Просмотр содержимого документа
«Математика и музыка(исследовательская работа)»
«Математика и музыка»
Работу выполнила
Ученица 6 «Л» класса
МАОУ лицея №4 (ТМОЛ)
Стафеевская Лада
Научный руководитель:
Кихтенко
Инна Сафроновна
ЦелЬ
Доказать, что связь между математикой и музыкой существует.
Задачи
Проанализировать литературу по теме исследования.
Познакомиться с пифагорейским учением о связи между математикой и музыкой.
Найти общие элементы в математике и музыке.
Показать, что построение музыкального произведения имеет свою логику и числовые характеристики (на примерах изучения нотных записей Гимна Российской Федерации и Гимна лицея ТМОЛ).
Переложить числа (даты рождения одноклассников) на музыку.
Установить связь между консонансным или диссонансным звучанием и способностями личности.
Сформулировать выводы.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность темы состоит в том, что многие не понимают, что математика и музыка родственны. Родители не принимают во внимание тот факт, что музыкальное образование развивает способности к математике. Учитывая, что математика становится всё более популярным, но остаётся при этом не менее сложным предметом, ценность музыки и музыкального образования как вспомогательного должна повышаться.
Математика – самая абстрактная из наук, а музыка – наиболее отвлеченное из искусств, это высшие выразители науки и искуссва.
Волошинов А.
Одним из первых, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел был древнегреческий ученый Пифагор. Он являлся не только знаменитым математиком, но и блестящим музыкантом.
Пифагорейцы видели ключ к разгадке гармонии в познании количественных отношений. Математику и музыку они не разделяли, считая единой наукой о гармонии мира (называли её математой).
Формула консонанса
Важную роль в понимании связи между математикой и музыкой имеет открытие Пифагора. Оно состоит в том, что сочетание звуков, издаваемых струнами, наиболее благозвучно, если длины струн музыкального инструмента относятся как целые числа первой четверки: 1:2; 2:3; 3:4.
Чем ближе в этих отношениях числа к единице, тем более благозвучнее сочетание. Так, самое «красивое» звучание – у октавы, где соотношение частот 1:2.
Благозвучное сочетание называется КОНСОНАНС.
Интервалы в музыке и математике
В математике и музыке много общих понятий.
В основе теории о математике и музыке лежит интервал. В музыке интервал - расстояние между двумя звуками, которое измеряется тонами и полутонами. Существуют основные интервалы между звуками:
Прима – 1
Секунда – 2
Терция – 3
Кварта – 4
Квинта – 5
Секста – 6
Септима – 7
Октава – 8
Дроби в математике и музыке
Ноты в музыке отличаются длительностью звучания. Длительности нот соотносятся с дробями в математике.
В музыке каждый такт имеет одинаковую длительность. Размер такта указан в начале произведения.
Ритм в музыке – чередование длительностей; ритм в математике – чередование цифр.
1/999 = 0,001001… = 0,(001)
1/99999 = 0,0000100001… = 0,(00001)
Числовые соотношения в нотной записи гимна российской федерации
Вывод: сумма цифр в каждом такте является четным числом. Это показывает, что мелодия гимна определяется числовыми закономерностями.
Числовые соотношения в нотной записи гимна лицея тмол
Вывод: в данной мелодии идет чередование четных и нечетных сумм цифр в тактах, что также указывает на подчинение музыки численным законам.
Даты рождения учеников 6 «Л» класса и соответствующие им ноты
Консонансное звучание – человек творческий.
Диссонансное звучание – человек точен.
Анализ полученных результатов
6 «Л» класс
Всего учащихся
Творческие личности
30
Не творческие личности
9
21
6 «Л» класс
Все творческие личности
9
Не занимаются музыкой
3
Занимаются музыкой
6
Из 9 учеников, определенных нами как творческих, 6 человек занимаются музыкой, следовательно, наш эксперимент можно считать удачным.
Выводы
В ходе проведенного исследования мы проанализировали литературу, познакомились с пифагорейским учением о связи музыки и математики.
Были найдены соответствия между математическими и музыкальными понятиями.
Анализ музыкальных произведений (Гимна Российской Федерации и Гимна лицея ТМОЛ) показал, что в их основе лежат численные закономерности.
Переложение дат рождения одноклассников на музыку выявило взаимосвязь между консонансным или диссонансным звучанием и способностями личности, что подтвердилось в ходе опроса.
Таким образом можно сделать вывод, что между музыкой и математикой существует тесная взаимосвязь, определяющая единство мира чисел и чувств. Цель работы достигнута.