Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по математике по теме: "Эффективные приемы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида"»
Мастер-класспо теме: "Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида"
Презентацию подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
Бозова Любовь Николаевна
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Задачи преподавания математики в коррекционной школе состоят в том, чтобы:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся коррекционных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств.
В своей практике я использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики:
Объяснительно-иллюстративный метод , метод , при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
В работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
Рассмотрим структуру урока математики в классе специальной (коррекционной) школе VIII вида с комментарием.
Тема: «Обыкновенные дроби» (данная тема выбрана потому, что она изучается на протяжении всего обучения с 5-9 класс).
Цели:
Основная дидактическая цель:
Развивающая:
Воспитывающая:
Коррекционная: (обязательная цель для специальных (коррекционных) классов)
Тема: «Обыкновенные дроби»
(данная тема выбрана потому, что она изучается на протяжении всего обучения с 5-9 класс).
Цели:
Основная дидактическая цель:
Развивающая:
Воспитывающая:
Коррекционная: (обязательная цель для специальных (коррекционных) классо в)
Ход урока
I. Организационный момент.
Чёткая формулировка целей. Давать возможность ребёнку, ставить цели, по теме урока. Можно основную цель записать, чтобы в конце урока ребёнок видел, достиг он поставленной цели или нет.
II. Устный счет
(Разминка): (5 – 10 мин)
Устный счёт на уроках проводится с целью развития у учеников математических способностей, логического мышления, внимания, памяти, а также интереса к предмету. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Серьёзно отношусь к подбору примеров для устного счёта, так как умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. В устный счёт обязательно включаю задачи, примеры
на порядок действий, геометрический материал, игры. Подбирая задания на повторение и закрепление, плавно перехожу к новому материалу.
III. Изучение нового.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» - писал Л.Н.Толстой.
Поэтому должна продумываться каждая деталь урока, чтобы все заставляло учащихся мыслить.
1) Теория.
Носит практическую направленность с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Например, при изучении темы «Доли. Обыкновенная дробь» необходимы вырезанные геометрические фигуры, ножницы, цветные карандаши. Карточка с заданием сообщает, на сколько равных частей нужно разделить каждую фигуру. На данном этапе ребёнок должен понять, что фигуры делить нужно на равные части.
Сложнее всего даются задачи, здесь необходимо использовать рисунки, игрушки, схемы. Не умея достаточно хорошо читать, ученики не сразу вникают в содержание задачи, поэтому задача читается несколько раз и составляется схема – рисуно к.
Использование опорных схем на уроке
Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся и изучении нового материала. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.
2)Тренировочные упражнения по образцу
Каждый учитель знает индивидуальные особенности своих детей и может определить степень помощи ученикам в виде наводящих вопросов, в виде подборки устных упражнений, заполнений таблиц, обращение к опорным схемам и т.д.
Физ.минутка.
Желательно проводить две, так как дети с нарушением интеллекта устают быстро и теряют интерес к заданию, к уроку в целом.
3) Отработка вычислительных навыков.
Задания самоконтролем. Я беру задания из сборника упражнений «Задания образного и исследовательского характера» А.Я. Цукаря.
IV. Практическая работа.
(Работа в парах)
Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти.
Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию.
В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.
V. Тест.
Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения.
Тестирование позволяет:
- учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- проверять качество усвоения материала;
- разнообразить процесс обучения;
- сэкономить время на опрос;
- использовать тесты для компьютеризации обучения.
VI. Домашнее задание.
Подробно разбирается, желательно ,чтобы был образец выполнения. Задавайте как можно больше творческих заданий (составить кроссворд, ребусы, придумать загадки, составить рисунок из геометрических фигур и т.д.)
VII. Подведение итогов урока.
Вопросы, касающиеся целей урока.
Выставление оценок.
VIII. Рефлексия.
Проводится со всем классом. Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам, которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.