kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логагифмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания о логагифмах.Логарифмы всегда считались сложной темой в школьном курсе математики. Существует много разных определений логарифма, но большинство учебников почему-то используют самые сложные и неудачные из них.

Важно понимать, что логарифм — это выражение с двумя переменными (основание и аргумент). Многие на первых порах путают, где находится основание, а где — аргумент. Чтобы избежать досадных недоразумений, просто взгляните на картинку:

Перед нами — не что иное как определение логарифма. Вспомните:логарифм — это степень, в которую надо возвести основание, чтобы получить аргумент. Именно основание возводится в степень — на картинке оно выделено красным. Получается, что основание всегда находится внизу! Это замечательное правило я рассказываю своим ученикам на первом же занятии — и никакой путаницы не возникает.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логагифмы »

Разработала : Свиридова Светлана ученица 11 «я» класса  МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»  в с.Новокленское Руководитель :  Умрихина Зинаида Даниловна

Разработала :

Свиридова Светлана

ученица 11 «я» класса МБОУ

«Первомайская средняя

общеобразовательная школа»

в с.Новокленское

Руководитель :

Умрихина Зинаида Даниловна

1.  Обобщить и систематизировать свои знания по теме  «Логарифмы»; 2.  Расширить свои знания по данной теме; 3.  Получить хорошую оценку по алгебре ; 4. Более углубленно изучить работу с программой Microsoft PowerPoint .

1. Обобщить и систематизировать свои знания по теме «Логарифмы»;

2. Расширить свои знания по данной теме;

3. Получить хорошую оценку по алгебре ;

4. Более углубленно изучить работу с программой Microsoft PowerPoint .

Поистине безграничны приложения показательной функции и логарифмической функций в самых различных областях науки и техники, а ведь придумывали логарифмы для облегчения вычислений. Более трёх столетий прошло с того дня, как в 1614 году были опубликованы первые логарифмические таблицы, составленные Джоном Непером . Они помогали астрономам и инженерам, сокращая вычисления, и тем самым, как сказал знаменитый французский учёный Лаплас, «удлиняя жизнь вычислителям». Ещё недавно трудно было представить инженера без логарифмической линейки в кармане; изобретённая через десяток лет после появления логарифмов Непера английским математиком Гунтером , она позволяла быстро получать ответ с достаточной для инженера точностью в три значащие цифры. Теперь её из инженерного обихода вытеснили микрокалькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы построены ни первые компьютеры, ни калькуляторы.

Поистине безграничны приложения показательной функции и логарифмической функций в самых различных областях науки и техники, а ведь придумывали логарифмы для облегчения вычислений. Более трёх столетий прошло с того дня, как в 1614 году были опубликованы первые логарифмические таблицы, составленные Джоном Непером . Они помогали астрономам и инженерам, сокращая вычисления, и тем самым, как сказал знаменитый французский учёный Лаплас, «удлиняя жизнь вычислителям».

Ещё недавно трудно было представить инженера без логарифмической линейки в кармане; изобретённая через десяток лет после появления логарифмов Непера английским математиком Гунтером , она позволяла быстро получать ответ с достаточной для инженера точностью в три значащие цифры. Теперь её из инженерного обихода вытеснили микрокалькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы построены ни первые компьютеры, ни калькуляторы.

0 , a≠1 , называется показатель степени, в которую надо возвести число a , чтобы получить число b ." width="640"

Простые уравнения вида

можно решать с помощью графика, но как быть с более сложными уравнениями ? Для решения таких уравнений существует логарифм:

, потому что

Логарифмом положительного числа b по основанию a , где a0 , a≠1 , называется показатель степени, в которую надо возвести число a , чтобы получить число b .

0 , a≠1 – это показатель степени, в которую надо возвести число a , чтобы получить b . при b0, a0, a≠1 (основное логарифмическое тождество). СВОЙСТВА: (При a0, a≠1, b0, c0, r – любое действительное число) 1) 2) 3)" width="640"

Логарифм положительного числа b по основанию a , где a0 , a≠1 – это показатель степени, в которую надо возвести число a , чтобы получить b .

при b0, a0, a≠1 (основное логарифмическое

тождество).

СВОЙСТВА:

(При a0, a≠1, b0, c0, r – любое действительное число)

1)

2)

3)

Графики логарифмической функции.

Графики логарифмической функции.

Десятичный логарифм числа – логарифм этого числа по основанию 10 и пишут  lg b вместо Натуральный логарифм числа – логарифм этого числа по основанию e , где e – иррациональное число, приближенно равное 2,7 . При этом пишут ln b , вместо

Десятичный логарифм числа логарифм этого числа по основанию 10 и пишут lg b вместо

Натуральный логарифм числа логарифм этого числа по основанию e , где e – иррациональное число, приближенно равное 2,7 . При этом пишут ln b , вместо

Число е ≈ 2,718281828459 – одна из важнейших постоянных в математике. По определению, оно равно пределу последовательности при неограниченном возрастании n . Обозначение е ввёл Леонард Эйлер в 1736 г . Он вычислил первые 23 знака этого числа в десятичной записи.

Число е ≈ 2,718281828459 – одна из важнейших постоянных в математике. По определению, оно равно пределу последовательности

при неограниченном возрастании n . Обозначение е ввёл Леонард Эйлер в 1736 г . Он вычислил первые 23 знака этого числа в десятичной записи.

Число е — иррациональное и трансцендентное. Доказательство трансцендентности числа е впервые дал французский математик Шарль Эрмит в 1873г . Число е играет особую роль в математическом анализе. Показательная функция с основанием е , называемая экспонентой , — удивительная функция, производная которой равна ей самой:

Число е — иррациональное и трансцендентное. Доказательство трансцендентности числа е впервые дал французский математик Шарль Эрмит в 1873г .

Число е играет особую роль в математическом анализе. Показательная функция с основанием е , называемая

экспонентой , — удивительная функция, производная которой равна ей самой:

0, a0, a≠1, c0, c≠1." width="640"

Формула перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию:

где b0, a0, a≠1, c0, c≠1.

0, если a0, и убывающей, если b4) Если a1, то функция принимает положительные значения при x1, отрицательные значения при x1, отрицательные при 01." width="640"

Свойства логарифмической функции:

1) Область определения логарифмической функции – множество всех положительных чисел;

2) Множество значений логарифмической функции – множество R всех действительных чисел;

3) Логарифмическая функция

является возрастающей на промежутке x0, если a0, и убывающей, если b

4) Если a1, то функция принимает положительные значения при x1, отрицательные значения при x1, отрицательные при 01.

0, a≠1, то Доказательство: Предположим, что например Если a1, то из неравенства следует, что если 0следует, что В обоих случаях получилось противоречие с условием Следовательно, Ч.Т.Д." width="640"

Теорема, используемая при решении уравнений:

Теорема: Если

, где a0, a≠1,

то

Доказательство: Предположим, что

например

Если a1, то из неравенства

следует, что

если 0

следует, что

В обоих случаях получилось противоречие с условием

Следовательно,

Ч.Т.Д.

0, a≠1, взаимно обратны." width="640"

Логарифмическая функция

и показательная функция

где a0, a≠1, взаимно обратны.

, откуда Задание. Вычислить: Решение.  Обозначим Ответ: По определению логарифма Так как то

, откуда

Задание. Вычислить:

Решение. Обозначим

Ответ:

По определению логарифма

Так как

то

Задание.  Вычислить: Ответ:  2. Решение.  Применяя свойства логарифмов, находим

Задание. Вычислить:

Ответ: 2.

Решение. Применяя свойства логарифмов, находим

Задание.  Решить уравнение Решение.  По формуле перехода x= 2 . откуда Поэтому уравнение принимает вид Ответ: x=2.

Задание. Решить уравнение

Решение. По формуле перехода

x= 2 .

откуда

Поэтому уравнение принимает вид

Ответ: x=2.

0 и возрастает, то неравенство Задание. Решить неравенство: выполняется при x0 и x . Решение. Пользуясь тем, что Ответ: 0запишем данное неравенство так: Так как функция" width="640"

определена при x0 и возрастает, то неравенство

Задание. Решить неравенство:

выполняется при x0 и x .

Решение. Пользуясь тем, что

Ответ: 0

запишем данное неравенство так:

Так как функция

0 , x≠1 . Пусть Найденные значения x удовлетворяют условиям, при которых уравнение имеет смысл, и являются корнями данного уравнения. тогда и уравнение или примет вид Ответ: откуда" width="640"

Если t=2, то

Задание. Решить уравнение:

Если

то

Решение. Уравнение имеет смысл, если x0 , x≠1 . Пусть

Найденные значения x удовлетворяют условиям, при которых уравнение имеет смысл, и являются корнями данного уравнения.

тогда

и уравнение

или

примет вид

Ответ:

откуда

1, то x+1≤100, откуда x≤99. Учитывая область определения исходного неравенства, получаем -1Задание. Решить неравенство: Решение. Правая часть данного неравенства имеет смысл при всех значениях x , а левая часть – при x+10 , откуда x-1 , т.е. x-1 – область определения неравенства. Ответ: -1Исходное неравенство запишем так:" width="640"

Так как 101, то x+1≤100, откуда x≤99. Учитывая область определения исходного неравенства, получаем -1

Задание. Решить неравенство:

Решение. Правая часть данного неравенства имеет смысл при всех значениях x , а левая часть – при x+10 , откуда x-1 , т.е. x-1 – область определения неравенства.

Ответ: -1

Исходное неравенство запишем так:

№ 3. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения № 1. Решите уравнение 1) ±7; 2) 12; 3) ± ; 4) 3. 1) (-5;-3); 2) (-2;3); 3) (4;7); 4) (-3;0). № 2. Найдите область определения функции 1) (-∞;2) (4;+∞); 2) (0;4); 3) (0,5;4); 4) (-4;2).

3.

Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.

Решите уравнение

1) ±7; 2) 12; 3) ±

; 4) 3.

1) (-5;-3); 2) (-2;3); 3) (4;7); 4) (-3;0).

2.

Найдите область определения функции

1) (-∞;2)

(4;+∞); 2) (0;4);

3) (0,5;4); 4) (-4;2).

№ 3. Найдите значение выражения № 1. Решите неравенство № 2. Найдите частное наибольшего и наименьшего целых чисел, входящих в область определения функции

3.

Найдите значение выражения

1.

Решите неравенство

2.

Найдите частное наибольшего и наименьшего целых чисел, входящих в область определения функции

№ 2. Найдите производную функции № 1. Из области определения функции в точке № 3. Решите уравнение выбрали все натуральные числа и нашли их сумму. Найдите все значения a , при которых полученная сумма будет больше 31 , но меньше 41 .

2.

Найдите производную функции

1.

Из области определения функции

в точке

3.

Решите уравнение

выбрали все натуральные числа и нашли их сумму. Найдите все значения a , при которых полученная сумма будет больше 31 , но меньше 41 .

0, верно , 3 Є ОДЗ. Решение: ОДЗ: 6-x 0. Пусть , где Ответ: x=3 (№4). k -любое число, тогда" width="640"

Значит,

Задание:

Решите уравнение

x=3

Проверка: 6-30, верно , 3 Є ОДЗ.

Решение:

ОДЗ: 6-x 0.

Пусть

, где

Ответ: x=3 (№4).

k -любое число, тогда

Задание: Найдите значение выражения Решение:

Задание:

Найдите значение выражения

Решение:

1 x + 4 0 x + 4 0 опр. логар. x + 2 0 x + 2 0 монотн. логар. ф-ции x + 4  (x + 2) x + 4  ( x + 2) 0 cos α x -2 x - 2 +3x  0 + 3 х  0" width="640"

№ 1.

log

(x + 4) 2 log

(x + 2)

или

0

2cos α 1

x + 4 0

x + 4 0

опр. логар.

x + 2 0

x + 2 0

монотн. логар. ф-ции

x + 4  (x + 2)

x + 4  ( x + 2)

0

cos α

x -2

x - 2

+3x  0

+ 3 х  0

-2 -2 -3 -3  0  0 [0;+  )         (-2;0] y y x x -  - - k ), Ответ: при α    (-  k ;  +2  +2  (  k )  +2  k ; -  +2  k  Z , x  [0; +  ) при  α   (-  +2  k;  +2  k), k  Z, x  (-2;0]

-2

-2

-3

-3

0

0

[0;+  ) (-2;0]

y

y

x

x

-

-

-

k ),

Ответ: при α  (-

k ;

+2

+2

(

k )

+2

k ; -

+2

k  Z , x  [0; +  )

при α  (-

+2

k;

+2

k), k  Z, x  (-2;0]

2. Т.к. |cos m|  1, то равенство возможно при условии |cos ((x – 2) cos x)| = 1 (9  – 39x + 43) = 0  Решим 2 уравнение D = 169 – 168 = 1 Подставим в 1 уравнение x = 2   |cos 0| = 1  что верно | cos (1,5 cos 3,5)| = 1  что неверно  Ответ: 2

2.

Т.к. |cos m|  1, то равенство возможно при условии

|cos ((x – 2) cos x)| = 1

(9

– 39x + 43) = 0

Решим 2 уравнение

D = 169 – 168 = 1

Подставим в 1 уравнение

x = 2 |cos 0| = 1 что верно

| cos (1,5 cos 3,5)| = 1 что неверно

Ответ: 2

Задание. Шесть чисел образуют возрастающую арифметическую прогрессию. Первый, второй и четвертый члены этой прогрессии являются решениями неравенства  № 3. ,  а остальные не являются решениями этого неравенства. Найдите множество всех возможных значений первого члена таких прогрессий. Решение.  1)По условию   то  Если

Задание.

Шесть чисел образуют возрастающую арифметическую прогрессию. Первый, второй и четвертый члены этой прогрессии являются решениями неравенства

№ 3.

,

а остальные не являются решениями этого неравенства. Найдите множество всех возможных значений первого члена таких прогрессий.

Решение.

1)По условию

то

Если

то  и  Если  Кроме того, так как  то  .  Значит,  Следовательно, все числа в интервале  являются решениями исходного неравенства. Объединяя найденные множества решений, получаем ответ:  – первый член и разность прогрессии. Если  и  2) Пусть  и  лежат в одном и том же из двух промежутков  и  , то в нем лежит и  . Но тогда третий член

то

и

Если

Кроме того, так как

то

.

Значит,

Следовательно, все числа в интервале

являются решениями исходного неравенства.

Объединяя найденные множества решений, получаем ответ:

– первый член и разность прогрессии. Если

и

2) Пусть

и

лежат в одном и том же из двух промежутков

и

, то в нем лежит и

. Но тогда третий член

прогрессии также будет решением заданного неравенства. Противоречие. Значит, 3) Требуется найти все значения  , при которых эта система  неравенств имеет решения относительно  . Выпишем четыре :  неравенства относительно  Систему этих линейных неравенств решим графическим способом. Построим прямые  ,  ,  ,  ,  ,  .  На интервале  прямая

прогрессии также будет решением заданного неравенства. Противоречие. Значит,

3) Требуется найти все значения

, при которых эта система

неравенств имеет решения относительно

. Выпишем четыре

:

неравенства относительно

Систему этих линейных неравенств решим графическим способом. Построим прямые

,

,

,

,

,

.

На интервале

прямая

лежит ниже прямых  и  , а прямая  лежит выше прямых  и  ,  , при которых 4) Поэтому достаточно найти все значения  решения  имеет только одно неравенство  . Прямые  и  пересекаются в точке  и  Ответ:

лежит ниже прямых

и

, а прямая

лежит выше прямых

и

,

, при которых

4) Поэтому достаточно найти все значения

решения имеет только одно неравенство

. Прямые

и

пересекаются в точке

и

Ответ:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логагифмы

Автор: Умрихина Зинаида Даниловна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142762


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства