди наделяли определенной символикой. Так, например, лавр символизирует славу, олива – мир.  Выполните вычисления с определением соответствия чисел и растений. По совпадающим ответам выясните, какие деревья символами каких качеств являются:

    Пример   использования  

    приёма «Мозговой  штурм» по теме  « Сложение и вычитание десятичных дробей »  

    С давних времен разные растения, деревья и кустарники люди наделяли определенной символикой. Так, например, лавр символизирует славу, олива – мир.

    Выполните вычисления с определением соответствия чисел и растений. По совпадающим ответам выясните, какие деревья символами каких качеств являются:

    Лиственница 2,6 + 0,42 = ? Щедрость 2 + 3,2 = ? Сосна 0,25 + 18 = ? Смелость 4 – 0, 98 = ? Грецкий орех 7,5 – 1,8 = ? Верность 0,25 + 2,25 + 15,5 = ? Рябина 10 – 8,5 = ? Грация 10 – 3,2 = ? Апельсин 8,6 – 3,4 = ? Стойкость 2,2 + 1,6 = ? Вишня  4 – 0,2 = ? Благоразумие 0,75 + 0,75 = ? Береза 5,6 + 3,4 – 2,2 = ? Хитрость (придумать свой пример) Карточки с названиями деревьев расставить по алфавиту

    Лиственница

    2,6 + 0,42 = ?

    Щедрость

    2 + 3,2 = ?

    Сосна

    0,25 + 18 = ?

    Смелость

    4 – 0, 98 = ?

    Грецкий орех

    7,5 – 1,8 = ?

    Верность

    0,25 + 2,25 + 15,5 = ?

    Рябина

    10 – 8,5 = ?

    Грация

    10 – 3,2 = ?

    Апельсин

    8,6 – 3,4 = ?

    Стойкость

    2,2 + 1,6 = ?

    Вишня

    4 – 0,2 = ?

    Благоразумие

    0,75 + 0,75 = ?

    Береза

    5,6 + 3,4 – 2,2 = ?

    Хитрость

    (придумать свой пример)

    Карточки с названиями деревьев расставить по алфавиту

    ОТВЕТЫ : лиственница – смелость, сосна – верность, рябина – благоразумие, апельсин – щедрость, вишня – стойкость, берёза – грация, грецкий орех ( оставшееся дерево ) символизирует хитрость

    ОТВЕТЫ :

    • лиственница – смелость,
    • сосна – верность,
    • рябина – благоразумие,
    • апельсин – щедрость,
    • вишня – стойкость,
    • берёза – грация,
    • грецкий орех ( оставшееся дерево ) символизирует хитрость

    Кластерная карта

    Кластерная карта

    Основные принципы составления кластера Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками .В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

    Основные принципы составления кластера

    Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками .В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

    Приём

    Приём "Кластеры"

    Прием "Кластеры" используется как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов . В зависимости от цели  организуется индивидуальная или самостоятельная работа учащихся или коллективная – в виде общего совместного обсуждения. 

    Кластер по теме  «Квадратные уравнения»

    Кластер по теме «Квадратные уравнения»

    Кластер по теме  «Квадратные уравнения» Неполное квадратное  уравнение Неприведённое квадратное  уравнение Полное квадратное  уравнение Приведённое квадратное  уравнение Квадратные  уравнения Неполное квадратное  уравнение ( c = 0) Неполное квадратное  уравнение ( b = 0) Неполное квадратное  уравнение ( b=c= 0)  3х – 5х + 2 = 0  5х = 0 3х – 2х = 0 4х + 5х + 1 = 0  Х + 3х + 2 = 0   х – 3х + 1 = 0  х – 3 = 0   0,2х – 2х = 0

    Кластер по теме «Квадратные уравнения»

    Неполное

    квадратное

    уравнение

    Неприведённое

    квадратное

    уравнение

    Полное

    квадратное

    уравнение

    Приведённое

    квадратное

    уравнение

    Квадратные

    уравнения

    Неполное

    квадратное

    уравнение ( c = 0)

    Неполное

    квадратное

    уравнение ( b = 0)

    Неполное

    квадратное

    уравнение ( b=c= 0)

    3х – 5х + 2 = 0

    5х = 0

    3х – 2х = 0

    4х + 5х + 1 = 0

    Х + 3х + 2 = 0

    х – 3х + 1 = 0

    х – 3 = 0

    0,2х – 2х = 0

    Интеллект-карта

    Интеллект-карта

    СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

    СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

    • Правила создания на бумаге (рисовать от руки):
    • • используются только цветные карандаши, маркеры, …;
    • • основная идея, проблема или слово располагается в центре;
    • • для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки, каждая главная ветвь имеет свой цвет;
    • • главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями; разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
    • • ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева);
    • • над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово;
    • • для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове
    Три П  ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТАМИ

    Три П ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТАМИ

    • 1.« ПРИНИМАЙ »: на первом этапе следует забыть предубеждения относительно ограниченности возможностей.
    • 2.« ПРИМЕНЯЙ »: вырабатывай и оттачивай свой стиль.
    • 3.« ПРИСПОСАБЛИВАЙ »: постоянно совершенствуй навыки работы.
    ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ СПОСОБСТВУЕТ

    ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ СПОСОБСТВУЕТ

    • понять целостную картину усвоения изученного материала;
    • найти «пробелы» в знаниях и провести своевременную корректирующую работу;
    • совершенствовать умения работать с понятиями;
    • установить причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и дать обоснованные выводы.
    ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

    ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

    • Десятичные дроби вычти, сложи,
    • Цифру под цифрой строго пиши,
    • И запятые все сохраняй,
    • В ряд их пиши, не забывай!
    ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

    ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

    • Проверка домашнего задания – устный опрос с целью выявления уровня знаний обучающихся.
    • Актуализация опорных знаний, умений и навыков – восполнить недостающие знания обучающихся, вспомнить необходимые опорные знания.
    • Формирование понятийного аппарата, новых знаний и практических умений – усвоение нового учебного материала с использованием интеллект-карт в виде опорного конспекта.
    • Контроль и учет знаний.
    ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ

    ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ

    Групповые технологии на уроках математики.

    Групповые технологии на уроках математики.

    • Групповая форма обучения решает три основные задачи.
    • 1.Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
    • 2.Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
    • 3.Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
    Формировании группы

    Формировании группы

    • Группы могут быть постоянного и временного состава.
    • Надо учитывать психологическую совместимость учащихся, желание, возможности для их успешной совместной деятельности .
    • Я в своей работе использую учебные четвёрки. С учебными четвёрками можно организовывать различные виды работ.
    Этапы работы

    Этапы работы

    • Индивидуальная работа, когда учащиеся разбирают теоретический материал или решение какого-либо задания, а по истечении контрольного времени каждый член группы готов обсудить материал или решение.
    Работа в парах

    Работа в парах

    • Задание может оставаться прежним, но такая работа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников.
    • Затем пары меняются и таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить своё понимание проблемы, поучиться отстаивать найденные решения.
    При работе в группах можно подключать консультантов- хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики хорошие помощники учителю. Оправдала себя групповая форма работы и при проведении зачётов, смотров знаний. Учащиеся отчитываются перед собой и группой в том, как усвоили материал. Слушая ответы товарища они поправляют его, уточняют.
    • При работе в группах можно подключать консультантов- хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики хорошие помощники учителю. Оправдала себя групповая форма работы и при проведении зачётов, смотров знаний. Учащиеся отчитываются перед собой и группой в том, как усвоили материал. Слушая ответы товарища они поправляют его, уточняют.
    При работе над этой темой, мною решаются следующие задачи: Развивать познавательную активность учащихся на уроке. Включать каждого ученика в учебную работу. Развивать математическую речь. Прививать интерес к предмету. Создавать психологический комфорт на уроке.
    • При работе над этой темой, мною решаются следующие задачи:
    • Развивать познавательную активность учащихся на уроке.
    • Включать каждого ученика в учебную работу.
    • Развивать математическую речь.
    • Прививать интерес к предмету.
    • Создавать психологический комфорт на уроке.
    Применение данных технологий и методов учителями в образовательном процессе даёт возможность учащимся овладеть УУД, позволяют решать задачи:   образовательной мотивации : повышения интереса к процессу учения и активного восприятия учебного материала;    информационной грамотности : развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности : формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

    Применение данных технологий и методов учителями в образовательном процессе даёт возможность учащимся овладеть УУД, позволяют решать задачи:

    •   образовательной мотивации : повышения интереса к процессу учения и активного восприятия учебного материала;  
    • информационной грамотности : развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
    • социальной компетентности : формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

    Ценность данных технологий и методов  и в том, что они учат:  - детей слушать и слышать,  - развивает речь,  - даёт возможность общения,  - активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес,  - побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Всё это необходимо не только на уроке математики.

    Ценность данных технологий и методов и в том, что они учат: - детей слушать и слышать, - развивает речь, - даёт возможность общения, - активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, - побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

    Всё это необходимо не только на уроке математики.

    «Ум ученика – это  не сосуд, который надо заполнить знаниями,  а факел, который  надо зажечь»

    «Ум ученика – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь»


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Математика

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 9 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Автор: Богомолова Наталья Владимировна

    Дата: 14.12.2023

    Номер свидетельства: 642250


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства